Автор: Проскурякова Ольга Валерьевна
Предмет: Музыка
Класс: Педагоги
Тип материала: Открытый урок
Краткое описание работы: Технологическая карта урока музыки - 4 класс
Технологическая карта
Ф.И.О. учителя: Проскурякова Ольга Валерьевна
МБОУ СОШ №32 г. Уссурийск
Предмет: Музыка
Класс: 4
Тип урока: закрепление и усвоение новых знаний
Тема урока: Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов
Цель урока: создание условий для формирования у учащихся представлений о роли русской народной песни в произведениях русских композиторов.
Задачи:
- познакомить с творчеством русского композитора Н.А. Римского – Корсакова Опера «Сказка о царе Салтане» (тема Белочки); закрепить знания о жанрах народных песен, особенностях их музыкального языка; закрепить понятие -регистр.
-развивать вокальнохоровую культуру исполнения, интонационную точность и чёткость дикции.
-воспитывать чувство любви к Родине, её традициям, народному творчеству, умению коллективно размышлять о роли русской народной песни в произведениях русских композиторов.
Планируемые результаты: Личностные: проявление заинтересованности к народной и классической музыке, развитие творческого воображения, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора и шедевров музыкального наследия русских композиторов; участие в музыкальной жизни класса; развитие навыка коллективной работы, овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
Метапредметные: уметь применять самостоятельность в рассуждениях о музыке, проявлять творческую активность на уроке, овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности; позитивная самооценка своих музыкально – творческих возможностей; приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере и особенностях языка музыкальных произведений; умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации.
Предметные: умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям; определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к народному творчеству; обсуждение аргументированных оценочных суждений; соблюдать певческую установку, владеть первоначальными певческими навыками; создавать ритмический аккомпанемент на ударных инструментах при исполнении народной песни;
|
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика, задания для учащихся |
Планируемые результаты
|
|
|
Предметные |
УУД |
|||
|
1.Самоопределение к деятельности (организационный момент).
|
Включение в деловой ритм Звучит р.н.п. «Солдатушки, бравы ребятушки»
Учитель и учащиеся приветствуют друг друга музыкальным приветствием Попевка – диалог (прием – «эхо»)
|
Подготовка класса к работе Ученики входят в класс организованно под музыку р.н.п. «Солдатушки, бравы ребятушки» и занимают свои места рядом с партами.
Учитель и учащиеся приветствуют друг друга музыкальным приветствием
-Родина моя- российская земля, Дружно здесь живем, весело поем. Добрый день, добрый день, Всем, всем, всем! |
Развивают навык звуковедения, чувство ансамбля, строя. |
Личностные: настраиваются на творческий труд Регулятивные: нацеливаются на успешную деятельность Коммуникативные: установление контакта с учителем и одноклассниками. Познавательные: узнают музыкальное произведение
|
|
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
3.Постановка цели и учебной задачи.
4. Открытие новых знаний
5.Вокально-хоровая работа
6. Первичная проверка понимания
7. Применение знаний в практической деятельности.
8. Итог урока
9. Рефлексия деятельности на уроке. |
Выявляю уровень знаний. -Под какую песню вы вошли в класс, к какому жанру она относится? -Какие еще существуют жанры русских народных песен? Как можно назвать все русские народные песни? Что такое фольклор. Фольклор – это проявление души народа, отражение всей его жизни, истории, быта. Предлагаю исполнить р.н.п «Во поле береза стояла», но перед исполнением провожу дыхательную гимнастику.
Предлагаю послушать фрагмент 4 симфонии П.И. Чайковского -Когда услышите знакомую мелодию поднимите ложку. -Перед слушанием давайте вспомним, что такое - симфония.
-Какую знакомую мелодию вы услышали в произведении П.И. Чайковского?
Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? - Правильно. Активизирую знания учащихся. Погружение в новую тему -Сегодня на уроке мы поговорим о том, как фольклор в своем творчестве использовали профессиональные композиторы - музыканты
Предлагаю послушать р.н. плясовую песню «Во саду ли, в огороде» - О чем песня, какой у нее характер?
Предлагаю разучить два куплета песни. Перед разучиванием провожу артикуляционную гимнастику.
После разучивания предлагаю простучать ритмический рисунок мелодии со словами, с помощью ложек
-Ребята, а вы любите сказки? Из какой сказки эти слова: Ветер на море гуляет - Кто автор сказки? Русский композитор Н.А. Римский – Корсаков, которого называли композитором – сказочником тоже очень любил читать сказки и прочитав сказку А.С Пушкина воскликнул: «Что за прелесть эти сказки». А чем сказка отличается от рассказа? Какое волшебство присутствовало в Сказке о царе Салтане? Композитор так вдохновился произведением А.С Пушкина, что создал свое музыкальное произведение: оперу «Сказка о царе Салтане». - А что такое – опера?
Предлагаю прослушать фрагмент оперы «Сказка о царе Салтане» (тема белочки) - Какое чудо изобразил композитор этим фрагментом? -Если вы услышите знакомую мелодию поднимите ложку.
-Что вам рассказала музыка, кого изобразил композитор? -Какую знакомую мелодию вы услышали? Правильно.
- В каком регистре изображена белочка? Что такое – регистр? Какие бывают регистры? Почему композитор изобразил ее в высоком регистре? Изобразил белочку духовой музыкальный инструмент флейта – пикколо, которая входит в состав симфонического оркестра (посмотрите на слайд) -Как вы думаете, почему композитор использовал русскую народную мелодию для образа белочки?
