« Сказки - шумелки, как эффективный способ развития слухового внимания дошкольников».


Автор: Мубаракшина Лия Хабировна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Мастер-класс

« Сказки - шумелки, как эффективный способ развития слухового внимания дошкольников».

Краткое описание работы: мастер-класс для воспитателей дошкольных образовательных организаций РТ

Добрый день, уважаемые члены жюри, коллеги!

Разрешите представиться,  Мубаракшина Лия Хабировна, музыкальный руководитель МБДОУ «Арский детский сад №9»

На свете много пословиц и поговорок. Свое выступление я хочу  начать народной мудростью, пословицей «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», означающее , что уведенное воспринимается лучше, чем услышанное.Это на самом деле так, скажете вы.

А знаете ли вы, уважаемые коллеги, как много пословиц и поговорк про слух, про уши?

–                   Береги слух смолоду

–                   Уши раньше глаз влюбляются

–                   Бог дал два уха, а один язык.

–                   Боязливому по ухо — смелому колено

–                   У сердца уши есть

–                   Уши благодать божия, язык — проклятие

–                   Для сказанного слова найдется слушающее  ухо

–                   К неугодному слуху ухо глухо

 

Мы часто забываем значительную ценность слуха. Слух является важной составляющей жизни человека, он необходим нам с самого рождения. Благодаря слуху мы обучаемся, узнаем новую информацию, ориентируемся в пространстве. Слух важен нам для защиты.

 

Из вышесказанного мы можем сделать вывод, что слух имеет огромное значение в общем развитии детей. Он помогает детям определять голоса, подражать звукам, и учиться разговаривать. И мы должны создать благоприятные  условия для развития слуха, слухового внимания и памяти детей.

 

В этом нам могут помочь сказки-шумелки.Сказочки с шумовым оформлением являются весёлыми и эффективными упражнениями для слухового восприятия, а также развития мелкой моторики, слуховой памяти и фантазии у детей.

 

Это небольшие истории, продолжительность от двух до четырех минут, которые педагог рассказывает детям с помощью самых разнообразных звучащих предметов.

 

Это и использование детских музыкальных инструментов, которые есть в каждом детском саду, и  использование необычных предметов, издающих звуки – шумы: ключи, коробочки от киндер-сюрпризов, пакеты, игрушки-пищалки, пустые бутылочки, крышки, карандаши, декоративные камушки, а также использование самодельных музыкальных и шумовых инструментов. Вы их с легкостью можете сделать с детьми из подручных материалов. Вот, например: (показать самодельные игрушки)

 

Перед началом разучивания сказки рекомендуется показать детям сказку. Можете посмотреть мультфильм, можете показать картинку и рассказать ее, можете в виде кукольного театра.

Затем приступаем к распределению ролей. Для этого можно использовать маски  Есть готовые маски, их можно купить в магазине. А можно сделать самим, дети будут в восторге. (показываю маски).

После этого выбираем музыкальные и шумовые инструменты.

Не спешите навязывать детям роли и не распределяйте инструменты сами. Дайте возможность детям самим выбрать. Пусть  дети позвенят, постучат, похлопают, посвистят.

Задавайте им наводящие вопросы: Какой инструмент ты бы выбрал для того или иного героя? Как бы ты его изобразил? Как можно изобразить дождь или ветер? 

И хочу Вас спросить, каким музыкальным или шумовым инструментом можно изобразить появление радуги? (ответы) (показ)

 

И уже после распределения всех ролей, музыкальных и шумовых инструментов мы уже пробуем озвучить сказку.

При рассказывании сказки детям, педагог использует наглядный показ, т.е. действует совместно с детьми, именно поэтому у педагога должен быть свой набор всех звучащих предметов, необходимых по содержанию.

 В дальнейшем дети учатся действовать  без показа, ориентируясь на текстовое содержание и собственный опыт применения тех или иных звучащих предметов.

 Также желательно по окончанию сказки или истории предложить детям поменяться предметами и повторить еще раз, это позволить поддерживать интерес у детей к данному виду деятельности, дать им возможность применить на себя разные роли.

Предлагаю Вашему вниманию небольшую сказку-шумелку

 

ЛИСА  И  РЫБА 

 

Вёз  как-то дед на санях рыбы целый мешок. Лошадка бежит, копытами стучит, бубенчиком звенит.

 БУБЕНЦЫ/ КОРОБОЧКА

Видит дед – на дороге лиса лежит, обрадовался: «Вот будет моей старухе воротник на шубу!» -  Бросил он лису в сани,

БАРАБАН

Лошадка бежит, бубенчиком звенит

БУБЕНЦЫ/ КОРОБОЧКА

А лисичка стала выбрасывать из воза по рыбке, да по рыбке

КСИЛОФОН ГЛИССАНДО

Выбросила  всю рыбку и сама убежала

БАРАБАНИТЬ ПАЛЬЦАМИ

 

 

Сейчас я предлагаю вам стать активными участниками интересноц музыкальной истории

 

 ТРУСЛИВЫЙ ЗАЯЦ

Жил-был заяц-трусишка. И всего этот заяц боялся. Вышел однажды он из дома. Не успел и трёх шагов сделать, а ёжик вдруг как зашуршит в кустах!

БУМАГА

Испугался заяц и бежать

ТРЕЩЕТКА

 Бежал, бежал, присел на пенёк отдохнуть, а дятел на сосне как застучит!

СТУК

Бросился заяц бежать

ТРЕЩЕТКА

Бежал-бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает

ХЛОПУШКА

Побежал заяц из леса к речке

ТРЕЩЕТКА

 На берегу речки лягушки сидели

РАСЧЕСКА

 Увидели они зайца и прыг в воду

ГЛИССАНДО НА МЕТАЛЛОФОНЕ

Тут заяц остановился и говорит:

- А ведь есть звери, что меня, зайца, боятся!

Сказал так и смело поскакал обратно в лес.

ТРЕЩЕТКА