Учимся играть по слуху


Автор: Макеева анастасия Денисовна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические рекомендации

Учимся играть по слуху

Краткое описание работы: Развитие музыкального слуха в игре на детских музыкальных инструментах

 


Программы и технологии


Учимся играть по слуху

Развитие музыкального слуха в игре на детских музыкальных инструментах


Игра на детских музыкальных инструментах в ансамблях и оркестре - один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. В ней развиваются и реализуются музыкальные способности и исполнительские возможности всех детей, независимо от степени их одаренности. Она является замечательной формой приобщения детей к совместному, коллективному элементарному музицированию.


В

 игре на музыкальных ин-
струментах, как и в других
видах музыкальной дея-

тельности, формируется вся си-
стема музыкальных способнос-
тей, но главным образом - му-
зыкальный слух.

В своей уникальной моногра-
фии «Психология музыкальных
способностей» (1947) Б.М. Теп-
лое гбворит о двух значениях
термина «музыкальный слух»:
широком и узком. Под музыкаль-
ным слухом в широком значении
понимается и звуковысоТный, и
тембровый, и динамический. Му-
зыкальный слух в узком значе-
нии - только звуковысотный.

Ведущую роль в музыкальном
восприятии играет звуковысот-
ный слух.
Без него «невозможно
никакое осмысленное восприя-
тие музыки, тем более никакое
музыкальное действование» (там
же, с. 93). Звуковысотный слух
является одной из основных му-
зыкальных способностей.


Звуковысотный слух в его проявлении по отношению к одноголосной мелодии называ­ют мелодическим. Б.М. Теплов подчеркивал, что мелодичес­кий слух имеет, по крайней ме­ре, две основы - ладовое чувст­во и музыкально-слуховые представления. Ладовое чувство - это перцептивный (или эмо­циональный) компонент мело­дического слуха. Он достаточен для полноценного восприятия мелодии, в нем наиболее ярко выражена эмоциональная сто­рона музыкального слуха. Вто­рой компонент можно назвать репродуктивным. Он является основой воспроизведения ме­лодии и свидетельствует о на­личии слуховых представле­ний. Эмоциональный компо­нент музыкального слуха лежит в основе воспрйятия мелодии, слуховой - в осйове ее воспро­изведения в пении или игре по слуху на музыкальных инстру­ментах.

В дошкольных образователь­ных учреждениях детей не учат играть на настоящих музыкаль­ных инструментах, зато игра на детских инструментах в ансам­блях и оркестре является одним из основных видов музыкаль­ной деятельности.

Интерес к оркестру детских музыкальных инструментов как средству музыкального воспи­тания всегда был очень боль­шим. Выдающиеся музыканты- просветители Б.В. Асафьев, Б.Л. Яворский, австрийский компо­зитор и педагог К. Орф подчер­кивали значение активных


форм музыкальной деятельнос­ти и детского оркестра как ос­новы элементарного музициро­вания в развитии музыкальнос­ти у детей.

Большое значение оркестру детских инструментов придава­ли и создатели отечественной системы музыкального воспи­тания детей дошкольного воз­раста. Еще в 20-е годы Н.А. Мет- лов и Л.И. Михайлова говорили о необходимости организации детского оркестра как действен­ного средства развития музы­кального восприятия и слуха у детей. В 30-40-х годах Метло- вым были организованы оркес­тры в детском саду, намечены подходы к методике работы с ними, созданы новые звуковы­сотные детские музыкальные инструменты.

В действовавшей многие годы программе музыкального вос­питания дошкольников игра на детских инструментах занимала значительное место. Однако обучение детей игре на звуковы­сотных инструментах строи­лось на основе обозначения кла­вишей с помощью букв, слогов, цифр или цвета, то есть, факти­чески, на искусственных «косты­лях», не имеющих отношения к музыке. Дети, многократно по­вторяя, заучивали последова­тельность этих ориентиров и каждый раз при переходе к но­вой мелодии начинали с нуля.

Понятно, что такое обучение нельзя назвать развивающим. Игра на детских музыкальных инструментах превращалась в тяжелую работу как для детей, так и для взрослых, не приноси­ла радости и была малоэффек­тивной в плане развития слуха и музыкальности в целом.