Предлагаю посмотреть фрагмент мультфильма «Сказка о царе Салтане» (белочка)
Предлагаю поработать в парах и создать цепочки по заданному алгоритму: название р.н. песни – к какому жанру относится – в каком композиторском произведении использована – каким композитором.
Совместно проверяем выполненную работу. -Хочу услышать от вас, что нового сегодня вы узнали на уроке? Почему композиторы обращались к народной музыке? Народная музыка лежит в основе творчества многих русских композиторов. Она как источник живой воды давала композиторам вдохновение, учила красоте и мастерству. Вот почему сочинения Глинки, Чайковского, Римского-Корсакова во всем мире узнают, как музыку русскую.
-Ребята, поднимите две ложки кому сегодня на уроке было легко, понятно и вы услышали знакомые народные мелодии в произведениях композиторов? - Поднимите одну ложку кому еще нужно послушать, чтобы услышать знакомые интонации. - Не расстраивайтесь, ведь мы с вами только учимся слушать и слышать знакомые мелодии в профессиональных музыкальных произведениях. - Предлагаю сегодняшний урок закончить совместным музицированием «Оркестр ложкарей» Под музыку выходят из класса.
|
р.н.п. «Солдатушки, бравы ребятушки» Жанр солдатской песни.
Перечисляют жанры русских народных песен (хороводные, плясовые, трудовые, свадебные) Фольклор – «народная мудрость»
Выполняют дыхательную гимнастику
Исполняют р.н.п. «Во поле береза стояла» (в характере, в соответствующем темпе)
Симфония – большое музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей в исполнении симфонического оркестра.
Слушают фрагмент 4 симфонии П.И. Чайковского (при звучании знакомой мелодии поднимают ложку и опускают, когда она закончится) Отвечают на поставленный вопрос. Услышали мелодию р.н.п. «Во поле береза стояла».
Дети сами формулируют тему урока. «Мы будем говорить о народной песне в творчестве композиторов» Ставят цели, задачи формулируют (уточняют) тему урока.
Слушают р.н.п. «Во саду ли, в огороде»
Отвечают на поставленные вопросы
Выполняют артикуляционную гимнастику Слушают, разучивают песню по музыкальным фразам. Простукивают ложками ритмический рисунок песни с проговариванием текста.
Исполняют два куплета песни ««Во саду ли, в огороде»
Отвечают на поставленные вопросы
Сказка о царе Салтане.
А.С. Пушкин.
-Волшебством. Отвечают на поставленные вопросы (белка, царевна – лебедь, 33 богатыря)
Опера- музыкальный спектакль, в котором герои поют.
Слушают фрагмент оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского – Корсакова (тема белочки) (при звучании знакомой мелодии поднимают ложку и опускают, когда она закончится)
-Белочку.
Мелодию русской народной песни «Во саду ли, в огороде»
В высоком. Регистр – это высота звуков. Высокий, средний, низкий. Белочка маленькая, миниатюрная.
Рассуждают, отвечают на поставленный вопрос.
Смотрят видеофрагмент мультфильма (белка) Слушают песню - (белочки) «Во саду ли, в огороде»
Работают в парах. Выполняют задание.
Самостоятельно делают выводы.
Поднимают две ложки
Поднимают одну ложку
Играют на ложках.
Под музыку выходят из класса. |
Демонстрируют знания прошлых тем
Демонстрируют знания по основным понятиям.
Соблюдают певческую установку, владеют первоначальными певческими навыками;
Формируют целостное восприятие изучаемых объектов
Обсуждают возникшие яркие музыкальные образы.
Отрабатывают чистоту интонирования, четкость дикции, создают ритмический аккомпанемент на ударных инструментах при исполнении народной песни;
Расширяют предметные знания.
Выбор правильного ответа, его обоснование.
Демонстрируют знания прошлых тем
Расширяют предметные знания.
Выбор ответа, его обоснование.
Развивают мышление, устную речь.
|
Личностные: формирование эстетических потребностей Регулятивные: выделяют необходимую информацию. Коммуникативные: осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. Познавательные: дают интонационную характеристику музыки.
Личностные: устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. Регулятивные: определяют задачу, Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. Познавательные: выделяют необходимую интересную информацию.
Личностные: реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования Регулятивные: оценивают свое исполнение Коммуникативные: выражают свои мысли по содержанию песни. Познавательные: анализируют музыкальное произведение. Личностные: овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: оценивают предлагаемую информацию. Коммуникативные: умение точно выражать свои мысли в соответствии с задачами. Познавательные: анализируют, аргументируют свою точку зрения.
Личностные: проявляют собственное отношение к муз. образам Регулятивные: умение анализировать Коммуникативные: умение сотрудничать с учителем и учениками. Познавательные: высказывают свои суждения о музыке.
Личностные: развитие самостоятельности. Регулятивные: выделяют и осознают то, что усвоено. Коммуникативные: воспринимают ответы обучающихся. Познавательные: владеют знаниями по данной теме.
Личностные: понимание связи между результатом и его применением. Регулятивные: развитие умения осмысливать полученную информацию. Коммуникативные: умение точно выражать свои мысли. Познавательные: структурируют знания Личностные: Самооценка Регулятивные: осмысление полученной информации Коммуникативные: рефлексия своих действий.
|