Правила пения


Автор: Александра Ивановна Медведева

Предмет: Вокал

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические рекомендации

Правила пения

Краткое описание работы: На примере работы с ученицей в классе эстрадного вокала рассматриваются и применяются ПРАВИЛА ПЕНИЯ.

«Правила пения эстрадного исполнителя»

Дисциплина: Правила и нормы охраны певческого голоса для взрослых и детей в процессе обучения эстрадному пению

Под эстрадным вокалом подразумевается вокальная техника, искусство, представляющее собой синтез разных направлений. Эстрадное выступление может представлять собой сольное или групповое хоровое пение. Эстрадная манера пения имеет ряд особенностей, среди которых можно отметить следующие: отсутствие строгих правил, объединение разных вокальных техник в рамках одного жанра;

поиск уникальной манеры исполнения, внимание к индивидуальности исполнителя;

простота формы музыкального произведения, запоминающийся мотив, ориентация на широкую аудиторию;

пение, схожее с разговорной речью, исполнитель не выпевает, а проговаривает слова.

Современный эстрадный вокал имеет специфические особенности. В отличие от академического вокала, нацеленного на передачу красоты голоса, в эстрадном вокале передаются эмоции. Эстрадный вокал предполагает разнообразный репертуар. Любое, красиво звучащее музыкальное произведение, не может не вызвать отклика в душах слушающих его. Проникновенно, продуманно и прочувствованно исполненное вокальное произведение, заключает в себе ещё большую силу воздействия на человека, пробуждая эмоциональные переживания и яркие впечатления посредством не только музыки, но и слова.

О предварительной работе при этом никто и не задумается, т. к. она и не видна в случае профессиональной подготовки исполнителя. А умению работать над вокальным произведением,  доводить его исполнение до готовности и концертного уровня,  обучают уже с младшего возраста в детских школах искусств на  отделениях  сольного пения,  где  учащиеся приобретают на уроках вокала необходимые вокально-технические навыки, развивают творческое воображение, воспитывают у себя эстетическое мышление, пополняют кругозор, обучаясь в процессе работы над произведением пониманию замысла авторов музыки и словесного текста и умению донести до слушателя задуманное композитором и поэтом, проявляя через исполнение своё личное отношение к этому.

Важно отметить, что вся работа над вокальным произведением, конечно же, предполагает непрерывную одновременную работу над чистотой интонации, над певческим дыханием, над оформлением звука, т. е. над артикуляцией, над дикцией, над высокой певческой позицией и над звуковедением вкупе с динамическими оттенками. В зависимости от возраста обучающихся и их вокальных данных, можно и нужно вести работу над тембровой окраской голоса, над резонированием звука. Все эти вокально-технические навыки приобретаются и отрабатываются как при распевании, на вокальных упражнениях, так и при работе над произведениями и объединяются в единое выражение – вокальная работа.

 

 Правила пения эстрадного исполнителя:

 1. Формирование основ певческой культуры.

 2. Работа над певческой установкой.

 3. Правила дыхания - вдоха, выдоха, удерживания дыхания.

 4. Работа над дикцией и артикуляцией.

 5. Работа над звукообразованием и звукоизвлечением.

 6. Работа над стилем исполнения.

 7. Работа над образом. 

 8. Домашняя работа вокалиста.

 

Практическое задание 3, Модуль 3. Правила и нормы охраны певческого голоса в классе эстрадного пения.

Задание: Составьте свои собственные оригинальные «Правила пения эстрадного исполнителя», указав стиль исполнения эстрадных композиций, пол и возраст певцов, а также форму обучения – кружок, студия, класс эстрадного пения и т.д. (на выбор обучающегося в СДО).

Класс эстрадного пения, ДШИ, второй год обучения.

Ученик: Левко Алёна 14 лет

Форма обучения: индивидуальная

Стиль: исполнительский

Жанр: поп-рок

Пример  работы по разучиванию нового произведения :«Одна жизнь», музыка и слова Алексея Белова.

 На всех занятиях соблюдаем правильную певческую установку. Сутулость, вялость тела, недостаточная эмоциональность, слабый позвоночник – это то, что мешает певческому дыханию и свободному звукоизвлечению.

