Методическая разработка итоговой работы по теме "Героическая тема в русской музыке"


Автор: Бубнова Елена Владимировна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

Методическая разработка итоговой работы по теме "Героическая тема в русской музыке"

Краткое описание работы: Методическая разработка состоит из заданий по теме "Героическая тема в русской музыке и оценочной таблицы для получения результата.

             Итоговая проверочная работа по теме «Героическая тема в русской музыке»

                                                       1. Пояснительная записка

       Итоговая проверочная работа содержит 5 заданий, различающихся по содержанию и уровню сложности. По уровню сложности задания разделены на 2 группы.

       Первая группа - базовые задания, которые составляют 80%(4 задания) от всей работы. Они проверяют усвоение учащимися обязательного минимума содержания начального общего образования по разделу программы. Подобные задания отрабатываются на уроках музыки, а соответствующие знания и умения должны быть усвоены большинством учащихся.(№1, №2, №3, №4).

       Вторая группа - задания  повышенной сложности. Это 20%(1 задание), которое не превышает требований образовательной программы, но имеют большую сложность по сравнению с базовыми.  Их выполнение требует последовательного поэтапного самоконтроля ученика, а также сформированности общеучебных знаний.

                                                                      2. Задания

1.Найдите соответствие и заполните таблицу:(5 баллов)

1

Опера

а

Первая русская национальная классическая опера

2

Балет

б

Песня главного героя в опере

3

Речитатив

в

Режиссёр балетного спектакля

4

Либретто

г

Творческое содружество русских композиторов

5

Ария

д

Музыкально-драматическое произведение, действие в котором передаётся средствами танца, пантомимы.

6

«Могучая кучка»

е

Полуречь-полупение

7

Балетмейстер

ж

Руководитель оркестра

8

Дирижер

з

Вступление к опере, балету, мюзиклу

9

«Иван Сусанин»

и

Краткое содержание оперы, балета, мюзикла

10

Увертюра

к

Музыкально-театральное искусство, основанное на слиянии слова, музыки и сценического действия.

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Логические цепочки  (выдели лишнее слово и сделай объяснение). (12баллов)

     

       1) действие, картина, сцена, либретто

       2) ария, каватина, песня, па-де-де

       3) «Иван Сусанин», «Ярославна», «Князь Игорь»

       4) П.И.Чайковский, М.И.Глинка, А.П.Бородин, Б.И.Тищенко

       5) Е.Нестеренко, Т.Синявская, Д.Хворостовский, Г.Уланова

 

3. Музыкальная викторина. Прослушай музыкальные фрагменты , определи их название и укажи, к какому  музыкальному произведению они относятся.( 10 баллов)

 

  №

         Название музыкального фрагмента

 

    Музыкальное произведение

1

 

 

2

 

 

3

 

 

4

 

 

5

 

 

     4. Заполни таблицу, используя предложенные варианты: (6 баллов)

     

      1) М.И.Глинка, А.П.Бородин, С.С.Прокофьев, С.М.Эйзенштейн, Б.И.Тищенко, Р.Тихомиров

      2) «Иван Сусанин», «Князь Игорь», «Ярославна», «Александр Невский»

      3) Опера, балет, кантата, художественный фильм.

     

 

           

           Произведение

 

               Жанр

     Композитор /Режиссер

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Распределите предложенные названия по группам , озаглавьте каждую группу (6+6=12 баллов)

            

             1. «Слово о полку Игореве»

             2.  Памятник Минину и Пожарскому (г. Москва)

             3.  День народного единства.

             4.  Смутное время.

             5.  Мариинский театр

             6. «Могучая кучка»

             7. «Жизнь за царя»

             8.  А.П.Бородин

             9.  М.И.Глинка

            10. «Половецкие пляски»

 

 

                                                                       3.Эталон

 

                                      1.Найдите соответствие и заполните таблицу:(10б)

1) Опера

 

2) Балет

 

3) Речитатив

4) Либретто

5) Ария

6) «Могучая кучка»

7) Балетмейстер

8) Дирижёр

9) «Иван Сусанин»

10) Увертюра

к) Музыкально-театральное искусство, основанное на слиянии слова, музыки и сценического действия.

д) Музыкально-драматическое произведение, действие в котором передаётся средствами танца, пантомимы.

