Русское искусство второй половины 19-го века. М. А. Балакирев


Автор: Маслаков Кирилл Юрьевич

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Дети

Тип материала: Реферат

Русское искусство второй половины 19-го века. М. А. Балакирев

Краткое описание работы: Доклад ученика для учащихся соответствующего класса на уроке музыкальной литературы (4 год обучения)

 

« Его слушались беспрекословно, ибо обаяние его личности было страшно велико…»

(Н.А. Римский-Корсаков о М.А. Балакиреве)

Введение

Вторая половина XIX века стала временем значительных перемен в общественной жизни России, периодом расцвета и мирового  признания русской национальной культуры. Отмена крепостного права в 1861 году положила начало «эпохе великих реформ» во всех областях российской действительности и распространению демократических революционных идей в среде разночинной интеллигенции. Особое значение при этом приобрела деятельность   таких писателей, как Герцен, Чернышевский, Добролюбов, Некрасов, которые печатали свои статьи в журналах « Колокол», «Современник», «Отечественные записки».

Перемены в общественной жизни отразились на развитии литературы, науки и искусства. Произведения  Тургенева, Гончарова, Салтыкова-Щедрина, Достоевского, Островского,  Льва Толстого имеют непреходящую ценность. В то же время развивается и театральное искусство. Кроме государственных. Появляются частные театры, в репертуар которых стали входить современные реалистические пьесы.

В сфере изобразительного искусства тоже происходят изменения. В 1870 году группа художников, в числе которых Крамской, Перов, Шишкин, Поленов, Саврасов, Ге, Васильев, Куинджи, Маковский, Ярошенко и другие, организовала «Товарищество передвижных художественных выставок». Эти выставки устраивались в различных российских городах, что позволяло всем желающим приобщиться к творчеству названных художников. В своих пейзажах, портретах и исторических картинах они воплощали реальную жизнь во всей её сложности. Большое количество картин приобрел московский купец П.М.Третьяков, основавший первую в России художественную галерею.

 Музыкально-концертная жизнь также претерпела существенные изменения. Чтобы сделать хорошую музыку доступной как можно большему числу простых людей, в Петербурге в 1859 году, по инициативе Антона Григорьевича Рубинштейна было основано Русское Музыкальное общество. Чуть позже в Москве и других крупных городах открываются отделения РМО.  Регулярно устраивались симфонические и камерные концерты, музыкальные классы, конкурсы среди композиторов.

Значительно увеличилась потребность в  профессиональных музыкантах, поэтому музыкальные классы Петербургского отделения РМО в 1862 году были преобразованы в первую русскую консерваторию, директором которой стал А.Г. Рубинштейн. А  его брат Николай стал директором  открытой в 1866 году Московской консерватории. Большой вклад в развитие русского музыкального искусства внёс М.А. Балакирев.     

Ярко одаренный композитор, блестящий пианист -виртуоз, способный дирижёр, Милий Алексеевич Балакирев вошёл в историю музыки прежде всего как руководитель кружка композиторов , не имеющих профессионального музыкального образования. Это творческое содружество, возникшее на рубеже 50-60-х годов 19-го века, получило название «Новая русская  музыкальная школа», или «Могучая кучка». Музыкальный критик В.В. Стасов сказал о балакиревском кружке после одного из концертов: « …Сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже м о г у ч е й  к у ч к и русских музыкантов». Помимо Балакирева, возглавившего кружок, в него вошли военный инженер Цезарь Антонович Кюи, гвардейский офицер Модест Петрович Мусоргский, морской офицер  Николай Андреевич Римский-Корсаков, учёный- химик Александр Порфирьевич Бородин. Творческие взгляды этих молодых композиторов сложились под влиянием демократических идей их современников. Члены кружка считали себя продолжателями дела глинки и Даргомыжского, стараясь в своем творчестве правдиво отражать окружающую жизнь во всём её многообразии. По их мнению, искусство должно выполнять просветительские и воспитательные функции и быть, по выражению Чернышевского, «средством для беседы с людьми».

Творчество композиторов «Могучей кучки» было тесно связано с историей и бытом России, с музыкальным и поэтическим фольклором, с древними обычаями и обрядами. Бережно собирая и изучая народные песни, члены кружка видели в них источник вдохновения и основу своего музыкального стиля. Милий Алексеевич Балакирев  к тому времени имел  уже немалый творческий и исполнительский опыт,  поэтому пользовался огромным авторитетом у своих товарищей.

