Прооект "«Традиции, обряды и праздники Донского казачества»


Автор: Галактионова Елена Васильевна

Предмет: Музыка

Класс: Дети

Тип материала: Методические разработки

Прооект "«Традиции, обряды и праздники Донского казачества»

Краткое описание работы: С малого родника берет начало большая величавая река. Так и любовь к большой великой Родине закладывается в детстве и начинается с воспитания в детях любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране и играет огромную роль в становлении личности ребенка. Осознание значимости проблемы воспитания любви к родному краю, его природе побудило коллектив нашего детского сада к проведению углубленной региональной работы. Немаловажным этапом введения регионального компонента в образовательный процесс является обогащение развивающей среды материалами о родном городе, крае и создание условий для работы с краеведческим материалом детей и взрослых. Участники проекта: дети средней- старшей и подготовительной групп, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физвоспитанию, родители . Основная цель – воспитание духовно-нравственных, культурных, образованных граждан Отечества, способных самостоятельно и творчески осваивать многообразную культуру казачества на основе осознания внутри-культурных, исторических корней и связей; привития у детей и их родителей интереса к истории и культуре родного края, уважения и бережного отношения к семейным реликвиям.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 27 города Новочеркасска

 

 

 

 

 

Проектная деятельность

Тема проекта:

«Традиции,  обряды и праздники  Донского казачества»

(средняя- старшая -подготовительная группы)

                                                                             на 2023 – 2024 учебный год

                                         музыкальный руководитель:                         Галактионова Е.В.

                                                                             г. Новочеркасск

                                                                                       ( октябрь - май)

 

Вид проекта:

Познавательно – творческий.

Срок реализации:

Длительный (декабрь – май)

Формы и методы реализации проекта:

Формы: занятия , досуги, консультативная работа с родителями, свободно-самостоятельная деятельность (индивидуальная работа с использованием дидактических материалов), совместная деятельность со взрослыми.)

Методы:  игровой, практический, словесный, наглядный, ИКТ.

Участники проекта: дети средней- старшей и подготовительной групп, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физвоспитанию,  родители .

Основная цель – воспитание духовно-нравственных, культурных, образованных граждан Отечества, способных самостоятельно и творчески осваивать многообразную культуру казачества на основе осознания внутри-культурных,  исторических корней и связей; привития у детей и их родителей интереса к истории и культуре родного края, уважения и бережного отношения к семейным реликвиям.

Задачи: 

Воспитание нравственных качеств ребёнка, гуманистической системы ценностей на основе ознакомления его с ценностями казачества, накопленных поколениями и отраженных, заключенных в предметном мире культуры, в духовном наследии (обрядах, обычаях, верованиях, образцах устного народного творчества).

Создание оптимальных условий для приобщения взрослых и детей к истории и культуре казаков.

 Содействие развитию у детей:

- начал исторического и гражданского самосознания

- ощущения причастности к  культуре казачества

- историческому прошлому

- осознанного благоговейного отношения к родному краю

 

Основные идеи проекта:

- чередование будней и праздников, объективно зависящее от смены природных циклов и духовно осмысленное в рамках того или иного мировоззрения – сезонные обряды и обычаи, приуроченные к духовным событиям православного календаря;

- цикл человеческой жизни от рождения до кончины, духовно осмысленный в обрядах и обычаях семейной традиции;  понимать роль семьи, своё место в семье, воспитывать будущих хозяина  и хозяйку, мужа и жену.

- исторический ход жизни края, села с древности и до наших дней, запечатленный в эпической традиции, в архитектуре, в системе государственных праздников и памятных дат, во  вкладе наших земляков в донскую культуру.

В работе по гражданско-патриотическому воспитанию предлагается развитие нескольких направлений:

1. Нравственно- патриотическое;

2. Эмоционально- эстетическое;

3. Экологическое (региональное).

 Основные принципы проекта:

Принцип интеграции: сочетание обучения и духовно- нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное воспитание.

Культурологический: воспитание строится в соответствии с ценностями, нормами и особенностями национальной культуры, с учетом традиций своего края и возможностями восприятия старшего дошкольника.

Региональный : используя местное окружение, проводятся экскурсии в Музей Донского казачества, Атаманский Дворец , храм для накопления чувственного опыта.

Принцип отбора содержания: светский характер образования и законности     (соответствие действующему законодательству РФ), учет требований типовых программ,  многоуровневость.

Принцип непрерывности  и преемственности воспитания в семье и детском саду на основе сотрудничества.

 

АКТУАЛЬНОСТЬ.

С малого родника берет начало большая величавая река. Так и любовь к большой великой Родине закладывается в детстве и начинается с воспитания в детях любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране и играет огромную роль в становлении личности ребенка.

