Алгоритм нахождения характерных интервалов


Автор: Порывкина Владислава Евгеньевна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Дети

Тип материала: Исследовательская работа

Алгоритм нахождения характерных интервалов

Краткое описание работы: В работе представлен алгоритм нахождения характерных интервалов для тех, кто не может запомнить ступени.

Алгоритм нахождения характерных интервалов

Сольфеджио – очень увлекательный предмет, который изучают в музыкальных школах. Но, к сожалению, очень часто ученики не любят его из-за сложности восприятия. Многие вещи приходится заучивать, не понимая до конца их сути. Однако мало кто задумывается, что сольфеджио – это музыкальная математика, многие вещи просчитываются математическим путем, не требуя зубрежки, либо выводятся логически. Сегодня мы хотели бы поговорить о характерных интервалах.

Сначала вспомним определение характерных интервалов. Большая часть интервалов, которые образуются в гармоническом виде мажора из-за понижения VI cтупени и в гармоническом виде минора из-за повышения VII cтупени, - это уже знакомые нам диатонические интервалы: большие, малые, а также тритоны. Кроме того, образуются две пары хроматических интервалов. Так как этих интервалов нет ни в натуральном, ни в мелодических видах мажора и минора, их называют характерными интервалами. Получается, что характерные интервалы — это интервалы, которые образуются только в гармоническом мажоре и гармоническом миноре. Название объясняется тем, что они включают в себя характерные именно для гармонических ладов повышенные и пониженные ступени.

К характерным интервалам относятся увеличенная секунда, уменьшённая септима, увеличенная квинта и уменьшенная кварта. В тональности они составляют взаимообратимые интервалы.

Первую пару характерных интервалов составляют увеличенная секунда и уменьшённая септима. Эта пара является общей для мажорного и для минорного ладов.

Увеличенная секунда строится на VI пониженной ступени лада гармонического мажора и на VI ступени гармонического минора; уменьшённая септима — на VII ступени в гармоническом мажоре и VII повышенной в гармоническом миноре.

Вторую пару характерных интервалов составляют увеличенная квинта  и уменьшенная кварта.

Увеличенная квинта строится на VI пониженной ступени гармонического мажора и на III ступени гармонического минора; уменьшенная кварта - на III ступени гармонического мажора и на VII повышенной ступени гармонического минора.

Основная проблема запомнить ступени, на которых строятся характерные интервалы. Но существует очень удобный способ построить характерные интервалы, не запоминая ступени.

Алгоритм следующий.

1.    Необходимо построить чистую квинту на первой ступени (для примера возьмем самую простую тональность C-dur).

2.    Сделаем обратное разрешение (устойчивые ступени преобразовываем в неустойчивые путем прибавления полтона на расширение).

3.    Получаем уменьшенную септиму на VII в мажоре (VII# в миноре).

4.    Делаем обращение уменьшенной септимы и получаем увеличенную секунду на VIb в мажоре (VI в миноре).

5.    Теперь берем третью ступень и добавим к ней гармоническую ступень(VIb в мажоре, в миноре VII#). В мажоре мы получаем уменьшенную кварту, а в миноре увеличенную квинту.

6.    При обращении в мажоре мы получаем увеличенную квинту на VIb, в миноре -  уменьшенную кварту на VII#.

Таким образом, данный алгоритм может помочь построить характерные интервалы в любой тональности, если вдруг ученик забыл ступени.

Данный алгоритм выведен лично мной без использования дополнительной литературы. Однако, возможно, данный способ построения характерных интервалов уже использовался или используется. В этой связи я не претендую на стопроцентное авторство. Вместе с тем, надеюсь, что сделанные мною выводы будут полезны коллегам в обучении.

 

Приложение

·        http://glissando.ru/article.php?i=22

·        http://music-education.ru/kak-stroit-harakternye-intervaly/

·        http://karaokejazz.com/music-dictionary/characteristic-intervals

·        http://www.lafamire.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1216:2011-01-01-10-58-12&catid=28:2010-05-29-12-04-34&Itemid=568

·        http://www.muzikavseh.ru/index/0-139