В результате многолетнего экспериментального исследо­вания, проведенного под руко­водством доктора психологиче­ских наук К.В. Тарасовой, авто-


Программы и технологии

 

ром были доказаны возмож­ность и необходимость обуче­ния дошкольников игре на дет­ских музыкальных инструмен­тах по слуху. Игра ио слуху- прямой и наиболее адекватный метод развития; музыкального слуха и единственный продук­тивный путь обучения до­школьников игре в ансамблях и оркестре.

Для того чтобы дети начали, „ играть по слуху на звуковысот' / ных музыкальных инструмент тах, необходимо предваритель­ное накопление музыкально­слуховых представлений, инди­видуальные занятия с ними на одном чисто настроенном му­зыкальном инструменте, а за­тем - перенос приобретенных способов действия на другие инструменты.       «

Формирование деятельности подбора мелодий по слуху про­ходит два этапа: подготови­тельный и основной. На под­готовительном этапе у детей происходит необходимое на­копление музыкально-слухо­вых представлений. Для этого лучше всего использовать пе­сенный материал, который ра­зучивается на занятиях.

Первое требование, предъяв­ляемое к песням, - их художест­


венность. В репертуар включа­ются произведения фольклора, русской и зарубежной класси­ки, песни современных компо­зиторов, написанные специаль­но для дошкольников. Необхо­димо также, чтобы песни были доступными детям: несложны­ми для исполнения, понятными по содержанию. Эмоционально яркие, постепенно усложняю­щиеся, они должны включать ? поступенное движение мело- дии, движение по устойчивым 7 звукам, не широким интерва­лам; мелодические обороты с повторяющимися музыкальны­ми фразами, четким ритмичес­ким рисунком, ярко выражен­ной ладовой законченностью, удобным для Маленьких рук расположением звуков.

Для подбора мелодий нужно иметь чисто настроенный музы­кальный инструмент.: Дети обычно просят разрешения цо- играть на настоящем фортепиа­но. Выбор инструмента Опреде­ляется, на наш взгляд, красотой тембра фортепиано, стремлени­ем ребенка быть похожим на му­зыкального руководителя, а так­же тем, что на фортепиано легче извлечь звук, чем, скажем, на триоле или аккордеоне. Впро­чем, инструмент может быть лю­


бой (детское пианино, рояль, электромузыкальные инстру­менты типа «Малыш», «Анюта», «Колокольчик», «Чижик» и др.).

Основной, второй этап дея­тельности подбора мелодий по слуху, проходит три последова­тельные ступени:, ориентиро­вочно-тембровую, ритмичес­кую и мелодическую. ;

Ориентировочмо-тембровая ступень. Известно,,что звуковы­сотный музыкальный слух рож­дается из тембрового, поэтому первые задания, которые полу? чает ребенок, должны быть на­правлены на развитие тембро­вого слуха. Эффективным ока­зывается сопоставление край­них регистров инструмента. Дет ти подбирают отдельные звуко­подражания, ассоциирующиеся у них со звуками капели, шумом дождя, боем часов, голосами птиц и животных.

На этой ступени использова­лось разработанное нами посо­бие «Музыкальные картинки». На каждой из его страниц - ри­сунок и стихи для детей, а также примерный нотный материал и методические указания для му­зыкального руководителя. Педа­гог рассматривает с ребенком иллюстрацию, читает стихи, а затем предлагает сыграть на му-



Оркестр детских музыкальных инструментов исполняет «Калинку».
Подготовительная к школе группа ДОУ № 15 5 г. Оренбурга.

Заведующая АЛ Козырева, музыкальный руководитель З.Е. Суслова.
Солист Лев Попов (флейта)


зыкальном инструменте, как «гу­дит машина», «звенит колоколь­чик», «чирикают воробушки».

Первоначально диапазон зву­коряда не ограничивается, что­бы малыш обследовал музы­кальный инструмент, познако­мился со звучанием различных регистров, способами звукоизв- лечения. На первых занятиях не нужно требовать, чтобы ребег нок, воспроизводя на клавиату­ре те или иные звуки, опреде­ленным образом держал руки, пальцы. Обычно дети настоль­ко поглощены новым видом де­ятельности, что не обращают внимание ни на что другое.

В дальнейшем нужно: позна­комить их со способами звуко- извлечения и правильной по­становкой руки, с выразитель­ным исполнением; объяснить, что музыкальный инструмент


М. Трубникова • Учимся играть по слуху

 

не любит, когда с ним грубо об­ращаются, и отвечает на силь­ный удар резким, неприятным, пронзительно-громким звуком.