Осознание значимости проблемы воспитания любви к родному краю, его природе побудило коллектив нашего детского сада к проведению углубленной региональной работы. Немаловажным этапом введения регионального компонента в образовательный процесс является обогащение развивающей среды материалами о родном городе, крае и создание условий для работы с краеведческим материалом детей и взрослых.

Правильно подобранная и своевременно предоставленная наглядность помогает формированию у ребенка правильных, неискаженных представлений о родном крае, помогает расширить кругозор, активизировать познавательные интересы, побуждает к исследовательской деятельности, а внесение регионального компонента в тематику и содержание предметно-развивающей среды, выступает одним из условий развития ценностного отношения к родному краю.

Для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ по данной проблеме были проведены педсоветы, разработаны консультации, организованы открытые просмотры занятий с региональной  направленностью. Опираясь на  методические рекомендации, выделенные в  парциальных программах по патриотическому воспитанию дошкольников, мы занялись организацией предметно-развивающей среды.

Этапы и сроки проведения проекта.

Организационно-подготовительный (декабрь)

Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора; определение цели и задач проекта; подбор литературы, пособий, атрибутов; обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта; составление тематического планирования мероприятий; анкетирование родителей (см. приложение); создание уголка прикладного искусства. Наличие у участников проекта четкого представления о необходимости внесения изменений в воспитательно-образовательный процесс. 

Аналитический (январь - апрель) 

Деятельность в соответствии с тематическим планированием. Работа воспитателей в режиме инновационной деятельности. Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю.

Заключительный (май) 

Обобщение результатов работы; Анализ деятельности; Презентация; Удовлетворенность всех участников результатами

Организация деятельности в ходе выполнения проекта

(Перспективный план по месяцам)

п/п

Мероприятия

Срок

Ответственный

 Организационно-подготовительный

1.

Определение темы и цели проекта

 «Традиции и обряды  донского казачества»

Беседа «Национальная одежда донского казака и казачки»

декабрь

музрук

воспитатели

2 .

Подборка материала по теме проекта

Подготовка  казачьих костюмов,  белых платочков в руки девочкам и др.

Беседа :«Знакомство детей с древними жилищами людей и предметами быта казака»

декабрь

Музрук

воспитатели

родители

3

 Традиционный праздник Посвещение а казачата( средняя группа)

Оформление презентации "Кто такие казаки"

Слушание  и пение  новой казачьей песни «У ворот сосна зеленая»(ст.гр), «Молодая- молода»( ср.гр), «Мыл казак в воде коня»(сольное пение)(подг.гр)

Декабрь(4.12)

Воспитатели ср.гр

физрук

музрук

4.

 

Музыкально – тематическое занятие « Здравствуй, зимушка- зима!»

,Инсценирование песни « Зимушка- зима к нам на Дон пришла!»(все группы) ( народный календарный праздник «Екатерина – Санница» )

Знакомство  со Свадебным обрядом «Сватовство».

«Беседа Знакомство с предметами быта:  санки, прялка, веретено»

Декабрь(7.12)

Музрук

Воспитатели ст.гр. и подг.гр

родители

Аналитический

1.

Зимний  фольклорный обрядовый  театрализованный праздник  «Колядки на Дону»».

Разучивание благопожеланий

Пение новогодних песен и  Колядок

Инсценирование  « Обряд Колядования» (звезда, зерно, сумма)

Беседа «Угощение  для казаков»

Январь14.01

Воспитатели,

муз. руководитель

все группы

2.

Развлечение «Зимние забавы»

Слушание «Гимн Донских казаков»,

«Солдатушки-бравы ребятушки».

Инсценирование «Ой, вы Морозы».

Танец «Строевой»

Разучивание  казачьих народных игр военной тематики

Беседа «Знакомство с предметами быта: рубель, чугунный утюг»

Январь21.01

физрук

 воспитатели ст. и подг.гр

родители

3.

Спортивно-музыкальный праздник «Карусель казачьих народных игр»

Беседа «Русской печки нет добрее»

Инсценирование «Как у на было на Дону» (ст.гр),

« Из под горочки туманик выходил» (ср.гр), «Сударыня-барыня»(подг.гр)

Февраль

9.02.

Воспитатели ср.гр

физрук

муз. руководитель

4.

Праздник « МЫ РЕБЯТА – КАЗАЧАТА»,

посвященный  23  февраля.

Беседа «Воспитание мальчика  в казачьей семье» Обряд сажания на коня.

Слушание песни «Славный, ты вольный город казачий»(ср.гр)

Пение «Новочеркасский вальс»(подг.гр)

Инсценирование «Едут наши казаки  охранять границы»(ст.гр).

Февраль

(с18.02-22.02)

Воспитатели

все группы

физрук

муз. руководитель

5.

