Влияние ансамблевого музицирования на формирование ученика как личность в классе общего фортепиано


Автор: Титаева Марина Вячеславовна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические рекомендации

Влияние ансамблевого музицирования на формирование ученика как личность в классе общего фортепиано

Краткое описание работы: Методическая рекомендация для преподавателей детских школ искусств при работе в ансамбле с учащимися в классе фортепиано.

Многие учащиеся за все годы обучения в школе, по причине недостатка игровых навыков, необходимых данных или работоспособности, не имеют возможности выступать в школьных концертах. Это не удовлетворяет учащихся и приводит к потере интереса к занятиям. Игра в ансамбле делает учащихся разной «продвинутости» равноправными исполнителями и, независимо от степени трудности партий, дает возможность выступления на самых ответственных концертах, стимулируя тем самым учебный процесс. «Зажечь», «заразить» ребёнка желанием овладеть языком музыки – главнейшая из первоначальных задач педагога.

Найти оптимальное решение проблемы развивающего обучения означает содействовать решению данной проблемы в масштабе всей музыкально-педагогической практики. Среди незаслуженно обиженных форм работы находится ансамблевое музицирование, ее педагогическая ценность многими преподавателями недостаточно познана. Этот вид работы не получил практического освещения в методической литературе. Нет методики ансамблевой игры, как формы учебной работы на начальном этапе музыкальной подготовки школьников. Вместе с тем, ансамблевое музицирование обладает большими возможностями, рассмотрение которых позволяет сделать следующий вывод – ансамблевое музицирование способно повысить развивающий эффект фортепианного обучения и позволит реализовать идеи педагогики сотрудничества. 

     Одна из эффективных форм музыкального воспитания и развития учащегося – это занятия в классе фортепианного ансамбля. Коллективные выступления воздействуют на эмоциональную, нравственную сферу ученика, формируя его вкус, характер, и таким образом, воспитывает как личность. Также дают яркие музыкальные впечатления, радуют неожиданными возможностями, захватывают общностью творческой задачи.

         Ансамблевое музицирование стимулируют интерес ученика к инструменту, формирует чувство ответственности перед партнером за результат общей работы, качество публичного выступления. Это, как нельзя лучше дисциплинирует ритмику, учит считать паузы, «пустые» такты и вступать вовремя, совершенствует умение читать с листа – иначе говоря, является незаменимой с точки зрения выработки технических навыков, необходимых для игры в любом ансамбле. Но, может быть, еще важнее то, что игра в четыре руки учит слушать партнера и одновременно звучание ансамбля в целом, учит музыкальному мышлению – не пальцевому, а слуховому, и, наконец, учит тому, что выходит за границы музыкального искусства и имеет психологический и этический смысл.

        Искусство игры в ансамбле, есть искусство вести диалог с партнером, то есть понимать партнера, уметь вовремя подавать реплики и вовремя вступать. Если это искусство в процессе обучения постигается начинающим музыкантом, то можно надеяться, что он в дальнейшем успешно освоит специфику и других видов камерного ансамбля.

Ансамблевая игра представляет собой форму деятельности, открывающую самые благоприятные возможности для всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой. В классе фортепианного ансамбля в порядке ознакомления и чтения с листа можно пройти много разнообразных произведений различных авторов. Благодаря большому выбору музыкального репертуара ансамблевых переложений, учащиеся получают знания в области жанров, начиная от самых простых: танцевальных (вальс, полька, галоп), песенных (романс, колыбельная, ария), до соприкосновения с крупными музыкальными жанрами, такими как симфония, опера, балет. Таким образом, ансамблевая игра – есть не что иное, как усвоение максимума информации в минимум времени.

        При совместной игре немалое значение имеет выбор партнера. По возможности выбираются дети одного возраста или одинакового уровня подготовки. В результате партнеры «взаимообогащают» друг друга: более слабый ученик, как бы опираясь на сильного, постепенно обретает уверенность, «дотягивается» до него; более сильный, в свою очередь, учится вести за собой, не поддаваясь ошибкам партнера, приобретает концертмейстерский навык.