Первая ступень требует при­мерно 15-20 занятий. Многое зависит от степени интереса де­тей, индивидуальных показате­лей музыкальности. Материал следует усложнять постепенно. Если на первых порах ребенок играет любые звуки, изображая достаточно простой образ, то в дальнейшем вводятся более сложные задания: на воспроиз­ведение высоких и низких зву­ков, изображающих мяуканье кошки и лай собачки (музы­кальная картинка «Помири­лись»), на воспроизведение оп­ределенного ритмического ри­сунка («Бойкие воробушки»). Еще более сложное задание - подобрать нисходящую терцо­вую интонацию (музыкальная картинка «Спи, мой мишка»). Это как бы «забег» вперед, пере­ход на более высокую ступень - мелодическую.

На ориентировочно-тембро­вой ступени можно использо­вать следующие методические приемы:

  • повторение за музыкаль­ным руководителем отдельных звукоподражаний - «игра с рук», сначала с открытой клави­атурой, а затем - с закрытой;
  • «музыкальное эхо» - нахож­дение по слуху отдельных зву­ков, сыгранных педагогом.

Используются также музы­кально-дидактические игры «Кто в домике живет?», «Пение птиц», «Музыкальный зоопарк» и др.

При «игре с рук» музыкаль­ный руководитель медленно пропевает и воспроизводит на музыкальном инструменте тот или иной звук в регистре, удоб­ном для голоса ребенка, предла­гает ему внимательно послу­шать, запомнить, а затем найти его на инструменте. Если малыш не справляется с заданием, педа­гог повторяет его. На первых по­рах закрывать клавиатуру фор­тепиано не обязательно. Пусть ребенок следит за руками педа­гога. Однако после двух-трех


/1         Программы и технологии


занятий следует предложить ре­бенку найти сыгранное звуко­подражание, опираясь только на собственное музыкально­слуховое представление.

Для успешного применения методического приема «музы­кальное эхо» педагогу следует умело подбирать слова и звуко­подражания, способствующие тому, чтобы «музыкальное эхо» было сыграно в спокойном, ров­ном темпе, выразительно и ди­намично. Воспроизведение за музыкальным руководителем сначала ритмического рисунка, а затем и мелодии, состоящей из двух-трех звуков, является для ребенка первой попыткой игры несколькими пальцами. Меняя руки, пальцы, играя в разных ок­тавах, ребенок постепенно учит­ся дифференцировать звуковы­сотные отношения.

Музыкально-дидактические игры способствуют освоению музыкального инструмента, развивают музыкальную па­мять, точность слухового вос­приятия и контроля, быстроту реакции. В игровой форме ста­новление деятельности подбо­ра мелодий, звукоподражаний происходит успешнее. Ребенок преодолевает возникающие у него трудности легко, не заме­чая, что его учат.

Расскажем подробнее об игре «Кто в домике живет?». Ее цель - научить детей повторять за педагогом сыгранные на форте­пиано простейшие Мелодичес­кие звукоподражания. Внима­ние ребенка обращают на кра­сивый музыкальный домик: Здесь живут разные птицы и звери. Педагог поет и играет на музыкальном инструменте зву­коподражание, а ребенку пред­лагает узнать, чья это песенка, кто живет в домике. Пусть он попробует исполнить на инст­рументе самостоятельно: «мяу», «га-га-га», «ко-Ко-ко» и др. Если ребенок выполняет задание правильно, в окне домика появ­ляется фигурка зверюшки или птички; если малыш не справ­ляется с заданием, окно домика остается закрытым.


Ориентировочно-темброва; ступень предполагает сиптети ческую форму занятии^ включа ющую чтение стихов, пение рассматривание ярких иллюст раций, музыкально-дидактиче скую игру, подбор мелодичес ких звукоподражаний на музы кальном инструменте. Все этс активизирует детей, естествен но и легко вводит их в деятель ность подбора по слуху.

;х Дети четвертого года жизнь без труда преодолевают первук ^ступень, знакомясь со звучани ем музыкального инструмент; на фронтальных и индивиду альных занятиях.

