"Роль и задачи концертмейстера в классе вокального исполнительства"


Автор: Светлана Анатольевна Соловей

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

"Роль и задачи концертмейстера в классе вокального исполнительства"

Краткое описание работы: Задачи, стоящие перед концертмейстером в вокальном классе

Муниципальное автономное образовательное  учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств» городского округа Эгвекинот

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка на тему:

«Роль и задачи концертмейстера в классе вокального исполнительства»

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: концертмейстер

Соловей С.А.

 

 

 

 

 

                                       

 

 

 

 

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

1.  Специфика работы концертмейстера в ДМШ И ДШИ . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

2.  Работа концертмейстера с учащимися в классе вокала . . . . . . . . . . . . . . . . 10

3.  Методические     рекомендации, заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13

Рекомендуемая литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Зачастую в современной теории и практике музыкального исполнительства работе концертмейстера уделяется недостаточное внимание, а ведь она не менее важна, чем работа преподавателя ДМШ, а порой и значительно ответственнее: на сцене солист выступает в ансамбле с концертмейстером, и именно от того, насколько высок уровень профессионального мастерства концертмейстера, в значительной мере зависит успех этого выступления. Особенно важна роль концертмейстера при работе с маленькими детьми, где ему приходится быть не просто аккомпаниатором, но и чутким педагогом, тонким психологом, а также просто другом и помощником юного вокалиста.

Цель методической разработки - помочь начинающим концертмейстерам в их работе с учащимися младшего школьного возраста в классе вокала. 

Основные задачи методической разработки:

1.Проанализировать основную литературу по концертмейстерской работе.

2.Рассмотреть специфику работы концертмейстера в детских музыкальных школах, школах искусств и т.д.

3.Выявить некоторые особенности концертмейстерской деятельности в классе вокала с начинающими учащимися младшего школьного возраста.

4.Определить основные методы и приемы работы концертмейстера в классе вокала с учащимися младших классов на различных этапах разучивания музыкального произведения.

5.Проанализировать основные трудности работы концертмейстера на примере цикла песен для детей Е. Попляновой, а также определить способы (пути) их преодоления, разработав методические рекомендации.

6.Рекомендовать дополнительную литературу по рассматриваемой проблеме.

Методическая разработка «Особенности работы концертмейстера с учащимися в классе вокала ДМШ, ДШИ» состоит из трех основных разделов, а также снабжена списком рекомендуемой литературы. 

В первом разделе рассматривается специфика работы концертмейстера в детских музыкальных школах и школах искусств, второй раздел посвящен особенности концертмейстерской деятельности именно в классе вокала с начинающими учащимися младшего школьного возраста, в третьем разделе (методические рекомендации) подробно анализируются основные трудности концертмейстерской           работы, а также намечаются способы их преодоления.

1. Специфика работы концертмейстера в ДМШ

В современной музыкальной теории и практике зачастую термины «концертмейстер» и «аккомпаниатор» воспринимаются как синонимы, однако такое их отождествление не совсем верно. Деятельность аккомпаниатора-пианиста подразумевает обычно лишь концертную работу: аккомпаниатор (от французского «akkompagner» –  сопровождать) – музыкант, играющий партию сопровождения солисту на эстраде, тогда как понятие концертмейстер включает в себя нечто большее: это и разучивание с солистами их партий, и умение контролировать качество их исполнения, и знание их исполнительской специфики и причин возникновения трудностей в исполнении, и умение подсказать правильный путь к исправлению тех или иных недостатков. Концертмейстер – «пианист, помогающий вокалистам, инструменталистам, артистам балета разучивать партии и аккомпанирующий им на репетициях и в концертах». Таким образом, в деятельности концертмейстера объединяются творческие, педагогические и психологические функции и их трудно отделить друг от друга в учебных, концертных и конкурсных ситуациях.

Концертмейстерство как отдельный вид исполнительства появился во второй половине Х1Х века, когда большое количество романтической камерной инструментальной и песенно-романсовой лирики потребовало особого умения аккомпанировать солисту. Этому также способствовало расширение количества концертных залов, оперных театров, музыкальных учебных заведений. В то время концертмейстеры, как правило, были «широкого профиля» и умели делать многое: играли с листа хоровые и симфонические партитуры, читали в различных ключах, транспонировали фортепианные партии на любые интервалы и т. д. 