         Одно из условий работы по развитию эмоциональной отзывчивости на музыку – опора на музыкальные интересы учащегося. Желательно самое активное участие учащегося в выборе репертуара, учет его индивидуальных художественных вкусов. В работе всегда должно быть простое для восприятия, знакомое произведение (например, обработка песни), что приносит детям большую радость. У детей пробуждается интерес, они готовы вновь и вновь без устали повторять полюбившееся произведение.

В репертуар для ансамблевого музицирования могут войти фортепианные переложения и транскрипции камерной, оперной, симфонической, джазовой музыки и популярные в любительской аудитории сочинения. Надо соблюдать принцип работы от простого к сложному. Таким образом, ансамблевая форма изучения репертуара реализует ряд принципов педагогики сотрудничества. Данная форма работы предполагает более гибкую и смелую репертуарную политику, направленную на всестороннее гармоническое развитие учащегося.

           Освоение нотного материала в классе ансамбля- предъявляет свои особые требования к педагогу и ученику. Приступая к работе над произведением, педагог, прежде всего, рассказывает о его авторе, знакомит с музыкальным содержанием и стилем произведения, разъясняет его форму. 

 Во время подготовительного периода в работе с ансамблем педагог встречается с каждым участником дуэта в отдельности, тщательно готовя его к ансамблевому «сыгрыванию». Кропотливая индивидуальная работа, связанная с постижением и закреплением самых элементарных навыков ансамблевой игры, требуется даже в занятиях с достаточно продвинутыми учениками. Следует очень внимательно просмотреть нотный текст (ученики очень часто бывают невнимательными в самостоятельной работе). Тщательная проработка штрихов, динамики, аппликатуры с учетом замысла, стилевых требований – таковы задачи, входящие в подготовительный период работы педагога.   Предварительные условия дальнейшей совместной игры – это разучивание каждым из учащихся своей партии дома. Без уверенного владения текстом совместные встречи участников ансамбля вообще бессмысленны.

         При четырехручной игре за одним роялем отличие от сольного исполнительства начинается с самой посадки, т.к. каждый пианист имеет в своем распоряжении только половину клавиатуры. Ученики должны уметь «поделить» клавиатуру и так держать локти, чтобы не мешать друг другу. Чтобы избежать запинок и перебоев при совместной игре, желательно выбрать медленный темп.

Сольное исполнение приучает пианиста к «слушанию» себя, его внимание обращено только на себя. Не умение слушать общее звучание часто сказывается уже на самой позе учащегося: «уткнувшись» в клавиатуру, он внимательно следит за движениями своих пальцев; корпус его склонен до предела, в певучих местах он поворачивает голову, как бы прислушиваясь одним ухом к звучанию мелодии. В таком положении и о собственном исполнении можно иметь достаточно искаженное представление, не говоря уже о звучании обеих партий. Умение слушать не только то, что сам играешь, а одновременно и то, что играет партнер, а, вернее сказать, общее звучание обеих партий, сливающихся в единое целое – основа совместного исполнительства во всех его видах.  Велико также и значение ритмической точности при игре в четыре руки.  Пока пьеса основательно не разучена, длительные паузы следует тихо высчитывать, чтобы не ошибиться в следующем вступлении.

Прежде чем перейти к заучиванию ансамбля наизусть, партнёры должны понять музыкальную форму, в целом, осознать её как некое структурное единство, затем переходить к дифференцированному усвоению составляющих её частей, к работе над фразировкой динамическим планам и т.д. Знание этого особенно необходимо исполнителю второй партии, так как она обычно представлена либо аккордовой фактурой, либо разложенной (арпеджио), и не имея представления о первой партии, не каждый ученик сможет для себя выстроить произведение структурно.

         Синхронность звучания является первым техническим требованием совместной игры. Под синхронностью ансамблевого звучания понимается совпадение с предельной точностью мельчайших длительностей (звуков и пауз) у всех исполнителей. Синхронность является результатом важнейших качеств ансамбля – единого понимания и чувствования партнерами темпа и ритмического пульса. Общность понимания и чувствование темпа – одно из важных условий хорошего ансамбля.

