Программа дополнительного образования "Оркестр ДЭИ в детском саду"


Автор: Чебыкина Татьяна Викторовна

Предмет: Инструментальное музицирование

Класс: Педагоги

Тип материала: Методическое пособие

Программа дополнительного образования "Оркестр ДЭИ в детском саду"

Краткое описание работы: Программа разработана для кружка в детском саду, в рамках которого происходит приобщение дошкольников к музыкальной культуре, через участие в ансамбле детских элементарных инструментов.

                                    Целевой раздел

                           Пояснительная записка

Исполнительство на детских музыкальных инструментах является важным видом деятельности детей в процессе музыкально-эстетического воспитания в ДОУ наряду с пением, слушанием музыки, музыкально- ритмическими движениями. Одной из форм коллективной музыкальной деятельности в детском саду является игра в оркестре (ансамбле), так как она стимулирует более быстрое развитие музыкальных способностей и обогащает музыкальные впечатления дошкольников, повышает ответственность каждого ребёнка за правильное исполнение своей партии; помогает преодолеть неуверенность, робость; сплачивает детский коллектив. В процессе игры на детских элементарных инструментах (ДЭИ) ярко проявляются индивидуальные особенности каждого ребёнка.

Игра на музыкальных, шумовых инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.

         Рабочая программа «Оркестр ДЭИ в детском саду» разработана на основе авторской программы Меркуловой Л.Р. «Оркестр в детском саду».

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса музыкального развития детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) МБДОУ Детский сад «Радуга» г. Красновишерска Пермского края.

Данная Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Закон "Об образовании в Российской Федерации"29.12.2012 N 273-ФЗ.
  • Приказ Минобразования и науки РФ от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организаций» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26).
  • Изменения к СанПин, введенные в действие с 20 сентября 2015 года постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 августа 2015 года № 41
  • Приказ Минобразования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования» (ФГОС ДО)
  • Устав ДОУ
  • Основная образовательная программа МБДОУ Детский сад «Радуга»

            Исполнительство на детских музыкальных, шумовых инструментах является важным видом деятельности детей в процессе музыкально-эстетического воспитания в детском саду.

Образовательная программа «Оркестр ДЭИ в детском саду» рассчитана на 2 года обучения детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет), и является попыткой обновления содержания музыкального воспитания по разделу «Игра на музыкальных инструментах» в условиях дошкольного образовательного учреждения. Основной формой работы являются групповые занятия. Занятия проводятся подгруппой из 5 - 10 человек 1 раз в неделю. Длительность одного занятия 25-30 минут.

          Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей музыкального восприятия, фантазии, музыкального слуха и чувства ритма, с формированием исполнительской культуры, мотивации и установки на творчество, обогащение духовной культуры.

Цель программы- обогащение духовной культуры детей через игру на детских элементарных инструментах (ДЭИ).

Задачи:

Обучающие:

  • Расширение кругозора детей через знакомство с музыкальной культурой и музыкальными инструментами;
  • Обучать основам техники игры на шумовых инструментах, формировать необходимые умения и навыки для дальнейшего совершенствования в игре на музыкальных инструментах;
  • Учить детей воспроизводить равномерную ритмическую пульсацию и простейшие ритмические рисунки при игре;
  • Закреплять у детей навыки совместной игры, развивать чувство ансамбля;
  • Поддерживать желание играть на инструментах в группе, в повседневной жизни.

Воспитательные:

  • Активизировать внимание ребенка, работу его мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость;
  • Воспитание у детей веру в свои силы, в свои творческие способности.

Развивающие:

  • Способствовать становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость;
  • Развивать память и умение сконцентрировать внимание;
  • Развивать мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук;
  • Развивать фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учить понимать и любить музыку;
  • Развивать тембровый и динамический слух, ладовый слух, чувство ритма.

 

Возрастные особенности музыкального развития детей

(5-7 лет).

 

   В старшем дошкольном возрасте у детей происходит созревание такого важного качества как произвольность психических процессов (внимания, памяти, мышления), что является важной предпосылкой для более углублённого музыкального воспитания.

Ребёнок 5-6 лет отличается большей самостоятельностью, стремлением к самовыражению в различных видах художественно-творческой деятельности, у него ярко выражена потребность в общении со сверстниками. К этому возрасту у детей развиваются ловкость, точность, координация движений, что в значительной степени расширяет их исполнительские способности. Начинают контролировать слухом исполнение музыки в различных видах музыкальной деятельности. С удовольствием прислушиваются и проявляют интерес к необычным музыкальным тембрам, звучаниям, интонациям. Могут вспомнить знакомую песню по вступлению, мелодии. Согласуют движения с метроритмом и формой музыкального произведения.

          Однако все перечисленные особенности проявляются индивидуально, и в целом дети шестого года жизни ещё требуют бережного и внимательного отношения: они быстро утомляются, устают от монотонности.