     Биография и творческий путь.

  М. А. Балакирев родился 2 января 1837 года в Нижнем Новгороде в дворянской семье. Его отец Алексей Константинович служил титулярным советником, мать Елизавета Ивановна воспитывала детей. Первые уроки игры на фортепиано мальчик получил от матери. В возрасте 10 лет на летних каникулах он побывал в Москве, где всего лишь за 10 уроков, взятых у известного пианиста,  композитора  и педагога Александра Дюбюка, усвоил основные приёмы фортепианной игры. Вернувшись в родной город,  Милий занимался у местного пианиста и дирижёра Карла Эйзериха. В конце 1847года Елизавета Ивановна умерла. Алексей Константинович создал новую семью, поэтому вся дальнейшую жизнь Милий Алексеевич обеспечивал себя сам. В 15 лет он впервые выступил как дирижёр, исполнив с оркестром Карла Эйзериха Первую симфонию Бетховена. Получив отличные отзывы, выступал с оркестром на ярмарках, в местном театре, в Дворянском собрании.

   Большую роль в становлении Балакирева  как музыканта сыграл нижегородский литератор, один из первых музыкальных критиков, меценат и  любитель музыки, автор первой в мире монографии о Моцарте   Александр Дмитриевич Улыбышев. Его дом был своего рода «музыкальным центром» города. Здесь встречались писатели и художники, гостили актёры Михаил Щепкин и Александр Мартынов, долгое время жил композитор Александр Серов,  имелась прекрасная библиотека и домашний оркестр. Бывая в  его доме, Милий знакомился с музыкой различных композиторов, изучая нотные тексты и партитуры. Огромное впечатление на юношу произвели фортепианный концерт Шопена и трио «Не томи, родимый» из оперы «Иван Сусанин» М.И. Глинки (особую любовь к музыке этих композиторов Балакирев питал всю свою жизнь). Улыбышев регулярно устраивал музыкальные вечера, на   которых   Милий выступал как пианист и дирижёр.(Кстати, после смерти Улыбышева  в 1858 году Балакирев по завещанию получил в наследство две скрипки и нотную библиотеку).

  Окончив  Нижегородский дворянский институт (1853г.), Милий около двух лет был вольнослушателем математического факультета  Казанского университета. На жизнь он зарабатывал уроками музыки. В Казани были написаны  первые  значительные произведения: фортепианная фантазия на мотивы из оперы «Иван Сусанин», романс и концертная пьеса.

Важное событие произошло в жизни юноши в 1855году  – переезд в Петербург и встреча с его кумиром М.И. Глинкой,  который убедил молодого музыканта полностью посвятить свою жизнь музыке, сочиняя произведения в национальном духе. Глинка так говорил своей сестре Л.И, Шестаковой о Балакиреве: «…в первом Балакиреве я нашёл взгляды, так близко подходящие к моим во всём, что касается музыки….со временем он будет второй Глинка». В этот же год  Балакирев знакомится с А.С. Даргомыжским, А.Н. Серовым и другими известными деятелями русской культуры.  Милий Алексеевич начинает более серьёзно заниматься музыкальным самообразованием и уже в 1856 году дебютирует  в Петербурге как пианист-виртуоз и композитор, исполнив в одном из концертов своё крупное произведение -  Концерт для фортепиано с оркестром. Также успешно он выступал в салонах братьев Виельгорских, А.Ф.Львова, В.Ф.Одоевского, В.А. Кологривова и других видных петербургских деятелей. В 1856 году Балакирев знакомится с музыкальным критиком Владимиром Васильевичем Стасовым, оказавшим заметное влияние на формирование идейно-эстетических взглядов Милия Алексеевича. Стасов знакомит его с революционно-демократическими публикациями современных писателей – Герцена, Белинского, Добролюбова, Чернышевского.

