"Хлебных дел мастера".


Автор: Петухова Ольга Геннадьевна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

"Хлебных дел мастера".

Краткое описание работы: Методическая разработка занятия по сюжетной логоритмике для детей подготовительной группы по теме "хлеб".

Методическая разработка

занятия по сюжетной логоритмике для детей

подготовительной группы

«Хлебных дел мастера»

Автор: Петухова Ольга Геннадьевна,

Задачи:

Коррекционные задачи:

1.Совершенствовать и развивать основные психомоторные качества во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической, артикуляционной).

2.Развивать слуховое внимание, ритмический слух, зрительную и двигательную память.

3.Формировать музыкально- пластические способности.

Образовательные задачи:

1.Обогащать и активизировать их словарный запас, сочетать движения с речью.

2.Обучать правильному употреблению грамматических форм слов.

3.Учить аргументировать ответ, развивать аудиальное восприятие и внимание.

4.Расширять знания детей об окружающем мире, о профессиях, связанные с выращиванием зерна и переработкой муки (комбайнер, агроном, повар), видах техники, которая помогает людям села (комбайн, сеялка).

5.Учить двигаться дробным шагом в одном направлении (парами, тройками, четверками), сохраняя ритм и равнение шеренги.

6.Развивать ориентацию и свободное движение в пространстве зала: перестроение парами по кругу, двигаться в разном направлении, сохраняя дистанцию между парами.

7.Развивать мимику и жесты.

Воспитательные задачи:

1.Воспитывать любовь к малой Родине, желание интересоваться профессиями сельского хозяйства, ценить и уважать труд сельских жителей, которые трудятся на земле, отдают свою любовь нужному и важному делу – собрать богатый урожай и обеспечить жителей страны продуктами сельского хозяйства.

2.Воспитание способности ритмично двигаться под музыку и критически относится к своим движениям и речи.

3.Воспитывать активность и творческую инициативу.

4.Воспитывать работоспособность детей в условиях часто меняющихся видов деятельности (подвижная игра, пение, движение, проговаривание текста и т.д.)

5.Воспитывать активность и желание доставлять радость друзьям.

6.Учить отгадывать загадки, развивать мышление.

7.Воспитывать личностные качества, чувства коллективизма, умения выполнять правила.

 

Предварительная работа:

1.Рассматривание иллюстраций в группе о сельскохозяйственных профессиях.

2. Чтение книг, беседы о людях, которые растят хлеб.

3. Ситуативные беседы о бережном отношении к хлебу (не крошить за столом, не играть хлебом).

4. Пословицы и поговорки: Труд на земле — хлеб на столе. Без труда – не вынешь рыбку из пруда.

 

          Ход занятия.

 

Музыкальный руководитель: Добрый день, ребята! Я предлагаю посмотреть в окно и полюбоваться нашей Осенью – как она прекрасна! А что вам нравится в нашей осени? (ответы детей) Я предлагаю вам послушать знакомую песню о нашей Земле.

Песня «Цвети, Земля!» муз.Т.Петровой

(исполняет музыкальный руководитель и проводит краткую беседу о характере и содержании песни).

  1. 1.     Распевание «Родина любимая моя!» (поступательное движение голоса вверх и вниз, динамика)

Красива наша Родина, богата не только лесами, полями, разнотравьем да речками серебристыми, но и людьми добрыми да трудолюбивыми. Вот и сегодня, вы все спали в тихий час, а наши повара не дремали.

Как вы думаете, чем это сегодня пахнет в нашем зале? (дети отвечают «пирожками», «булочками» и т. д.) Верно, пирожками.

С кухни запах очень вкусный, ждет нас там пирог с капустой.

Замесили повара тесто из муки с утра.

Испекли нам пирожки, и горячи и пышны!

А что еще пекут из муки?  Называйте и складывайте мне в коробок (ответы детей).

Много напекли и нажарили мучных изделий. Ну-ка я загляну, все, что вижу, назову. Может, лишнего чего положили?

Если лишнее чего попалось в кузовок,

Поскорее громко хлопай, будь внимательным, дружок!

