Проблемы преодоления технических сложностей в освоении инструмента


Автор: Полупанов Александр Владимирович

Предмет: Струнные инструменты

Класс: Педагоги

Тип материала: Доклад

ПРОБЛЕМЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СЛОЖНОСТЕЙ В ОСВОЕНИИ ИНСТРУМЕНТА

Краткое описание работы: Этот методический материал предлагается как дополнение к действующей программе и ставит своей целью определить основные технические требования к учащимся, занимающимся в классе гитары.

Этот методический материал предлагается как дополнение к действующей программе и ставит своей целью определить основные технические требования к учащимся, занимающимся в классе гитары.

На протяжении всех лет обучения преподаватель должен добиваться единого и гармоничного развития художественно-исполнительских и технических навыков учащегося.

В начальном периоде обучения необходимо уделять большее внимание выработке у учащегося правильной посадке за инструментом и постановке рук. Правильная посадка, постановка рук и звукоизвлечение способствуют устранению излишних напряжений мышц, нередко перерастающих в тяжелое профессиональное заболевание.

В процессе обучения учащийся должен овладеть основными приемами игры: барре, легато, глиссандо, пиццикато и т.д. Планомерная и систематическая работа над гаммами, арпеджио и упражнениями в течение всего периода обучения способствует развитию музыкально-слуховых и ладотональных представлений учащегося.

Однако нельзя допускать перегрузки учащегося заданиями по технике и их механического проигрывания. Педагогу следует обращать внимание на качественную сторону исполнения, добиваться хорошего звучания, ритмической четкости. Проверка знаний гамм, помимо обязательной, поурочной, проводимой педагогом по специальности и руководителем отделения, осуществляется один раз в году, без оценки за исполнение, в обычных классных условиях. Методические замечания о знании и исполнении гамм заносятся в дневник учащегося.

Ознакомление с инструментом

Краткий экскурс в историю создания гитары;

– пользуясь наглядными пособиями (рисунки, репродукции картин, фото и видео материалы), показать эволюцию конструктивных изменений периода становления инструмента;

– сделать обзор творчества выдающихся гитаристов прошлого и настоящего в России и за рубежом;

– продемонстрировать аудио и видео материалы наиболее ярких выступлений отечественных и зарубежных исполнителей-гитаристов.

Посадка за инструментом, постановка рук и виды их перемещения

– Обучить правильно сидеть за инструментом;

– Выбрать скамеечку под левую ногу нужной высоты;

– Уметь правильно располагать руки;

– Научить выполнять три перемещения левой и три перемещения правой руки.

Существует два вида классической посадки за инструментом:  так называемая «мужская» посадка и  «женская». Как показывает практика, «мужская» посадка является наиболее удобной, из-за более устойчивого положения гитары.

Постановка рук

Правая рука

По поводу постановки правой руки существует немало мнений. Одни советуют правую руку держать прямо, без изгибов в запястье, другие, – чтобы пальцы были строго перпендикулярны струнам. Здесь главное, чтобы рука не была «на висý»: она должна опираться на корпус таким образом, чтобы локоть и плечо были противовесом тяжести кисти и предплечья. В таком положении, рука полностью свободна и не напрягается удерживая вес кисти и предплечья.

Левая рука

Задача педагога – определить оптимальное положение левой руки. Среди всех струнных инструментов, первенство по удобству постановки левой руки по праву занимают виолончелисты, так как рука, перемещаясь параллельно грифу, остается абсолютно свободной. Поэтому на современном этапе положение гитары все более приближается к вертикали. При параллельном, по отношению к грифу, положении ладони, пальцы могут решать намного больше технических задач.

Перемещения

Правая рука

При игре на гитаре, исполнитель пользуется тремя видами перемещений правой руки.

Вертикальное перемещение

Под вертикальным перемещением, подразумевается перевод кисти правой руки для игры на любой из струн. Движение при этом должно осуществляться только за счет работы локтевого сустава.

Горизонтальное перемещение

Под горизонтальным перемещением правой руки подразумевается перенос кисти для смены тембра, при котором правая рука перемещается вдоль струн по направлению к грифу или подставке. Такое движение осуществляется за счет работы плечевого сустава. Положение локтевого и кистевого суставов остается неизменным. Соответственно, локоть будет выдвигаться вперед, выходя за границу обечайки, или смещаться назад, во время чего, граница обечайки может доходить даже до середины предплечья.

Комбинированное перемещение

Комбинированным называется такое перемещение, при котором движение правой руки совмещает в себе вертикальное и горизонтальное перемещения. Соответственно, движения объединяются, т.е. участвуют в работе одновременно локтевой и плечевой суставы. Кисть при этом остается в неизменном положении.

Левая рука

Работа левой руки включает в себя тоже три перемещения:

  1. Перпендикулярное грифу (вправо-влево);
  2. Параллельное грифу (вверх-вниз);
  3. Комбинированное.