 В начале 60-х годов сформировался   кружок «Могучая кучка», о котором говорилось выше. Н.А. Римский-Корсаков впоследствии написал о Балакиреве в своей книге «Летопись моей музыкальной жизни» следующие строки: « Отличный пианист, превосходный чтец нот, прекрасный импровизатор, от природы одарённый чувством правильной гармонии голосоведения, он обладал частью самородной, частью приобретённой путём практики на собственных попытках сочинительской техникой… он сразу чувствовал техническую недоделанность или погрешность, он сразу схватывал недостатки формы… Молодой, с чудесными подвижными, огненными глазами, с красивой бородой, говорящий решительно, авторитетно и прямо , каждую минуту готовый к прекрасной импровизации на фортепиано, помнящий каждый известный ему такт, запоминающий мгновенно играемые ему сочинения, он должен был производить обаяние, как никто другой. Ценя малейший признак таланта в другом, он не мог, однако, не чувствовать своей высоты над ним, и этот другой тоже чувствовал его превосходство над собою. Влияние его на окружающих было безгранично…»

 Главной задачей своей жизни Балакирев считал становление русской музыки и музыкальной школы. Ни один из начинающих композиторов  не имел специального музыкального образования. « Под руководством Балакирева началось наше самообразование»,
 - вспоминал впоследствии Цезарь Кюи.- «Мы переиграли в четыре руки всё, что было написано до нас. Всё подвергалось строгой критике, а Балакирев разбирал техническую и творческую стороны произведений». Задания давались сразу же ответственные: Бородин и Римский-Корсаков сочиняли симфонии, Кюи – оперы. Всё сочинённое исполнялось на собраниях кружка. При этом Балакирев  вносил различные поправки и делал указания. Надо сказать, что он активно участвовал  в работе не только «кучкистов», но и других композиторов, подсказывая им новые темы и сюжеты для творчества. Члены кружка активно общались с лучшими  представителями творческой интеллигенции своего времени: И.Тургеневым, А. Григоровичем, А.Писемским, И. Репиным и вели активную пропаганду идей народности в искусстве.

  В конце 50-х  и 60-е годы Балакирев и сам  сочинил немало самобытных произведений. Это «Увертюра на тему испанского марша», «Увертюра на  темы трёх русских песен», музыка к трагедии Шекспира «Король Лир»,20 романсов (среди которых такие замечательные, как «Приди ко мне», « Песня Селима», «Песня золотой рыбки»), фортепианные пьесы. Эти произведения развивают традиции Глинки, особенно его симфонической музыки.

   Балакирев был большим знатоком народной песни. В 1860 году он с поэтом Николаем Щербиной  совершил поездку  по Волге с целью  записать народные песни от волжских бурлаков. Так возник сборник, в который вошли 40 русских народных песен в обработке для голоса с фортепиано. В сборник вошли преимущественно хороводные песни, а  также свадебные, протяжные, рекрутские и бурлацкие. Сочиняя аккомпанемент к народным мелодиям, композитор старался  подчеркнуть их красоту и национальный колорит. В большинстве обработок партия фортепиано изложена простыми аккордами или плавными переборами, напоминающими звучание гуслей.

  Живо и весело звучит мелодия хороводной песни « Заиграй, моя волынка». Мелодию сопровождают частые и лёгкие аккорды арпеджио, имитирующие игру на балалайке.

( Кстати, мелодию этой песни впоследствии использовал Модест Петрович Мусоргский в опере «Борис Годунов» в средней части народного хора  сцены под Кромами).

 Особую популярность приобрела заключительная песня сборника  «Эй, ухнем!», которую Балакирев впервые услышал в Нижнем Новгороде. Её обычно пели бурлаки во время самых тяжёлых работ.  Неторопливый темп, чёткий ритм, грузное «раскачивание» мелодии со скачками на кварту и паузами – всё это словно выросло из сплочённых единым порывом движений бурлацкой артели. За внешней сдержанностью мелодии скрыта могучая энергия и напряженность. Недаром эта бунтарская по духу  песня  впоследствии исполнялась как революционная. Фортепианное сопровождение мощными октавами, дублирующими мелодию, ещё больше подчёркивает её  героико-эпический характер. Яркий, незабываемый образ, созданный композитором в обработке этой песни, служит примером глубокого проникновения в дух народного творчества. Недаром П.И. Чайковский заметил: «Чтобы записать и гармонизовать народную русскую песню, не исказив её, нужно такое капитальное и всестороннее дарование, каким обладал Балакирев».

