Фольклор в творчестве профессиональных композиторов


Автор: Проскурякова Ольга Валерьевна

Предмет: Музыка

Класс: Педагоги

Тип материала: Открытый урок

Фольклор в творчестве профессиональных композиторов

Краткое описание работы: Технологическая карта урока музыки - 4 класс

                                                                                        Технологическая карта

Ф.И.О. учителя: Проскурякова Ольга Валерьевна

МБОУ СОШ №32 г. Уссурийск

Предмет: Музыка

Класс: 4

Тип урока: закрепление и усвоение новых знаний

Тема урока: Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов

Цель урока: создание условий для формирования у учащихся представлений о роли русской народной песни в произведениях русских композиторов.

Задачи:

- познакомить с творчеством русского композитора Н.А. Римского – Корсакова Опера «Сказка о царе Салтане» (тема Белочки); закрепить знания о жанрах народных песен, особенностях их музыкального языка; закрепить понятие -регистр.

-развивать вокально­хоровую культуру исполнения, интонационную точность и чёткость дикции.

-воспитывать чувство любви к Родине, её традициям, народному творчеству, умению коллективно размышлять о роли русской народной песни в произведениях русских композиторов.

 

Планируемые результаты: Личностные: проявление заинтересованности к народной и классической музыке, развитие творческого воображения, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора и шедевров музыкального наследия русских композиторов; участие в музыкальной жизни класса; развитие навыка коллективной работы, овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

Метапредметные: уметь применять самостоятельность в рассуждениях о музыке, проявлять творческую активность на уроке,  овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности; позитивная самооценка своих музыкально – творческих возможностей; приобретение умения осознанного построения  речевого высказывания о содержании, характере и особенностях языка музыкальных произведений; умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации.

Предметные: умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям; определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к народному творчеству; обсуждение аргументированных оценочных суждений; соблюдать певческую установку, владеть первоначальными певческими навыками; создавать ритмический аккомпанемент на ударных инструментах при исполнении народной песни;

 

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность ученика,

задания для учащихся

Планируемые результаты

 

Предметные

УУД

1.Самоопределение к деятельности (организационный момент).

 

Включение в деловой ритм

Звучит р.н.п. «Солдатушки, бравы ребятушки»

 

 

 

Учитель и учащиеся приветствуют друг друга музыкальным приветствием Попевка – диалог (прием – «эхо»)

 

Подготовка класса к работе

Ученики входят в класс организованно под музыку р.н.п. «Солдатушки, бравы ребятушки» и занимают свои места рядом с партами.

 

 

Учитель и учащиеся приветствуют друг друга музыкальным приветствием

 

-Родина моя- российская земля,

Дружно здесь живем, весело поем.

Добрый день, добрый день,

Всем, всем, всем!

 

 

 

 

 

 

Развивают навык звуковедения, чувство ансамбля, строя.

Личностные: настраиваются на творческий труд Регулятивные: нацеливаются на успешную деятельность Коммуникативные: установление контакта с учителем и одноклассниками.

Познавательные: узнают музыкальное произведение

 

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Постановка цели и учебной задачи.

 

 

 

 

 

 

 

4. Открытие новых знаний

 

 

 

 

5.Вокально-хоровая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Первичная проверка понимания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Применение знаний в практической деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

8. Итог урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Рефлексия деятельности на уроке.

Выявляю уровень знаний.

-Под какую песню вы вошли в класс, к какому жанру она относится?

-Какие еще существуют жанры русских народных песен? Как можно назвать все русские народные песни? Что такое фольклор.

Фольклор – это проявление души народа, отражение всей его жизни, истории, быта.

Предлагаю исполнить р.н.п «Во поле береза стояла», но перед исполнением провожу дыхательную гимнастику.

 

 

 

Предлагаю послушать фрагмент 4 симфонии П.И. Чайковского

-Когда услышите знакомую мелодию поднимите ложку.