 

2. Речевая Игра «Четвертый лишний»

Логопед называет «хлебные» слова: 

Сушка, булка, зерно, кровать, овес.

Пирог, каравай, кружка, тарелка, баранка.

Мука, пшеница, тесто, машина, трактор.

 Дети слушают и говорят, какое слово было лишним и почему.

 Пальчиковая игра «Что пекут из муки?»

Из муки пекут баранки,  (загибают по одному пальчику)

Булки, бублики, буханки,

Пирожки, батоны, плюшки,

И плетенки и пампушки,

Торты, бисквит, печенье,    (тОрты!)

Бутерброды, чай с вареньем.

Что-то лишнее я назвала? Кто заметил? Молодцы, тем хвала! (хвалит детей, которые правильно ответили)

 

Музыкальный руководитель: А из чего муку делают? (из зерна) А зерно? (из колосков, из злаковых растений) А кто трудится в поле, чтобы на нашем столе был вкусный хлеб и румяные пирожки. (люди, машины) Всё верно, этих людей называют работниками сельского хозяйства, потому что они работают не в городе, а в селе, в деревне. Агрономы, трактористы, элеваторщики, мельники, доярки и другие сельские профессии очень интересные и важные. Чтобы мука и молоко были полезными и вкусными они трудятся с раннего утра и позднего вечера. Воспитатель: Сейчас им во многом помогают машины, роботы и компьютеры.

Музыкальный руководитель: А мы сегодня попробуем потрудиться так, как работают сельские жители. Вначале нам нужно вспахать землю, чтобы посеять пшеницу. Бороздки должны быть ровные, чтобы пшеница взошла красиво. А кто хочет быть трактористом?

3. Ритмическое упражнение «Трактора»

Тара-тара-тара-ра.                    дети под музыку «едут», держась за руки                                    

                                                   в одном направлении, на каждую сильную долю

Выезжают трактора.                     ритма притопывая правой ногой.

Будем землю пахать                чётко и ритмично проговаривают текст

Будем рожь засевать

Будем рожь молотить

Малых детушек кормить       

(выполняется в шеренгах мальчики-девочки, затем перестраиваются в тройки, в четверки упражнение выполняется под любую русскую народную музыку).

Музыкальный руководитель: Засевать пришла пора, агрономы, все сюда! А что делают агрономы? (ответы детей) Агроном  очень важен, о земле он все расскажет.

Где лучше вырастет гречиха, где овес, ответит на любой вопрос!

Рожь, пшеница или пшенка, разбирается он тонко!

От хорошего зерна будет урожай сполна!

Какую же кашу на печке мы сварим из гречки? (гречневую)

Из пшенки? Из овса? 

Воспитатель: Предлагаю поиграть, зерно надо разобрать. Сейчас это делают машины — роботы. И мы превращаемся в роботов, которые будут очищать семена от всяких примесей.

4. Игра на развитие мелкой моторики пальцев «Разбери овес и гречку»

 

Музыкальный руководитель: Смотрите, мы ровно вспахали, пшеницу надо засеять. Предлагаю девочкам по пашне пройтись, да зерно посеять..

5. Девочки выполняют движения, имитируя посев семян.

(шеренгой под русскую народную мелодию «Пойду ль я» проходят по залу, на сильную долю такта делают размашистый жест правой рукой со словом «Сею!»)

 

Музыкальный руководитель: Солнышко все лето пшеницу грело, дожди поливали  и колоски уже созрели. Возьмите по одному колосу и рассмотрите их.

 (Дети рассматривают, нюхают) Потанцуем с ними, поиграем.

6. Двигательная музыкальная игра «Золотая рожь».

Звучит музыка, дети выполняют движения, воспитатель читает диалог.

Ветерок спросил, пролетая:                      

дети бегут на носочках по кругу

- Отчего ты, рожь, золотая?

А в ответ колоски шелестят:                     качают колоски над головой

Золотые руки растят?

А что это за руки такие, золотые? (ответы детей)

 А что же нам с колосками дальше делать? (ответы детей)

Снопы свяжем и на мельницу свезем. Кто готов к перевозке зерна и снопов?

