Донотный период обучения. Методы и формы.


Автор: Алоян Стелла Фатоевна

Предмет: Фортепиано

Класс: Педагоги

Тип материала: Открытый урок

Донотный период обучения. Методы и формы.

Краткое описание работы: План-конспект открытого урока преподавателя по классу фортепиано Алоян С. Ф. с учащейся первого класса Линник Дарьей.

 

«Начало – дело такой огромной важности, что

тут хорошо только самое лучше».

                                                           И. Гофман

 

       Одним из самых важных этапов в профессиональном обучении музыканта является начальный период, когда происходит первое знакомство ученика с инструментом, закладываются базовые слуховые и физические ощущения. Задача начального обучения - введение ребёнка в мир музыки, её выразительных средств и инструментального воплощения в доступной  и увлекательной для этого возраста форме. В работе с начинающими должны быть задействованы  музыкально-воспитательные приёмы обучения, близкие к воспитанию дошкольников. От того, каким образом была проведена эта работа, зависит многое, и недостатки в ней могут сказаться даже через годы. Начальный этап обучения наиболее сложный и ответственный. Он основа всего дальнейшего отношения ученика к музыке, инструменту, занятиям. Это база для всего последующего музыкального обучения. От преподавателя помимо высокой музыкальной квалификации требуется наличие особых психологических, волевых и нравственных качеств.

        Очень важно, и это, пожалуй, наиболее трудное, вводить занятия музыкой в жизнь ребенка естественным путем, нисколько не отрывая его от привычной детской жизни и, тем более, не вытесняя из детского бытия ничего, что кажется малышу приятным и необходимым (любимые игры, игрушки). Трудовые обязанности ребенок узнает позже, а сначала надо открыть ему чудесную, загадочную страну музыки, помочь полюбить ее, не нарушая естества ребенка. И поскольку главнейшей из первоначальных задач является "зажечь", "заразить" ребенка желанием овладеть языком музыки, не отрывая его от естественной для его возраста "игровой фазы", необходимо строить урок в форме увлекательной игры.

       Можно выделить несколько общих характерных психофизических черт, которые нужно учитывать при работе с учениками младших классов:

- Во-первых, дети этого возраста не способны надолго сосредоточиться на какой-либо проблеме. Поэтому содержание урока должно быть составлено разнообразно и красочно, чтобы в течение всего времени интерес у ребенка не слабел.

- Во-вторых, малыши отличаются любознательностью, которая должна обязательно удовлетворяться.

- В-третьих, ребенок легко воспринимает новое, но также быстро забывает. С этой особенностью нужно обязательно считаться и взять за правило постоянно возвращаться к пройденному материалу.

- В-четвертых, мыслительный процесс детей не позволяет им воспринимать и усваивать большое количество информации, особенно при концентрированной ее подаче. Поэтому принуждение к спешке, быстрой реакции приведет к отрицательным последствиям, так как несет беспокойство, страх, поспешность.

- В-пятых, дети младшего возраста имеют свойство мыслить в конкретных образах. Отсюда вытекает принцип: сначала рассказывать, а потом вводить какое-либо образное обозначение.

 

Тип урока: обучающий, познавательный.

Форма занятия: Индивидуальный урок.

Цель:
- Формирование и развитие первоначальных навыков игры на фортепиано без знания нотной записи.

Задачи: 
- Обучение двигательным навыкам, приёмам игры на фортепиано у обучающихся  в доступной для них форме, учитывая психологические особенности деятельности детей.
- Развитие  взаимосвязи слуховых представлений с двигательно-техническими навыками. 
- Воспитание  интереса к музыкальным занятиям. 

Методические приемы:

- беседа;

- демонстрация упражнений.

Оборудование и материалы:

- просторное светлое помещение;

- фортепиано;

- нотная литература;

- подставка для ног;

- два стула;

- ритмические пособия

Психологические условия на уроке:

Утверждение радости на уроке. Личностно-ориентированное общение  с учетом индивидуальных способностей, уровня музыкального развития. Дифференцированный подход.

Психологически комфортная атмосфера – эмоциональное удовлетворение, стремление к получению знаний.

Прогнозируемый результат:

Ребенок должен иметь устойчивый интерес к выполняемым им заданиям, иметь устойчивый интерес к занятиям.

Ход урока

Вводная часть.
 
1.  Организационный момент: (проверка готовности к уроку - ноты, дневник, посадка)
2.  Введение в тему занятия, сообщение темы и плана урока.

Основной этап.

Развитие слуха.

Воспитание чувства ритма.

Гимнастика.

Упражнения для формирования навыков звукоизвлечения.

Игра песенок по лесенке.

Ансамблевое музицирование.

