Работа над фразировкой в классе фортепиано


Автор: Светлана Анатольевна Соловей

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

Работа над фразировкой в классе фортепиано

Краткое описание работы: Работа над фразировкой с учащимися фортепианного отделения.

Работа над фразировкой в классе фортепиано

Нельзя сыграть произведение музыкально и выразительно, донеся

замысел автора до зрителя, не овладев искусством фразировки. Деление

музыки на фразы заложено уже в самом музыкальном произведении. А.

Гольденвейзер в статье «О музыкальном исполнительстве» говорил: «В

жизни каждого живого существа решающую роль играет дыхание.  Когда

человек родится, первое, чем он себя проявляет, -это вздох, и последнее , что

делаем на земле, - испускаем дух. С прекращением дыхания прекращается

жизнь. На дыхании основано все, что человек делает. Когда возникло

музыкальное искусство человек, прежде всего исходил из того, что он делал

своим голосом, - и в пение, и в речи. Всякая музыка всегда была расчленена

дыханием».

Фраза в переводе с греческого - это оборот речи, выражение. Фраза -

основа естественного состояния музыки. В этом есть основная трудность для

обучающихся, сыграть музыкальное произведение просто, естественно, без

лишних акцентов, напыщенных искусственных кульминаций, но в то же

время выразительно, без монотонности и однообразия.

Понятие фразировки широко и многообразно. Оно относится не только

к музыке, но и ко многим другим искусствам. Оно объединяет человеческую

речь и музыку. Фразировка не только делит музыкальную ткань и

показывает внутреннее строение фразы, но и объединяет фразы в единое

целое, показывает их взаимодействие и сквозное развитие музыкального

образа всего произведения. Под словом фразировка понимают осмысленный

выразительный речевой рассказ или исполнение музыкального произведения.

В узком смысле этого слова это грамотное исполнение одной фразы.

Детям я говорю: «Фразировка – это, куда идет мелодия, к какой ноте».

Определенными музыкальными теоретиками фразировка, определяется, как

граница между частями мелодии, посредством цезуры. Все три определения

фразировки верны. Но главное, фразировка - это средство музыкальной

выразительности, помогающее донести образ музыкального произведения.

Правильная фразировка включает в себя – штрихи, динамику, агогику,

интонации, приемы звукоизвлечения. Фразировка каждого исполнителя

индивидуальна, так как каждый человек отличается от другого и имеет своё

собственное мнение об образе произведения. Таким образом,  фразировка

является средством для донесения содержания пьесы, и так же по большому

счету целью для достижения результата цельного и выразительного

исполнения музыкального произведения.

При работе над произведением, после уяснения содержания и

характера, необходимо познакомиться с формой, строением пьесы, делением

пьесы на части, периоды, предложения, фразы, мотивы. Мотив является

наименьшей частью мелодии, звуки мотива группируются около акцента.

Проработав интонации мотивов, пробуем собрать их во фразу. Бытует

мнение, что тот ребенок, который поет чисто, понимает и быстрее

схватывает, перенося фразировку с голоса на инструмент. Вообще пение

мелодии голосом, конечно очень помогает. Ребенок учится исполнять фразу

на одном дыхании, играть выразительно. Но бывает, что петь фразу поем, а

сыграть не получается, так как нет понимания что делать руке при усилении

звука, при передаче звука от одного пальца к другому. Если ребенок от

природы музыкален, он со второго, третьего раза найдет звук, сыграет

правильно. А если нет, то очень трудно передавать словами ощущения веса

пальцев, руки для правильного исполнения мотива. Поэтому работой над

фразировкой надо начинать заниматься с ребенком с самого начала занятий

музыкой. На простых упражнениях при освоении фортепианных приёмов

игры (стаккато, нон легато, особенно легато) учимся играть все окончания

фраз тихо. Например, упражнение на легато двух ноток, играем пропевая

слова: мяу, баю. Первую нотку громко, но аккуратно, вторую тихо.

Огромную поддержку на первых порах оказывает подтекстовка. То есть

необходимо придумать слова или стихи, интонационно подходящие к

мелодии.

Кроме того, работа над фразировкой, это обязательно работа над красивым, культурным звуком, постоянный контроль уха над исполнением.

Необходимо сочетать технологические (связь головы и рук) и музыкальные

задачи. Одно без другого существовать не может. Этим тоже надо заниматься

с первых уроков знакомства с фортепиано. Самые первые песенки: Ходит

кот, Вот иду я вверх и другие, играть не как попало, а стараться исполнить

выразительно, находя интонационную вершину. Удобно работать над

интонированием на простых односложных упражнениях. Для этого я в классе

с детьми играю упражнения-ганоны разными штрихами, разными ритмами.