 

7. Ритмическое упражнение «Урожай везем»

Дети встают парами по кругу (мальчик — шофер. Девочка со снопом рядом), двигаются парами по кругу в разном темпе, сохраняя дистанцию между парами).

Музыкальный руководитель: Стоп машины! Молодцы, ни зернышка не обронили, сейчас будем мельницам помогать, ветры в поле зазывать.

 

8. Игра «Дуйте ветры»

Дуйте, дуйте, ветры в поле, чтобы мельницы мололи   

 (дети проговаривают текст и выполняют размашистые движения руками)

Чтоб назавтра из муки, испекли мы пироги                (пекут пирожки)

Музыкальный руководитель: Будем стряпать пироги из просеянной муки.

Кем мы будем? (пекари, поварята). Молодцы, ребята!

(Дети берут камешки - пирожки).

8. Массаж ладоней и пальчиков:

Под громкую музыку дети катают камешки между ладоней, под тихую музыку, между каждыми пальчиками.

Музыкальный руководитель: Напекли повара пироги и калачи, поиграть пришла пора, хоть они и горячи

9. Игра с пением «Ай, качи»

Ай, качи, качи, качи,                    Дети перебрасывают камешек с руки на руку,       

Глянь, баранки, калачи                как-будто он горячий

Глянь, баранки, калачи,

С пылу, с жару, из печи,                           Дуют на камешек, кладут его

                                                                  на тарелку в центре круга

                                                                    и быстро берутся за руки.

 Прилетели к нам грачи           Заранее выбранные 2-3 реб забегают в круг,

 Расхватали калачи!      хватают как можно больше камушек и  стараются   выбежать из круга

         Кыш!                                                 Дети закрывают воротики.

Музыкальный руководитель:

Расхватали все пирожки грачи, будем снова их жарить в печи.

Начинкой наполняем, рифму подбираем.

10. Рифмы-сочинялки

Испек нам повар вкусный пирожок с.......капустой

А Сашеньке с Иринкой пирожок с …...малинкой

Коле и Антошке пирожки с...картошкой

И мы слепили ловко пирожки с....морковкой!

А последний пирожок без начинки наш дружок! (разводят руки в стороны)

11. Подвижная игра «Пирожок, догони-ка нас, дружок»

 

Ребенок берет в руки камешек (пирожок), дети складывают ладошки вместе. Под музыку он обходит детей и одному ребенку кладет в ладони камешек. С окончанием музыки дети говорят:

Пирожок, пирожок, догони-ка нас, дружок! Где ты?

«пирожок» кричит «Я здесь!», и догоняет детей.

 

12. Воспитатель загадывает Загадки В.Фетисова

Золотист он и усат, в ста карманах – сто ребят.  (колос).

Не море, а волнуется.                          (поле).

Овсом не кормят, кнутом не гонят

А как пашет, пять плугов тащит         (трактор)

Неживое, а дышит                                (тесто).

В день рожденья что поют, а в праздники гостей встречать несут? (каравай)

 

13. Хороводная игра «Каравай» русская народная мелодия

14. Песня «Наш край» муз.Д.Кабалевского (исполняют дети)

(на экране видеоряд из жизни и людей, которые трудятся на селе)

 

Музыкальный руководитель: Потрудились мы на славу, на славу и повеселились. Много людей разных профессий в селах проживают, урожай нам доставляют? А кто из вас хочет стать комбайнером? А кто агрономом? А кем вы ещё хотите стать, чтобы людям на селе помогать, чтобы труд их стал легче, чтобы еще больше роботов заменяли тяжелый труд селян, чтобы жилось людям в деревнях интересней? (ответы детей)

Подрастайте и ещё больше узнавайте о том, как же такой маленький колосок в торт да баранку превращается. И помните, что сельский труд надо уважать, потому что ни учитель, ни ученый, ни врач, без хлеба за обед не садится. Поэтому труд на селе всегда должен цениться!

Пойдемте пирожками с капустою угощаться, да русскими людьми восхищаться!!