   В 1862 году Милий Алексеевич  Балакирев  и Гавриил Якимович Ломакин (певец, композитор, хоровой дирижёр и педагог)  организовали Бесплатную музыкальную школу (БМШ), ставшую очагом массового музыкального образования и просвещения. Туда мог поступить любой,  имеющий способности и желание к обучению человек, вне зависимости от сословия. Ученикам преподавали пение, музыкальную грамоту и сольфеджио.  По инициативе Балакирева  регулярно проводились концерты, в которых исполнялась музыка русских  (особенно молодых) композиторов глинкинского направления, а также музыка зарубежных композиторов-романтиков Листа, Берлиоза, Шумана. Сборы от концертов шли на дальнейшее развитие школы.

Будучи руководителем и организатором концертов  БМШ, Балакирев  продолжает сочинять симфоническую и камерную музыку (музыкальная картина «1000лет» впоследствии переименованная в «Русь», фортепианная фантазия «Исламей», романсы). Творческая, исполнительская и музыкально-общественная деятельность Балакирева сделала его одним из самых авторитетных музыкантов своего времени. Недаром А.С. Даргомыжский, будучи председателем Русского Музыкального Общества, пригласил Милия Алексеевича на должность дирижёра (сезоны1867/68 и 1868/69). Благодаря Балакиреву музыка композиторов «Могучей кучки» зазвучала и в концертах РМО (Например, с большим успехом прозвучала Первая симфония Бородина).

 В 1867 году Балакирев  по приглашению чешских музыкантов  посетил Прагу, где руководил постановкой оперы Глинки «Руслан и Людмила»  и дирижировал оперой «Жизнь за царя». В Праге он познакомился с известным чешским композитором Берджихом Сметаной. Результатом этой поездки стала симфоническая поэма «В Чехии» на темы народных моравских песен. В 1867-1869 годах Балакирев  был главным дирижёром РМО, изменив прежний консервативный характер его концертных программ. В эти же годы его приглашали стать профессором  Московской консерватории, но Балакирев скромно отказался, считая себя недостаточно образованным, чтобы преподавать в академических стенах.

 В 1868 году на вечере у Н.Г.Рубинштейна в Москве  Балакирев познакомился с П.И. Чайковским, который уже был преподавателем Московской консерватории. Завязавшиеся при этом дружеские отношения двух лидеров композиторских школ длились до самой смерти Чайковского в 1893 году. Довольно насыщенная переписка композиторов свидетельствует об их активном творческом общении.

 Летом 1868 года Балакирев   совершил третью поездку на Кавказ,  где собирал песни кавказских народов – грузин, армян, чеченцев (ранее были поездки в 1861 и1862 годах)  

 В 70-е годы Балакирев пережил длительный душевный кризис, вызванный рядом неудач в его музыкально-общественной и личной жизни. Он был несправедливо отстранён от руководства концертами РМО, затем после смерти отца ему пришлось заботиться о младших сёстрах, в 1872 году прекратились и концерты в БМШ. Кружок «Могучая кучка» практически распался: ученики Балакирева стали опытными и самостоятельными композиторами. А.П. Бородин заметил: «Пока все мы были в положении яиц под наседкою (разумея под последней Балакирева), все мы были более или менее схожи. Как скоро вылупились из яиц птенцы – обросли перьями…каждый полетел, куда его тянет по натуре его. Отсутствие сходства в направлении, стремлениях, характере творчества и проч., по-моему, составляет хорошую и отнюдь не печальную сторону дела».  Но Балакирев тяжело переживал потерю влияния на своих бывших единомышленников.  Он перестаёт сочинять музыку, выступать как исполнитель, разрывает дружеские связи с членами кружка. Поступает на рутинную службу в магазинное управление Варшавской железной дороги. При этом сближается с церковными кругами Петербурга и проявляет несвойственную ему ранее религиозность, раздумывая даже об уходе в монастырь.

 Однако в начале 80-х годов Балакирев вновь возвращается к музыкальной деятельности, которая, к сожалению, уже утратила  размах и боевой характер прежних лет. В течение 1881-1908 годов Балакирев вновь возглавлял БМШ, в 1875-1883 годах занимал должность инспектора музыкальных классов женского училища святой Елены,  с 1883 по 1894 годы занимал должность директора Придворной певческой капеллы. За 11 лет работы в этой должности Балакирев продемонстрировал свои лучшие организаторские качества – начиная с перестройки здания капеллы и заканчивая заботой о судьбе певцов, потерявших голос.  Балакирев  принимал участие  и в музыкально-общественной жизни. Композитор входил в так называемый «Веймарский кружок», члены которого собирались в доме академика Петербургской Академии наук литературоведа Александра Пыпина. На этих вечерах Балакирев исполнял целые музыкальные программы с собственными комментариями.