е) Полуречь–полупение

и) Краткое содержание оперы, балета, мюзикла

б) Песня главного героя в опере

г) Творческое содружество русских композиторов

в) Режиссёр балетного спектакля

ж) Руководитель оркестра

а) Первая русская национальная классическая опера

з) Вступление к опере, балету, мюзиклу

 

 

 

                            2.Логические цепочки  (выдели лишнее слово и сделай объяснение).(12б)

 

1.Либретто

 

2.Па-де-де

 

3.»Ярославна» (1 вар.)

  « Иван Сусанин»(2в)

 

4.П.И.Чайковский

5. Г.Уланова

Действие, картина, сцена - составные элементы оперы, а либретто-это краткое содержание.

Ария, каватина, песня- характеризуют героев в опере, а па-де-де в балете.

«Иван Сусанин» и «Князь Игорь» - оперы, «Ярославна»-балет

«Князь Игорь» и «Ярославна» написаны на сюжет «Слова о полку Игореве». а «Иван Сусанин»- исторические факты

П.И.Чайковский не является автором изучаемых произведений

Е.Нестеренко, Т.Синявская, Д.Хворостовский- певцы, а Г.Уланова- балерина

2б(1+1)

 

 

 

 

  3. Музыкальная викторина. Прослушай музыкальные фрагменты , определи их название и укажи, к какому  музыкальному произведению они относятся.(10б)

1. Хор «Славься»

2. Ария « О, дайте, дайте мне свободу»

3. «Половецкие пляски»

4. Ария «Ты взойди, моя заря»

5. Хор «Улетай на крыльях ветра»

Опера «Иван Сусанин»

Опера «Князь Игорь»

Опера «Князь Игорь»

Опера «Иван Сусанин»

Опера «Князь Игорь»

 

2б(1+1)

 

                               4.Заполни таблицу, используя предложенные варианты (5б)

 

1.

2.

3.

4.

5.

6.

«Иван Сусанин» -опера -М.И.Глинка

«Князь Игорь»- опера- А.П.Бородин

«Князь Игорь»- художественный фильм- Р.Тихомиров

«Александр Невский»- кантата- С.С.Прокофьев

«Александр Невский» художественный фильм

«Ярославна»- балет- Б.Тищенко

 

      5. Распределите предложенные названия по группам , озаглавьте каждую группу (12б)

 

1.

 

 

 

 

 

2.

1 группа «Иван Сусанин»:

              2.  Памятник Минину и Пожарскому (г. Москва)

              3.  День народного единства.

              4.  Смутное время.

              7. «Жизнь за царя»

              9.  М.И.Глинка

  2 группа «Князь Игорь»  :     

             1. «Слово о полку Игореве»

             5.  Мариинский театр

             6. «Могучая кучка»

             8.  А.П.Бородин

             10. «Половецкие пляски»

 

 

 

 

 

4. Методический инструментарий  оценивания образовательных результатов

№ задания

№1

№2

№3

№4

№5

Общее количество баллов

«Стоимость» в баллах

10

12

10

5

12

49, из них  базового уровня 37                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

 

                 5.  Критерии оценки заданий с помощью коэффициента усвоения К   

К= число правильных ответов в работе

                Общее число ответов

                         

                          Коэффициент К

 

                     

                           Оценка

                            0,90- 100

                               «5»

                            0,75-0,89

                               «4»

                            0,60-0,74

                               «3»

                           Меньше 0,60

                               «2»

 

6.Схема поэлементного  анализа выполнения  контрольной работы

№  задания

Элементы действий, из которых складывается выполнение заданий              

    Успешность выполнения

% успешности выполнения

Выполнили верно

Допустили ошибки

Не приступили

 

 

 

 

 

 

 

1.

 

2.

 

 

3.

 

 

4.

 

5.

 

Правильно найдено соответствие термина и определения

 

1)Правильно выбрано «лишнее» слово

2)Дано объяснение

3) №3 – два варианта ответа

 

1) Правильно определили музыкальный фрагмент

2) Правильно указали название музыкального произведения

 

 

Правильно указано название произведения+ жанр+ композитор/ режиссер

 

1)Дано название группе

2) Правильно распределены предложенные названия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

\