Музыкально - экологическое развлечение "Музыка природы"


Автор: Преснова Татьяна Геннадьевна

Предмет: Музыка

Класс: Педагоги

Тип материала: Сценарий мероприятия

Музыкально - экологическое развлечение "Музыка природы"

Краткое описание работы: Дети поют, слушают музыку, танцуют на тему природы(Солнце, Воздух, Вода, Лес) Учатся понимать беречь любить природу . Помогает им в этом макет Земли - глобус.

Экологическое развлечение для детей подготовительной группы "Музыка природы"

 

Цель: Воспитание любви к природе через музыку.

 

Зал оформлен рисунками детей на тему "Берегите природу"

Дети заходят в музыкальный зал  под песню Ю. Чичкова «Это называется природа», садятся на стульчики

Песня «Это называется природа» муз. Ю.Чичкова:

Мы любим лес в любое время года, 
Мы слышим речек медленную речь 
Всё это называется природа,
Всё это называется природа,
Мы любим природу 
Давайте же всегда ее беречь
В лугах ромашки солнечного цвета, 
Такие, что светлей на свете жить 
Природой называется всё это,
Мы любим природу 
Давайте же с природою дружить 
Летят, звеня, дождинки с небосвода, 
Клубится на заре тумана дым
Всё это называется природа, 
Всё это называется природа, 
Мы любим природу 
Давайте же сердца ей отдадим
Прощальный вальс танцует с ветром лето, 
Дрожит в окне вечерняя звезда
Природой называется всё это, 
Мы любим природу 
Давайте же любить её всегда

Ведущий:

Ребята, вы хотите увидеть планету Земля? (Да)

Закройте глаза и считайте до пяти. (звучит космическая музыка. Ведущий вносит глобус) Что это?

Дети: Глобус.

Ведущий: Правильно, это Глобус – модель нашего Земного шара. Он многоцветный.  Синим цветом обозначены океаны и моря, жёлтым пустыни, зелёным – леса. Моря, равнины, горы и леса создала Природа.

Три клада, три основы  у Природы есть: Вода, Земля и Воздух.

Солнце светит – греет всех оно

Все вместе – это сила и добро.

Сегодня мы поговорим о природе и послушаем музыку, в которой композиторы передали её удивительный образ.

 (Ведущий на глобусе показывает места обозначенные синим цветом)

(Слайд №1)

В природу вглядитесь: нас окружает везде и всегда

Это волшебница – наша вода.

Звучит звук ручейка

 

Ребёнок:

В природе путешествует вода, она не исчезает никогда.

По горным вершинам, по горным долинам

Вдруг в небо взовьётся, дождём обернётся

Послушаем шум слабого и сильного дождя. Движением рук изобразим его силу.

Звучит шум дождя (Слайд№2)

Ведущий:

Ребята, кому на Земле нужен дождь?

Дети: Растениям, зверятам.

Ведущий:

После дождя озера и речки становятся чище, больше. В чистых водоёмах с радостью плескаются рыбы.

Послушаем отрывок из музыкального произведения «Аквариум» композитора Сен – Санса в котором  изображена жизнь подводного царства. Посмотрим на разноцветных рыбок, которые  плавают и резвятся в прозрачной искрящейся воде.

 

Звучит отрывок музыкального произведения «Аквариум» композитора Сен - Санса  (Слайд№3)

Ведущий: В воде рыбы живут, без воды пропадут.

 

Ведущий:

Любят воду и птицы. Зачем птицам нужна вода? (ответы детей)

Композитор Сен – Санс однажды на озере наблюдал за парой красивых изящных лебедей и ему захотелось написать об этом  музыку. Так появилось музыкальное произведение «Лебедь». Певучая мелодия виолончели изображает плавное движение птиц.

 

Звучит отрывок музыкального произведения «Лебедь» композитора Сен – Санса(Слайд №4) Дети выполняют танцевальную импровизацию с легкими белыми шарфами.

