Организационные вопросы подготовки певца к концертному выступлению.


Автор: Александра Ивановна Медведева

Предмет: Вокал

Класс: Педагоги

Тип материала: Доклад

Организационные вопросы подготовки певца к концертному выступлению.

Краткое описание работы: О подготовке ученика к концертному выступлению, о сценическом самочувствии, о причинах и приёмах борьбы с волнением

 

         Концертное выступление – это результат напряженного творческого труда певца. Оно является для него ответственным мероприятием, стимулирующим его дальнейший творческий рост. Индивидуальные свойства натуры, интеллект, творческая фантазия, глубина эмоций исполнителя, воля – всё это в той или иной мере степени проявляется во время публичного выступления.

           Сценическое самочувствие  представляет собой единство интеллектуальной и эмоциональной сферы певца, устремлённое на лучшее выполнение творческой задачи. В этом единстве важным началом является разум, следящий за тем, чтобы содержательная эмоция не подменялась аффектированным возбуждением, чтобы вместо жизни образа на сцене или эстраде не проявлялся грубый натурализм. Сценическое, творческое  волнение певца никогда не должно выходить за свои эстетические пределы и переходить в сферу обыденного «переживания».

           Подготовка к концертному выступлению – важнейший этап формирования музыканта-исполнителя, а успешность его выступления на сцене будет напрямую зависеть не только от качества и надёжности выученных произведений, но и от уровня его психологической готовности к общению с публикой. Работа вокалиста представляет собой из наиболее сложных видов человеческой деятельности, требующей многолетнего каждодневного труда, нередко физически и психически напряженного.

 

 

 

 

           Как настроиться перед выступлением, донести до слушателя лучшее, на что способен певец, какие механизмы включить для

достижения успеха на сцене и как воспитать в себе любовь к общению с публикой?

        Ценные советы по психологической подготовке исполнителя к концертному выступлению содержаться в книгах. Статьях выдающихся музыкантов и педагогов Л.А. Барейбойма, Г.Г. Нейгауза, Д.К. Кинарская, К. И. Плужникова и др.

            Среди причин эстрадного волнения педагоги выделяют следующие:

      -  несоответствие произведения вокальным и техническим возможностям ученика;

      -  неуверенность, обусловленная тем, что ученик работал над произведением бессознательно;

      - текст и мелодия не выучены крепко «на память»;

     -  повышена самокритика, излишнее внимание к своей личности;

     - слабая нервная система, болезненность исполнителя.

        Перечисленные выше причины позволяют выработать методы и приёмы борьбы с эстрадным волнением:

    -  уверенное овладение музыкальным произведением, ясное представление о произведении как о едином целом;

 

 

 

 

    - сознательная работа над технически сложными элементами в произведении;

    -  уверенное и твёрдое знание мелодической и поэтической линии произведения наизусть;

-  неоднократные репетиции перед публикой, которые обеспечивают смелость, самообладание, сосредоточенность, ясную мысль;

  - физическая поддержка организма  -   сбалансированное питание, режим дня, физические упражнения, овладение навыками самовнушения;

  - главное, что необходимо усвоить: «волнение» в образе  это полезно и естественно, «самолюбование» - вредно.

     Основной путь избавления от вредного волнения  -  сформировать у ученика профессиональную ответственность во время выступления, чтобы он руководствовался мыслью:

«Я исполняю ПЕСНЮ», а не «Я   исполняю песню».

Список литературы:

Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство.

Кинарская Д.К. Психология  специальных способностей.

Коллегов А.К. Театральная педагогика. способностей.

Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.