КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ С ПЕДАГОГАМИ ДОУ «МУЗЫКАЛЬНАЯ АЗБУКА»


Автор: Лубнина Алевтина Анатольевна Хасанова Айгуль Мухаметхановна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ С ПЕДАГОГАМИ ДОУ «МУЗЫКАЛЬНАЯ АЗБУКА»

Краткое описание работы: представлены формы работы с педагогами в ДОУ

Лубнина А.А.,

Хасанова А.М.

Г. Пермь, МАДОУ «Детский сад «Эврика»»,

музыкальные руководители

КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ С ПЕДАГОГАМИ ДОУ

«МУЗЫКАЛЬНАЯ АЗБУКА»

Вид проекта:

 Творческий.

 Цель проекта: Повышение профессиональной компетентности педагогов в  области музыкального развития дошкольников.

Задачи:

- Создать условия для реализации творческого потенциала педагогов ДОУ.

- Активизировать деятельность педагогов по подготовке к праздничным мероприятиям. Развивать творчество и инициативу, умение находить выход из нестандартных ситуаций, вырабатывать чувство ответственности.

- Изучить  особенности  общекультурной компетентности воспитателей детского сада, знание их музыкальных потребностей и интересов,  оказывать профессиональную помощь и поддержку воспитателям.

- Привлекать к совместному решению задач воспитания и развития ребенка посредством музыки и музыкальной деятельности, созданию  единого культурно – образовательного музыкально – эстетического пространства в педагогическом коллективе.

Длительность проекта: 1 год

Участники проекта:

- музыкальные руководители;

- специалисты ДОУ.

         Взаимодействие музыкальных руководителей с педагогами ДОУ является одним  из эффективнейших условий, инициирующих процессы целостного музыкального и художественного развития и   воспитания ребенка. В ходе  данного проекта музыкальные руководители решают свои профессиональные задачи через:

  • Организацию и проведение НОД в каждой возрастной группе;
  • Организацию и проведение праздников, программ и развлечений в детском саду;
  • Руководство работой воспитателя в области музыкального развития детей посредством консультаций и групповых занятий;
  • Организацию совместной работы с родителями.

Воспитатель и музыкальный руководитель в НОД решают общие задачи музыкального развития. На консультациях, деловых играх, квестах, викторинах для педагогов мы акцентируем их внимание на задачах музыкального воспитания дошкольников, которые решаются воспитателями в ходе НОД.

Воспитатель оказывает помощь в проведении музыкальных занятий: поет, двигается вместе с детьми, помогает разучивать новые песни, движения, подсказывает, напоминает музыкальный материал в группе, исправляет ошибки  и неточности [2,c.30].

 

 

 

          Важное значение имеет роль воспитателя в качестве ведущего при подготовке и проведении   праздничных утренников и развлечений. Праздники в ДОУ имеют огромное воспитательное значение: они сплачивают детский коллектив, обогащают детей новыми впечатлениями. Ведущий – это лицо, которое руководит праздничным утренником, объединяет все элементы праздника в органическое целое, поясняет детям происходящее, является связующим звеном между зрителями и исполнителями. От него в большей степени зависит настроение детей на празднике, заинтересованность исполняемой программы [3,c. 57].

          Работа музыкального руководителя с ведущим и воспитателями по подготовке праздника заключается в поддержании постоянного контакта, обсуждении деталей программы, уточнении последовательного хода праздника и совместных действий всех его участников. Работа музыкального руководителя с ведущим и воспитателями по подготовке праздника заключается в поддержании постоянного контакта, обсуждении деталей программы, уточнении последовательного хода праздника и совместных действий всех его участников [1, c.320].

Содержание предметно-пространственной среды в музыкальном воспитании имеет свои особенности. Они обусловлены характером самой музыкальной деятельности, ее «звучащей» спецификой и разнообразием возможных способов деятельности: пение, слушание музыки, движение, игра на инструментах, театрализация, драматизация. Поэтому мы предоставляем детям разнообразное по содержанию оборудование, чтобы они могли воплотить свои замыслы: детям могут понадобиться инструменты, игрушки, атрибуты, настольные игры и другие средства для самостоятельной музыкальной деятельности.

Музыкальные руководители еженедельно пополняют музыкальные уголки во всех возрастных группах  в соответствии с темой недели. Это могут быть музыкальные инструменты, музыкально-дидактические игры, иллюстративный, музыкальный  материал и т.п.

В музыкальном уголке группы представлены два типа пособий и оборудования:

• совместная деятельность педагога и детей (аудиовизуальные средства, ширмы, экраны, схемы танцев, мнемотаблицы, модели, символы и пр.);

• самостоятельная деятельность детей (музыкальные инструменты, элементы костюмов, художественные игрушки, атрибуты, музыкально-дидактические игры, схемы, алгоритмы  и пр.).

Развивая эмоциональный интеллект, музыкальные способности, умение общаться с взрослыми и сверстниками мы объединили усилия воспитателей, специалистов и музыкальных руководителей, с целью обеспечения эмоционального комфорта, интересной и содержательной жизни детей и в детском саду в различные режимные моменты. Работая над проектом с педагогами «Музыкальная азбука», мы использовали следующие формы работы:

1. «Деловая игра «Музыкальный поезд»»:

-музыкальная интерактивная викторина;

-музыкальные ребусы-загадки;

- творческие задания (газетный оркестр, бумажная феерия);

- музыкальные вопросы-ответы (жанры музыкальных произведений, музыкальные термины).

2. Консультация для воспитателей: «Роль воспитателя на музыкальных занятиях и праздниках»:

- сообщение, презентация на тему;

 - билеты с проблемными задачами по музыкальному воспитанию, нестандартное решение, выход из ситуации.

3. Семинар-практикум: «Знакомство педагогов ДОУ с музыкальными приемами и методами здоровьесберегающих технологий»:

- артикуляционные игры и упражнения;

- дыхательная гимнастика;

- су-джок терапия;

- игры с палочками, дыхательными трубочками, массажными мячами;

- валеологические массажи.

4. Квест: « В поисках Скрипичного ключа»:

- видеоигра «Угадай по голосу героя мультфильма»,

- детское танцевальное party «Jast Dance»;

- озвучивание сказки-шумелки;

- театральная импровизация с нестандартным оборудованием и материалом;

- детское видеокараоке.

Учитывая введение ФГОС, тенденцию модернизации дошкольного образования, повышение качества образования, анализируя проделанную работу по проекту, мы можем сделать вывод о том, что построенная система работы по взаимодействию музыкальных руководителей и педагогов ДОУ по повышению профессиональной компетентности в  области музыкального развития дошкольников привела к следующим результатам: педагог проектирует и организовывает образовательный процесс, содействующий целостному музыкальному развитию ребенка – дошкольника в детском саду. Сотрудничество педагогов ДОУ ведет к созданию единого культурно – образовательного музыкально – эстетического пространства в педагогическом коллективе.

Список литературы:

  1. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 320 с.
  2. Радынова О.П. Дошкольный возраст: задачи музыкального воспитания// Дошкольное воспитание.-1994-№ 2-24-30с.
  3. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики.- М.: Знание, 1980. - 57 с.
  4. Т.Овчинникова. «Музыка для здоровья» - СПб: Союз художников, 2004г.