 В XIX веке конечной целью всех консерваторских классов, как в Петербурге, так и в Москве, была подготовка выпускников, так называемых свободных художников – к многообразной практической деятельности в сфере музыки. Образцом здесь служили разносторонние творческие устремления выдающихся пианистов, в равной мере подготовленных к творчеству в области сольного и ансамблевого исполнительства, концертирования с оркестром, дирижирования, аккомпаненемента (певцам и инструменталистам). Достойным подражания примером в русской музыкальной культуре может служить деятельность братьев А. Г. и Н. Г.  Рубинштейнов, М. Мусоргского, В. Сафонова, Ф. Блюменфельда. Великие советские пианисты –  А.  Гольденвейзер, Г. Нейгауз, С. Рихтер, Э. Гинзбург и многие другие считали полезным появляться периодически на концертной эстраде в качестве аккомпаниаторов-ансамблистов.                                                                                  

Концертмейстерская область музицирования предполагает владение всем арсеналом пианистического мастерства: навыком организовать партитуру, «выстроить вертикаль», выявить индивидуальную красоту солирующего голоса, обеспечить живую пульсацию музыкальной ткани, дать дирижерскую сетку и т. п.

Любой концертмейстер должен обладать общей музыкальной одаренностью, хорошим музыкальным слухом, воображением, умением охватить образную сущность и форму произведения, артистизмом, способностью образно, вдохновенно воплотить замысел автора в концертном исполнении. Концертмейстер должен научиться быстро осваивать музыкальный текст, охватывая комплексно трехстрочную и многострочную партитуру и сразу отделять существенное от менее важного, т. е. уметь грамотно сокращать фактуру аккомпанемента, при этом не искажая гармонию и ритмический рисунок, а также сохраняя авторский замысел композитора.

Процесс работы над партией аккомпанемента можно условно разделить на несколько этапов:

1.Предварительное зрительное прочтение нотного текста.

2.Музыкально-слуховое представление (Б. Теплов).

3.Первоначальный разбор произведения, проигрывание его целиком (что позволит лучше понять характер музыки, выявить трудности и поставить перед собой определенные задачи).

4.Выявление стилистических особенностей сочинения.

5.Отработка        отдельных           эпизодов    с        различными        элементами         трудностей.

6.Выучивание своей партии и знание партии солиста.

7.Составление исполнительского плана.

8.Создание художественного образа музыкального произведения.

9.Постижение идейно-образного содержания сочинения.

10.Правильное определение темпа.

11.Нахождение выразительных средств, создание представлений о динамических нюансах.

12.Проработка и отшлифовка деталей.

13.Репетиционное исполнение произведения.

14.Воплощение музыкально-исполнительского замысла.

Специфика работы концертмейстера в школе искусств состоит в том, что ему приходится сотрудничать с представителями разных художественных специальностей, и в этом смысле он должен быть «универсальным» музыкантом. 

Таким образом, концертмейстер ДМШ и ДШИ должен:

1.В первую очередь, уметь читать с листа фортепианную партию любой сложности, понимать смысл воплощаемых в нотах звуков, их роли в построении целого.

2.Овладеть навыками целостного зрительного и слухового охвата трехстрочной партитуры, включая слово (к тому же обилие репертуара, находящегося в работе с учащимися разных специальностей, не создает условий для заучивания текстов, и их приходится играть всегда по нотам, поэтому от концертмейстера требуется быстрота ориентировки в нотном тексте, чуткость и внимание к фразировке солиста, умение сразу охватить характер и настроение произведения).

3.Владеть навыками игры в ансамбле (прежде всего, уметь слушать и слышать солиста, подстраиваться под него).

4.Транспонировать в пределах кварты текст средней трудности, что необходимо при игре с духовыми инструментами, а также для работы с вокалистами (это объясняется тесситурными возможностями голосов, а также состоянием голосового аппарата детей на данный момент).

5.Владеть основными дирижерскими жестами и приемами.

6.Знать основы вокала: постановку голоса, дыхания, артикуляции, нюансировки; быть особенно чутким, чтобы уметь быстро подсказать солисту слова, компенсировать, где это необходимо, темп, настроение, характер, а в случае надобности – незаметно подыграть мелодию. 

7.Уметь «на ходу» подобрать мелодию и аккомпанемент; иметь навыки импровизации, то есть играть простейшие стилизации на темы известных композиторов; без подготовки фактурно разрабатывать заданную тему, подбирать по слуху гармонии к заданной теме в простой фактуре.

8.В совершенстве овладеть навыком дублирования вокальной мелодии фортепианной партией (это требует значительной перестройки всей фактуры и часто требуется в работе с маленькими вокалистами, еще не имеющими устойчивой интонации, а также на начальном этапе разучивания песен и вокализов).