Возраст 6-7 лет. В этот период у них качественно меняются психофизиологические возможности: голос становится звонким, движения – ещё более координированными, увеличивается объём памяти и внимания, совершенствуется речь. Возрастает произвольность поведения, формируется осознанный интерес к музыке, значительно расширяется музыкальный кругозор. Новые качества позволяют реализовывать более сложные задачи музыкального развития детей. Ребенок может контролировать исполнение музыки в различных видах музыкальной деятельности, согласует движения с метроритмом и формой музыкального произведения, исполняет ассиметричные, разнонаправленные движения, умеет принять участие в музицировании экспромтом, подстроиться, найти свой ритм и способ игры на инструменте, может самостоятельно организовывать музицирование пьес в двухчастной форме, может выполнять творческие задания с последующей презентацией (с помощью взрослого), имеет хорошо сформированное чувство ритма: устойчивый метр, выделение сильной доли, удержание остинато, импровизирование ритма).  При этом детям свойственна эмоциональная неустойчивость и психологическая утомляемость.

Дети способны распознавать мелодические и ритмические особенности простых музыкальных пьес, проявлять усердие при освоении музыкального произведения, получают огромное удовольствие, испытывают чувство гордости от выразительной и слаженной игры в оркестре.

Дошкольники с радостью импровизируют на знакомых инструментах, вслушиваясь в мелодию, однако подбирать на слух могут лишь музыкально одарённые.

 

Планируемые результаты освоения Программы.

В процессе занятий дети должны научиться:

-        владеть приёмами игры на различных детских элементрных инструментах (музыкальных и шумовых);

-    иметь навыки совместной игры, чувство ансамбля.

-       слышать, как меняется звук при правильном и неправильном звукоизвлечении;

-       воспроизводить в совместном музицировании общий характер, настроение музыкального произведения, тембровые, темповые и динамические краски, ритмическую и мелодическую структуры;

-       понимать жесты дирижера;

-     иметь представления о форме музыкального произведения (одно-, двух-, трехчастная), уметь её чувствовать.

-       проявлять творческую активность, мышление и воображение в процессе инструментальной импровизации.

 

Педагогическая диагностика по освоению Программы

Диагностическое задание №1 «Восприятие одно -, двухчастной формы пьесы в условиях темповых и динамических изменений, выделение тембров музыкальных инструментов».

Цель: Выявить умение воспринимать двух-, трёхчастную форму пьесы по темпу и динамике.

Ход: Детям предлагается послушать пьесы одно - и двухчастной формы. С помощью выкладывания квадратов разного цвета обозначить начало и конец каждой части.

Вопросы к заданию: Сколько частей в данном произведении? Чем отличается одна часть от другой?

Оценка результатов:

«Высокий» уровень, если ребёнок:

-     имеет чёткое представление о форме произведения, о темповых и динамических изменениях в музыке, без затруднений определяет их, самостоятельно справляется с заданием.

«Средний» уровень, если ребёнок:

-   имеет знание о форме произведения, но затрудняется самостоятельно её определить, не может объяснить свой выбор.

«Низкий» уровень, если ребёнок:

-        не имеет представления о форме произведения, темповых и динамических изменениях, самостоятельно не справляется с заданием.

Диагностическое задание №2 «Выявление уровня звуковысотного слуха».

Цель: Выявить умение различать высокий и низкий звуки в пределах терции «до1-ми1».

Ход:   Детям предлагается послушать произведение, построенное на двух звуках. Показать рукой их высоту.

Вопросы к заданию: Какие бывают звуки по высоте? Сколько звуков разных по высоте вы слышите?

Оценка результатов:

«Высокий» уровень, если ребёнок:

-        называет  все   звуки   по   высоте,   самостоятельно  справляется  с заданием.

«Средний» уровень, если ребёнок:

-     называет все звуки по высоте, справляется с заданием с помощью взрослого.

«Низкий» уровень, если ребёнок:

-       затрудняется в определении высоты звука, пытается выполнить задание, но самостоятельно не справляется.

Диагностическое задание №3 «Выявление умения определить направление движения мелодии».

Цель: Выявить умение определять направление движения мелодии.

Ход: Детям предлагается послушать и спеть песенку, сопровождая каждый звук движением руки вверх и вниз, выложить на магнитной доске с помощью кружков направление мелодии.

Материал: Иллюстрация к заданию, магнитная доска, кружки.

Вопросы к заданию: Расскажи и покажи рукой, как может двигаться мелодия. В каком направлении движется мелодия в этой песенке?

Оценка результатов:

«Высокий» уровень, если ребёнок:

-         имеет    представление   о   движении   мелодии,   без   затруднения выполняет задание на магнитной доске.

«Средний» уровень , если ребёнок:

-       имеет нечёткие представления о различном движении мелодии, допускает ошибки в выполнении задания.

«Низкий» уровень, если ребёнок:

-         не    имеет    представления   о    направлении   движения   мелодии, самостоятельно не справляется.

 

Диагностическое задание №4 «Выявление уровня ладового слуха».

Цель: Выявить уровень ладового слуха.

