Развитие предпосылок восприятия и понимания музыкального искусства через слушание музыкальных произведений.


Автор: Светлана Александровна Санотова

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методическое сообщение

Развитие предпосылок восприятия и понимания музыкального искусства через слушание музыкальных произведений.

Краткое описание работы: Восприятие музыки требует различных методических приемов, активизирующих переживания детей и развивающих понимание особенностей музыкального языка.

Развитие предпосылок восприятия и понимания музыкального искусства через слушание музыкальных произведений.

 

Восприятие с точки зрения философии, психологии и педагогики – это сложный и активный процесс, направленный на создание целостного образа, который опирается на прошлый опыт человека и определяет его дальнейшую деятельность в окружающем мире.

Музыкальное восприятие (восприятие музыки) – есть частный вид восприятия эстетического. Проблема музыкального восприятия является одной из наиболее сложных в музыкальной педагогике из-за субъективности этого процесса и, несмотря на массу исследований в данной области, во многом еще не решена. В научных источниках понятия «восприятие музыки» и «музыкальное восприятие» часто отожествляются.

В настоящее время установлено, что психологические процессы, задействованные в музыкальном восприятии, включают в себя весь спектр сознания – от простейших ощущений до сложнейших операций музыкального мышления. Сюда включаются память, внимание, эмоциональные переживания, смешение чувств.

Музыкальное восприятие является важным компонентом эстетического восприятия. Музыканты-исследователи выделяют следующие стадии музыкального восприятия:

1) возникновение интереса к произведению и установки на его восприятие; 2) слушание как физический процесс;

3) понимание и переживание музыки;

4) интерпретация и ее оценка.

Существует четыре вида восприятия музыки. Это:

1.     Образность.

В процессе восприятия музыкального произведения у ребёнка создаётся его образ на основе имеющихся у него представлений о музыке в целом. Совокупность средств музыкальной выразительности, используемых композитором для передачи содержания произведения и есть музыкальный образ.

2.     Целостность.

Ребёнок воспринимает музыкальное произведение как единое целое, но в то же время на основе восприятия выразительности отдельных элементов музыкальной речи: мелодии, ритма, тембра.

3.     Эмоциональность.

Под эстетической эмоциональностью мы понимаем переживание красоты музыкального образа, настроения, которые пробуждает в нас музыка. Эстетическая эмоциональность является основным свойством полноценного музыкального восприятия. Музыка способна оказывать влияние на эмоциональную сферу человека. Эмоциональность – неотъемлемая черта эстетического восприятия музыки.

4.     Осознанность.

Восприятие невозможно без осознания воспринимаемого, так как восприятие тесно связано с мышлением. Многие музыковеды говорили о необходимости осознания смыслового содержания воспринимаемой музыки. Поэтому, одним из основных принципов музыкальной педагогики является единство эмоционального и сознательного в восприятии музыки.

И всё же основными критериями музыкального восприятия являются: эмоциональная отзывчивость и оценочное отношение к воспринимаемому музыкальному произведению.

В основе развития музыкального восприятия лежит выразительное исполнение музыкального произведения и умелое использование педагогом разнообразных методов и приемов, помогающих понять содержание музыкального образа.

Музыкальное восприятие развивается во всех видах музыкальной деятельности ребёнка: пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах. Наряду с этим, музыкальное восприятие выступает и как самостоятельный вид музыкальной деятельности, который реализуется посредством раздела «Слушание». Именно слушание музыки является одним из наиболее развивающих видов музыкальной деятельности. В процессе НОД по музыкальному воспитанию дети учатся слушать и слышать музыку, анализировать её. Воспитанию музыкальной культуры, развитию творческих проявлений детей способствует методически правильно организованное слушание музыки.

Для эстетического развития дошкольников используются в основном два вида музыки: инструментальная и вокальная. Детям раннего и младшего возраста доступнее вокальная форма звучания. Вместе с тем музыкальное вступление, сопровождение и заключение в песне приближают ребенка к восприятию инструментальных пьес, которые в старших группах детского сада используются чаще.

С помощью инструментальной музыки дети познают мир художественных образов, характеризующих явления природы, птиц, животных, различные забавные персонажи. Оба эти вида музыки широко используются в целях приобщения ребенка к окружающей его действительности, общественным явлениям, общенародным праздникам, развития эстетического восприятия, способности к эстетической оценке, эмоционального отношения.

Развитие музыкального восприятия у детей проходит несколько стадий.