Одним словом, концертмейстер ДМШ и ДШИ должен быть настоящим универсалом, мастером своего дела, но самое главное – чутким педагогом, т. е.  обладать всеми основными педагогическими качествами, необходимыми при работе с детьми различных возрастов, в том числе знать особенности возрастной психологии и педагогики, владеть различными методиками обучения детей, а также выработать свой, определенный стиль общения с учащимися и свою определенную педагогическую технологию, отвечающую требованиям современного гуманно-личностного обучения (в рамках личностно-ориентированных технологий).

2. Работа концертмейстера с учащимися в классе вокала

В обязанности пианиста-концертмейстера вокального класса ДШИ, помимо аккомпанирования певцам на концертах, входит помощь учащимся в разучивании нового репертуара. В этом плане функции концертмейстера носят в значительной мере педагогический характер. Эта педагогическая сторона концертмейстерской работы требует от пианиста, помимо фортепианной подготовки и аккомпаниаторского опыта, ряда специфических знаний и навыков, и в первую очередь умения корректировать певца, как в отношении точности интонирования, так и многих других качеств исполнительства.                                                                                                                   

Для этого концертмейстер должен быть знаком с основами вокала – особенностями певческого дыхания и постановки голоса, правильной артикуляцией, диапазонами голосов, характерными для голосов тесситурами, особенностями певческого дыхания и т. д.

Работая с вокалистом, концертмейстер должен вникнуть не только в музыкальный, но и в поэтический текст, ведь эмоциональный строй и образное содержание вокального сочинения раскрываются не только через музыку, но и через слово.

Начиная работус учашимся-вокалистом, концертмейстер должен вначале представить ему возможность услышать произведение в целом. Произведение лучше исполнить несколько раз, чтобы ученик с первого же урока понял замысел композитора, основной характер, развитие, кульминацию. Важно увлечь и заинтересовать певца музыкой и поэтическим текстом, возможностями их вокального воплощения. Если юный певец еще не обладает навыками сольфеджирования по нотам, пианист должен сыграть ему мелодию произведения на фортепиано и попросить воспроизвести ее голосом на определенный слог. Для облегчения этой работы всю вокальную партию можно разучивать последовательно по фразам, предложениям, периодам.

Концертмейстеру вокального класса нужно уметь: 

находить разные способы устранения фальшивых нот: показывать гармоническую опору в аккомпанементе, связь с предыдущими тонами, а на начальном этапе разбора произведения и дублировать мелодию, умело «вуалируя» ее в аккомпанементе;

§                   приучать ученика к точному отношения к ритму, обращая его  внимание на художественное значение того или иного момента; 

§                   помочь певцу почувствовать внутренние точки опоры, ритмическую организованность мелодии, а также разобраться во всех интонационных изгибах;

§                   предостерегать начинающего певца от бессмысленных жестов во время пения, ведь лишние движения у певца легко превращаются в привычку и выдают его физическую (вокальную) скованность и напряженность;

§                   следить за выполнением данных педагогом установок правильного, не поверхностного дыхания, что очень помогает пению кантилены, при этом очень важно умение петь legato на фоне стаккатногоаккомпанемента, когда певец как бы противопоставляет свое «горизонтальное» звуковедение партии рояля; при плавном же, певучем аккомпанементе слияние одинаковых намерений помогает певцу, облегчает его задачу;

§                   соблюдать цезуры и специальные «вокальные паузы» для взятия вокалистом дыхания;

§                   помогать певцу правильно распределять силу звука на протяжении всего произведения (концертмейстер должен напоминать ученику, какой выразительности он может добиться, разнообразя силу и окраску звука, насколько он при этом сбережет свой голос);

§                   разбудить у ученика воображение, фантазию, творческое начало, помочь ему проникнуть в образное содержание произведения, использовать выразительные возможности слова, не только хорошо произнесенного, но и обязательно осмысленного, а также «окрашенного» настроением всего произведения.

На концертмейстера вокального класса возлагается ответственная задача – познакомить ученика с различными музыкальными стилями, воспитать его музыкальный вкус. Эту миссию он выполняет и через высокохудожественное исполнение аккомпанемента, и через профессиональную работу на этапах разучивания произведения с солистом.

Установить творческий, рабочий контакт с вокалистом нелегко, но нужен еще и контакт чисто человеческий, духовный. Поэтому в работе концертмейстера с вокалистом необходимо полное доверие. Вокалист должен быть уверен, что концертмейстер правильно его «ведет», любит и ценит его голос, тембр, бережно к нему относится, знает его возможности, тесситурные слабости и достоинства. Все певцы, а юные в особенности, ждут от своих концертмейстеров не только музыкального мастерства, но и человеческой чуткости. 