Ведущий:

Ребята, кто из вас любит купаться, спортом заниматься?

Дети: «Мы!»

Ведущий:

Во всех речках и озёрах можно купаться? (Ответы детей). Правильно, можно купаться только в разрешённых местах под присмотром взрослых!А сейчас - внимание: для вас одно задание!

Поиграем-ка, друзья, в «Ручейки – озёра».

Лишь скажу я: «Ручейки!» - друг за другом все беги.

А скомандую «Озёра!» - пусть они возникнут скоро!

Нужно всем за руки взяться и в большой кружок собраться!

Игра «Ручейки – озёра»

(Под музыку дети бегут друг за другом изображая ручеёк. С концом музыки останавливаются  и перестраиваются в круг, взявшись за руки, изображая озеро). 

После игры дети садятся на стульчики

Ведущий: Ребята, на глобусе жёлтым цветом обозначены пустыни. В пустынях не бывает дождей, нет воды и поэтому не растут растения, не обитают животные, не живут люди. Как вы думаете, людям надо беречь и не загрязнять водоёмы, речки озёра? (ответы детей)

Ведущий: Воздух  также  необходим всему живому на земле? Чистый воздух. Поэтому его нельзя  загрязнять.  Прислушайтесь, как в воздухе свистит ветер.

Звучит звук ветра.

 

Ребёнок:

Он по всей земле летает, тучи быстро разгоняет

Засвищет – по речке дрожь. Озорник он, не уймёшь!

Знаете – бывает ветер тихий, нежный

А бывает ветер грозовой и снежный.

И такой, что резво с травами играет,

И такой, что с силой волны поднимает…

А кому ветер в море помогает? (Кораблям)

 

 

Ведущий: Дети мы можем с вами изобразить ветер?(ответ детей)

Упражнение на дыхание «Ветерок»

Я ветер сильный, я лечу,

Лечу, куда хочу                 (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох                   через нос)

Хочу налево посвищу      (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)

Могу подуть направо      (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой,

                                            выдох)

Могу и вверх                   (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой,

                                           вдох)

И в облака                        (опустить голову, подбородком коснуться груди,

                                            спокойный   выдох через рот)

 Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).

 

Ведущий: Ребята, вы как думаете, Солнце нужно  на Земле? (ответ)

Ребёнок:

 В небе солнце катится, словно жёлтый мячик,

То за тучку спрячется, то по ёлкам скачет.

Оно соткано из зноя, и несёт тепло с собою,

Реки согревает, природу пробуждает.

 

Ведущий:

Сейчас прозвучит средняя часть музыкального произведения «Утро» композитора Грига, в которой он изобразил солнце. Солнышко  освещает всё вокруг. Прислушайтесь как  восторженно, ярко звучит музыка. Представьте, как сияющие лучи солнца блещут и переливаются.

Звучит отрывок музыкального произведения "Утро" композитора Э. Грига (Слайд №5)

 

Ведущий: Солнце, Воздух и Вода наши лучшие друзья. Им рады  птицы и звери. Они необходимы всем растениям на Земле. И конечно же  нам, людям.

 

Ведущий: Посмотрим ещё раз на глобус, и вспомним, что же обозначено на нём зелёным цветом?

Дети: Леса.

 

Ведущий: Правильно, леса. В лесу  очень красиво и интересно. Ребята, вы  хотите отправиться в лес?

 

Вспомним как надо себя вести в лесу

Ребёнок:

Если в лес пришёл гулять, свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай:

Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь,

Испугаются зверюшки, убегут с лесной опушки.

Ветки деревьев не ломай.

Никогда не забывай мусор с травки убирать.

Зря цветы не надо рвать.

Из рогатки не стрелять, ты пришёл не убивать.

Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.

Огонь – враг леса, он хитёр! Не разводи в лесу костёр!

Ты в лесу всего лишь гость.

Птиц, животных береги, ведь они нам не враги! 

