"Хор рук двигательное двухголосие"


Автор: Заиченко Надежда Юрьевна

Предмет: Инструментальное музицирование

Класс: Педагоги

Тип материала: Мастер-класс

"Хор рук двигательное двухголосие"

Краткое описание работы: Главным в своей работе, я считаю возможность открыть перед детьми дверь в увлекательный и огромный мир музыкального искусства. А как же развить у ребенка способность к восприятию музыки, потребность в творческом самовыражении, инициативность и самостоятельность воплощения художественного замысла?


Цель:
 представление и распространение опыта использования музыкально-педагогической технологии Т. А. Боровик «Хор рук».

Задачи:

  • Продемонстрировать участникам методы и приемы развития чувства ритма у дошкольников; чувства ансамбля, слаженности общего действия; снятия психоэмоционального напряжения.
  • Отработать приемы в  деятельностно-имитационном режиме.
  • Создать условия для профессионального общения.  
  • Показать практическую значимость использования данной технологии,  убедить участников в целесообразности ее использования.

Ход мастер класса.

1 сл. Уважаемые коллеги!

Главным в своей работе, я считаю возможность открыть перед детьми дверь в увлекательный и огромный мир музыкального искусства.                                                         А как же развить у ребенка способность к восприятию музыки,  потребность в творческом самовыражении, инициативность и самостоятельность воплощения художественного замысла?                                                              Постоянный поиск ответов на эти вопросы  подталкивал меня к изучению различных методик и практик. Методики Татьяны Боровик, Анны Бурениной, Ольги Радыновой расширили значительно мой профессиональный кругозор,  оказались для меня очень интересными и полезными и нашли свое отражение в практической деятельности. Но как и у любого творчески работающего педагога у меня появилась своя любимая инновационная технология «хор рук». Автор этой технологии Татьяна Боровик.

 2 сл. Использование данной технологии направлено на развитие:
слухового восприятия музыки,

координационной свободы движения,
чувства ритма,
способности к двигательной импровизации.
ансамблевой слаженности.
Эта форма работы интересна и тем, что подводит детей к пониманию двухголосия в целом, и в частности к пониманию двигательного двухголосия.

3 сл.Итак, рассмотрим саму технологию  «Хор рук».

Здесь все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих - «дирижеров». В руках у дирижеров те же самые атрибуты, которые находятся у детей.

«Первую двигательную партию» исполняют руками одна группа детей (сидящая в ряд на стульях), зеркально отражая движения сидящего 1 ведущего - «дирижера»,                                                                                                    «вторую двигательную партию» - другая группа детей, стоящая позади первой группы, соответственно копируя движения стоящего 2 ведущего - «дирижера».                                                                                                                                                                                                                                                           Поначалу ведущими дирижерами выступают взрослые.

 4 сл. А со временем, накопив опыт двигательных навыков и справившись с застенчивостью, дети самостоятельно выступают в роли дирижеров всех партий. 
Перед тем как поучаствовать в «Хоре рук» и создать какой-то музыкальный образ, ребята прослушивают музыкальное произведение, высказываются о его характере, музыкальном образе, о тех чувствах, которые оно вызвало.                                                                                                          Воспитание чувств у детей является одной из наиболее важных педагогических задач, не менее важной, чем развитие умственных способностей. От чувств  и эмоций зависит отношение ребенка к окружающему миру.“Годы детства – это прежде всего воспитание сердца” (В. Сухомлинский). А без “воспитания сердца”невозможно экологическое воспитание ребенка. И именно здесь на помощь  приходит музыка.                                                         Музыка способна зажечь в сердцах детей высшие человеческие чувства. Она помогает увидеть красоту природы, любить и оберегать ее. Да и сама музыка рождается благодаря великой природе. Доказательством этого может послужить высказывание великого немецкого композитора Бетховена: “Вы меня спросите, откуда я беру свои идеи?- Я улавливаю их на лоне природы, в лесу, на прогулках, в тиши ночи, ранним утром, возбужденный настроениями, которые у поэта выражаются словами, а у меня превращаются в звуки, звучат, бушуют, пока не встанут предо мной в виде нот”.

Следовательно, при помощи музыки маленькому человечку легче объяснить, что все растущее и движущееся вокруг нас – живое, требующее к себе бережное отношение                                                                                                                          

5 сл.  Обычно мы используем самые разнообразные атрибуты в зависимости от сезона, темы, сюжета,  вместе с детьми сами  придумываем различные композиции .

При составлении композиций используем  атрибуты, повторяющие компоненты природы, а именно,  снежинки, листочки, цветочки, птичек, бабочек.

А сейчас я предлагаю вам поучаствовать в двухголосном хоре, для этого мне понадобятся 6 человек.

Практическая часть.

Речевая игра «Доброе утро».

Для того чтобы поднять настроение вам и всем сидящим в зале давайте с вами поздороваемся. Я буду произносить текст, и показывать движения, а вы будете повторять движения за мной.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

Доброе утро! (Разводят руки в стороны с легким поклоном.)

– Доброе утро,– нам шепчут цветки, (Соединить пальцы рук – «бутон цветка»)

– Доброе утро, – журчат ручейки, (Быстро перебирать пальцами, покачивая кистями рук вправо-влево)

– Доброе утро, – нам птица поет, (Соединить руки крест-накрест, делать взмахи – птица летит)

– Доброе утро, – скажет нам кот, («Кошачьи лапки»)

– Доброе утро, – нам скажет пчела, (Машут «крылышками»)

– Доброе утро, как ваши дела? (Разводят руки сначала в правую, затем в левую стороны)

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам, (Поднять скрещенные руки над головой, пальцы в стороны,)

И каждый становится добрым, доверчивым (Руки полочкой, кладут на них подбородок)

Пусть доброе утро

длится до вечера! (Отводят в сторону руки)

Муз. рук. Ну как настроение улучшилось? Вот что может сделать слово! А давайте мы с вами представим что мы с вами на цветущей  поляне. Как вы себе представляете поляну?

6 сл.

Наверно многим уже хочется весны, тепла, ярких красок, давайте сами попробуем создать весеннее яркое настроение. А помогут нам в этом атрибуты: бабочки и цветы.. Давайте оживим поляну, на которой летают бабочки, растут цветы. А сделаем мы это при помощи «Хора рук»

я буду выполнять роль 1 ведущего – дирижера, а вторым дирижером будет моя помощница. Сидящие  повторяют движения только за сидящим дирижером, а стоящие только  за стоящим. Всем понятно, готовы?
показ

Спасибо, очень красиво получилось.

Рефлексия.

Я предлагаю вам представить, что вы сидите  на мягком, удобном диване и поделиться своими впечатлениями от увиденного.

Какие открытия и выводы вы для себя сделали?

Возник ли у вас интерес к данной технологии?

Спасибо вам за участие, надеюсь, что все волшебное, теплое и полезное вы унесете сегодня с собой и обязательно поделитесь с вашими ребятишками.

7 сл.  А свой мастер класс я хочу закончить замечательными словами:

Душа ребенка как растение: упадет в землю семечко, прольется дождик, пригреет солнышко и семечко проросло. Всем нужна забота и деревцу, и цветку, и бабочке, и муравью, и человеку .

Душа ребенка – это росток.

Чтобы из семечка вырос цветок -

Много потратится сил и тепла,

Нежного слова, улыбок, добра!