Стажировка «Пальчиковые игры в НОД и в совместной деятельности, с использованием музыкального сопровождения, для развития эмоционального и социального интеллекта, речевых навыков детей в свете реализации ФГОС ДО»


Автор: Еремеева Елена Николаевна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

Стажировка «Пальчиковые игры в НОД и в совместной деятельности, с использованием музыкального сопровождения, для развития эмоционального и социального интеллекта, речевых навыков детей в свете реализации ФГОС ДО»

Краткое описание работы: Педагогам будет предложена новая форма работы - стажировка, где они попробуют себя в роли теоретиков, стажёров и артистов. Используя разные методы и приёмы мы выясним, что проведение пальчиковых игр необходимы не только в образовательной деятельности, но и в режимных моментах. А если они проводятся ещё и под музыкальное сопровождение, то заряд бодрости обеспечен и детям, и взрослым на весь день.

Стажировка по теме:

«Пальчиковые игры в НОД и в совместной деятельности, с использованием музыкального сопровождения, для развития эмоционального и социального интеллекта, речевых навыков детей в свете реализации ФГОС ДО»

 

Цель: совершенствование профессиональной компетентности педагогов в области развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста, с помощью пальчиковых игр.

 

Оборудование и материалы:

  • Магниты, 3 магнитные доски, мяч
  • Компьютер, экран, проектор
  • Ватман, карандаши, фломастеры
  • 2 магнитофона с наклейками
  • 3 стола, стулья
  • Ручки, подставки для ручек
  • Медали, ладошки, лист стажёра
  • Карточки с пальчиковыми играми
  •  

Слайд № 1 (Приветствуем участников стажировки)

Ведущий:

Добрый день, уважаемые участники стажировки! Прежде, чем мы с вами начнем нашу работу, давайте вспомним, что такое стажировка?

 

Слайд 2

Стажировка — деятельность по приобретению опыта работы или повышение квалификации по специальности.

Итак, стажировочная площадка начинает свою работу! И я вам предлагаю отгадать загадку!

 Пять да пять — родные братцы,

Так все вместе и родятся.

Если вскапываешь грядку,

Держат все одну лопатку.

Не скучают, а играют

Вместе все в одни игрушки.

 А зимою всей гурьбою

Дружно прячутся в теплушки.

Вот такие «пять»  да «пять»,

Угадайте, как их звать?          Пальцы.

Ведущий:

Правильно, речь идет о пальцах, обратите внимание на слайд,  тема нашей стажировки   звучит так

 слайд 3

«Пальчиковые игры в НОД и в совместной деятельности, с использованием музыкального сопровождения, для развития эмоционального и социального интеллекта, речевых навыков детей в свете реализации ФГОС ДО»

Но какая же стажировка без стажёров, к посвящению в стажёры приготовиться!  Прошу всех встать в круг и вместе со мной произнести клятву стажеров.

Обещаю не зевать, 

И слушать всё внимательно.  – Клянусь!

Заданья в группе выполнять

И делать всё старательно. – Клянусь!

Я учиться не боюсь!

Быть активным я клянусь!  - Клянусь, клянусь, клянусь!

Ведущий:

А для того, чтобы наша стажировка прошла успешно, я вас приглашаю на флешмоб.

Флешмоб «Ты мой друг, я твой друг»

 

Ну, что ж, теперь вы полноправные участники стажировки. И я вам вручаю медали стажёров.  (Стажёрам раздаются медали,  с одной стороны  - нарисованы  ладошки, с другой – девиз:  Никогда ничему не научишься, если будешь говорить: «Я не умею,  не научусь!»). Наши медали не простые, найдите, пожалуйста, на них номера,  разделитесь на команды и займите места за столами.

Ведущий:

У вас на столах лежат ладошки розового и голубого цвета, возьмите  их. И напишите на ладошке розового цвета, чего вы ожидаете от этой стажировки, а на ладошке голубого цвета – ваши опасения. (Участники озвучивают, то, что написали и закрепляют их на магнитной доске)

Ведущий:

Всё замечательно, а в конце нашей стажировки, мы с вами посмотрим , сбылись ли ваши ожидания и оправданы  ли были ваши опасения!