В начале занятия выполняем дыхательные упражнения, поскольку дыхание – энергетический источник голоса и длительность и сила дыхания развиваются при помощи упражнений. Дома можно практиковать упражнения: спокойный, равномерный вдох, напоминаю Алёна, выполняется  без рывков и без задержки – мышцы-вдыхатели должны  привыкнуть к гибкой и пластичной работе. Следи за тем, чтобы плечи во время вдоха не поднимались; выдох-импульс на звук КШ (для укрепления дыхательной мускулатуры). Представь, что тебе дорогу перебегает чёрная кошка. Скажи ей: «КШ», добейся чтобы твой выдох «долетел» до неё. Выдох делай не агрессивно, а уверенно, при этом шея и плечи не напрягались; последовательность выдохов-импульсов. Выполним, Алёна, под метроном последовательность звуков: «КШ-Ч-ХИ-С-Ф». Следим, чтобы выдох на каждом из этих звуков выполнялся с одинаковым усилием, громкостью и энергией. Именно такая последовательность звуков основана на принципе «от простого к сложному»; выдох, переходящий в звук. Это упражнение, Алёна, помогает сохранять мышечную дыхательную опору на звуке: «КШ-тп» (вибрация губами на заданной высоте). Запоминай ощущения, которые возникают в дыхательной опоре на звуке «КШ» и сохраняй его на последующем звуке. Выполняем  в среднем регистре.

Далее занимаемся интонационной распевкой. Внутри рта делаем зевок и не соединяем зубы как будто внутри что-то горячее стараемся чтобы «это горячее» не задело ни одну стенку рта ( на трёх соседних звуках); делаем губы уточкой, как будто кого-то целуем, Алёна, можешь попробовать добавить букву –Р чтобы было проще делать это упражнение (на двух соседних звуках с повтором два раза); делаем как в прошлом упражнение (губами или на Р), всё тоже самое только пытаемся перепрыгнуть сразу  с нижней ноты на верхнюю (квинтовый скачок); «губами» пропеваем звуки полного трезвучия ( 1-3-5 -1-3-1-5-3-1); перед началом упражнения говорим слово (-ИНГ) оставляем то ощущение во рту при произношении этого слова и поём (-НЕЙ НЕЙ) вначале в восходящем , а затем внизходящем движении интервалы то примы до октавы с возвратом к первой ступени.

 

Алёна, сегодня  на  уроке  мы  разберём произведением, которое ты выбрала. Постараемся отработать некоторые технические моменты:  для начала внимательно прослушаем песню в исполнении Ольги Кормухиной «Одна Жизнь». Внимательно прочитаем текст, постараемся вникнуть в эмоциональное содержание текста, расставим смысловые акценты, душой прочувствуем саму суть текста, подумаем над смыслом, попробуем соотнести слова с какой-то жизненной ситуацией, которая будоражит наши эмоции; определим трудные места, сложно выговариваемые слова, над которыми на следующих уроках будем кропотливо работать.( Задание на дом: учить текст песни наизусть, научиться декламировать текст с выражением перед зеркалом.)

Работа над мелодией: в медленном темпе пропеваем мелодию по фразам вначале закрытым ртом, затем на какую- либо гласную ( А, О, У, И), не спешим, постепенно фраза за фразой, отсчитывая метрические доли рукой. При работе обращаем внимание на сложные места (скачки  в мелодии, самые низкие и высокие звуки),стараемся интонировать «чисто»,без фальши, внимательно относимся к «длинным» нотам и паузам. Трудные места  пропеваем отдельно несколько раз.

Обращаем внимание на дыхание, опираясь на фразировку.

  (Задание на дом: внимательно слушать мелодию в медленном

темпе по фонограмме с обязательным «тактированием» долей).

 

 

Литература:

1. Гонтаренко Н.Б. Уроки сольного пения. Вокальная практика. - 2013, ООО "Феникс", 2015

2. Седунова Л.М. Особенности работы с детскими голосами при обучении эстрадному пению.

3. Корягина А.В. Современный вокал  Композитор С-П 2022 г.

4.Багадуров В. М. Вокальное воспитание детей. - М.: Музыка,2002.

5.Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж. - СПб.: Лань, 2007.