Ритмическая ступень. На пя том году жизни дети достаток но легко осваивают ритмичес кую структуру предлагаемые песен, приемы игры на различ ных ударных, а также звуковы сотных детских музыкальные инструментах. А вот овладетг ритмическим и звуковысотнык движением в их единстве и» трудно, что и привело к необхо­димости выделить ритмичес­кую ступень как специальную.

На этой ступени можно ис­пользовать совместную (ребен­ка и взрослого) игру на инстру­менте (чаще всего «игровое че- тырехручие»), когда педагог ис­полняет всю партию, а ребеноь - всего два звука: чистую квинту или чистую октаву; исполнение небольших песец и потешек, по­строенных на одном звуке; ан­самбль ударных инструментов1.

Первоначально следует пред­ложить детям ритмические ри­сунки, основанные на чередова­нии одинаковых длительнос­тей: четвертных или восьмых е двух- или четырехдольном раз­мерах. Эти ритмические блоки даются сначала на простом му­зыкальном материале, а затем - на постепенно усложняющем­ся. Следующие задания предус-

1 В основу методики работы с деть­ми на ритмической ступени положе­но исследование К.В. Тарасовой (1974), посвященное развитию у до­школьников чувства музыкального ритма как сенсорной способности.

 


Ансамбль ложкарей ДОУ № 155 г. Оренбурга исполняет песню «Ах вы, сени»


матривают воспроизведение более сложных ритмических структур: ритмов суммирова­ния, дробления, пунктирного и синкопированного. Затем пред­лагаются задания на воспроиз­ведение различных ритмичес­ких структур в песенках, пост­роенных на одном звуке, на­пример «Андрей-воробей», «Тет- ка-Бог атка», «Дон-дон» и др.

Игра в четыре руки с взрос­лым на фортепиано или другом инструменте, например ЭМИ, является для ребенка одним из самых увлекательных видов му­зыкальной деятельности. Ему кажется, что он сам исполняет всю ту музыку, которая звучит.

Совместная игра ребенка и взрослого на фортепиано со­здает прекрасные условия для развития эмоциональной от­зывчивости на музыку, музы­кального слуха, памяти, чувства музыкального ритма. Ансамбле­вая игра' учит ребенка вслуши­ваться в общее звучание, вовре­мя вступать, согласовывать звучность своей партии с пар­тией педагога, не ускорять и не замедлять темп.

Исполняя на различных му­зыкальных инструментах про­стейшие пьесы, построенные на одном звуке, дети осваивают все более сложные ритмичес­кие структуры и способы звуко-


извлечения. На групповых и ин­дивидуальных занятиях можно создавать ритмические ансамб­ли, используя как деревозвуч­ные (деревянные ложки, каста­ньеты, трещотки), так и метал­лозвучные ударные инструмен­ты (треугольники, румбы, бу­бенцы, тарелки, колокольчики), а также бубны, погремушки, ма­ракасы и др.

Игрой на ударных инстру­ментах лучше всего сопровож­дать исполнение педагогом на фортепиано, баяне или аккор­деоне веселых плясовых мело­дий или аккомпанировать пе­нию, не заглушая хорового зву­чания. В последнем случае ор­кестровка должна быть особен­но прозрачной.

Играя на разнообразных удар­ных инструментах, воспроизво­дя всего лишь одну ноту на фор­тепиано или других звуковы­сотных инструментах с диато­ническим или хроматическим звукорядов, ребенок осваивает ритмические закономерности, элементарную динамику, пер­воначальные йгровые движе­ния, приобретая навык игры в ансамбле.

Мелодическая ступень. На шестом году жизни у детей по­является отчетливое желание подбирать мелодию по слуху. Наряду с темпом и ритмичес­


ким рисунком, они в большин­стве случаев уже могут воспро­извести и звуковысотную сто­рону мелодии.

f Детям этого возраста свойст­венна достаточно широкая предварительная ориентировка в задании: многие из них не сра­зу начинают подбирать мело­дию, а сначала, нажав несколь­ко, клавишей, прислушиваются к звучанию и подстраиваются голосом к извлекаемым звукам. Постепенно овладевая подбо­ром мелодии, дети перестают подпевать вслух и начинают ориентироваться на сложивши­еся слуховые представления.

На мелодической ступени де­ти последовательно овладевают системой образов-интонаций, построенных на интервальной основе; эталонными мелодиче­скими построениями; усложня­ющимся музыкальным матери­алом.                                     .