-Перед слушанием давайте вспомним, что такое - симфония.

 

 

 

 

 

-Какую знакомую мелодию вы услышали в произведении П.И. Чайковского?

 

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

- Правильно.

Активизирую знания учащихся. Погружение в новую тему

-Сегодня на уроке мы поговорим о том, как фольклор в своем творчестве использовали профессиональные композиторы - музыканты

 

Предлагаю послушать             

р.н. плясовую песню «Во саду ли, в огороде»

- О чем песня, какой у нее характер?

 

Предлагаю разучить два куплета песни. Перед разучиванием провожу артикуляционную гимнастику.

 

 

 

 

 

После разучивания предлагаю простучать ритмический рисунок мелодии со словами, с помощью ложек

 

-Ребята, а вы любите сказки?

Из какой сказки эти слова:

Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.

- Кто автор сказки?

Русский композитор

Н.А. Римский – Корсаков, которого называли композитором – сказочником тоже очень любил читать сказки и прочитав сказку А.С Пушкина воскликнул: «Что за прелесть эти сказки».

А чем сказка отличается от рассказа? Какое волшебство присутствовало в Сказке о царе Салтане?

Композитор так вдохновился произведением А.С Пушкина, что создал свое музыкальное произведение: оперу «Сказка о царе Салтане».

- А что такое – опера?

 

 

Предлагаю прослушать фрагмент оперы «Сказка о царе Салтане» (тема белочки)

- Какое чудо изобразил композитор этим фрагментом?

-Если вы услышите знакомую мелодию поднимите ложку.

 

-Что вам рассказала музыка, кого изобразил композитор?

-Какую знакомую мелодию вы услышали? Правильно.

 

- В каком регистре изображена белочка? Что такое – регистр? Какие бывают регистры?

Почему композитор изобразил ее в высоком регистре?

Изобразил белочку духовой музыкальный инструмент флейта – пикколо, которая входит в состав симфонического оркестра (посмотрите на слайд)

-Как вы думаете, почему композитор использовал русскую народную мелодию для образа белочки?

 

Предлагаю посмотреть фрагмент мультфильма «Сказка о царе Салтане» (белочка)

 

Предлагаю поработать в парах и создать цепочки по заданному алгоритму: название р.н. песни – к какому жанру относится – в каком композиторском произведении использована – каким композитором.

 

Совместно проверяем выполненную работу.

                                                                     -Хочу услышать от вас, что нового сегодня вы узнали на уроке? Почему композиторы обращались к народной музыке?

Народная музыка лежит в основе творчества многих русских  композиторов. Она как источник живой воды давала композиторам вдохновение, учила красоте и мастерству. Вот почему сочинения Глинки, Чайковского, Римского-Корсакова во всем мире узнают, как музыку русскую.

 

-Ребята, поднимите две ложки кому сегодня на уроке было легко, понятно и вы услышали знакомые народные мелодии в произведениях композиторов?

- Поднимите одну ложку кому еще нужно послушать, чтобы услышать знакомые интонации.

- Не расстраивайтесь, ведь мы с вами только учимся слушать и слышать знакомые мелодии в профессиональных музыкальных произведениях.

- Предлагаю сегодняшний урок закончить совместным музицированием «Оркестр ложкарей»

Под музыку выходят из класса.

 

 

р.н.п. «Солдатушки, бравы ребятушки»

Жанр солдатской песни.

 

Перечисляют жанры русских народных песен (хороводные, плясовые, трудовые, свадебные)

Фольклор – «народная мудрость»

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют дыхательную гимнастику

 

Исполняют р.н.п. «Во поле береза стояла» (в характере, в соответствующем темпе)

 

 

Симфония – большое музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей в исполнении симфонического оркестра.

 

Слушают фрагмент 4 симфонии П.И. Чайковского (при звучании знакомой мелодии поднимают ложку и опускают, когда она закончится)

Отвечают на поставленный вопрос.

