Музыкальные игры как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.


Автор: Надежда Николаевна Абрамова

Предмет: Музыка

Класс: Педагоги

Тип материала: Доклад

Музыкальные игры как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.

Краткое описание работы: Актуальность применения музыкальных игр и упражнений заключается в музыкально-сенсорном развитии и воспитании дошкольников в определенной системе, с учетом возрастного аспекта и последовательности приобщения детей к целостному и дифференцированному восприятию музыки.

    Восприятие музыки – сложный  процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Эти процессы только формируются у дошкольников. Поэтому  необходимо  научить  ребёнка  разбираться  в  особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика), различать музыкальные произведения по жанру, характеру.

     Именно с этой целью применяют музыкальные игры и пособия, которые воздействуя на ребёнка комплексно, вызывают у них зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом.

     Актуальность  применения   музыкальных игр  и упражнений  заключается  в   музыкально-сенсорном   развитии  и воспитании  дошкольников в определенной системе, с учетом возрастного аспекта и последовательности приобщения детей к целостному и дифференцированному восприятию музыки.

     В современной педагогике  игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении. Отними игру – и получишь личность, неподготовленную к жизни. В игре ребёнок ставит цели, стремится к их достижению, при этом фантазирует, творит, у него развиваются  инициатива, изобретательность, организаторские способности. Это активный способ присвоения ребёнком социального опыта.

     В Программе воспитания и обучения в детском саду дается следующая классификация игр дошкольников:

- сюжетно-ролевые;

- театрализованные;

- подвижные;

- дидактические.

     Одним из видов музыкальной деятельности, который в большей степени способствует развитию детского творчества, являются музыкально-ритмические  движения. Именно музыка и движение формируют у ребенка свободу в творческом мышлении, дают возможность импровизировать, отдавая взамен ребенку эмоциональные реакции – радость, удовольствие.

     Музыка и движение помогают воспитывать детей, дают возможность познать мир. Через музыку и движение у ребенка развивается не только художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, человеку, природе, формируется внутренний духовный мир ребенка.

      В музыкальной игре ребёнок выполняет различные задания: все его движения и действия связаны с процессом узнавания и различения характера музыки, отдельных выразительных средств. Это вырабатывает у ребёнка умение согласовывать движения с началом и окончанием музыки, ощущать фразировку, такты, метроритм, интонацию. Понимание музыкально – игрового  задания вызывает у ребёнка быстроту реакции на звуковое раздражение, формирование музыкальных и двигательных навыков, активизацию чувств, воображения, мышления.

В соответствии с этим музыкальная игра имеет следующие задачи:                  

 Коррекционные:

•          развитие слухового, зрительного  восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата,  координации движений и нормализация их темпа и ритма;

•          формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения;     

Оздоровительные:

•          укрепление сердечнососудистой, двигательной систем, костно-мышечного аппарата;

•          развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной;

•          развитие быстроты двигательной реакции;                                   

Образовательные:

•          обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;

•          развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;

            Воспитательные:

•          воспитание общей, музыкальной, речевой, двигательной  культуры, эстетическое отношение к

окружающему;                                                          

 Развивающие:

•          познавательная активность, устойчивый интерес к действию,

самоконтроль,  внимание, память,  мышление, ориентировка  в пространстве.

Музыкальные игры можно разделить на две группы:

- игры с пением;

- игры с музыкальным сопровождением.

Проведению любой музыкальной игры предшествует подготовка:  ознакомление с песней или музыкальной пьесой, разучивание песни или анализ музыкального произведения, разучивание музыкально-ритмических движений, знакомство с правилами игры и только потом – сама игра.

Развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и с доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх. В игровой форме дети овладевают движениями, развивая общую и мелкую моторики, учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи, выкладывать ритмические рисунки. Музыкальные игры развивают музыкальный слух, помогают в игровой форме усваивать элементарную теорию музыки. Кроме того, интерес к игре и эмоциональная приподнятость в процессе ее исполнения, доступность игровых образов и художественные приемы обучения, применяемые педагогом,  способствуют развитию творческой инициативы ребенка.

Одна из задач ФГОС ДО – создать благоприятные условия для раскрытия личности ребенка. Музыкально-ритмические игры в этом плане имеют особой значение, поскольку решают одновременно несколько задач:

•          формировать умение исполнять простые ритмические рисунки на детских музыкальных инструментах.

•          Развивать вокальные и ритмические навыки, музыкальный слух.

•          Формировать речевую и певческую интонации

•          Развивать воображение, образное мышление, внимание, память.

•          Формировать коммуникативные способности детей, способствовать преодолению индивидуальных психологических проблем.

Все нижеперечисленные музыкальные игры построены на основе синтеза слова, движения и музыки.

 

Музыкальная игра «Птички».

Цель: Совершенствование навыка выполнения музыкально-ритмических движений.

Задачи:

•          Учить выполнять музыкально-ритмические движения в соответствии с музыкой.

•          Учить начинать и заканчивать выполнение движений вместе с музыкой.

•          Учить передавать образ и характер персонажа в движении.

Оборудование: Обруч, картинки с изображением необходимого музыкально-ритмического движения.

 

Музыка: р.н.п.»Ах вы сени»

 

Солнце светит нам в окошко,

Стало всем тепло вокруг

Наши птички прилетели

И в кружочек дружно сели.

 

Логоритмическая музыкальная игра

«Бежали бегемотики»

Муз. И Сл. Ю. Дерябкина

Цель: Развитие музыкально-ритмического слухового восприятия, м/моторики, удержание двигательной программы, межполушарных связей.

Оборудование: не требуется.

 

Бежали бегемотики

Надутые животики

Бежали и бежали

И дружно повторяли

Ладонь-кулак, ты тоже делай так! (2 раза)

 

Веселые лягушки

Скакали на опушке

Скакали и скакали

И дружно повторяли

Ладонь-кулак, ты тоже делай так! (2 раза)

 

А маленькая змейка

В траве ползла шуршала

А маленькая змейка

За всеми повторяла!

Ладонь-кулак, ты тоже делай так! (2 раза)

 

Музыкально-ритмическая игра

«Дятел»

Муз. И Сл. А. Галлямова

Цель: Развивать чувство ритма. Учить детей выполнять ритмический  рисунок, согласно тексту и музыке.

Оборудование: Деревянные ложки или клавесы.

 

Дятел, дятел тук-тук-тук

Раздается всюду стук

Нам на ложечках ( на палочках) сыграй

И соседу передай.

 

 

Музыкально-ритмическая игра

«Магазин»

Муз. И Сл. Н. Абрамова

Цель: Развивать чувство ритма. Учить детей прохлопывать ритмический рисунок в соответствии с количеством слогов в слове.

Оборудование: Детские игрушки( барабан, мяч, кукла) возможно заменить на фрукты или овощи и т.д.

 

В яркий, солнечный денек

С мамой мы гуляли

В магазине с мамой мы,

Дружно покупали:

МЯЧ, КУК-ЛУ, БА-РА-БАН.