«Роль педагогического репертуара в классе фортепианного ансамбля в ДМШ, ДШИ»


Автор: Шибаева Людмила Викторовна

Предмет: Инструментальное исполнительство

Класс: Педагоги

Тип материала: Методическое сообщение

«Роль педагогического репертуара в классе фортепианного ансамбля в ДМШ, ДШИ»

Краткое описание работы: . В моём классе ансамбль – это самый любимый предмет у учащихся. Практику ансамблевого музицирования необходимо начинать с самого начала обучения на фортепиано.

Начиная с 4 класса предмет «Ансамбль» входит в учебную программу. Репертуар для фортепианных ансамблей можно подразделить на специально созданные оригинальные сочинения, а также концертные транскрипции и переложения, ставящие своей целью популяризацию классической и симфонической музыки. Оркестровые переложения – отличный материал для чтения с листа. Оригинальные дуэтные пьесы и концертные транскрипции предназначены для публичных выступлений и поэтому требуют тщательной и завершённой шлифовки исполнения.

              А. Гольденвейзер  писал: « Почти каждый человек, за исключением глухих от рождения, обладает в той или иной мере музыкальностью и способностью её развить. Поэтому, чем шире сеть музыкальных школ, тем лучше. Но в построении педагогического процесса в музыкальных школах необходимо различать понятия -  общее музыкальное воспитание и обучение музыкантов. Музыке нужно учить всех, а воспитывать профессиональными музыкантами нужно не только не всех, но лишь очень немногих».

            Ансамбль – (с фр.)  единство. В моём классе ансамбль – это самый любимый предмет у учащихся. Практику ансамблевого музицирования необходимо начинать с самого начала обучения на фортепиано. Особенность дуэтного исполнения начинается уже с посадки: «чувство локтя», вместе начать и снять, синхронность, педализация и т.д.  Следует использовать различные типы ансамблевого музицирования:

- учитель и ученик;

- ученик и ученик;

- ученик и родитель или родственник,

            На начальном этапе чаще используется тип фортепианного ансамблевого музицирования учитель и ученик. Это игра детских песенок с учеником при поддержке учителя: Г.Эрнесакс «Паровоз», Т.Качурбина «Мишка с куклой», А.Александров «К нам гости пришли», А.Артоболевская «Вальс собачек», русская народная песня «Дождик», «Баба-Яга». Для практических занятий используются сборники и учебные пособия:

- А.Артоболевская  «Первая встреча с музыкой»;

- С.Ляховицкая «Я музыкантом стать хочу»;

- И.Королькова «Крохе музыканту»;

- О.Геталова и И.Визная «В музыку с радостью».

             Таким образом, игра с педагогом закладывает в учащихся базовые основы и навыки игры в ансамбле и готовит к следующему этапу обучения – совместной игре с другим учеником.  На этом этапе главное, чтобы был репертуар, позволяющий составить ансамбль из ребят разного возраста, разных классов (если нет учащихся одного класса и одного уровня подготовки). Но и при отсутствии пары необходимо играть с педагогом, что в настоящее время и происходит из-за трудности соединения детей в ансамбль. При формировании фортепианного дуэта педагог должен учитывать индивидуальные особенности учащихся, чтобы подобрать соответствующий музыкальный материал. При выборе репертуара надо руководствоваться художественной ценность и степенью сложности материала.

          Сборник С.Майкапара «Первые шаги» помогает педагогу на начальном этапе организовать работу, благодаря методическим пояснения автора:

«Детский сборник мелких пьес для фортепиано в 4 руки имеет в систематике различные ритмические и технические трудности. Они ставят различные ритмические, динамические, образные задачи, хотя расположены в пределах позиции одной руки».

Это очень популярный и полезный сборник.  Разнообразить репертуар на начальном этапе могут следующие произведения:

- русские народные песни «Светит месяц», «Я на горку шла»;

- М.И.Глинка Хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин»;

- С.С.Прокофьев  «Болтунья»;

- П.И.Чайковский Вальс из балета «Спящая красавица»;

- Ж.Бизе Хабанера Кармен;

- К.-Вебер Вальс из оперы «Вольный стрелок»;

-  М.И.Глинка Полька;

- В.Шаинский «Улыбка».