Нужно выбирать песни, со­держащие яркие музыкальные интонации, и акцентировать на них внимание детей, раскры­вая, где это возможно, изобра­зительный и выразительный характер этих интонаций. На­пример, на нисходящей терции построены «зов кукушки», пе­сенка кошки, колыбельные пес­ни; интонация чистой кварты, передающая волевое целеуст­ремленное движение, содер­жится в песнях «Барабан» Е. Ти- личеевой, «Дятел» Н. Леви, «Ли­хой наездник» М. Красева и др.

Лучше всего начинать подбор с нисходящей терции, так как она лежит в основе колыбель­ных песен, которые ребенок слышит с рождения. Она легка для пропевания, с нее начина­ются многие русские народные песни и песни, написанные композиторами специально для детей. Овладев терцией, дети до­статочно легко подбирают про­стые песни, основанные на этом обороте: «Спите, куклы» Е. Тили- чеевой, «Кап-кап» (румынская народная песня), «Два кота» (польская народная песня) и др.

В качестве эталонных мело­дических построений мы пред­


М. Трубникова .• Учимся играть по слуху.

лагаем детям мажорные тетра­хорд, пентахорд, гамму. В даль­нейшем эти построения за­крепляются на песенном мате­риале, таком как «Лесенка», «Цирковые собачки» Е. Тиличе- евой, русская народная песня «Две тетери» и др.

После того как ребенок овла­дел той или иной интонацией или мелодическим построени­ем, он подбирает их на форте­пиано от разных звуков, а по­том - на других детских музы­кальных инструментах.

При освоении детьми игры в: ансамбле однородных музы­кальных инструментов им предлагается достаточно мед­ленный темп, который облегча­ет поиск нужного звучания. Ес­ли во время подбора мелодии группой детей какой-то ребе­нок ошибся, ему лучше остано­виться, чтобы не нарушать об­щего . ансамбля, и присоеди­ниться к играющим с новой му­зыкальной фразы; • .

Эффективным методом рабо­ты на этом этапе является совме­стная игра музыкального руко­водителя и ребенка наодном му­зыкальном инструменте по фра­зам. Педагог исполняет более сложные, а ребенок - более лег­кие эталонные мелодические построения. Затем партия ре­бенкаусложняется и становится все более самостоятельной.

«Музыкальное эхо» - букваль­ное повторение сыгранных пе­дагогом музыкальных фраз, предложений - еще один вари­ант совместной игры ребенка и взрослого. Хорошие результаты дает и исполнение ребенком мелодии на детском музыкаль­ном инструменте, а педагогом - аккомпанемента на фортепиа­но, баяне или аккордеоне.

Важно, чтобы ребенок пере­носил освоенные способы дей­ствия на другие детские музы­кальные инструменты с диато­ническим и хроматическим зву­корядами. Можно использовать распространенные в детских са­дах металлофон, ксилофон, дет­ское пианино, рояль, баян, ак­кордеон, цитру, ЭМИ и др.


Игра в оркестре доставляет детям большое удовольствие, обогащает их музыкальное вос­приятие, развивает музыкаль­ный слух в единстве его тембро­вого, динамического, мелодиче­ского и гармонического компо­нентов, формирует чувство ла­да, ритма, ансамбля.

Оркестры детских музыкаль­ных инструментов могут быть различными по количеству уча­стников, составу инструментов. На наш взгляд, максимальное ко­личество участников оркестра не должно превышать 30 человек, в противном случае педагогу труд­но будет добиться слаженной иг­ры. В зависимости от характера музыкального произведения под­бираются группы детских инст­рументов: духовая, струнная, ЭМИ, клавишно-язычковая, кла­вишно-ударная, ударная.

При организации детского оркестра важно следовать оп­ределенным правилам. Ма­ленькие исполнители ДОЛЖНЫ : хорошо видеть руководителя. Они должны удобно сидеть или стоять, не мешая друг дру­гу. Музыкальные инструменты лучше всего положить на не­большие подставки или столи-i ки, но не класть на колени, что­бы дети, играя на них, не сиде-: ли согнувшись. Треугольники подвешивают на специальной подставке с устойчивым осно- ванием, а духовые и некоторые ударные инструменты до нача­ла игры дети могут класть на колени.                ‘

Инструменты, относящиеся: к одной группе, лучше распо-: лагать рядом. Инструментов ci тихим, нежным звучанием? должно быть болйше и разме­щать их лучше впереди (слева от музыкального руководите-? ля). Это относится к струнной: и клавишно-ударной группам. :

Духовая группа может распо-: лагаться справа от музыкаль­ного руководителя или образо-[ вывать второй ряд, а ударно-j шумовые - третий рад, разме-{ щаясь произвольно. Таким об­


разом, расположение детей в оркестре напоминает - разме­щение голосов в хоре: справа - низкозвучащие, слева - высо­козвучащие. Ударным инстру­ментам отведены второй или третий рады.