С первого же урока преподавателю необходимо регулярно знакомить ученика с различными музыкальными произведениями, обогащать запас его музыкальных впечатлений, учить слушать и сопереживать музыку, 
способствовать осмысленному восприятию её. Развитие восприятия музыки и формирование музыкально-слуховых представлений - один из важнейших методов обучения игре на музыкальном инструменте. Эту работу следует проводить систематически. Постепенно накапливается запас любимых произведений, закладываются первоначальные основы музыкального вкуса. По словам А.Д.Артоболевской «Донотный период игры обучения на фортепиано - период, когда ребёнок знает названия нот на клавишах, но не 
усвоил ещё их изображение на нотном стане». В этот период начинают формироваться элементарные игровые навыки - свободные движения рук, простейшие аппликатурные приёмы.

П.- Дашенька, давай с тобой послушаем мелодии, которые мы пели на прошлых уроках, а ты попробуешь угадать и назвать эти песенки. Играю несколько песенок из сборника Березняка «Первые шаги»: «Солнышко», «Листопад», «Идёт коза».

- Молодец! А теперь давай простучим наши весёлые считалочки и стишки на столе.  Хорошо опираясь всей рукой, особенно чувствуя опору в локтях,  мы начинаем простукивать по тетради стихи. При этом я прошу проговаривать не только словами, но и ритмослогами на ТИ-ТИ-ТА-А-А. Такое задание приучает ребёнка к чтению по тексту. Он начинает следить по тетради, чтобы не сбиться в ритмослогах. Мы простучали считалочки «Острова», «Шесть котят». Стих «Соловей, зяблик» мы пробуем простучать, комбинируя 2 и 3 пальцами. Умница!

 А теперь немного разомнёмся перед игрой на инструменте – гимнастика.

Упражнение «Шалтай-болтай»
Встать прямо. Опустить руки свободно вниз, слегка нагибаясь при этом вперёд. Начинай покачивать ими навстречу друг другу. То, скрещивая, то разводя руки в стороны. Одновременно с этим, наклон увеличивать, а затем, постепенно распрямляясь, возвращаться в исходное положение. 
Упражнение. 
Развести руки в стороны. Освободить мышцы спины, шеи, плеч, дать всему корпусу, и рукам свободно упасть вперёд. Колени при этом слегка подгибаются. После этого медленно выпрямляются, принимают исходное положение. 

 Упражнение «Мельница» 
Встать ровно, ноги на расстоянии ступни, опустить руки свободно, они висят, как плети. Поочерёдно раскачивать ими. Очень важно не забывать о дыхании ребёнка о том, что оно должно быть специально организовано педагогом, Т.к. многие двигательные «неполадки» учеников, непластичные движения), бывают нередко связаны с задержкой дыхания, судорожным подъёмом плеч при вдохе, недостаточно спокойным чередованием вдоха и выдоха. . Упражнение. 
Не поднимая плечи, сделать глубокий вдох так, чтобы лёгкие до конца наполнились воздухом и грудная клетка расширилась. Выдох постепенный, бесшумный и полный, После небольшой паузы - снова вдох. Важно естественно сочетать дыхание играющего с «дыханием» музыкальной фразы, с дыханием самой музыки. 

Следующие упражнения помогут почувствовать всю руку от корпуса до кончика пальцев, как единый рычаг, работающий «от плеча». 

Упражнение «Боксик»

 Ребёнок имитирует движения боксёра, с силой выбрасывая руки вперёд, как бы угрожая противнику. При этом ни в коем случае не поднимает плечи.
Упражнение. 
Рисуйте в воздухе любые закруглённые линии поочерёдно 2,3,4,5 пальцами. 
Упражнение. 
Круговые движения рук в разные стороны. Следите за осанкой, не поднимать плечи, руки собранные, лёгкие. Эти упражнения помогут почувствовать правильную работу пальцев и укрепить мышцы, участвующие в ней. 
 Упражнение с мячом. 
а) Ловите мяч одной рукой, подбрасывая его вверх. 
б) Перебрасывайте мяч из одной руки в другую по дуге. 
Данные упражнения воспитывают ловкость, быстроту реакции. Хватательные движения развивают сгибатели пальцев, особенно сгибатели основных фаланг. Работу «целого» пальца «из ладони» можно почувствовать в следующих упражнениях. 
 Упражнение. 
Свободно, без усилий «открывайте», и «захлопывайте» все пальцы 
одновременно, чувствуя, что ладонь сгибается посередине. 
 Упражнение «Иди ко мне» 
Сгибайте к себе «из ладони» каждый палец отдельно (кроме 
первого) по 2 раза. Палец, целый, не «ломающийся» в суставах. 
Упражнения для освобождения рук:
Упражнение. 
Быстро и легко аплодируйте, обводя при этом круг перед собой. Ладони держать близко друг к другу; плечи, руки свободные, кисть и предплечье составляют единое целое. 
 Упражнение. 
Похлопывание ладонью по крышке рояля, выполняйте упражнение всей рукой, не сгибая её в локте. Активизируются мышцы плеча, хорошая опора на ладонь. 

Упражнение «Стирка

Ученица представляет, что она стирает. Постирал- надо прополоскать, затем вытряхнуть. Если хорошо вытряхнуть брызги разлетятся далеко. И платочек наш быстро высохнет.

 Какие мы молодцы, Дашуня! А теперь садимся к фортепиано. Напомни мне, как ты должна сесть.