           Воспитываемое с детства слуховое внимание позволяет легко освоить общие принципы игры в ансамбле: восприятие и реализация партитурной записи, ритмическая организация и rubato, динамическое и тембровое распределение звучания, общее дыхание, цезуры и т.д.

          Начиная с 4 класса предмет «Ансамбль» входит в учебную программу. Репертуар для фортепианных ансамблей можно подразделить на специально созданные оригинальные сочинения, а также концертные транскрипции и переложения, ставящие своей целью популяризацию классической и симфонической музыки. Оркестровые переложения – отличный материал для чтения с листа. Оригинальные дуэтные пьесы и концертные транскрипции предназначены для публичных выступлений и поэтому требуют тщательной и завершённой шлифовки исполнения.

        Педагогический репертуар фортепианных ансамблей необозрим. Он включает в себя разнообразную музыку от добаховских времен до наших дней. Наша задача определить образцы, на которых можно развивать профессионализм, музыкальную культуру и заинтересованное творческое отношение к музыке. Современные дети зачастую не знают народную музыку своей страны, а классику познают через рекламные ролики средств массовой информации, либо слышат в эстрадной обработке далеко не лучшего качества.

       Классический ансамблевый репертуар – это основа музыкальной педагогики. Именно классика способна создать иммунитет против дурного вкуса.

      В связи с этим, в классе ансамбля мы исполняем следующий репертуар:

- М.П.Мусоргский Гопак;

- А.С.Грибоедов  Вальс;

- И.С.Бах  Шутка;

- П.И.Чайковский  «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»;

- А.С. Аренский  «Журавель»;

- С.В.Рахманинов  «Русская песня», «Романс», «Итальянская полька»;

- С.С.Прокофьев  Вальс из балета «Золушка»;

- И.С.Бах – Ш.Гуно  «Ave Maria»;

- Р.М.Глиэр  «Танец на площади» из балета «Медный всадник»;

- А.И.Хачатурян  Вальс из музыки к драме М.Лермонтова «Маскарад»;

- Г.В.Свиридов  «Вальс» из музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина «Метель».

             Однако, одного классического репертуара уже недостаточно для воспитания современного ученика-пианиста. Безусловно, репертуарный охват должен быть шире.

Это и переложения популярных  джазовых  композиций и мелодий из мюзиклов, музыки к кинофильмам. Пьесы должны быть интересными, высокохудожественными и нравиться детям.  В подборе подобного репертуара  проявляется музыкантский профессиональный уровень педагога.

         Для работы в этом направлении  предлагается следующий репертуар:

- Т.Хренников «Веселый канон»;

- Ю.Маевский «Веселая румба»;

- С.Слонимский Полька «Ревизор»;

- И.Фролов «Шутка-сувенир»;

- В.Гаврилин «Марш»;

- Д.Гершвин «Колыбельная Клары» из оперы «Порги и Бесс»;

- Р.Щедрин «Девичий хоровод»;

- М.Парцхаладзе  «В цирке»;

- Г.Миллер «Серенада Солнечной долины»;

- К.Хачатурян «Галоп» из балета «Чиполлино»;

- А.Классен «Регтайм», «Марш», «Золушка на балу»;

- Г.Балаев «На карнавале»;

- С.Сиротин Полька «Карабас»;

- В.Коровицин «Куклы синьора Карабаса».

         Таким образом, совместная фортепианная игра  может служить тем мотивационным фактором, что позволит активировать процесс обучения в целом и шире сформирует познавательный интерес к музыке.

         Ансамблевая игра является неотъемлемой частью учебного в ДМШ, ДШИ, делает его более полезным и увлекательным, помогая учащимся приобретать важные разнообразные и полезные умения и навыки, развивать  культурный и эмоциональный интеллект. 

         «Игра в дуэте сближает души быстрее, чем любые слова!»  Р.Шуман.