 

Ведущий:

В лес мы отправимся на необычном сказочном транспорте – ковре – самолёте. Сверху лучше видны все красоты природы. И ковёр – самолёт не загрязняет окружающую среду. (Дети садятся на "ковёр - самолёт", звучит волшебная музыка)

Ведущий: Вот мы и в лесу! (дети садятся на «пенёчки»)

Звучит фонограмма пения птиц. (Слайд №6)

Ведущий: Слышите, как красиво поют в лесу птицы. Птицы – наши помощники и друзья.

Многие композиторы, вслушиваясь в звучания голосов птиц и животных, наблюдая за их повадками, создали музыкальные  произведения, в которых передали их образы .

Композитор Сен – Санс в музыкальном произведении «Птичник» изобразил милое щебетание маленьких пташек. Пение птиц помогает изобразить  музыкальный инструмент флейта. Звучит пьеса «Птичник» композитора Сен - Санса (Слайд №7)

Ведущий: Ребята, какую пользу приносят птицы? (Ответы детей). А знаете ли вы, что ласточка за лето успевает поймать около миллиона всяких мошек, комаров, тлей. Осенью ласточки улетают на юг. Каких перелётных птиц вы знаете? (ответы детей)

(Дети поют песню «До свиданья, птицы» муз. Н.В.Лянгузовой)

 «До свиданья, птицы» муз. Н.В. Лянгузовой :

Вот и птицы улетели в тёплые края

Мы им ручками помашем: «До свидания!»

До свидания! До свидания! Мы им ручками помашем: «До свидания!»

Прилетайте к нам скорее мы вас будем ждать.

И холодною зимою будем мы скучать.

Будем мы скучать будем мы скучать.

И холодною зимою будем мы скучать.

Ведущий: 

Звонко музыка играет, от неё не устоять.

Тут никто не заскучает, предлагаю поиграть.

Птичий шум и крик кругом, все хотят занять свой дом.

Но не хватит всем жилья, в птиц превращаемся, друзья!

Выходите парами, мальчики, и стройте «домики», а девочки превращайтесь в птичек.

Игра «Займи домик» (При повторении игры девочки строят «домики», мальчики – «птички»).

Ведущий:

В лесу живёт много диких животных.

Что делают осенью дикие животные в лесу ?

Дети: Заготавливают на зиму орехи, грибы, меняют шубки на тёплые.

 

Ведущий:

Послушаем как кричит в лесу лиса.

Голос Лисы (Слайд№8)

Ведущий: В музыкальных произведениях композиторы изображают лису осторожной, хитрой.

Музыка Лисы (Карнавал№1И. Новоскольцева, И.Каплунова)  (дети изображают Лису).

Ведущий:

Послушаем голос белочки.

Голос Белки (Слайд№8)

Ведущий: Белка быстро, весело, легко прыгает с ветки на ветку. Такой композиторы изображают белку в своих произведениях.

Индивидуальный танец «Белочка»  муз. В.Шаинского

 

Ведущий: Ребята, послушайте, кого композитор изобразил в этой музыке?

Музыка Медведя (Карнавал №1 И.Новоскольцева, И.Каплунова)Дети: Медведя.

Ведущий: Почему вы так решили?

Дети: Музыка звучит громко, тяжело..

Ведущий:  Правильно. Медведь большой, движения его медленные и грузные, поэтому композитор написал музыку в медленном темпе, используя низкие звуки. Медведь – грозный, страшный хищник, его  все боятся. Поэтому музыка была громкой. Послушаем как рычит настоящий медведь.

Голос Медведя (Слайд№10)

Ведущий:( обращает внимание детей на глобус) Ребята, зелёным цветом на глобусе обозначены леса.

Ведущий:  До чего же прекрасен лес! Берегите, дети, лес! Он источник всех чудес!

Давайте будем к тому стремиться,

Чтоб нас любили и звери, и птицы.

И доверяли повсюду нам, как самым верным друзьям!