         Нужно очень строго отмечать малейшую неточность при неполном совпадении звуков. Редко кому сразу удается уверенно обладать этим простейшим, казалось бы, умением. Очень важно не только одновременное начало, но и одновременное «снятие» звука. «Рваные», «лохматые» аккорды, в которых одни звуки длятся дольше других, загрязняют, уродуют паузы и производят самое неприятное впечатление. Синхронность вступления и снятия звука достигается значительно легче, если ученики правильно чувствуют темп еще до начала игры. Малозаметные иной раз в сольной игре ритмические недочеты, в ансамбле могут резко нарушать целостность впечатлений и быть причиной «аварии» при публичном выступлении. Наиболее распространенным недостаткам учащихся является отсутствие ритмической устойчивости. Искажение ритмического рисунка чаще всего встречается в пунктирном ритме, также при смене шестнадцатых тридцать вторыми, в условиях полиритмии, при изменении темпа. Исправляя такого рода ошибку, возникшую лишь в одной партии, полезно привлечь к ней внимание не только «провинившегося» ученика, но и его товарища. Задача усложняется, если ритмическая нечеткость распространяется на обе партии – педагогу приходится распутывать весь клубок.

         Отсутствие ритмической устойчивости часто связано с тенденцией к ускорениям. Обычно это происходит при нарастании силы звучания – эмоциональное возбуждение учащает ритмический пульс – или в стремительных пассажах, а также в сложных для исполнения местах, когда хочется скорее «проскочить» опасные такты. Тенденция к ускорению может сказаться и в постепенном общем изменении темпа пьесы. При объединении в дуэте двух учеников, страдающих такими недостатками, «минус» на «минус» не дает плюс. Каждый из пианистов ускоряет движение, возникшее, accelerando развивается с неумолимостью цепной реакции и увлекает партнеров к неизбежному фиаско.

Но свойственный обоим недостаток в совместной игре становится очевидным, и это облегчает задачу педагога. Если этим недостатком страдает только один из участников дуэта, то второй становится верным союзником и помощником педагога. Таким образом, в условиях совместных занятий возникают благоприятные возможности для исправления не только общих, но и индивидуальных погрешностей исполнения, и педагог должен этим умело пользоваться.

Концерт – важный элемент учебно-воспитательной работы, творческий итог деятельности ансамбля. Предметом внимания педагога должна стать подготовка ансамбля к выступлению, непосредственно сам выход, поведение на эстраде, выработка устойчивого внимания, четкость и продуманность действий.

Необходимо договориться с детьми о форме одежды, выработать привычку красивого собранного выхода (интервал между участниками, темп выхода и ухода). Разумеется, этому необходимо уделить внимание с первых же репетиционных занятий. Участникам необходимо четко знать, кто с какой стороны и за кем выходит на сцену. Далее следует одновременно сесть за инструмент, синхронно начать играть. Необходимо отработать совместный поклон и дисциплинированный уход со сцены. Мобилизация внимания на сцене помогает не только внешне держаться красиво, но и донести до слушателя все сделанное в процессе репетиций, наконец, отражает чувство ответственности, уважение к слушателям.

      Необходимо обеспечить большой «запас прочности» при подготовке к выступлениям детского ансамбля. Детская психика очень ранима, и ощущение неудачи может надолго отравить радость коллективного творчества. Вот почему в начальном периоде работы, классным занятиям следует отдать предпочтение перед преждевременными выступлениями. Излишнее волнение, чувство неудовлетворенности, которые приносят детям подобные «сырые» выступления, будут тормозить занятия в ансамбле на следующих этапах. После выступления участникам ансамбля нужно дать возможность выразить впечатление о своей игре. Дети очень любят это делать, и, обсуждая, бывают очень критическими.   

 Поскольку к навыкам ансамблевого исполнительства относятся: умение работать в коллективе, проявлять коммуникабельность, отзывчивость, умение находить творческий подход на не стандартную ситуацию, быть внимательным, сосредоточенным и преданным делу. Поэтому обучение ансамблевой  игре очень важная составляющая часть общего образования в  ДШИ.