Подготовка и проведение календарно-обрядовых праздников в школе как способ передачи и сохранения русских народных традицийй


Автор: Харченко Любовь Евгеньевна

Предмет: Музыкальный фольклор

Класс: Педагоги

Тип материала: Доклад

Подготовка и проведение календарно-обрядовых праздников в школе как способ передачи и сохранения русских народных традицийй

Краткое описание работы: В работе содержится опыт подготовки и проведения фольклорного правздника как коллективного творческого дела, описан план подготовки совместно с учащимися и реализации массового мероприятия

 

Человек, введенный в фольклор, - это человек, открытый миру, с любопытством и творчески относящийся ко всем явлениям жизни, откликающийся на горе и радости других людей, принимающий и понимающий условный образный язык художественного воплощения действительности, способный перенять опыт предков и передать его другим поколениям.

Годы обучения в школе совпадают с тем возрастом, когда дети расстаются со своим, детским, фольклором, но, выходя в большую жизнь, в современном обществе не получают, как правило, от взрослых эстафету фольклорного наследия предков. Школа может взять на себя миссию сохранения и передачи культурного наследия во всей его полноте, включая и традиционное народное творчество.

В последнее время большой интерес привлекают к себе детские фольклорные ансамбли.  Их создание требует от учителя знания народного творчества, богатства его жанров и региональных особенностей.  Само приобщение детей к народному творчеству имеет огромное воспитательное значение.   Ее активное освоение способствует формированию интереса к народной музыке, что, в свою очередь, является важным условием патриотизма, любви к Родине, родному краю.   Кроме того, исполнение народных песен – это по своей природе творческая деятельность, где воплощение художественного образа связано с варьированием и импровизацией текста, мелодии, движений.

Знакомство не только с народным художественным творчеством, но и с произведениями искусства, занятиями различными видами художественной деятельности создают для развития творчества, любознательности, активности, инициативы детей особенно благоприятные условия.

 Практика показывает, что в общеобразовательных учреждениях наблюдается острый дефицит сценарного репертуара, соответствующего современным актуальным интересам детей, а также новым техническим возможностям сцен и фольклорных площадок. Дети, участвующие в школьном мероприятии, не задумываются о том, как, по каким принципам, с каким энтузиазмом, работоспособностью, самоотдачей строится сценарий этого праздника, поэтому в случае отсутствия организатора, режиссера, сценариста, перед учащимися встает проблема разработки сценария и организации мероприятия.

Проблема разработки и реализации творческого проекта школьного народного праздника находит своё место в работах таких авторов как: Т. М. Акимова,П.Г. Богатырев, В.Е. Гусев И.М. Колесницкая. М.Н. Мельников, и других. В данном исследовании используются методологические и теоретические принципы: логика соотношения теоретического и эмпирического, подходы системного анализа, концепция организации массовых представлений Т. М. Акимова и М.Н. Мельников.

Проблема разработки проекта-сценария народного праздника  заключается в том, что дети, не имеющие опыта в области режиссерской работы, разрабатывают собственными силами сценарий, так как в настоящее время практикуется постановка по готовым сценарным проектам, что не составляет особого труда, из чего следует, что учащиеся готовятся к празднику  (мероприятию) необдуманно, механически, прибегая к помощи составителей сценариев, тем самым, приобщаясь к музыкальному искусству посредственно, не раскрывая свои индивидуальные способности. Таким образом, у детей, зачастую, оказывается не до конца раскрытым творческий потенциал самосовершенствования, самопознания, саморазвития.

В приобщении детей к народному художественному творчеству, нужно соблюдать принцип свободы, являющийся вообще непременным условием всякого творчества. Это значит, что творческие занятия детей не могут быть ни обязательными, ни принудительными и могут возникать только из детских интересов.

Фольклорный праздник заключает в себе наибольшие возможности в создании ситуации, приближенной к естественному бытованию жанров народного творчества. Формы его проведения разнообразны и различны по степени близости к народным традициям: от номеров на сцене до выхода на лужайку, в лес.