На первых порах исполне­ние пьес с аккомпанементом, поддержкой взрослого необхо­димо, но по мере накопления опыта дети могут играть и са­мостоятельно, Это дает воз­можность, как в хоре при пе­нии без сопровождения, кон­тролировать слухом свое ис­полнение, добиваМсь* слажен­ности; точности, чистоты зву­чания. /

Работа с ансамблями и оркес­тром на слуховой основе делает ее более легкой и интересной и что чрезвычайно важно, спо­собствует значительному на­коплению детьми музыкально­го репертуара за счет сокраще­ния сроков разучивания пьес Эта работа развивает у ребенка не только музыкальный слух, но и всю систему музыкальности.

Завершает мелодическую сту- пень инструментал ьное творче­ство. На первых порах его хоро­шо организовать в игровой во­просно-ответной форме. Педа­гог задает музыкальный вопрос на том или ином музыкальном инструменте, а ребенок само­стоятельно импровизирует му­зыкальный ответ. Можно ис­пользовать и коллективные им­провизации. Одна маленькая деталь: на металлофоне или ксилофоне убираются четвер­тая и пятая ступени, а на элект­ромузыкальных инструментах они просто заклеиваются.

Отсутствие малых секунд, резко диссонирующих интер­валов дает возможность полу­чить достаточно гармоничные сочетания звуков. Детей увлека­ет процесс импровизации, при котором возникновение замыс­ла и его реализация происходят одновременно. Можно облег­чить дошкольникам задачу: предложить всем определен-


Программы и технологии

 

в

Игровое четырехручие. Музыкальный
руководитель З.Е. Суслова
и воспитанница подготовительной
к школе группы Надя Козырева

ный ритм,, который обычно диктуется текстом песни, а за­тем дети могут поиграть пооче­редно в любом ритме.

Естественный и легкий пере­ход к импровизации - одно из главных достоинств подбора музыки по слуху.

Проведенное исследование позволило наметить пример­ные возрастные периоды ста­новления игры по слуху на дет­ских музыкальных инструмен­тах. Большинство детей четвер­того года жизни без труда справляются с первой, ориен­тировочно-тембровой ступе­нью. На фронтальных занятиях и в индивидуальной работе, в игровой, занимательной форме они знакомятся с фортепиано (или другим чисто настроен­ным музыкальным инструмен­том), различными его регистра­ми. Дети пятого года жизни мо­гут перейти на вторую, ритми­ческую ступень, освоить ритми­ческую структуру песен, при­емы игры на различных музы­кальных инструментах. Дети шестого года жизни хорошо справляются с третьей ступе­нью - мелодической, подбира­ют мелодии по слуху, с удоволь­ствием импровизируют.

Разумеется, это лишь пример­ные возрастные этапы обуче­ния игре по слуху. Каждый педа­гог в зависимости от индивиду­альных особенностей и степе­ни продвинутости детей может менять сроки освоения ими этой системы. Однако последо­

вательность ее ступеней остает­ся постоянной.

Проведенное исследование и результаты его широкой апро­бации позволили в структуре Центра «Гармония» разрабо­тать новую программу «Игра­ем в оркестре по слуху» для до­школьников всех возрастов и методическое обеспечение к ней, которое включает в себя подробную методику работы с детьми и партитуры для дет­ских ансамблей и оркестров. Эти материалы с успехом ис­пользуются музыкальными ру­ководителями во многих горо­дах России. ,

Основные принципы этой программы использованы авто­ром при разработке соответст­вующих музыкальных разделов программ «Гармония», «Истоки» и базисной «Примерной обще­образовательной программы воспитания, обучения и разви­тия детей раннего и дошколь­ного возраста» (М., 2004). со­зданной коллективом Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца.

МА ТРУБНИКОВА, заслуженный учитель России, ; кандидат педагогических наук