Ход: Детям предлагается прослушать отрывок звукоряда и с помощью пособия «Музыкальная лесенка», определить завершённость мелодии (соль- до) – кукла сошла с лесенки и незавершённость мелодии (соль-ре) – кукла остаётся на ступеньке.

Материал: Пособие «Музыкальная лесенка», кукла.

Вопросы к заданию: Как ты думаешь, сошла куколка с лесенки или осталась на ступеньке? Почему?

Оценка результатов:

«Высокий» уровень, если ребёнок:

-   самостоятельно справляется с заданием.

«Средний» уровень, если ребёнок:

-   справляется с заданием с помощью взрослого.

«Низкий» уровень, если ребёнок:

-   не справляется с заданием.

Диагностическое задание №5 «Выявление уровня ритмического слуха».

Цель: Выявить уровень ритмического слуха.

Ход: Детям предлагается послушать музыкальное произведение, определить звуки разные по длительности (долгие, короткие), прохлопать их в ладоши, затем выложить ритмический рисунок с помощью цветных полосок разной длины.

Материал: Разноцветные полоски разной длинны.

Вопросы к заданию:  Какие бывают звуки по длительности?  Какие звуки по длительности ты услышал в этой песенке?

Оценка результатов:

«Высокий» уровень, если ребёнок:

-      правильно называет и точно определяет звуки по длительности, справляется с заданием самостоятельно.

«Средний» уровень, если ребёнок:

-    правильно называет, но не точно определяет звуки по длительности, справляется с заданием с помощью взрослого.

«Низкий» уровень, если ребёнок:

-     не может назвать и определить звуки по длительности, пытается выполнить задание, но не справляется с ним.

 

Диагностическое задание №6 «Выявление качества приёмов игры на детских музыкальных инструментах».

 

Цель: Выявить овладение элементарными навыками и приёмами игры на детских музыкальных инструментах.

Ход: Предложить исполнить знакомую попевку на ударно- мелодических инструментах (металлофон, ксилофон) и шумовых (треугольник, маракас, бубен, деревянные ложки).

Материал: Детские музыкальные инструменты, музыкально- дидактические игры.

Оценка результатов:

«Высокий» уровень, если ребёнок:

-         владеет приёмами игры на различных детских музыкальных инструментах, вычленяет и воспроизводит ритмический рисунок, эмоционально и выразительно исполняет попевку в ансамбле и оркестре.

«Средний» уровень, если ребёнок:

-               владеет приёмами игры на различных детских музыкальных инструментах испытывает затруднение в воспроизведении мелодии или ритмического рисунка.

«Низкий» уровень, если ребёнок:

-     недостаточно владеет приёмами игры на некоторых инструментах, испытывает затруднение в воспроизведении мелодии и ритмического рисунка, в игра в ансамбле, оркестре.

 

 

 

Содержательный раздел

 

Содержание образовательной программы разработано на основе программы Меркуловой Л. Р. «Оркестр в детском саду. Программа формирования эмоционального сопереживания и осознания музыки через музицирование».

Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятия, от занятия к занятию он усложняется. Заинтересовав детей, развив желание заниматься, переходить к целенаправленному формированию исполнительских умений и навыков

Для выработки ритмичной одновременной игры на шумовых инструментах, овладения основами техники игры, на каждом занятии рекомендуется использовать пальчиковые, дидактические игры, игры с палочками и ритмические упражнения.

В работе данного кружка используются следующие принципы и методы построения педагогического процесса:

 

Принципы построения педагогического процесса:

 

  •  Творческой направленности;
  •  Игрового познания;
  •  Максимальной самореализации.

А также на принципах:

-      эмоциональной увлечённости (заинтересованности тем, что и как подаётся ребёнку);

-   художественности и доступности детям дошкольного возраста;

-   сочетания классической, современной музыки и фольклора;

-   сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов работы;

-     систематичности и последовательности (усложнение поставленных задач);

- обогащение детей музыкальными впечатлениями через музицирование;

-   партнёрства (дети и педагог - единое целое);

-       положительной оценки деятельности детей (способствует более высокой активности, эмоциональной отдаче).

 

  Методы и приемы обучения:

  • Наглядные: показ педагога, пример, помощь в звукоизвлечении;
  • Словесные: убеждение, поощрение, объяснение, описание, использование попевок, прибауток, песен, скороговорок;
  • Практические: разучивание, повторение, самостоятельное исполнение индивидуально и в ансамбле.

Весь образовательный цикл делится на три ступени исполнительского мастерства:

1 ступень – подготовительный этап

Цель: приобретение начального музыкального опыта. Знакомство с простейшими приемами звукоизвлечения.

2 ступень – основной этап

Цель: закрепление материала, пройденного на 1 ступени: развитие музыкального слуха и чувства ритма, координации движений. Дети учатся играть ансамблем, знакомятся с новыми приемами игры, осваивают технику игры на элементарных инструментах.

