Детские культурные практики, как средство формирования нравственно-патриотических качеств личности ребенка старшего дошкольного возраста


Автор: Зайцева Лариса Михайловна

Предмет: Иное

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические рекомендации

Детские культурные практики, как средство формирования нравственно-патриотических качеств личности ребенка старшего дошкольного возраста

Краткое описание работы: Что такое детские культурные практики, и как мы их используем в своей работе.

Детские культурные практики, как средство формирования  нравственно-патриотических качеств личности ребенка старшего дошкольного возраста.

С выходом федерального государственного образовательного стандарта  особое внимание уделяется различным видам детской деятельности решению задач развития у дошкольников самостоятельности и творчества.  Детские  культурные практики представляют собой разнообразные, основанные на текущих  перспективных  интересах ребенка, виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта.

        Практики – это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, со взрослым, сверстниками и младшими детьми. Это также освоение позитивного жизненного опыта сопереживания, доброжелательности и любви, дружбы, заботы, помощи и т.д. При развитой системе культурных практик ребенку необходимо не столько воспитание, как педагогическая поддержка, сотрудничество, взаимное доверие взрослого и ребенка, озабоченность общим делом. В качестве ведущей культурной практики выступает игровая практика, позволяющая создать событийно организованное пространство образовательной деятельности детей и взрослых.

В рамках подготовки к празднику Дню Победы в старшем дошкольном возрасте мы затронули тему малой Родины, России, праздника. У детей  в ходе беседы возникли вопросы: почему так  называется праздник «День Победы»,  интересовала  его история.  Исходя из интересов детей, свою работу  построили следующим образом: начали с истории, с чтения художественной литературы  о войне, о подвигах солдат, постепенно  наши воспитанники проявили стремления и любопытство узнать кто  из родных  бабушек, дедушек принимал участие в  Великой Отечественной войне, военных действиях. Родителям было предложено найти более подробную информацию и рассказать в любой форме, как коснулась их семьи великая  отечественная война, как празднуют день Победы и чтят память погибших.

Предложили детям принять участие в составлении сценария праздника «День Победы» и были приятно удивлены результатами. Выяснилось, что Маргарита и Сергей любят учить стихи и с желанием выступят перед гостями. Ирина и Милена захотели принести фото прадедушек и оформить в группе Уголок Славы. Глеб и Лиза решили составить рассказы о своих прадедушках. Остальной детский коллектив поддержал своих друзей и выступили со своими предложениями: спеть и станцевать.

В детском саду по инициативе детей проведен вечер поэзии, где звучали  стихотворения о войне, выбранные детьми вместе с родителями. К каждому стихотворению по желанию ребенка были представлены рисунки, что помогло  организовать выставку «Слава тебе солдат».

Ребята участвовали в подборе музыкального репертуара, по решению детей должна быть обязательно песня о Родине, танец, песня в память о погибших героях. Песни, созданные в годы Великой Отечественной войны: духовно обогащали нелёгкую фронтовую жизнь, наполняли её высоким смыслом, объединяли, помогали выстоять и победить, придавали людям силу и стойкость, укрепляли веру в скорую победу над врагом. Проникнуты содержанием песен, характером музыки дети воссоздавали картину тех военных лет.

Выбор ребенка не всегда бывает удачным, здесь педагог ювелирно направляет воспитанника, подсказывает, предлагая и учитывая мнение ребенка. Так как практики должны быть организованы и направлены взрослым, основываясь на поддержке детской инициативы.

Таким образом, в ходе культурной практики дети проявляют любознательность, задают вопросы взрослым, сверстникам, делятся рассказами из истории своей семьи. Дети учатся принимать собственные решения, опираясь на свои знания.  Мы же, взрослые помогаем детям самообучаться, развиваться и находить ответы на возникающие вопросы, формируя предпосылки к учебной деятельности.