 Милий Алексеевич вёл  обширную переписку с зарубежными музыкальными деятелями: французскими композитором и фольклористом  Луи  Бурго-Дюкудре и музыковедом Мишелем  Кальвокоресси, с чешским музыкально-общественным деятелем Болеславом Каленским. В 1884году композитору была присуждена Глинкинская премия за «Увертюру на темы трёх русских песен». Балакирев содействовал увековечиванию памяти своих кумиров М.И. Глинки (открытие памятника в Смоленске в 1885 году) и Ф.Шопена (открытие памятника на родине композитора в местечке Желязова Воля в 1994 году). В сентябре 1889 года произведения Балакирева впервые прозвучали за рубежом в концерте в Париже под управлением Н.А.Римского- Корсакова. В последующие годы симфоническая музыка Балакирева часто исполнялась как в России, так и  за рубежом – в Брюсселе, Копенгагене, Мюнхене, Гейдельберге, Берлине. Его фортепианную сонату включил в свой репертуар испанский пианист Рикардо Виньес, а «Исламея» часто исполнял знаменитый Иосиф Гофман.

   В 1894 году Балакирев оставляет руководство Придворной певческой  капеллой и выходит на пенсию с солидным денежным обеспечением, что позволило ему всецело посвятить себя творчеству.

   В 1898 году  в концерте, посвящённом  с 30-летию открытия БМШ,  прозвучала 1-я симфония Балакирева  под управлением автора. В этом же году он вошёл в состав комиссии по составлению и изданию сборников русских народных песен. В 1899 году Балакирев дирижировал в Берлине на концерте, посвящённом открытию мемориальной доски на доме, в котором скончался М.И.Глинка.

  Выступления Балакирева  как пианиста приобрели в эти годы камерный характер – он играл только на частных музыкальных вечерах. Ближайшим другом и последователем Балакирева стал   Сергей Михайлович Ляпунов  (1859 -1924) –композитор, пианист и дирижёр, автор большого числа произведений, преимущественно фортепианных.

   В эти годы Балакирев сочинял романсы, фортепианные пьесы, симфонии, «Кантату памяти Глинки», написанную к открытию памятника композитору в Петербурге,  дописал начатую в 60-е годы симфоническую поэму «Тамара».  Но основном в эти годы Балакирев занимался переработкой и редактированием своих  крупных сочинений раннего периода. Его новые произведения, по мнению критиков, свидетельствовали о росте композиторского мастерства, но в то же время о некотором угасании таланта. С 1904 года Балакирев отказался от публичных выступлений, а в 1908 году и от руководства БМШ. Незадолго до смерти занимался редактированием произведений Ф.Шопена.  Балакирев скончался в Петербурге 29 мая 1910 года в возрасте 73 лет и был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Некрополе мастеров искусств.

    Особенности творчества.

  Важнейшая чертой творчества Балакирева является яркая национальная характерность. Народные образы (бытовые или эпические), картины русской природы и жизни простых людей присутствуют в большинстве его произведений. Другой отличительной чертой является традиционный для русской музыки интерес к теме  Востока (точнее Кавказа) и народной музыке других стран (польской, чешской, испанской). Балакирев постоянно изучал музыкальный  фольклор, особенно русский. Упомянутый выше сборник «40 русских народных песен»  - первый классический образец подобного рода в истории русской музыки. Второй сборник –«30 русских народных песен для фортепиано в 4 руки» был создан в 1998 году на материале, собранном песенными экспедициями Русского географического общества. Увлечённость Балакирева фольклором отразилась в использовании в его произведениях как  подлинных народных мелодий, так и близких к ним авторских тем песенного и танцевального характера (например, увертюры на русские народные темы). Поездки на Кавказ  повлияли на сочинение поэмы «Тамара»,   фантазии «Исламей», «Грузинской песни»… И в этом Балакирев продолжил творческие принципы Глинки.