Наиболее естественными для школы могут стать те праздники, в которых традиционно принимали участие дети. Во всем многообразии многих школьников наиболее убедительными будут те, которые ориентированы на существенные  стороны народного праздника в его фольклорной традиции. Это:

Во-первых, обязательность праздника, его неотвратимость. В народной жизни будни чередовались с праздниками и были наполнены их ожиданием. Весь год был подчинен ритму смены работы и праздника. Праздники были необходимы и жизненно оправданы. Ими отмечались главнейшие поворотные вехи года, связанные со сменой сезонов, началом и завершением трудовых циклов. Праздники отражали то благоговейное чувство, с которым люди относились к окружающей их природе, к своему труду и его результатам.

Во-вторых, массовость. Праздник – это всегда «событие» в буквальном (этимологическом) смысле слова. На праздник собираются все, и все в нем учувствуют. Кульминационными моментами праздника являются совместное пение, совместный танец, трапеза… Это незаменимые способы единения, когда каждый участник чувствует себя причастным к всеобщему. Ритм праздника держат знатоки традиции – «заводилы». Эпизодически вспыхивают проявления индивидуального начала, но солисты сменяемы.

В-третьих, праздник – это веселье, смех, разрядка напряжения, выход накопившейся энергии.

В школьном празднике надо стремиться к осуществлению этих главных «составляющих» народного праздника.

Лучше всего, если такой праздник в школе станет традицией. Все будут знать, что в такой месяц праздник обязательно состоится, что в нем будут повторяющиеся от раза к разу излюбленные моменты. Этого будут ждать, к этому будут готовиться. Во время проведения праздника важно привлечь к народной традиции всех участников, где каждый становится исполнителем и слушателем одновременно, без разделения на «артистов» и «зрителей». По этой причине в фольклорном празднике нет необходимости в концертных номерах танцевального, музыкального и других школьных кружков, в том числе и фольклорного ансамбля. Никто не сидит и не смотрит как выступают другие, -  все поют в общем круге, или ведут игры, или движутся в хороводе… В том, что каждый учащийся вовлечен в пение, игру, танец, - смысл праздника как коллективного действия.

Не обязательно создавать расписанный в подробностях и с определенными ролями сценарий. Важно задать тон и ход празднику, его ритм с чередованием песен, игр, затей… А миссию «заводилы» берут на себя учитель, участники фольклорных кружков, ансамблей, а возможно и кто-нибудь из родственников ребят, тем более если они являются носителями народной традиции (что особенно вероятно в сельской местности).

Годы обучения в школе совпадают с тем возрастом, когда дети расстаются со своим, детским фольклором, но выходя в большую жизнь, в современном обществе не получают, как правило, от взрослых эстафету фольклорного наследия предков. Школа может взять на себя миссию сохранения и передачи культурного наследия во всей его полноте, включая и традиционное народное творчество.

На базе школы № 96 г. Красноярска был апробирован опыт организации фольклорного праздника силами учащихся, Работа проводилась с детьми 2 класса. Из беседы с классным руководителем выяснилось, что в классе проблемы с дисциплиной, средний уровень мотивации на учебу и участие во внеклассных мероприятиях. Степень занятости учащихся во внеучебной деятельности находится на низком уровне, учащихся мало интересует народное творчество. Они ориентированы в основном на западные культурные образцы, с увлечением смотрят и обсуждают американские боевики, как правило, равнодушно относятся как к культуре России, так и к традициям других народов.

 Проведенные исследования путем анкетирования, опроса, бесед с учащимися (более 50 человек) показали, что сведения о музыке младших школьников получают во время проведения досуга 46% , из уроков музыки -26%, в культурных центрах -20%, из литературы -8%.