Ведущий: Ребята, нам пора из леса возвращаться в детский сад. Садимся на наш ковер-самолет.  Представим себе, что мы рядом с солнышком, мимо нас проплывают облака, небо такое красивое, голубое-голубое, а мы летим и наблюдаем эту красоту

Звучит космическая  музыка

(садятся на стульчики)

Ведущий:

Наша планета Земля

Очень щедра и богата.

Горы, леса и поля –

Дом наш родимый ребята!

Ребёнок:

Давайте беречь планету

Другой такой на свете нет.

Развеем над нею и тучи и дым

В обиду её никому не дадим.

Беречь будем птиц, насекомых, зверей

От этого станем мы только добрей

Украсим Землю садами, цветами

Такая планета нужна нам с вами.

«Не дразните собак» муз. Е.Птичкина:

Не дразните собак, не гоняйте кошек,

Не жалейте для птиц ни зерна, ни крошек.

И тогда воробьи песенкой разбудят,

А царапать и кусать вас никто не будет.

Если очень шуметь около берлоги,

То придётся потом уносить вам ноги

И пчела просто так тоже не пристанет.

Ведь и жалить, и рычать зря никто не станет.

Ни к чему обижать бабочку на ветке,

Веселее в лесу от её расцветки.

Не пугайте жуков с длинными усами,

И поверьте, что жуки вас не тронут сами.

Если вам по душе красота земная

Берегите её устали не зная.

Непременно тогда станем мы друзьями

А про кошек и собак пойте вместе с нами.

Слайд №11

Ведущий: Ребята, я надеюсь, что это занятие помогло вам ещё больше полюбить и понять нашу замечательную природу, птиц и зверей.

Слайд №12

 

Музыкальная композиция под песню «Мы хотим, чтоб птицы пели»

муз. Я. Жаббо

Мы хотим, чтоб птицы пели,

Чтоб вокруг леса шумели,

Чтобы были голубыми небеса,

Чтобы речка серебрилась,

Чтобы бабочка резвилась

И на ягодах сверкала

Хрусталем роса.

Мы хотим, чтоб солнце грело

И березка зеленела,

И под елкой жил

Смешной колючий еж.

Чтобы белочка скакала,

Чтобы радуга сверкала,

Чтобы летом лил весёлый,

Золотистый дождь.

Мы хотим, чтоб на планете

Были счастливы все дети,

Ах, как хочется со всеми нам дружить.

Будем в школах мы учиться,

Будем у звездам мы стремиться

И сады в краю любимом

Будем мы растить.

 

Ведущий: Приглашаю всех рассмотреть рисунки на тему «Берегите природу» (звучит песня «Это не сон это рассвет»)

Песня «Это не сон, это рассвет»:

Это не сон это рассвет

Пение птиц в зеленой тиши

Запах лугов солнечный свет

Это мелодия нашей души

Все что дала природа нам, мы сохраним.

Наши меньшие братья, дети Земли,

Будут рядом с тобою и навсегда.

Только добрые руки им протяни, проведи над бедою

Ветром лесов солью морей

Дышит живая планета Земля

Тысячи глаз любимых детей

Смотрит с надеждой она тебя

 

(дети рассматривают рисунки, делятся впечатлениями)

 

Ведущий: Друзья, наша встреча с вами  закончилась. Я  надеюсь она была для вас полезной, интересной и увлекательной. (дети под музыку выходят из зала)

 

 

Литература:

1.«Музыкальные шедевры» О. Радынова 

2. «Музыкальное развитие детей 5 – 7 лет в детском саду»

 Е. Минина  Ярославль, 2008.

3. «Ожидание чуда» Л. Гераскина  ч. 2, М., 2007.1982.

4.«Праздник каждый день» И. Каплунова , И. Новоскольцева   (подготовительная гр. – программа «Ладушки»«Композитор» - С. - Петербург, 2007.

5.Журналы «Музыкальный руководитель»