  Основная сфера творчества Балакирева – инструментальная музыка  (симфоническая и фортепианная). Развивая вслед за Глинкой жанрово-народный симфонизм, Балакирев стремился к обогащению жанра увертюры эпическими элементами, используя былинные напевы и древнерусскую мелодику. Он  обращался преимущественно к историческим сюжетам, воссоздавая величавый образ русского народа. Такова его увертюра «1000 лет», написанная к открытию в Новгороде памятника «Тысячелетие России», в литературной программе которой автор пояснил. Что хотел бы запечатлеть в музыке некоторые моменты русской истории ( Русь языческая, московская, казацкая).

 С именем Балакирева связано зарождение русского эпического симфонизма. В 60-е годы, работая над своей первой симфонией, он  принимал активное участие и в создании симфоний подобного рода  Бородина и Римского-Корсакова. Таким образом, можно утверждать, что принципы русской эпической симфонии вырабатывались в совместном творчестве этих композиторов.

   Балакирев сказал своё слово и в области программного симфонизма, родоначальником которого считается венгерский композитор Ференц Лист. Лучшим образцом симфонической поэмы Балакирева  по праву считается посвященная Листу поэма «Тамара», написанная  по одноимённому стихотворению М.Ю. Лермонтова. Поэма построена на оригинальном музыкальном материале пейзажно-изобразительного и народно-танцевального характера. Стилистически родственная поэмам Листа, «Тамара» в то же время связана с творчеством Глинки. Достаточно вспомнить его « Восточные танцы» из оперы «Руслан и Людмила». В «Тамаре» однако отчётливо проявились и индивидуальные черты симфонического стиля Балакирева: яркость характерного национального кавказского колорита, свободное сопоставление разнохарактерных и красочных музыкальных картин – ночное Дарьяльское ущелье, празднество в замке Тамары, утренний горный пейзаж.

   Другим типом программного симфонизма Балакирева является музыка к трагедии Шекспира  «Король Лир» (кстати, первым классическим произведением подобного рода в России была музыка  М.И. Глинки к трагедии Нестора Кукольника «Князь Холмский»). Можно сказать, что сочинение Балакирева открыло шекспировскую тему в творчестве русских композиторов.  Впоследствии к ней обращались П.И. Чайковский (увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта», музыка к трагедии «Гамлет», симфоническая фантазия «Буря»), Д. Д. Шостакович (музыка к спектаклям «Гамлет» и «Король Лир», С.С. Прокофьев (балет «Ромео и Джульетта»).

  Фортепианное творчество Балакирева  также заслуживает отдельного разговора. Балакирев – один из первых русских композиторов, широко использовавших в фортепианной музыке крупные концертно-виртуозные формы. Среди  многочисленных произведений Балакирева, написанных для фортепиано, выделяется восточная фантазия «Исламей»(1869). Её отличает оригинальный тематический материал на основе подлинных восточных мелодий (первая тема – мужская кабардинская пляска «Исламей», давшая название всей пьесе, вторая – крымско-татарская лирическая песня), широта и симфоничность замысла, сочетание европейского концертного стиля со специфическими чертами восточного инструментального колорита. Эта виртуозная блестящая пьеса стала важнейшей вехой в развитии русского пианизма.

    Балакирев также обращался и к жанрам романтической  фортепианной музыки, сочиняя мазурки, вальсы, ноктюрны, скерцо, что свидетельствовало о его преклонении перед творчеством Шопена. Значительную часть фортепианного наследия Балакирева составляют транскрипции и переложения для фортепиано в две и четыре руки произведений других композиторов (Глинки, Одоевского, Бетховена, Берлиоза).

