Музыкальный квест "В поисках принцессы Мелодии"


Автор: Митичян Елена Петровна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Сценарий мероприятия

Музыкальный квест "В поисках принцессы Мелодии"

Краткое описание работы: Квест, как инновационная технология воспитания дошкольников на музыкальном занятии для детей 6-7 лет. Различные технологии и методики, применяемые на этом занятии помогут детям легче ориентироваться в музыкальном пространстве.

«В поисках Мелодии»

Квест, как инновационная технология воспитания дошкольников на музыкальном занятии для детей 6-7 лет

ЦЕЛЬ: Способствовать развитию личностных и музыкальных компетенций посредством современной игровой технологии  квеста.

ЗАДАЧИ:

Образовательные

1.Актуализировать полученные раннее знания, учить самостоятельно выполнять задания.

2. Обобщить  знания детей о музыкальных инструментах симфонического оркестра.

3. Познакомить воспитанников с элементами нотной грамоты

 

Развивающие:
1.Способствовать развитию творческих способностей детей: музыкально-ритмическому, тембровому слуху; 

развивать звуковысотный  музыкальный слух;
2. Развивать мышление, память, воображения при помощи наглядного моделирования;

 

Воспитательные:
1. Формировать интерес и любовь к музыке, обогащать музыкальные впечатления, культуру слушания.
2. Воспитывать в детях чувство эмпатии, сопричастности к происходящему, доброжелательность, вежливость, коммуникативность.

 

 

 

Виды детской деятельности:

 

музыкальная, двигательная, игровая, творческая, коммуникативная.

Используемые технологии:

информационно-коммуникационные технологии (наглядный материал в виде слайдов, анимаций и карточек);

здоровьесберегающие  технологии: создание положительной психологической атмосферы на занятии, снижение эмоционального напряжения;

дыхательная и артикуляционная гимнастика;

игровые технологии (музыкально-дидактические, коммуникативные игры);

личностно-ориентированная технология (педагогическая поддержка, создание ситуации выбора и успеха);

 

Методы и приемы:

организационные: эмоциональная завязка;

мотивационные: создание ситуации затруднения, эффект удивления, новизна;

наглядный:

наглядно-слуховое (исполнение и слушание музыки);

наглядно-зрительный: показ иллюстраций,  презентаций, совместное исполнение движений;

практический: ритмический рисунок, музыкально-ритмические движениямузыкально-дидактические игры, имитационные упражнения, распевки, пение, творческие задания;

словесный: рассказ, беседа, пояснения, указания с целью предупреждения ошибок, вопросы к детям.

 

Методическое обеспечение:

1. Наглядно-демонстрационный материал:

ТСО (синтезатор, ноутбук, интерактивная доска);

видео-, аудио- материалы;

      Дидактические игры:

«Назови жанр»;

«Угадай по  звук высоте»

«Дирижер»

2. Музыкальный материал :

«Весна пришла опять» А.Евдотьева;

Распевка: «Здравствуйте, дети»;

Танцевальные движения (Три Кита);

Творческая дидактическая игра  «Придумай  движения по жанру  музыки»;

3. Раздаточный материал:

Карточки с изображением нот и нотного стана  по количеству детей;

Менмосхемы с заданиями

Колокольчики Монтессори

Предварительная работа:

Разучивание  стихов о нотках, скрипичном ключе, Трех Китах;

песни «Весна пришла опять» - технология цепочка

разучивание стихов;

словарная работа (музыкальные жанры, название музыкальных инструментов);

новизна 

Знакомство с понятием «Ансамбль»; 

(Игра на фортепиано в четыре руки – это вид совместного музицирования)

(слушание органной музыки И.С. Баха);

 

разучивание элементов простейшей нотной грамоты грамоты (названия нот, расположение нот на нотном стане,  скрипичного ключа).

 

 

Ход  занятия

Дети под песню «Чудо - сказки» входят в зал, проходят, встают врассыпную.

М.р. (играет «Приветствие» - поклон - реверанс) – ориентирование в пространстве, закрепление понятий  вправо - влево

 

Мелодия «Здравствуйте, дети» дети узнают интонацию мелодии и отвечают:

«Здравст- вуй-те» - формирование интонационной  мелодической ориентации  Т3,  (модуляция)

М.р.  проигрывает мелодию  несколько раз на повышение,  приветствуя  девочек, мальчиков,   гостей.

 

М.р.    

 (берет в руки микрофон)

Друзья,  я  задам вам несколько вопросов. А вы  будете мне отвечать. Я возьму у вас интервью, как настоящий корренспондент.  

Сейчас  вы вошли музыкальный зал под знакомую песню .

Как она называется?

Ответы детей.

«Чудо - сказки». 

М.р.

Мне  интересно,  что вы знаете о сказках?

Какие сказки бывают? 

Добрые, поучительные, волшебные, сказки о животных.

Народные сказки и авторские. 

Ответы детей.

М.р.

А про музыкальные сказки вы слышали? 

Ответы детей.

 (Мама; Волк и семеро козлят на новый лад)

М.р.

Спасибо вам, вы большие умницы

 

Подходят к доске

Видео с Королевой Музыкой. 

«Я королева  музыкальных сказок»

Прошу  помощи у  вас,  дети. Злой волшебник Шум  перепутала все ноты, поэтому  Принцесса Мелодия не может  звучать.  А без Мелодии мир станет серым и грустным.  Если вы разгадаете  музыкальный кроссворд, то Принцесса Мелодия  вновь заиграет . Очень волнуюсь, сможете ли вы  помочь  нашему сказочному царству?.... (пауза)

Ответы детей.

