"Воспитание души"


Автор: Максимова Юлия Михайловна

Предмет: Иное

Класс: Педагоги

Тип материала: Лекция для родителей

"Воспитание души"

Краткое описание работы: Методическая рекомендация для родителей о необходимости привлечения детей к слушанию музыки

 

Не все из вас, родители, закончили музыкальную школу, не все вы поете и играете на музыкальных инструментах, но все вы, безусловно, считаете необходимым, чтобы музыка так или иначе присутствовала в жизни ребёнка. И это абсолютно правильно.

Музыкальные способности связаны с эстетическим развитием человека, его способностью к творчеству, и с культурой человека в целом. Однако не каждый ребенок проявляет музыкальные способности, не всем детям нравится петь или слушать шедевры классической музыки. А связано это с музыкальным «образованием» малыша в первые дни и месяцы жизни.

Музыкальные способности начинают формироваться, когда ребенок способен слышать музыку, то есть еще в утробе матери. Если внимательно отнестись к своим ощущениям, вы сами сможете понять, какая музыка ребенку нравится больше, какая действует на него успокаивающе, какая возбуждающе, а какая вызывает беспокойство. После рождения малыш будет так же реагировать на ту же музыку; засыпать под музыку, которая приводила к его успокоению, радоваться и улыбаться при звучании музыки, которая ему нравилась.

По утверждению Тюленева   Павла Викторовича
(вице-президент Российской народной академии наук, Президент Академии образования, педагог-новатор, создатель методики раннего развития) «способность воспринимать и даже сочинять музыку так же присуща любому человеку, как и способность к прямохождению».

Но эти способности никогда не проявятся, если их не развивать: ребенок вырастет без музыкального слуха, если он не будет слышать музыку и не увидит поющих людей. Целью обучения музыке является воспитание души ребёнка.

Музыкальные способности складываются из способности слышать и воспринимать музыку, способности ее воспроизводить. Именно поэтому необходимо окружить ребенка миром мелодий. Нельзя забывать, что человеческий голос — самый совершенный «музыкальный инструмент». Поэтому так необходимо петь малышу песни с самого рождения, петь регулярно и возраст ребёнка здесь совсем не имеет значения. Педагоги-психологи предполагают, что дети, которым не пели колыбельные песни, более эгоистичны, зажаты, чаще проявляют агрессию. У казахов даже есть такая поговорка про злого человека: «Видно, ему мама в детстве не пела колыбельных песен». Здесь уже речь идет не столько о музыкальном развитии, сколько о формировании психоэмоциональной сферы человека, развитии его душевных качеств.

Петь можно о чём угодно, не обязательно определённые песни, можно петь даже без слов, ведь слова — лишь дополнение к музыке, притягивает внимание, увлекает, завораживает именно мамин голос. Если ребенок будет видеть, что мама поет, что это доставляет ей радость, то он тоже начнёт проявлять активный интерес, станет петь.

Именно поэтому надо ребёнку петь самим, водить на разные праздники, где поют, танцуют, на улице, в концертном зале. И тут очень важно соблюдение принципа — от простого к сложному. Вначале можно использовать народные песни и приятные для слуха мелодии. Отлично подходят известные детские песни, которые тоже имеют простые мелодии и небольшой словарный запас. Интонации должны быть светлыми и вызывать восторг. Далее постепенно переходить к более крупным музыкальным произведениям, шедеврам классической музыки.

Нужно ли детей знакомить с авторами и говорить названия направлений? В маленьком возрасте (до 1,5 – 2 лет), безусловно, не стоит. Позже, можно называть композитора и, если есть его портрет, показать. Но именно тогда, когда музыка звучит, либо до или после прослушивания. Абстрактно показывать портреты композиторов отвлеченно от музыки не имеет смысла. Если есть любимая музыка, можно портрет любимого композитора оставить там, где ребёнок легко его может видеть и напоминать, например, «Мы с тобой слушаем произведение «В пещере горного короля», его написал Эдвард Григ. Вот его портрет. Он жил тогда-то, в такой-той стране».

Кроме того, ребёнок для развития слуха должен слышать разные звуки естественного происхождения: шелест листвы, пение соловья, журчание воды, стрекот кузнечика. Дети любят слушать звуки, издаваемые животными и птицами, для них это очень интересно.


Научиться понимать, чувствовать «язык музыки» может каждый, надо только захотеть приоткрыть таинственную дверь в удивительный мир музыкальной сказки.

Слушайте красивую музыку, пойте любимые,  красивые и добрые песни, ходите на детские концерты и выступления профессиональных музыкантов.