3 ступень – заключительный этап

Цель:  игра ансамблем. Совершенствование техники игры на разных шумовых инструментах. Проявление творческой инициативы. 

 Основные разделы программы взаимодействуют между собой и дополняют друг друга. Предложенная программа является вариативной, комплексной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала.

Программа рассчитана на 2 года обучения для детей от 5 до 7 лет с музыкально-слуховыми способностями, хорошим чувством ритма и является попыткой обновления содержания музыкального воспитания по разделу «Игра на музыкальных инструментах».

Чтобы ребёнок глубже почувствовал характер музыки, активно пережил свои впечатления, необходимо сочетать восприятие музыки с практическими действиями, помогающими ему как бы «пропустить музыку через себя». Б.М.Теплов доказал факты сопровождения восприятия музыки двигательными реакциями (мелкими движениями пальцев, рук, и т.д.). Поэтому движения руками используются в качестве приёмов, активизирующих осознание детьми характера мелодии, качества звуковедения (плавного, чёткого, отрывистого), средств музыкальной выразительности (акцентов, динамики, взлётов и падений мелодии, темпа, ритмического рисунка и т.д.). Эти свойства музыки моделируются с помощью движений рук (что доступно было уже детям младшего возраста). В дальнейшем дети знакомятся с дирижёрскими жестами, учатся их понимать, у них развиваются способности к организованной работе в ансамбле под управлением дирижёра.

Оркестровать произведение – значит выбрать и использовать наиболее выразительные тембры инструментов, соответствующие характеру его звучания, различать отдельные части. Это способствует дифференцировке восприятия – выделению наиболее ярких выразительных средств в музыке (интонаций, регистра, динамики, тембра, артикуляции, акцентов), изобразительных моментов. Приём оркестровки побуждает детей внимательно вслушиваться в музыку, чтобы соотнести имеющиеся у них преставления о выразительных и изобразительных возможностях тембров детских музыкальных инструментов с её звучанием.

Таким образом, участие детей в детском оркестре способствует активизации музыкально-сенсорных способностей, творческой фантазии, появлению собственных суждений о подборе тех или иных средств выразительности, первых проявлений эстетического вкуса.

Второй год обучения предполагает усовершенствование техники игры на музыкальных и шумовых инструментах, усложнение репертуара.

 

Особенности организации образовательной деятельности детского оркестра.

Основные формы образовательной деятельности детского оркестра: занятия в форме беседы, слушание, пропевание, музыкально-ритмические упражнения, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально- дидактические игры.

Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятия, от занятия к занятию он усложняется.

Работа проводится организовано и последовательно, применяются разнообразные методы и приёмы:

-      наглядный (звучание музыкального произведения как в «живом» исполнении, так и в СД и аудиозаписи; показ иллюстраций, цветных карточек, игрушек, музыкальных инструментов и т.д.);

-   словесный (беседа, рассказ, пояснение, разъяснение);

-   практический (показ способов действий и исполнительских приёмов игры на детских музыкальных инструментах).

Эти традиционные приёмы дополняются иными. Детям предлагается самостоятельно «обследовать» инструмент, перед ними создаются проблемные ситуации, ставятся творческие задания, предлагается стимул к самообучению в процессе самостоятельной деятельности. Кроме того, очень широко используются музыкально-дидактические игры и пособия.

 

Особенности взаимодействия с семьей

Взаимодействие с семьями воспитанников строится на основе сотрудничества и направлено на оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей.

Работа с родителями предполагает: участие родителей (законных представителей) в образовательной деятельности (итоговое занятие «Магазин музыкальных инструментов» индивидуальные консультации («Как развивать музыкальность детей», «Вот какой у нас оркестр (изготовление музыкальных инструментов из бросового материала)»,

«Репертуар музыкальных произведений классической и народной музыки, рекомендованных для слушания с детьми» и др. папки раскладушки, информационные стенды; мастер – классы (приобщение родителей к изготовлению совместно с ребёнком детских музыкальных инструментов из «бросового материала); анкетирование по вопросам музыкального развития детей.

Активное использование игры на детских музыкальных инструментах на праздниках, утренниках, посвященных встречи осени, Нового года, поздравлению мам с 8 марта, выпуску в школу обогащает их содержание. Дети с удовольствием играют для взрослых в оркестре, исполняя народные, классические мелодии.

 

Организационный раздел

                           Перспективный план занятий

 

Занятие

Содержание

деятельности

Методические

приемы

Репертуар

Занятие 1.

«Что такое оркестр? Виды оркестров:

симфонический, русских народных инструментов, духовой,

эстрадный».

-беседа;

-   показ иллюстраций;

-     слушание СД и аудиозаписей.

П.Чайковский.

«Вальс» из балета

«Спящая красавица». В.Андреев.

Вариации на тему рус.нар.песни

«Светит месяц». Г.Свиридов.

«Военный марш».

Р.Паулс. Музыка из кинофильмов.

 

Занятие 2.

1)                Упражнение на развитие

ритмического восприятия.