Перпендикулярное перемещение

Перпендикулярное перемещение – перестановка пальцев на разные струны. При таком движении следует исключить повороты кисти вокруг своей оси. Это осуществляется не за счет скольжения большого пальца за грифом, а при помощи небольшого смещения локтевого сустава вперед-назад. Кисть в это время как бы описывает полукруг вокруг плоскости грифа

Параллельное перемещение

При таком перемещении, кисть левой руки скользит вдоль грифа. Ладонь, во время движения, должна оставаться параллельной струнам. Необходимо следить за тем, чтобы большой палец, находящийся за грифом, скользил при параллельном перемещении одновременно с кистью, постоянно находясь примерно напротив первого и второго пальцев. Во время игры выше IX позиции, кисть выдвигается немного вперед, но не за счет «излома» запястья, а при помощи небольшого наклона корпуса вперед-влево. Большой палец, при этом, может перемещаться на ребро грифа, для фиксации кисти. Рука при перемещении должна оставаться свободной от напряжения, большой палец скользить едва касаясь тыльной стороны шейки грифа, не создавая препятствия для плавного движения.

Комбинированное перемещение

Под комбинированным перемещением левой руки имеется в виду такое движение, когда кисть перемещается и перпендикулярно струнам, и параллельно грифу. При этом здесь объединяются требования перпендикулярного и параллельного перемещений.

Упражнения для левой руки на открытых струнах

Упражнение 1. Попадание пальцев на струны

Поставьте пальцы левой руки в V позицию на первую струну. Ладонь поставьте параллельно грифу, пальцы сделайте полукруглыми, третья фаланга каждого пальца должна быть перпендикулярна к плоскости грифа. Большой палец — посередине грифа с тыльной стороны. Работая первым суставом, поочередно поднимайте и опускайте каждый палец, не меняя положения второго и третьего суставов. При этом струна должна попадать в середину кончика пальца. В запястье руку не гните, кисть представляйте естественным продолжением предплечья. Когда это упражнение начнет получаться, отрабатывайте его, не глядя на кисть. Проделайте это упражнение в других позициях.

Упражнение 2. Перемещение левой руки вдоль грифа

Поставьте руку в 1-ю позицию. Большой палец, как и в предыдущем упражнении, находится на середине тыльной стороны шейки грифа. Пальцы полусогнуты, линия кончиков пальцев параллельна струнам. Струн не касаться. Плавным движением, не меняя положения кисти, переместите ее в IX позицию и обратно. Следите за параллельностью ладони по отношению к грифу при движении руки! Отработайте это упражнение, не глядя на левую руку.

Упражнение 3. Перемещение пальцев на любую из струн в пределах одной позиции

Поставьте пальцы левой руки на шестую струну в V позицию. Большой палец по центру шейки грифа. За счет движения назад локтевого сустава переместите все четыре пальца на первую струну и обратно, не меняя при этом положения большого пальца. Отработайте это упражнение во всех позициях с I по IX.

 

«ВЗЯТИЕ» СТРУН

Самая распространенная ошибка среди начинающих гитаристов – чрезмерные усилия левой руки во время игры. Более полно об этом и о последствиях неправильной работы рук читайте в разделе «Профессиональное заболевание рук у музыкантов». Здесь же рассмотрим основные положения.

Подготовка левой руки к игре

1. Расслабьте левую руку, опустив ее вниз.

2. Согните руку в локте за счет сухожилий, не напрягая мышц.

3. Поставьте большой палец на середину тыльной стороны грифа без усилия, свободно, фиксируя положение левой руки в нужной позиции.

4. Полукруглые пальцы держите над струнами, не касаясь их. Ладонь расслабьте.

Работа пальцев

Главная ошибка неправильной работы пальцев — отсутствие трехфазности движения.

Первая фаза – небольшой замах;

Вторая фаза – атака и взятие струны (стремительное падение пальца на струну);

Третья фаза – удерживание звука.

Под удерживанием следует понимать применение минимального усилия для давления на струну. При удержании рука должна повиснуть, «зацепившись» пальцем за струну. Почти все давление на струну происходит за счет веса левой руки.

Ошибочно применять только вторую фазу движения. Как правило, начинающие гитаристы атакуют струну и с силой прижимают ее, пока на смену не придет следующий палец. Рассмотрим каждую фазу движения отдельно.

В первой фазе палец делает небольшой замах, чтобы иметь возможность опуститься на струну не за счет мышечного напряжения, а за счет работы сокращения сухожилий и собственного веса.

Во второй фазе он падает на струну под действием своего веса и прижимает ее. Пальцем ставится как бы точка, после которой состояние пальца переходит в третью фазу.

Третья фаза наиболее сложна в исполнении (см. «Удерживание»). Отрабатывается она постепенно. Сначала без участия правой руки запоминается ощущение состояния левой кисти. Затем, сохраняя это ощущение, следует добавлять звукоизвлечения пальцами правой руки.