- У. Как новая кукла

 - Умница!

Занимаясь тем, что принято называть «постановкой рук», педагог должен научиться делать это незаметно, ненавязчиво, в большой степени при помощи своих рук. Перед тем как руки опустить на клавиши, надо показать ребёнку, что локоть следует слегка отвести от себя так, чтобы он оказался естественно выше запястья (плечи при этом не поднимать). Здесь надо сказать ребёнку, что запястье - это как бы мостик, соединяющий руку с клавиатурой. Оно должно быть на уровне белых клавиш, ни выше, ни ниже. Овладение правильными и естественными игровыми навыками - процесс длительный и сложный требующий терпения и большой сосредоточенности, как от педагога, так и от ученика. Важным условием для развития правильных игровых навыков являются: - плавные, не заторможенные и не резкие движения всей руки при опускании её на клавиатуру и при подъёме и собранные, не растопыренные пальцы; отсутствия напряжения в мышцах кисти и ладони. Ребёнок должен ощутить, что его руки - это его голос. В работе с учащимися педагог в нужных случаях «переливает» из своих рук в руки ученика моторные ощущения, своими руками в буквальном смысле слова формирует, лепит податливые руки ребёнка, призывает к подражанию, прибегает к сопоставлениям. 

Перед тем как опустить руку на клавиатуру, ставлю перед Дашей на клавише маленькое деревянное яичко и прошу его взять. Она берёт его просто, не нацеливаясь, без напряжения. Точно так же как это яйцо, я прошу «взять» звук. Мягко и плавно опустить круглую ладонь на клавиатуру, а затем всё это проделать , опираясь на «пенёчек» 3-его пальца. Делаем это поочерёдно правой и левой рукой.

 Предлагаю рисовать над клавиатурой «медовую радугу». Нити этой радуги тянутся по всей клавиатуре  не прерываясь. Попутно всё время спрашиваю , в какой мы октаве, какими звуками играем и поём, в какой регистр прилетели.

 Ещё одно упражнение на данном этапе развития мы используем – это «Бабочка и Жук». Взлёт и приземление. Легко взлетаем как бабочка и с опорой приземляемся как жук. Играем это упражнение 2-ым и 3-им пальцами. Обращаю внимание Дашеньки на то, чтобы она старалась садиться на пенёчки, следила за первым пальцем, чтоб не смотрел по сторона , а следил за остальными пальцами. А ещё обязательно над пальчиками должна быть «крыша» «свод».

 Далее игра простых песенок по музыкальной лесенке. «Серый кот», «Солнышко», «Ёжик», «Ручеёк». На данном этапе мы можем уже пробовать играть правой  и левой руками, распределяя между ними фразы.

Следующий раздел нашего урока – работа над ритмом. Даша очень любит игру с ритмическими карточками.

На данном этапе у учащихся складывается представление о том, что мелодия состоит из различных длительностей и имеет определённый метроритм. Нет никакой необходимости давать объяснения, почему одни длительности названы восьмыми, а другие четвертными. Долгие звуки связываются с одним наименованием, короткие с другим. Создаются ритмические стереотипы, значительно облегчающие прочтение ритмической записи, причём без всякого счёта, Ритм исполнения мелодий контролируется слухом. Слуховые представления разных длительностей полезно закреплять и словесной подтекстовкой, ритмической схемой. Начинать следует с ритмики, словесный текст, прочитанный даже по слогам, обычно не теряет смысла. Музыкальный же текст, чтобы быть понятным, обязательно должен быть прочитан в своей временной организации. 

Работа над развитием ритма развивает в детях умение анализировать. Ведь для того, чтобы услышать все ритмические нюансы мелодии  ребёнок должен быть очень сосредоточен. Но чтобы это его не утомило, я попрошу Дашу очень хитро послушать и определить,  каких звуков было больше: коротких или длинных. Что звучит в начале, как заканчивается мелодия. Весь это  процесс, конечно же, потребует от ребёнка внимания.

Последний раздел нашего урока. Ансамблевое музицирование.

 Даша уже знает, что такое дуэт, фортепианный ансамбль. Играем  песенку «Наша Таня» по О. Геталовой. Объясняю Даще из каких звуков состоит её партия. Говорим о настроении в этой песне.

 Повторяем «Калинку» по Л. А. Баренбойму. Прошу ещё кого-то из преподавателей простучать в бубен вместе с нами ритмический рисунок партии для хорошего настроения и красивого звучания. А. Даше объясняю, что это уже не дуэт, а трио.

 Итоговый этап

Преподаватель дает оценку работе ученицы на занятии, оценивает удачные моменты и неудачные. В домашнем задании даёт установку на преодоление недостатков, ошибок. А также освоение и работа над новыми заданиями.

Домашнее задание

 Повторять теоретический материал.

Игра за инструментом. Твёрдо выучить песенку «Ручеёк». Следить за положением рук, корпуса, посадкой во время игры.

 Все ритмические упражнения точно простучать.

 Повторять ансамблевые песенки.

Спасибо за урок! До свидания!