2)                Знакомство с

приёмами игры на деревянных ложках.

3)      Ритмическая тренировка

(передача равномерного ритма).

 

- музыкально- дидактическая игра на развитие ритмического восприятия

«Петушок, курочка ицыплёнок»;

-     объяснение;

показ приёмов игры.

«Петушок»,

«Курочка»,

«Цыплёнок» - муз. Г.Левкодимова, сл.

 

В.Степанова.

 

Занятие 3.

1)                Упражнение на развитие

ритмического восприятия.

2)                Освоение техники игры на

ложках (удар одной ложкой о другую).

3)                Ритмическая тренировка

(передача «ритма

суммирования»).

-   музыкально- дидактическая игра на развитие ритмического восприятия

«Ритмическое лото»;

-   объяснение;

-   показ приёмов игры.

«Андрей-воробей» рус.нар.попевка.

 

«Весёлые дудочки», муз.

Г.Левкодимова, сл. В.Степанова.

Занятие 4.

1)                Упражнение на развитие

ритмического восприятия.

2)                Освоение техники игры на ложках (приём

«маятник»).

3)                Ритмическая тренировка

(передача акцента).

-   музыкально- дидактическая игра на развитие ритмического

восприятия «Узнай песенку по ритму»;

-   объяснение;

-   показ приёмов игры.

«Мы идём с

флажками», «Небо синее», «В школу»,

 

«Месяц май»,

«Смелый пилот» - муз. Е.Тиличеевой, сл. М.Долинова.

 

 

Занятие 5.

1)                Упражнение на развитие чувства ритма.

2)                Освоение техники игры на ложках (приём

«мячики»).

3)                Ритмическая импровизация.

-   музыкально- дидактическая игра на развитие ритмического восприятия

«Музыкальное эхо»;

-   объяснение;

-   показ приёмов игры.

Музыкальный репертуар:

«Полянка»

рус.нар.мелодия в обр. Е.Метлова.

«Как пошли наши подружки»

рус.нар.мелодия в

обр. М.Иорданского.

«Выйду ль я на реченьку»

рус.нар.песня.

Занятие 6.

1)                Упражнение на развитие чувства ритма.

2)                Освоение техники игры на ложках (удар

ложками по правому колену и по ладони левой руки).

3)                Ритмическая тренировка

(передача «ритма

дробления»).

-   музыкально- дидактическая игра на развитие ритмического восприятия

«Лесные гости»;

-   объяснение;

-   показ приёмов игры.

«Медведь»,

«Лиса», «Волк» - муз.

Г.Левкодимова, сл. В.Степанова.

 

Занятие 7

1)         Упражнение на развитие

динамического

восприятия.

- музыкально- дидактическая игра на развитие

динамического

«Громко – тихо», муз.Г.Левкодимова, сл. В.Степанова.

 

2)  Совершенствование приёмов игры на

ложках. Передача ритмоформул.

3)                 Игра в

ансамбле ложкарей (закрепление

навыков совместной

игры).

 

восприятия

«Громко – тихо»;

- показ вариантов выполнения

задания.

«Мой муженька – работёшенька» рус.нар.мелодия

в обр. Т.Попатенко.

Занятие 8

1)                Упражнение на развитие

динамического восприятия.

2) Совершенствовани е приёмов игры на

ложках.

3)                Закрепление умения передачи ритмоформул.

-   музыкально- дидактическая игра на развитие динамического восприятия «Кто самый

внимательный?»;

-   показ приёмов игры.

«Громкая и тихая музыка», муз.

Г.Левкодимова.

 

 

«Мой муженька – работёшенька» рус.нар.мелодия

в обр. Т.Попатенко.

Занятие 9

1)                Упражнение на развитие

ритмического восприятия.

2) Совершенствовани е игры на ложках.

3)                Импровизация на самодельных

музыкальных

инструментах.

-   музыкально- дидактическая игра на развитие ритмического восприятия

«Оркестр»;

-   показ приёмов игры.

«Мой муженька – работёшенька» рус.нар.мелодия

в обр. Т.Попатенко.

 

 

Сказочка-шумелка

«Лиса и рыба».

Занятие 10

1)                Упражнение на развитие тембрового

восприятия.

2)                Овладение способами игры на различных по тембру ударных и звуковысотных детских

музыкальных инструментах.

3)                Импровизация на детских

музыкальных

инструментах.

-   музыкально- дидактическая игра на развитие тембрового

восприятия «Узнай инструмент»;

-   показ способов игры.

«Я рассею своё горе»

рус.нар.песня в обр.

М.Раухвергера.

 

 

«Вальс цветов», муз.П.Чайковского.

Занятие 11

1)                Упражнение на развитие

ритмического восприятия.

2)                Знакомство с музыкальным произведением.

3)                Разучивание партий ударных

инструментов (треугольники,

бубны, маракасы,

кастаньеты,

-   музыкально- дидактическая игра на развитие ритмического восприятия

«Прогулка»;

-   слушание музыкального произведения;

-   беседа;

-   показ приёмов игры.

