Проблема преодоления сценического волнения учащихся общеобразовательной школы в рамках внеурочной деятельности вокального ансамбля.


Автор: Салова Елена Петровна

Предмет: Музыка

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические рекомендации

Проблема преодоления сценического волнения учащихся общеобразовательной школы в рамках внеурочной деятельности вокального ансамбля.

Краткое описание работы: В работе расматрены причины возникновения сценического страха у детей, а также их пути преодоления

Салова Елена Петровна

Проблема преодоления сценического волнения учащихся общеобразовательной школы в рамках внеурочной деятельности вокального ансамбля.

 

На сцене случайной может оказаться неудача,

но никогда случайно не возникает успех.

         Современная музыкальная педагогика и исполнительство поднимают многие важные проблемы, заметное место среди которых принадлежит развитию концертно-исполнительских, артистических способностей учащихся, формированию у них умения общаться со слушательской аудиторией, демонстрируя при этом свои лучшие качества и свойства.

         Публичные выступления являются важнейшей частью деятельности музыканта.

         Страх перед полным залом, перед большой аудиторией – это довольно распространённое явление. Многие великие люди страдали от этого страха.         Выдающиеся музыканты-педагоги (Владимир Юрьевич Григорьев, Лев Аронович Баренбойм и др.) считали важной задачей исполнителя обретение им собственного опыта выступления на сцене, а одним из важнейших критериев артистизма умение владеть своим состоянием на сцене, справляться с собой и переводить все переживания и волнения в нужное русло – реализацию художественного образа.

         Проблема сценического волнения актуальна для всех музыкантов- исполнителей, в том числе для вокалистов. Сталкиваясь с ней впервые еще в младших классах, многие ученики не перестают ощущать ее остроту вплоть до завершающих этапов своей учебы.        

         «Сценическое самочувствие» (по Станиславскому) представляет собой единство интеллектуальной и эмоциональной сферы артиста, устремленное на лучшее выполнение творческой задачи. Эмоции певца должны повиноваться его воле, он никогда не должен терять контроль над собой, над своим голосом и действиями. Но очень часто психическое состояние ребёнка оказывает решающее влияние на его выступление. Поэтому в первую очередь воспитанники должны иметь устойчивую психику, владеть приемами психологической регуляции своего состояния. Деятельность по укреплению и тренировке психического состояния, выработке умений и навыков преодоления нервного перенапряжения перед ответственным выступлением имеет для будущих эстрадных исполнителей первоочередное значение.

         Психологические аспекты подготовки юного вокалиста к публичному выступлению изучены недостаточно. До настоящего времени эта проблема остается малоизученной. В специальной литературе не обозначены конкретные технологические и методические подходы к ее решению. Поэтому у каждого педагога остро встаёт вопрос решения проблемы, заключающейся в поиске эффективных методов преодоления сценического волнения у учащихся.

         Причин для страха перед выступлением множество. Вот несколько из них: Они представлены на слайде

ü страх отрицательной оценки конкретных личностей (родителей, педагога и т.д.) и общественности;

ü недостаточная готовность исполняемого произведения к показу на публике;

ü наличие негативного сценического опыта в прошлом;

ü завышенные ожидания от результата выступления, завышенная ответственность перед выступлением;

ü неготовность нервной системы  исполнителя к публичному выступлению.

         Преподаватель, занимающийся индивидуально с каждым ребёнком, должен быть и учителем, и психологом.  Как правило, когда ребенок находится уже на сцене во время выступления, то он непроизвольно начинает думать КАК он исполняет песню (хорошо или плохо)  вместо того, чтобы думать Что он должен сделать в данный момент (какое взять дыхание, какая атака звука должна быть, как подготовить высокий звук и т.д.). Это приводит к спутанности мыслей в следствии чего приходит неуверенность во время исполнения. Как защитить ребенка от страха перед сценой?

         Очень важен на занятиях эстрадного вокала тренинг и система. Поэтому в начале каждого занятия необходимо использовать упражнения, которые способствуют преодолению сценического волнения.   

Все мы знаем, что любое вокальное занятие начинается с подготовки голосового аппарата -  распевания, которое способствует образованию певческих навыков.

         Стоит отметить важность реализации различных упражнений на дыхание, данные упражнения способствуют преодолению сценического волнения, так как работа с дыханием - это первая ступень погружения человека в самого себя.