Исполняя ганоны разными ритмами, позиции рук и ноты остаются

одинаковыми, но меняется фразировка, соответствующая ритмическому

акценту. Из - за этого ощущение веса в пальцах изменяется.

Сегодня для маленьких пианистов большой выбор учебников и старых,

и новых авторов. В каждом из них есть много положительного. Занимаясь с

учащимся подготовительного класса, я часто использую учебники И.

Корольковой: «Крохе музыканту» части 1,2,3. Мне очень нравится в нем

постепенное усложнение репертуара, крупные нотный текст, подтекстовка.

Но, к сожалению частая смена рук при игре одной пьески, хоть и удобна для

позиционной игры, но очень мешает охватить целиком фразу, сыграть

выразительно. Поэтому я обязательно одновременно даю пьески из учебника

подготовительного класса Б. Милича. Там редактор использует пьески на

основе народных песен и цезуры между фразами совпадают со сменой рук.

Есть определенные всем известные законы фразировки:

Звуки на сильные доли такта исполняются сильнее, чем на слабые доли;

высокие звуки обычно сильнее низких.

При подъёме мелодии вверх, часто делается крещендо, а вниз диминуэндо;

Более длинный звук исполняется сильнее, чем короткий.

Хотя эти правила не всегда обязательны, все зависит от замысла композитора, но мы знакомим с ними обучающихся.

В пьесах, чтобы сыграть мелодию выразительно, нужно поиграть её без

аккомпанемента простой и удобной аппликатурой. Если темп произведения

медленный исполнить фразу более подвижно, чтобы охватить её целиком. Ни

в коем случае не играть кантиленную мелодию поднимая кисть на каждой

ноте. В таком варианте звуки будут просто выстукивать, выразительного

пения не получится. Чтобы фраза была яркой можно поучить её от конца к

началу, постепенно прибавляя к последней ноте предыдущие. Для лучшей

фразировки можно спеть мелодию с подтекстовкой или нотами. При этом

дыхание ребенка само покажет ему цезуру между фразами. Если фраза

длинная, то необходимо объяснить ребенку, что начать её нужно осторожно,

чтобы первые ноты были тише. Иначе растратив воздух на первые ноты,

дальше петь уже будет нечем.

Еще одним обязательным способом технологической работы над фразировкой считаю игру гаммам, аккордов, арпеджио. Освоение этих

технических формул не формально, а с обязательным слуховым контролем

поможет ребенку в выразительном исполнении разных фортепианных

фактур. В идеале исполнение гаммы, желательно трактовать как исполнение

цельного произведения. А отдельные виды арпеджио, аккорды, как части

произведения. Частые ошибки - это лишние акценты, возникающие при игре.

Это происходит из-за лишнего поворота кисти и неповоротливого

первого пальца. Здесь можно поработать над упражнениями для развития

ловкости первого пальца. Малыши с удовольствием делают упражнение

бантик. Аппликатура:12131; 12141 Первый пальчик подкладывается под

третий и четвертый, первый второй играют рядом. Убрать акцент с первого

пальца в длинных арпеджио помогают акценты по четыре на раз.

Не могу обойти тему необходимости работы над фразировкой в этюдах. Иногда хорошим исполнением этюда учащимся считается игра в темпе, ровно, громко и довольно бравурно. Не спорю что ровность, беглость,

быстрый темп при исполнении этюда подкупает, тем более, что наши дети

очень загружены, и удивляешься, когда они вообще успевают заниматься. Но

все же очень хочется, чтобы темп в этюде был не ради темпа, а ради музыки.

Полезно поучить этюды разными приёмами: на стаккато сверху

замахом пальца; на стаккато кончиком пальца под ладошку, как бы вынимая

звук из клавиш; на стаккато вытрясая из кисти в инструмент; в медленном

темпе быстро вынимая палец из клавиши; на крышке рояля; отдельно

руками; и обязательно в медленном темпе на легато, интонируя каждый

поворот мелодии. Слушая мелодическую линию шестнадцатых или тридцать

вторых, ребенок активизирует свои чувства на музыке, а не на быстром темпе

поэтому аварии при исполнении этюда случаются реже.

Нельзя не сказать про техническую фразировку. Когда один и тот же

ряд нот в пассаже перегруппировав (по другому переставив) сделает пассаж

удобнее, что соответственно увеличит темп его исполнения.

Правильная фразировка – один из признаков подлинной артистичности.

Неправильные штрихи, аппликатура могут изменить фразировку, а значит и

замысел композитора.

Только бережное отношение к тексту автора, внимательное умение слушать себя, аккуратное отношение к звуку и фразировке сможет сделать музыку интересной, а исполнение пианиста незабываемым.