«Вариации на темы русских народных песен»

В обр.

Л.Осмоловской.

 

трещотки, ложки – передача

ритмического

рисунка).

 

 

Занятие 12

1)                Упражнение на развитие

динамического восприятия.

2)                Освоение техники игры на ударных

инструментах (треугольники,

бубны, маракасы, кастаньеты,

трещотки, ложки).

3)                Игра в

ансамбле (передача пульса, акцента).

-   музыкально- дидактическая игра на развитие динамического восприятия «Кто самый

внимательный?»;

-   показ приёмов игры.

«Вариации на темы русских народных песен»

в обр.

Л.Осмоловской.

Занятие 13

1)                Упражнение на развитие темпового

восприятия.

2)                Разучивание партий ударно- мелодических

инструментов (металлофоны,

ксилофоны).

-   музыкально- дидактическая

игра на замедление и ускорение темпа

«Весёлый поезд»;

-   показ приёмов игры;

-   объяснение.

«Вариации на темы русских народных песен» в обр.

Л.Осмоловской.

 

 

«Колёса паровоза», муз. Е.Тиличеевой.

 

3)      Закрепление умения передачи

ритмоформул.

 

 

Занятие 14

1)                Упражнение на развитие

ритмического и звуковысотного слуха.

2)                Знакомство с музыкальным произведением.

3)                Игра по-

одному и в ансамбле на металлофоне,

ксилофоне (передача перекличек).

-   музыкально- дидактическая игра на развитие ритмического и звуковысотного слуха «Наше путешествие» (дети

придумывают

небольшой рассказ о своём путешествии и

изображают его на каком-нибудь

инструменте);

-   слушание музыкального произведения;

-   беседа.

«Во саду ли, в огороде»

рус.нар.мелодия в обр.

В.Агафонникова.

Занятие 15

1)      Упражнение на развитие умения правильной

передачи ритмического

рисунка мелодии и

правильного

-   музыкально- дидактическая игра «Выполни задание»;

-   показ приёмов игры.

«Во саду ли, в огороде»

рус.нар.мелодия в обр.

В.Агафонникова.

 

 

«Вариации на темы

 

извлечения звука на инструменте.

2)  Совершенствовани е навыков и приёмов игры на

металлофоне, ксилофоне.

3)                 Игра в оркестре

(своевременное вступление и

окончание своей

партии).

 

русских народных песен» в обр.

Л.Осмоловской.

Занятие 16

1)                Упражнение на

совершенствование восприятия звуков (трёх, четырёх, пяти) последовательно

идущих вверх и вниз.

2) Совершенствовани е приёмов игры на ударных, ударно- мелодических

инструментах.

3)                Импровизация на инструментах.

-   музыкально- дидактическая

игра на различение поступенного

движения мелодии вверх и вниз

«Маленькие лесенки»;

-   музыкально- дидактическая игра на развитие самостоятельной деятельности детей «Наш

оркестр»;

-   объяснение.

«Лесенка», муз. Е.Тиличеевой.

 

«Во саду ли, в огороде»

рус.нар.мелодия в обр.

В.Агафонникова

Занятие 17

1)                Упражнение на различение

высоты звуков и направления

движения мелодии.

2)                Знакомство с приёмами игры на клавишно-

язычковом

инструменте (аккордеоне).

3)                Практическая

часть.

-   музыкально- дидактическая игра «Лесенка»;

-   объяснение;

-   показ приёмов игры.

«Лесенка», муз.Е.Тиличеевой.

 

«Мы идём с флажками»,

муз.Е.Тиличеевой, сл. М.Долинова.

 

«Во саду ли, в огороде»

рус.нар.мелодия в обр.

В.Агафонникова.

Занятие 18

1)                Упражнение на развитие

способности

различать регистры (высокий, средний, низкий).

2)                Освоение техники игры на аккордеоне.

3)                Игра

небольшими

ансамблями в группе детей

(выразительное

исполнение).

-   музыкально- дидактическая

игра на различение регистров «Кто

поёт?»;

-   объяснение;

-   показ приёмов игры.

«Рассказ папы»,

«Колыбельная песня»,

«Маленький марш» муз.Г.Левкодимова.

 

«Гармошка», муз. Е.Тиличеевой, сл. М.Долинова.

 

«Во саду ли, в огороде»

рус.нар.мелодия в обр.

В.Агафонникова.

Занятие 19

1)      Упражнение

- музыкально-

«Карусель», муз.

 

на развитие темпового

восприятия (от медленного к умеренному и быстрому и

наоборот).

2)                Разучивание партии клавишно- язычковых

инструментов (аккордеоны).

3)                Игра в

ансамбле (передача сильных и слабых долей).

дидактическая игра на изменение

темпа «Карусель»;

- показ приёмов игры.

Г.Левкодимова.

 

 

«Спите, куклы», муз.Е.Тилтичеевой, сл. М.Долинова.

 

«Во саду ли, в огороде»

рус.нар.мелодия в

обр. Агафонникова.