Услышали мелодию р.н.п. «Во поле береза стояла».

 

Дети сами формулируют тему урока. «Мы будем говорить о народной песне в творчестве композиторов»

Ставят цели, задачи формулируют (уточняют) тему урока.

 

 

 

 

 

 

Слушают р.н.п. «Во саду ли, в огороде»

 

 

Отвечают на поставленные вопросы

 

 

 

 

Выполняют артикуляционную гимнастику

                                                                       Слушают, разучивают песню по музыкальным фразам.                           

Простукивают ложками ритмический рисунок песни с проговариванием текста.

 

Исполняют два куплета песни ««Во саду ли, в огороде»

 

 

 

 

Отвечают на поставленные вопросы

 

Сказка о царе Салтане.

 

 

А.С. Пушкин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Волшебством.

Отвечают на поставленные вопросы (белка, царевна – лебедь, 33 богатыря)

 

 

 

 

Опера- музыкальный спектакль, в котором герои поют.

 

Слушают фрагмент оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского – Корсакова (тема белочки) (при звучании знакомой мелодии поднимают ложку и опускают, когда она закончится)

 

 

 

-Белочку.

 

Мелодию русской народной песни «Во саду ли, в огороде»

 

В высоком.

Регистр – это высота звуков.

Высокий, средний, низкий.

Белочка маленькая, миниатюрная.

 

 

 

 

 

 

Рассуждают, отвечают на поставленный вопрос.

 

 

 

Смотрят видеофрагмент мультфильма (белка)

Слушают песню - (белочки) «Во саду ли, в огороде»

 

Работают в парах. Выполняют задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельно делают выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поднимают две ложки

 

 

 

 

Поднимают одну ложку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Играют на ложках.

 

Под музыку выходят из класса.

Демонстрируют знания прошлых тем

 

 

 

 

Демонстрируют знания по основным понятиям.

 

 

 

 

 

 

Соблюдают певческую установку, владеют первоначальными певческими навыками;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формируют целостное восприятие изучаемых объектов

 

 

 

 

 

Обсуждают возникшие яркие музыкальные образы.

 

 

 

Отрабатывают чистоту интонирования, четкость дикции, создают ритмический аккомпанемент на ударных инструментах при исполнении народной песни;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Расширяют предметные знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выбор правильного ответа, его обоснование.

 

Демонстрируют знания прошлых тем

 

 

Расширяют предметные знания.

 

Выбор ответа, его обоснование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развивают  мышление, устную речь.

 

 

Личностные: формирование  эстетических потребностей Регулятивные: выделяют необходимую информацию. Коммуникативные: осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. Познавательные: дают интонационную характеристику музыки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные: устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. Регулятивные: определяют задачу, Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. Познавательные:  выделяют необходимую интересную информацию.

 

Личностные: реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования

Регулятивные:

 оценивают свое исполнение Коммуникативные: выражают свои мысли по содержанию песни. Познавательные: анализируют музыкальное произведение.

Личностные:  овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: оценивают предлагаемую информацию. Коммуникативные:

 умение точно выражать свои мысли в соответствии с задачами. Познавательные: анализируют,  аргументируют свою точку зрения.

 

 

Личностные: проявляют собственное отношение к муз. образам Регулятивные: умение анализировать Коммуникативные:

умение сотрудничать с учителем и учениками.

Познавательные:  высказывают свои суждения о музыке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные: развитие самостоятельности. Регулятивные: выделяют и осознают то, что усвоено.  Коммуникативные: воспринимают ответы обучающихся. Познавательные: владеют знаниями по данной теме. 

 

 

Личностные:

понимание связи между результатом и его применением. Регулятивные: развитие умения  осмысливать полученную информацию. Коммуникативные:  умение точно выражать свои мысли. Познавательные: структурируют знания

Личностные:

Самооценка Регулятивные:  осмысление полученной информации Коммуникативные: рефлексия своих действий.