Развлечение «Широкая Масленица»

Беседа: «Казачий   праздник – «Широкая Масленица»,

«Старый медный самовар»

Оформление презентации "Масленица у казаков"

Инсценирование «Было у тещи  пятеро зятьев»(ст. гр), танец « Приглашенье к чаю»(подг.гр), фольклорная песня  « Масленка – бастенка»(ср.гр)

Февраль-март

Воспитатели, физрук

муз. руководитель, родители

6.

Развлечение «Сороки»-праздник прилета птиц.».

Разучивание музыкальных закличек: «Солнышко». «Лети, лети пташечка», и др.

Инсценирование «Вот уж зимушка проходит»(ср.гр), «Веснянка»(ст.гр).

Пение «Во саду дерево цветет», «Шел со службы казак».(подг.гр)

Знакомство с обрядом «Проводы на службу»

Март (22.03)

физрук

муз. руководитель Воспитатели,

 физрук

7.  

Развлечение «Вербочка пушистая»

Беседа «Вышивка у донских казаков»

«Воспитание девочки-казачки»

Обыгрывание  обряда «Вебохлест , бей до слез».

Хороводы и игры  с вербами.( все группы)

Апрель

муз. руководитель

Воспитатели

8.

Посещение Городского музея Донского казачества, Атаманского Дворца

Консультация для родителей «Воспитание детей в казачьих семьях»

Пение  песни «Эх, донские казаки» (ст.гр), « Наш Гришаня – рыбачок»(ср.гр), «Беседа»(подг.гр)

апрель

Воспитатели,  физрук

муз. руководитель родители

9.

 Фольклорный праздник «Казачьи песни слушать, что мед ложкой кушать!»

 Беседа :Донский народный фольклор – пословицы, поговорки, песни»

Инсценирование знакомых  казачьих песен по желанию детей.

Май

Воспитатели, родители

 муз. руководитель

10.

Проведение видео и фоторепортажей по проекту,

Зкологичеккий праздник «Растения на Дону».

Музыкальный спектакль по творческой казачьей сказке  «Как Гришаня куренек строил»..

Фольклорный праздник «Рождение казака»., и др из архива детского сада.

Декабрь-май

муз. руководитель

воспитатели всех групп.

Заключительный

1.

Подготовка презентации проекта

апрель

муз. руководитель

2.

Фестиваль» Ай-да, казачата!»

Выступление на педсовете (МО),

Публикация в Российской творческой группе, в своем блоге на сайте Маам .ру  с опытом работы.

май

муз. руководител

Предполагаемый результат:;

- формирование представлений о традиционной семье казака; знакомство с семейным укладом, обычаями и обрядами, показ роли семьи в сохранении и передаче традиций;

- знакомство детей с понятием «курень» – дом, избой - как феномен культуры, как средоточие основных жизненных ценностей человека, счастья, достатка, единства семьи и рода;

- ознакомление с основными занятиями казачества: земледелием, пчеловодством, рыболовством, орудиями производства;

- знакомство с изделиями и технологиями традиционных ремёсел – ткачество, вышивка, гончарное искусство, искусство резьбы по дереву, плетение из лыка и бересты и т.д.

- знакомство детей с музыкальным фольклором казачества. Особое внимание обратить на связь устного народного творчества с трудовой, семейной, праздничной и другими сторонами жизни народа, с природой;

- освоение старинных детских игр, обогащение речи ребёнка пословицами, поговорками, загадками, знакомство с мифами и легендами;

- через личное участие ребёнка в праздниках народного календаря ознакомление с историей, содержанием, обрядами и обычаями некоторых из основных народных праздников;

- ознакомление детей с понятием “музей” и формирование представлений о том, какие бывают музеи.

8. Выводы

 

В ходе проекта ребята более глубоко познакомились с историей и традициями своего народа, устным народным творчеством казаков, праздниками и народными играми, предметами деревенского быта, домашней утвари, особенностями народного костюма, музыкальный фольклором. Ребята осознают свою национальную принадлежность. Могут применять полученные знания о культуре Донского казачества в разных видах деятельности и самостоятельном творчестве. Они с удовольствием играют в казачьи игры, поют песни и танцуют.

 

9. Список используемой литературы.

1. Репертуарные произведения ансамбля песни и пляски «Донские казаки»: «Молодая- молода», «Казачья плясовая», «На Дону, на Доне».  И др.

2. Презентации: «Один день в казачьей станице», «Обряды и праздники на Дону»

3. Методическое пособие: «Регионализация воспитания в дошкольном образовательном учреждении – перспективное направление модернизации образования» Т.С. Есаян, Н.В. Корчаловская (часть 1; часть 2)

4. «Праздники, игры и забавы (осенние, зимние, весенние, летние)» В,М, Петров, Г.Н. Гришина, Л.Д. Короткова.

5. «От жеста к танцу» Е.В. Горошкова (методика и конспекты занятий по развитию у детей 5 – 7 лет) творчества в танце.

6. Программа «Родники Дона»