Ведущий:

Любая стажировка предусматривает несколько этапов работы и наша стажировка не исключение.

слайд 4  - 1 этап – теоретический, 2 этап – практический (стажёрские пробы), 3 этап – рефлексия (ожидания, опасения, метод «Чемодан, мясорубка, корзина» или «Светофор»).

Ведущий: Когда я готовилась к стажировке, то меня заинтересовало заключение известного исследователя детской речи Мариониллы Максимовны Кольцовой:

слайд 5 -« Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связаны с речевой функцией. Есть основание рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки, есть ещё одна речевая зона мозга» 

А давайте  мы сейчас с вами и проверим это заключение в игре «Подбери слово».  Каждому из вас,  я  буду кидать мяч и называть слово, а вы должны будете подобрать к нему слово по смыслу или рифме (ночка-дочка, свечка - печка, телевизор большой, медведь – неуклюжий и т.д.)

Ведущий: 

Что же получается,  на примере игры мы с вами увидели, как связаны процессы: вы ловите мяч — работают пальцы, это сопровождается речью. А прежде чем назвать рифму или слово,  подходящее по смыслу, вам необходимо было  задействовалось мышление.

И это же было доказано  великими педагогами и учёными  слайд 6 – Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев", "Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант. Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое            "представительство" в коре головного мозга. Ученые на основе обследования   выявили : если развитие движений пальцев рук соответствует  возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если развитие движений отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть в норме.

Как вы думаете, почему в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей,  заметно снизился? (ответы стажёров)

Сейчас родители все меньше говорят со своими детьми, потому что страшно заняты на своей работе. И сами дети меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео). Наши дети редко делают что-то своими руками, так как современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики. (Одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книги и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т д.)

И в такой ситуации, к нам на помощь приходят пальчиковые игры, которые условно подразделяются на группы:

Слайд 7

Виды пальчиковых игр:

  •      Пальчиковые игры с предметами;
  •       Активные игры со стихотворным сопровождением;
  •       Игры манипуляции;
  •       Пальчиковые кинезиологические игры;
  •       Пальчиковые игры с элементами самомассажа;
  •       Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением.

А что же такое "Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. "Пальчиковые игры" являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. 

Пальчиковые игры строятся по трем  принципам: «Слышу. Вижу. Делаю». Дети слышат объяснение воспитателя, видят последовательность выполнения различных действий и затем выполняют задание сами.

Пальчиковая гимнастика «Дом», «Дружба».

Только задумайтесь: такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы!

Положительное  воздействие  на  внутренние  органы,  тонизирующий, иммуностимулирующий эффект  - это раз.

Стимуляция мыслительных функций и речи - это два.

Заряд положительных эмоций  - это три.

Итак, делаем вывод, в  ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук.

 (Слайд 8 – Что развивают пальчиковые игры? )

Сейчас вам, уважаемые стажёры, предлагается выполнить творческое задание, на листах ватмана, вам надо будет нарисовать рисунок-схему, что развивают пальчиковые игры. Проявите фантазию, и начинайте творить! (работа в группах, защита продукта)

Ведущий: Молодцы! (дать оценку творческому заданию)

Слайд  9 - ловкость, внимание,  мышление,  координацию,  наблюдательность,  воображение, зрительную  и  двигательную память,  речь, фантазию, коммуникативные отношения.  ФГОС ДО ориентирует нас на социализацию и индивидуализацию развития личности ребёнка.  Значит,  мы можем с вами сделать вывод, что пальчиковые игры – это уникальный вид деятельности, который включает в себя интеграцию всех образовательных областей.

«Художественно-эстетическое развитие» (связь музыкального, литературного и изобразительного искусства)

 «Социально-коммуникативное развитие». Многие пальчиковые  игры основаны на народных потешках, скороговорках, поговорках.

 «Познавательное развитие» предполагает развитие воображения и творческой активности; формирование представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира и т. д.

 «Речевое развитие». В процессе занятий с помощью пальчиковых игр дети запоминают большое количество стихов, учатся правильно говорить и выражать свои мысли.