         Также стоит отметить, что тренировка дыхания - это еще и ключ к управлению эмоциями, психикой, всем тем, что можно назвать скрытой жизнью тела. Когда учащийся контролирует свое дыхание, он контролирует свое сознание.

         Существует множество упражнений на выработку дыхания. Вот некоторые из них, которыми я пользуюсь в своей работе. (ПРОВЕСТИ СО СТУДЕНТАМИ)

  1. Первое упражнение, которое я использую - это упражнение «Задувание воображаемой свечи» на расслабление перед исполнением концертного номера или на занятии.
  2. Упражнение на дыхание и внимание «ха». Все обучающиеся встают в круг. Хлопая в ладоши, говорят слог «ха» с дыханием, при этом делая посыл любому участнику. Тому, кому «прилетело послание», должен так же быстро сделать посыл другому. Данное упражнение помогает учащемуся не испытывать волнение в своем коллективе. Если это индивидуальное занятие, то же самое выполняется с педагогом.
  3. Упражнение на «прочувствование смыка» связки и ощущение опоры. Опора – очень важный «элемент» в вокале. Опорное пение - залог успеха в выступлении, а также помощь в преодолении волнения, так ощущения, которые ученик испытывал при работе над упражнением сохраняются и на сцене. Итак, делаем короткий «сброс» дыхания, затем быстро, совсем немного вновь берем воздуха и «как-будто» начинаем петь. То есть звук не воспроизводится, но по внутренним ощущениям мы должны чувствовать, как будто он есть. При этом должно чувствоваться, как смыкается связка и все мышцы, участвующие при опорном пении.

         Также на занятиях с учениками используются психологические упражнения, направленные на осмысление учащимся роли предстоящего выступления, одним из данных упражнений является упражнение «Ролевая подготовка». Суть данного упражнения заключается в том, что ученик, абстрагируясь от своих собственных личностных качеств, должен войти в образ популярного и известного для него исполнителя на эстраде, который свободно чувствует себя на сцене, и ученик начинает исполнять произведение на импровизированном концерте в образе звезды. Замысел упражнения ролевой подготовки в том, что ученик, излишне волнующийся перед предстоящим концертным выступлением, своему эмоциональному состоянию начинает вживаться в образ звезды, который уверен в себе и чувствует себя на сцене уверенно. Затем нужно постараться максимально поверить в данный образ, для этого очень важно провести соответствующую систему действий: изображать манеру поведения на импровизационной сцене. В результате чего, ученик меняет свое эмоциональное состояние, и возрастает вера в свои силы.

         Упражнение «Медитация» выполняется перед самим выступлением, в несколько этапов. На первом этапе ребенок представляет целостность своего выступления, визуализирует его кадр за кадром. Представляет в деталях как нужно исполнить, вспомнить мышечные ощущения во время исполнения и т.д. На втором этапе он представляет себя в качестве зрителя, т.е. смотрит на себя со стороны, слушает как звучит голос. И на третьем этапе он хвалит себя, восхищается своим удачным выступлением.

            Также следует отметить, что одним из способов подготовки к сценической деятельности является моделирование проблемных ситуаций (предварительные обыгрывания, классные показы, прослушивания, репетиции). Главной целью которых является постепенное привыкание учащегося к смене психологической ситуации, выработка необходимых  внутренних ориентиров на успешное выступление перед публикой. Важно при этом методе – внушить ученику состояние «праздника» концертного исполнения, и в этом психологическом состоянии исполнить свою концертную песню. Данный метод помогает проанализировать степень влияния сценического волнения на качество исполнения. Заранее выявить слабые места и недостатки.

         И в заключении. Нужно помнить, что несколько случайных неудач при выступлении на сцене способны затормозить вокально-исполнительский рост учащихся или вовсе повлечь за собой отказ от концертных выступлений; в то же время удавшееся публичное  исполнение может значительно повысить мотивацию учащегося, творчески зарядить его, укрепить веру начинающего исполнителя в свой художественный потенциал.

         А сейчас я предлагаю Вам посмотреть фрагмент выступления своей ученицы Толокновой Ольги с которой мы прошли нелегкий путь становления тем исполнителем, которым она является на данный момент. Конечно, это далеко не предел, но определенных результатов мы достигли. Подтверждением чего стали победы в вокальных конкурсах всероссийского и городского уровня.