3.Методические рекомендации

(на примере песни из циклаЕ. Попляновой)

Практика показывает, что в наше время в музыкальные школы и школы искусств зачастую принимаются дети, не обладающие ярко выраженными музыкальными способностями, но желающие обучаться музыке и пению в частности. Поэтому в процессе работы с начинающими вокалистами (особенно учащимися младшего школьного возраста) преподаватель и концертмейстер сталкиваются с рядом трудностей:  

•                    неточное интонирование;

•                    неритмичное пение;

•                    плохое владение дыханием;

•                    недостаточно активная артикуляция и дикция;

•                    психологические проблемы;

•                    боязнь сцены.

В данной методической разработке в помощь концертмейстерам предлагаются некоторые варианты (способы) решения этих проблем на примере музыкального произведения Е. Попляновой. 

Песни из цикла данного композитора яркие, образные, эмоционально насыщенные и поэтому понятны, доступны в восприятии и удобны для исполнения начинающим вокалистам, а также учащимся дошкольного и младшего школьного возраста. Начинать процесс разучивания любых песен для детей с учащимися младших классов рекомендуется в игровой форме, ведь игра является ведущим видом деятельности учащихся дошкольного и младшего школьного возраста. 

Рассмотрим вокальное сочинение Е. Попляновой и проанализируем его с точки зрения работы концертмейстера с юным вокалистом на начальном этапе разучивания произведения, а также в процессе концертного исполнения. 

«Веселые медвежатки» на стихи Н. Пикулевой

Рекомендуется для пения учащимся младшего школьного возраста (первый или второй год обучения).  Характер данного произведения шутливый, задорный, озорной (обусловлен частым использованием пунктирного ритма в мелодии), однако звуковедение должно оставаться плавным как в мелодии аккомпанемента (на сильных долях такта), так и в вокальной партии.

 

Особую сложность для вокального исполнения представляют октавные скачки (в первой части и при повторении), поэтому концертмейстер при начале разучивания должен помогать юному вокалисту в их исполнении. Также непростой для исполнения является и сама мелодическая линия, так как она не поддерживается аккомпанементом. 

Концертмейстеру рекомендуется при разборе произведения сначала полностью «подыгрывать» мелодию (по трем строчкам),  затем частично играть ее, «завуалировав» в гармонии, выделяя опорные точки (при этом в первом такте звук мелодии в полученном аккорде  в правой руке следует играть чуть громче, во втором же такте мелодические звуки можно распределить между правой и левой рукой, чередуя соответственно сильные и слабые доли, и далее – аналогично):

 

 

Во второй части песни хорошей дикции поющего должно быть уделено особое внимание. В мелодии появляются шестнадцатые, исполняемые в довольно быстром темпе, поэтому перед пением с вокалистом следует обязательно провести работу с текстом. Концертмейстеру необходимо сначала самому показать, как должна исполняться мелодия, затем сыграть ее вместе с аккомпанементом (по трем строчкам):

В дальнейшем разучивании рекомендуется совмещать звуки мелодии с аккордом в аккомпанементе, выделяя динамически вокальный опорный звук (как и в первой части).

Произведение «Веселые медвежатки» достаточно характерное, образное, представляет собой своеобразную «песню-картинку», поэтому является понятной детям и доступной для исполнения.  Для более наглядного представления образного строя песни детям рекомендуется перед началом разучивания нарисовать к ней иллюстрацию. 

 

 

 

 

 

 

В заключение хочется сказать еще раз, что работа концертмейстера с детьми (и особенно с учащимися младшего школьного возраста) существенно отличается от работы концертмейстера, имеющего дело с профессионалами. Работая в детской музыкальной школе или школе искусств, концертмейстеру необходимо быть не просто хорошим пианистом, но и замечательным ансамблистом (уметь слушать и слышать солиста, подстраиваться под него и всячески ему помогать), чутким педагогом,реагирующим на изменяющееся поведение детей, тонким психологом, умеющим снять психологические зажимы  и устранить моральный дискомфорт,  а также мудрым, доброжелательным, эрудированным человеком  с хорошим чувством юмора,  и,  самое главное,   –  просто любить детей. 

Надеюсь, что данная методическая разработка поможет в работе начинающим концертмейстерам по классу вокала, имеющим дело с учащимися младшего школьного возраста.

Рекомендуемая литература

1.    Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. –  М., 1968.

2.    Живов        Л.      Подготовка         концертмейстеров-аккомпаниаторов      в музыкальном     училище    //       Методические     записки      по     вопросам музыкального образования. – М., 1966.

3.    Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. –            

М., 1990.

4.    Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения             М, 1961.

5.    Кубанцева Е. И. Концертмейстерский класс: Учебное пособие. –             М., 2002. 

6.    Кубанцева Е. И. Процесс учебной работы концертмейстера с солистом и хором // Музыка в школе. – 2001. – № 5.