Раз вы такие  смелые и добрые, я посылаю вам карту с заданиями.

Дети берут карту.

 

М.р.   Но  только самые отважные и умные смогут пройти все препятствия, выполнить сложные задания. Вы готовы к сказочным  испытаниям?

Ответы детей.

М.р. Договорились! Отправляемся в настоящую  музыкальную сказку.

Включатся волшебный шар, звучит музыка   из т/в  передачи  «В гостях у сказки». 

 

Дети находят нотку с музыкальной лесенкой 1

 

М.р.  Как вы думаете, что означает эта смешная лестница?

Дети. Музыкальные ступеньки.

М.р. А можно ли по ним бегать?

Ответы детей.

 

Распевание (с элементами артикуляционной гимнастики)

 

Ребенок  нажимает энтер на ноутбуке. Появляется на доске   кроссоворд

 

 нотка 2

 

На ней нарисованы колокольчики

Дети находят колокольчики Монтессори

 

Задание расставь правильно колокольчики по слуху (Т3)

 

Ребенок  нажимает энтер на ноутбуке. Появляется на доске   следующая буква

 

 нотка  3

На обратной стороне нарисованы м и

 

М.р.  Что это значит?

Дети. Музыкальные инструменты.

Дети подходят к столу с  М.И  из музея

 (Проектная деятельность)

 

М.р.

Я  расскажу вам  о том, как появились струнные инструменты.

Давным- давно наши предки на охоте стреляли из лука.

Натягивали тетеву и пускали стрелу. Однажды они  услышали, что тетева очень красиво и звонко поёт. Так и появились струны.

 

1 Ребенок.                                                       

В симфоническом оркестре  её голос самый главный,

Самый нежный и певучий, раз смычком проводишь плавно.

Голос трепетный, высокий узнаём мы без ошибки.

Назовите-ка, ребята, инструмент волшебный…    

 

Показывает скрипку

М.р.

Наши предки жили в  пещерах, они  любили собираться вместе и танцевать, отмечая удачную охоту. Но танцевать без музыки  было неудобно. Часто люди сбивались с ритма. Тогда они взяли камень и стали бить  им о землю, отбивая такт, потом били камень о

камень, или рукой о какой - нибудь  плоский   предмет.

Отсюда и появились ударные инструменты.    

 

2 Ребенок.

Есть у нас веселый друг,

Обожает громкий стук.

Бей его сто раз подряд,

Он ударам только рад.

Не драчун и не буян.

Просто это барабан.

 

Показывает барабан

 

М.р.

Как появились духовые инструменты? Однажды давно – давно человек срезал  тростник, сделал в нем дырочки и подул в него. Зазвучала нежная,  красивая мелодия. Так и появились духовые инструменты, деревянные и медные.

 3 ребенок .

Люди дуют в инструменты,

Звуки льются, как живые,

Мы такие инструменты

Называем духовые.

Показывает духовой инструмент

 

Ребенок  нажимает клавишу на ноутбуке, открывая букву в кроссворде

 

М.р. приглашает детей к пианино.  Дети  на стулья.

 

Посмотрите, на картинке -  король всех музыкальных инструментов. Это орган. Он сложно устроен, имеет несколько клавиатур, и даже ножную, педальную. Звук его сочный и обьемный. А это портрет И.С.Баха

 

ОРГАН

Это что за инструмент, высотою с целый дом?

В трубы, в дерево одет, украшения на нем.

Голосов имеет много этот звучный великан.

Он то ласковый, то строгий, а зовут его … орган

 

Слушание «Менуэт»  И.С.Бах

 

Ребенок  нажимает клавишу на ноутбуке, открывая букву в кроссворде

 

Дети переходят к  ноте 

на ней изображен дирижер

М.р.

Как называют человека, который управляет оркестром?

Ребенок.

Он руками машет плавно,

Слышит каждый инструмент

Он в оркестре – самый главный,

Он в оркестре - президент!

 

Игра «Дирижер»

(4 карточки)

 

Открывается буква в кроссворде

 

  Нота

На ней – три кита

Ответы детей.

М.р. предлагает детям  исполнить творческую импровизацию

 

«Марш – танец – песня»

Ребенок.

Если будешь ты с Китами дружить-

Будешь музыку ты любить!

Будешь музыку ты понимать,

Красиво петь, шагать и танцевать!

 

Марш – маршируют по кругу друг за другом

Танец – повторение шага польки в парах

 

Песня  -  «Весна пришла опять» (технология «Цепочка»)

Открывается буква в кроссворде

 

  Нота

По карте подходят к столам, на них – нотный стан, скрипичный ключ и ноты вперемешку.

Задание рассказать и выложить  все правильно

 

Дети по очереди.

 

 

В кроссворде появляется слово МЕЛОДИЯ

 

 

Королева Музыки.

Спасибо,  друзья!   Вы помогли вернуться принцессе Мелодии, а  злой волшебник Шум спрятался и пообещал  греметь и шуметь только во время грозы. Вы справились со всеми заданиями и, потому я приглашаю вас на встречу с Мелодией.  Прощайте, мои дорогие!

 

нотка последняя сюрпризная нотка

 

М.р. а сейчас – сюрприз, приглашаю вас сесть у  пианино.

 

М.р. и  Саша в четыре руки исполняют пьесу «Василек»

 

М. р. Ребята, вам  понравилось  путешествие  в музыкальную сказку? А может, кому то не очень, а кто не понял что – то? Говорите,

мне интересно вас послушать.

 

Выбор дифференцированных призов - рефлексия

Звучит песня «Чудо - сказки», дети выходят из зала