 «Физическое развитие» подразумевает развитие таких физических качеств, как координация движений; развитие крупной и мелкой моторики обеих рук.

Кроме того, пальчиковые игры считаются здоровьесберегающей технологией. Мы знаем, что на наших пальцах есть определённые точки, которые могут влиять на определённые органы человека.

Слайд 10 (ладошка с органами)

Мизинец – сердце,

безымянный – печень,

средний – кишечник,

указательный – желудок,

большой палец – голова.

 

Значит кончики пальцев – есть второй головной мозг (слайд 11 = слайд 6), что и требовалось доказать!

Тогда возникает вопрос, когда же лучше всего проводить пальчиковые игры? (команды отвечают)

 

 

Слайд 12

Во-первых, во время утренней гимнастики. Предлагая детям упражнения на закрепление различных групп мышц, немного времени можно уделить и мышцам рук.

Во-вторых, перед различными видами ручного труда, рисованием, лепкой, чтобы разогреть и размять руки.

В-третьих, пальчиковые игры можно использовать на физкультминутках: они позволяют расслабить мышцы рук, дать им отдохнуть.

В - четвёртых – в процессе непосредственно-образовательной деятельности, так как с  ними процесс обучения проходит легко и интересно.

В-пятых – при знакомстве детей с литературными произведениями.

В-шестых -  на занятиях по музыке

Пальчиковые игры я  использую, как момент переключения с одного вида деятельности на другой, а именно: после музыкально-ритмических движений, чтобы дети восстановили дыхание, расслабились и приготовились к исполнительской деятельности. На своих занятиях мы вместе с детьми решаем следующие задачи.

Слайд 13

Задачи:

Развитие мелкой и крупной моторики.

Развитие слухового восприятия, музыкальной памяти, чувство ритма, образного мышления.

Развитие фонематического, интонационного и музыкально-певческого слуха.

Совершенствование умения согласовывать движения и речь.

Развитие фантазии, творчества, коммуникабельности, доброжелательного отношения  друг  к  другу.

Формирование навыков вербального и невербального общения, готовности умения действовать в коллективе.

И вот совсем незаметно, мы с вами подошли к следующему этапу нашей стажировки «Стажёрская проба» (слайд 14). Стажерская проба предполагает внесение чего-то нового в проведении пальчиковых игр. И сегодня мы с вами попробуем поэкспериментировать. А потом я попробую это сделать с детьми на музыкальных занятиях. Итак, сейчас вы под музыку изобразите, поскоки, ходьбу под марш, приставной шаг  -  пальчиками. Приготовьте пальчики,  слушайте музыку и выполняйте движения.

Ну, что ж это у вас получилось здорово, тогда переходим к основной стажёрской пробе. Все пальчиковые игры на своих занятиях я провожу без музыкального сопровождения, но совсем недавно мне пришла в голову мысль, а почему бы ту музыку, с которой мы знакомимся с детьми в разделе слушание, не использовать для пальчиковых игр. Тем самым решая сразу несколько задач: закрепление музыкального материала по слушанию; развитие мелкой моторики рук, развитие речи, координации движений, эмоциональности и просто создания хорошего настроения. И вот сегодня вам предоставляется такая возможность. (Команды вытягивают карточку с пальчиковой игрой, проговаривают её, затем репетируют с музыкальным сопровождением и представляют другим командам).

Но вот стажёрская проба состоялась, и заслуживает положительной оценки. О пальчиковых играх можно говорить, как об универсальном дидактическом и развивающем материале воспитания детей. Практика показывает, что их можно успешно использовать во всех образовательных областях на протяжении всего  дошкольного детства. 

Рефлексия

И сейчас мы с вами вернёмся к началу нашей стажировки, то есть к нашим разноцветным ладошкам и  выясним,  сбылись ли ваши ожидания и оправданы  ли были ваши опасения! (высказывания стажёров)

Дневник стажёра – лист стажировки, по методу  «Чемодан, мясорубка и корзина» Слайд 15

Слайд 16

Спасибо за работу!

Тренируйте пальчики!
Станет рука сильной,
Голова умной,
А речь красивой.