  Балакирев нередко обращался  и к камерно-вокальным жанрам. Его романсы и песни (всего было издано 45) – своего рода связующее звено  между романсами Глинки и Даргомыжского и русской вокальной лирикой второй половины 19-го века. Чувствуется также влияние вокальной лирики Шумана и Шуберта. Свежестью и новизной отличаются романсы раннего периода творчества композитора. Александр Серов назвал их «свежими здоровыми цветками на почве русской музыки». Некоторые из них можно считать первыми образцами определённого типа в вокальной музыке балакиревского кружка. Например, фантастико-пейзажная «Песня золотой рыбки», лирические откровения романсов «Исступление» и «Приди ко мне», «восточные» романсы «Песня Селима» и «Грузинская песня»  позднее нашли продолжение в творчестве А.П. Бородина и  Н.А.Римского-Корсакова. Использование новых гармонических средств, усиление роли фортепианной партии, правдивое воплощение художественного образа, серьёзное отношение к  стихотворному тексту, широкое использование элементов народной песни, целый ряд разнообразных изобретений и находок – всё это вошло в арсенал композиторов «Могучей кучки» и последующих поколений.  Надо заметить, что лучшие романсы Балакирева написаны на стихи таких прославленных поэтов как  А.С. Пушкин,   М.Ю.Лермонтов, А.В.Кольцов, А.А. Фет, А.К. Толстой. Всего же Балакирев использовал тексты 16-ти различных поэтов. К выдающимся образцам драматизированной песни можно отнести романс «Введи меня, о, ночь» на стихи Аполлона Майкова, посвящённый Мусоргскому. По мастерскому сочетанию напевности и декламационности, по страстности чувств, по органичному развитию тематизма он принадлежит к лучшим образцам русского романса. Среди романсов позднего периода  выделяется «Пустыня» на стихи А.Жемчужникова с превосходно раскрытым образом беспредельной дали и  картиной тяжести жизненного пути  с редкими проблесками счастливых дней. В последние годы жизни Балакирев часто обращался к поэзии Алексея Степановича  Хомякова, в которой находил полный отклик своим религиозным чувствам и настроениям («Спи», «Беззвёздная полночь дышала прохладой», «7-е ноября»).

   В целом произведения Балакирева, по  мнению исследователей его творчества, содержат стилистические противоречия: оригинальность музыкально-поэтического замысла и богатство музыкальной фантазии нередко сочетаются с недостаточной цельностью формы.  В этом проявились как индивидуальные свойства дарования композитора, так и особенности его творческого процесса, а именно длительные перерывы в работе над произведениями крупной формы. С этим связана также двойственность исторической судьбы его творчества: вначале Балакирев шёл впереди своих товарищей пол кружку, уверенно намечая пути развития русской музыки после Глинки, но потом его ученики «оперились», и по сравнению с их творчеством достижения Балакирева оказались более скромными. Однако это не умаляет значения Балакирева как вождя «Новой русской  музыкальной школы» и автора ряда произведений, вошедших в русскую музыкальную классику 19-го века. « Это был настоящий глава, предводитель и направитель. Не будь Балакирева, судьбы русской музыки были бы совершенно другими» (В.В. Стасов). Благодарные потомки чтят память этого замечательного музыканта. На его родине в Нижнем Новгороде находится музей композитора. Имя Балакирева носят школы искусств в городах Москва, Липецк, Тольятти, Екатеринбург, Петрозаводск, Волгоград, Санкт-Петербург. Саров, Гусь-Хрустальный; улицы и переулки в городах Липецк, Владимир, Харьков, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Ставрополь, Нижний Тагил, Нижний Новгород. Площадь композитора Балакирева есть в Москве.

 

 

 

              Список использованной литературы.

  1. Музыкальная энциклопедия. Изд. «Советский композитор» Москва, 1973
  2. А. Лагутин, В. Владимиров. Музыкальная литература. Москва, «Престо», 1999
  3. Н.П. Козлова. Русская музыкальная литература. Москва, «Музыка», 2010
  4. Энциклопедический словарь юного музыканта. Москва, «Педагогика», 1985
  5. А.Н.Серов. Песни и романсы Балакирева в книге Избранные статьи, том 1, Москва,1950
  6. В.В. Стасов. Искусство 19-го века в книге Избранные сочинения, том 3,Москва, 1952
  7. А. Кандинский. Симфонические произведения Балакирева. Москва, 1961
  8. А.Д. Алексеев. Русская фортепианная музыка. Москва, 1963
  9. М.А. Балакирев. Летопись жизни и творчества. Ленинград, 1967
  10. Переписка М.А. Балакирева с В.В. Стасовым. Москва, Музгиз, 1935
  11. Всеобщая история музыки. Москва, «Эксмо», 2009
  12. Интернет-музей М.А. Балакирева (milybalakirev.ru)
  13. Балакирев Милий Алексеевич – биография (culture.ru)
  14. Балакирев, Милий Алексеевич – Викепедия (ru.wikipedia.org)
  15. Милий Алексеевич Балакирев (belcanto.ru)
  16. Биография композитора Милия Балакирева (ria.ru)
  17. Балакирев М.А. – русский композитор( rus.team)