На первом, предварительном, этапе было проведены уроки в соответствии с расписанием. Для достижения цели были разработаны планы уроков музыки, объединенных в тему «Русский музыкальный фольклор» и создание проекта - сценария народного праздника «Масленица». Цель данного этапа ‑ практическое освоение музыкально-этнографического материала (пение, танец), подготовка детей к проведению народного детского праздника «Масленица». Результатом работы на этом явилось формирование активной творческой группы из числа учеников, которые и стали «костякам» проекта.

Второй, подготовительный, этап состоял из нескольких шагов:

Шаг 1. Работа с целеподаганием творческой группы, обсуждение понятия и назначении сценария,

Шаг 2. Работа с планированием праздника, в частности его музыкального оформления.

Шаг 3. Выстраивание исполнения номеров учащимися на празднике. В ходе работы учащиеся с руководителем заботились о том, чтобы зрительский интерес к празднику все время нарастал. Нужно было так составить сценарий праздника, чтобы рядом не оказались номера одинаковые по характеру, жанру и стилю.

На этом занятии нужно было определиться с порядком построения номеров. Путем обсуждений и споров с помощью руководителя ребята разрешили эту проблему и выстроили номера.

Шаг 4. Занятие началось с размышлений о развлекательной части праздника, нужно было внести в него разнообразие. Вниманию детей было предложено несколько сборников школьных праздников, из которых им нужно было выбрать несколько интересных конкурсов, для того чтобы вызвать наибольший интерес у зрителей и немного изменить общий ритм праздника.

Шаг 5.  Заключительным шагом совместной работы детей и руководителя стало оформление актового зала и фойе школы.

Третий этап – реализация проекта «Праздник масленицы», итоговая рефлексия .

Анализ представлял собой обсуждение вопросов:

1.   Что получилось?

2.   Что не удалось и почему?

3.   Что возьмем в завтрашний день?

4.   Каков личный вклад и приобретенный опыт каждого??

 

Что-то было упущено педагогикой 5 – 10 лет назад, если сейчас так остро встают проблемы нравственности, морали, трудового воспитания. Если пестрят средства массовой информации выступлениями о неуважительном отношении к памятникам старины и засорении великого русского языка иностранными словами. Если мы забыли, что можно встречать гостей душистым чаем и дарить ромашки. Если, усевшись рядышком, не можем спеть ни одной русской песни от начала и до конца. Бесконечные «если» …

Что-то изменилось в русском человеке? Конечно, изменилось – потерялось, забылось в сумятице лет, в каждодневной суете.

Что может нам вернуть утраченное, восстановить складывающуюся веками систему нравственных ценностей, человеческих отношений, в которых мужчина – «орел», «сокол», мужественный, сильный, защита и опора для нее – «павушки», «лебедушки», скромный, грациозной и трудолюбивой, и которые определяются словами:

                              «Не с богатством жить, а с советом,

                                Не с хоромами – с человеком».

Думаю, что серьезную помощь здесь может оказать обращение к фольклору. Особенно необходимо его животворное очищающее влияние маленькому человеку. Напившись из этого чистого родника, он познал бы сердцем родной народ, стал бы духовным наследником его традиций. А значит, вырос и настоящим человеком.

Школьный фольклорный праздник – это кульминация и своего рода причастности детей к народным традициям

 

Литература:

1.     Дошкольная педагогика, под ред. Логиновой В.И., Саморуковой П.Г., Москва 1983г., 288с.

2.     Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. «Русское устное народное творчество», Москва 1983г., 448с.

3.     Круглов Ю.Г. «Русские обрядовые песни», Москва 1989г., 320с.

4.     Мельников М.Н. «Русский детский фольклор», Москва 1987г., 240с.

5.     Народный месяцеслов, под ред. Рыженкова Г.Д., Москва 1991г., 127с.

6.      Художественное творчество и ребенок, под ред. Ветлугиной Н.А., Москва 1972г., 288с.

11.Зимина А.Н.  «Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста», Москва 2000г.,257с.