В движении правой руки существует тоже три фазы:

1. Замах

2. Атака (стремительное падение пальца и извлечение звука)

3. Расслабление.

Как видим, две фазы движений пальцев обеих рук одинаковы, поэтому выполнять их следует одновременно (синхронно). Однако, в третьей фазе - при расслаблении пальцев правой руки надо научиться удерживать струну пальцем левой руки с минимальным усилием. Конечно, удерживание струны до следующего звука применимо только при исполнении связной мелодии в медленном темпе. В быстром темпе при исполнении пассажей, гамм фазы движения обеих рук будут совпадать, так как вместо фазы «удерживание» применяется фаза «расслабление». Вот и ответ на вопрос: «Почему играть в быстром темпе легче, чем в медленном?».

Не владея навыком удерживания струны, исполнитель не дает возможности пальцам расслабиться.

И последнее: касание струны пальцем левой и правой руки должно осуществляться одновременно (синхронно). Этого нужно добиваться с первых занятий, чтобы не укоренялась привычка «прижал-сыграл».

СПОСОБЫ ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЯ

Звуки на гитаре извлекаются в основном, четырьмя пальцами правой руки: большим – р, указательным – i, средним – m, безымянным – a. Основные функции: палец «р», как правило, исполняет басовую партию в арпеджированных аккордах, в тремоло, в интервалах, при проведении мелодии в басу и т.д. Пальцы i, m, a исполняют мелодию, интервалы, аккорды, тремоло, арпеджио.

Взятие струн осуществляется также четырьмя пальцами: указательным – 1, средним – 2, безымянным – 3, мизинцем – 4.

Апояндо

Апояндо – прием, при выполнении которого палец, после извлечения звука, опирается на соседнюю струну.

Основная работа ложится на третий сустав пальца. Второй сустав остается в прежнем состоянии, а первый, под давлением на струну, мягко прогибается. Кисть, во время исполнения, остается без движения.

Упражнения для правой руки на открытых струнах

При игре на гитаре, исполнитель контролирует глазами действия левой руки, тогда как правая играет, что называется «на ощупь». По этой причине этапом в подготовке к игре является отработка звукоизвлечения пальцами правой руки на открытых струнах, так как в данном случае все движения пальцев и перемещения руки на начальном этапе можно проконтролировать глазами. Внимания не отвлекают действия левой руки.

Цель данного упражнения – научиться извлекать звуки на открытых струнах способом апояндо. В строке а) звуки извлекаются двумя пальцами правой руки, без участия левой на всех шести струнах, благодаря чему, закрепляется навык вертикального перемещения правой руки.

Во время исполнения, кисть должна находиться в неподвижном состоянии, пальцы выполняют «шагающие» движения за счет третьего сустава, первый сустав, при этом, слегка прогибается.

В строке б) в работе участвуют три пальца правой руки. Немаловажно то, что и в первой и второй строке на первую и третью доли (сильную и относительно сильную) приходятся «сильные» пальцы, что в дальнейшем сформирует правильный аппликатурный навык.

Здесь же, вырабатывается ритмическое ощущение соотношения четвертных и половинных длительностей, благодаря чему, уменьшив первые и увеличив вторые в два раза, в дальнейшем, легче освоить восьмые и целые ноты. Разученные «до восьмых» длительности, имеют наибольшее применение на начальном этапе.

Тирандо

Тирандо – прием , при исполнении которого, палец защипывает струну. В работе участвуют, главным образом, второй сустав и частично третий. Первый сустав остается неподвижным. Непременным условием является движение пальца параллельно деке. Для того, чтобы этого добиться, к струне палец необходимо приближать в полусогнутом состоянии. Если палец будет сильно согнут, защипывание струны будет происходить «от деки», что недопустимо, так как увеличивается вероятность удара струны о лады. Кисть при работе пальцев должна оставаться неподвижной. 

Игра большим пальцем осуществляется за счет первого сустава. Палец при этом выполняет круговые движения.

Положение большого пальца по отношению к струнам.

Упражнение №2 поможет научиться извлекать звуки большим пальцем правой руки. Во время исполнения, остальные пальцы i,m,располагаются соответственно на , , и  струнах. Движение осуществляется за счет работы только второго сустава! Первый сустав остается зафиксированным. Большой палец выполняет элипсообразные движения по направлению к указательному пальцу, скользнув по которому, возвращается в положение готовности для исполнения следующей ноты.

Арпеджио
Арпеджио – аккорд, звуки которого исполняются поочередно. Они могут исполняться в различном порядке. Отсюда, наличие большого количества фигураций арпеджио. Все эти построения можно условно разделить на три основных вида арпеджио: 1. Восходящее 2. Нисходящее 3. Смешанное.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Агафошин П. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М.: Музыка, 1987, 1995, 2002.
2. Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М.: Музыка, 1979, 1984
3. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М.: Музыка, 1987, 1995, 2002.
4. Ларичев Е. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М.: Советский композитор, 1987, 1994