Занятие 20

1)                Упражнение на различение и

передачу ритмического рисунка.

2) Совершенствование приёмов игры на

аккордеоне.

3)                Игра по

партиям (передача сильных и слабых

долей, пульса).

-   музыкально- дидактическая

игра на различение и передачу ритма

«Сложи песенку»;

-   показ приёмов игры.

« Сорока-сорока» рус.нар.попевка.

 

«Небо синее», «В школу» - муз.

Е.Тиличеевой, сл. М.Долинова.

 

«Во саду ли, в огороде»

рус.нар.мелодия в

обр.В.Агафонникава

Занятие 21

1)      Упражнение

- музыкально-

«Андрей-воробей»

 

на развитие тембрового слуха.

2)                Знакомство с приёмами игры на духовом

инструменте (триоле, дудочке).

3) Совершенствование приёмов игры на

различных музыкальных

инструментах.

дидактическая игра на развитие тембрового слуха

«Определи

инструмент»;

-   объяснение;

-   показ приёмов игры.

рус.нар.попевка.

 

 

«Дождик»

рус.нар.попевка.

 

 

«Сорока-сорока» рус.нар.попевка.

Занятие 22

1)                Упражнение на развитие

гармонического слуха.

2)                Обучение игре на духовых

инструментах (триоле, дудочке).

3) Совершенствование приёмов игры на

аккордеоне.

-   музыкально- дидактическая игра на развитие гармонического слуха «Сколько нас поёт?»;

-   объяснение;

-   показ приёмов игры.

«Цирковые

собачки», муз. Е.Тиличеевой, сл. М.Долинова.

 

«Во саду ли, в огороде»

рус.нар.мелодия в обр.

В.Агафонникова.

Занятие 23

1)   Упражнение на умение соотносить звуки по высоте,

различать движение мелодии.

2) Совершенствование

-   музыкально- дидактическая игра «Лесенка- чудесенка»;

-   показ приёмов

игры.

«Лесенка», муз. Е.Тиличеевой.

 

«Труба», муз. Е.Тиличеевой, сл.

М.Долинова.

 

приёмов игры на триоле.

3) Передача ритмоформул.

 

 

«Во саду ли, в огороде»

рус.нар.мелодия в обр.

В.Агафонникова.

Занятие 24

1)      Упражнение

на умение различать в музыкальном произведении части, вступление,

заключение. 2)Совершенствование приёмов игры на

аккордеоне, триоле.

3)      Игра по-

одному и в ансамбле (своевременное вступление и

окончание партии).

-   музыкально- дидактическая игра

«Разноцветные кубики»;

-   объяснение;

-   показ приёмов игры.

«Маленькая пьеса», муз.

Г.Левкодимова.

 

 

«Во саду ли, в огороде»

рус.нар.мелодия в обр. Агафонникава.

Занятие 25

1)                Упражнение на различение

динамических

изменений в музыке.

2)                Закрепление игры по партиям.

3)                Игра в оркестре

(выразительное

-   музыкально- дидактическая игра на развитие динамического восприятия

«Звенящие колокольчики»;

-   объяснение.

«Звенящие колокольчики», муз.Г.Левкодимова.

 

«Во саду ли, в огороде»

рус.нар.мелодия в

обр. Агафонникова.

 

исполнение).

 

 

Занятие 26

1)                Упражнение на развитие звуковысотного

восприятия (умение различать три звука: низкий, средний,

высокий).

2)                Знакомство с музыкальным произведением.

3)                Знакомство с приёмами игры на струнном

инструменте (арфе).

-   музыкально- дидактическая

игра на различение по высоте трёх звуков «Угадай колокольчик»;

-   слушание музыкального произведения;

-   беседа;

-   объяснение;

-   показ приёмов игры.

«Бубенчики», муз. Е.Тиличеевой, сл. М.Долинова.

 

«Полька», муз.

И.Штрауса

(переложение для детского оркестра

 

С.Мирошниченко).

Занятие 27

1)                Упражнение на различение

характера частей произведения.

2)                Обучение технике игры на арфе.

3)                Разучивание партий ударных

инструментов (бубны, маракасы, кастаньеты,

треугольники).

-   музыкально- дидактическая

игра на различение характера каждой части

произведения

«Весело – грустно»;

-   объяснение;

-   показ приёмов игры.

«Три настроения», муз.

Г.Левкодимова.

 

 

«Полька», муз. И.Штрауса.

Занятие 28

1)      Упражнение

- музыкально-

«Ах, вы, сени»

 

на развитие восприятия танцевальной

музыки разного характера.

2)                Разучивание партий ударно- мелодических

инструментов (металлофоны, ксилофоны).

3)                Игра в

ансамбле (передача

«пунктирного» ритма).

дидактическая

игра на восприятие танцевальной

музыки разного характера «Три танца»;

-   объяснение;

-   показ приёмов игры.

рус.нар.мелодия в обр.М.Иорданского

 

«Полька», муз. В.Герчик.

 

«Маленький вальс», муз. Н.Леви.

 

«Полька», муз. И.Штрауса.

Занятие 29

1)                Упражнение

на умение различать интервалы (приму, секунду, терцию,

октаву).

2)                Разучивание партии струнных инструментов

(арфы).

3)                Игра в

ансамбле и оркестре (передача

интервалов).

-   музыкально- дидактическая

игра на различение интервалов «Узнай песенку по двум звукам»;

-   показ приёмов игры.

«Смелый пилот»,

«Гармошка»,

«Спите, куклы» -

 

 

муз.Е.Тиличеевой, сл. М.Долинова.

 

«Птица и

птенчики», муз. Е.Тиличеевой.

 

«Полька», муз. И.Штрауса.

Занятие 30

1)      Упражнение

- музыкально-

«В школу», муз.

 

на различение мелодии,

построенной на

одном, двух, трёх звуках.

2)                Закрепление навыков игры на ударно-

мелодических инструментах (металлофоны, ксилофоны).

3)                Игра в

ансамбле (передача интонаций,

построенных на интервальной

основе).

дидактическая игра «Сколько звуков?»

- объяснение.

Е.Тиличеевой.

 

 

«Я иду с цветами», муз. Е.Тиличеевой.

 

«Гармошка», муз. Е.Тиличеевой.

 

« Бубенчики». муз. Е.Тиличеевой.

Занятие 31

1)                Упражнение на развитие темпового

восприятия (маршевый, средний, спокойный, живой темп).

2)                Закрепление навыков игры на ударных

инструментах

-   музыкально- дидактическая игра на развитие темпового

восприятия

«Музыкальная угадайка»;

-   объяснение;

-   показ приёмов игры.

«Наш дом», муз. Е.Тиличеевой.

 

«Плясовая», рус. нар. мелодия.

 

(ложки, кастаньеты, трещотки, тарелки).

3) Игра в ансамбле (на четырёх

металлофонах – своевременное вступление и

окончание партии).

 

 

Занятие 32

1)                Упражнение на различение

движения мелодии.

2)                Закрепление навыков игры на струнных

инструментах (арфы).

3)                Игра по -

одному и в ансамбле (воспроизведение

простейшего

аккомпанемента)

-   музыкально- дидактическая игра

«Музыкальные лесенки»;

-   объяснение;

-   показ приёмов игры.

«Я на горку шла», рус.нар.песня.

 

«Плясовая», рус.нар.мелодия.

Занятие 33

1)                Упражнение

на развитие ладового слуха.

2)                Закрепление навыков игры на духовых

инструментах

-   музыкально- дидактическая игра на развитие ладового слуха

«Музыкальная лесенка»;

-   объяснение;

«Плясовая», рус.нар.мелодия.

 

«Во саду ли, в огороде»,

рус.нар.мелодия в

обр.

 

(дудочки).

3)       Игра по -

одному и в ансамбле (закрепление

равномерного

ритма).

- показ приёмов игры.

В.Агафонникова.

Занятие 34

Итоговое занятие

 

 

 

 

Во второй год обучения занятия строятся на новом репертуаре, и направлены на усовершенствование игры на шумовых, музыкальных инструментах.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ обеспечивает реализацию Рабочей программы детского оркестра «Оркестр ДЭИ в детском саду» и представлена специально организованным пространством (музыкальный зал), материалами, оборудованием и инвентарем, электронными образовательными ресурсами для обеспечения деятельности детского оркестра.

Очень важным в создании детского оркестра является правильный подбор музыкальных и шумовых инструментов. Основные критерии при выборе инструментов для оркестра – это простота при музицировании, при игре; инструмент не должен требовать больших физических затрат; чистый строй; достаточно громкий звук.

В работе с оркестром используются следующие детские музыкальные, шумовые инструменты: ударные (ритмические) (деревянные ложки, барабан, бубен, трещотка, погремушка, маракас, треугольник, колокольчики); «мелодические» ударные (металлофон, диатонические колокольчики); а также самодельные музыкальные инструменты, изготовленные из «бросового материала».

Необходимы подставки для инструментов, удобные стулья для исполнителей, исправные палочки и молоточки для ударных инструментов.

Количество инструментов, необходимое для создания детского оркестра, зависит от их наличия и от поставленных художественных задач. Все детские музыкальны и шумовые инструменты подготовлены к работе и содержатся в рабочем состоянии.

Для работы с оркестром важным является наличие хорошо настроенного инструмента (пианино, музыкального центра, а также дисков с СД с записями классической, инструментальной, народной и классической музыки; различных иллюстраций и картин; портретов композиторов, музыкальной литературы, музыкально-дидактических игр и пособий).

 

               Список рекомендуемой методической и учебной литературы

 

  1. Меркулова Л. Р. Оркестр в детском саду. Программа формирования

Эмоционального сопереживания и осознания музыки через музицирование. – М.,Гуманитарный издательский центр «Владос», 2003 г.