1 стадия возникает при первом прослушивании музыкального произведения. На этой стадии ребёнок получает лишь общее впечатление о музыкальном образе. Часто, на начальном этапе знакомства с музыкальным произведением у дошкольников возникает непосредственный эмоциональный отклик на музыку.

У ребёнка рождаются определенные ассоциации, музыка волнует его, пробуждает воображение. Главное, чтобы дети прочувствовали характер и настроение музыки, восприняли музыкальный образ. На этой стадии развития музыкального восприятия дошкольники достаточно точно выражают характер музыки в мимике, жестах, моторно-двигательных проявлениях, и в словесных оценках. Задача педагога – помочь ребёнку понять, какие чувства вызывает у него эта музыка, выразить своё отношение к прослушанному.

2 стадия представляет собой процесс повторного восприятия и углубления в содержание произведения. У детей формируется способность вслушиваться, выделять яркие особенности, осознавать выразительность отдельных элементов музыкальной речи. Этот процесс происходит при повторном слушании. Ребёнок получает новые положительные впечатления от музыки.

При повторном слушании возникает привыкание к музыкальному произведению. И если при первом прослушивании ребёнок остался равнодушным, то при повторном слушании ситуация может измениться в положительную сторону. Музыкальному руководителю следует учитывать это, и при организации слушания, можно посвятить ещё несколько занятий данному произведению. Таким образом, у детей накопится запас любимых произведений. А это – залог формирования музыкального вкуса.

3 стадия – узнавание и осознанное восприятие хорошо изученного музыкального произведения, которое обогащено новыми музыкально-слуховыми представлениями. На этой стадии активно взаимодействуют целостные эмоциональные впечатления от музыкального произведения и осмысленное его восприятие, которое связано с анализом средств музыкальной выразительности. Ребёнок слушает музыкальное произведение и передаёт музыкальный образ в игре, пении, танце. На этой стадии важно дать ребёнку возможность проявить элементы творчества.

Как сделать процесс слушания музыки интересным для дошкольников? И тут на помощь приходит такая форма работы, как Активное слушание. Наблюдения за детьми показали, что многие из них невнимательно слушают музыку, быстро теряют интерес к происходящему, не запоминают музыкальные произведения.

Каковы же методы и приемы, которыми располагает музыкальный руководитель для развития у детей музыкального восприятия?

1. Наглядно-слуховой метод. Это «живое» исполнение музыки или аудиозапись -  один из важнейших элементов в развитии музыкального восприятия.

2. Словесный метод. Значение словесного метода в развитии музыкального восприятия также очень велико. Речь идет не о каком-либо пересказе музыки (занятие бессмысленное и вредное), а о необходимости углубить восприятие музыки детьми. С помощью яркого исполнения и умело проведенной беседы педагог может не только привить детям интерес, любовь к музыке, расширить представления о некоторых явлениях действительности, но и обогатить их внутренний мир, чувства, сформировать нравственные качества, интересы.

3. Практический метод является одним из эффективных в развитии музыкального восприятия, заключается в передаче характера музыки в движении (инсценировка песен, творческое использование танцевальных и образных движений)

Чтобы ребенок глубже почувствовал характер музыки, активно пережил свои впечатления, необходимо сочетать восприятие музыки с практическими действиями, помогающими ему как бы «пропустить музыку через себя», выразить во внешних проявлениях свои переживания.

Б.М. Теплов доказал факт сопровождения восприятия музыки двигательными реакциями (вокализациями, мелкими движениями пальцев и т. д.). Поэтому движения успешно используются в качестве приемов, активизирующих осознание детьми характера мелодии, качества звуковедения (плавного, четкого, отрывистого), средств музыкальной выразительности (акцентов, динамики, взлетов и падений мелодии, темпа, ритмического рисунка и т. д.). Эти свойства музыки можно моделировать с помощью движений рук (что доступно уже детям младшего возраста), танцевальных и образных движений.

В работе с младшими дошкольниками используются несложные пьесы. Например, «Нянина сказка», «Мама» из «Детского альбома» П. И. Чайковского, «Дождик» Лобачевского, «Котик заболел», Котик выздоровел» А. Хачатуряна. Малыши эмоционально откликаются на музыку, слышат ее общее настроение, темповые, динамические особенности. С помощью педагога они высказываются о характере музыки, пытаются в элементарных движениях передать музыкальные образы, согласовывать действия соответственно смене частей музыкального произведения.

Ребята подготовительной группы отличаются возросшим уровнем интеллекта, определенным жизненным и музыкальным опытом. Это позволяет преподнести им в доступной форме некоторый объем теоретических знаний о музыке, дать представление о средствах музыкальной выразительности. Нужно подчеркнуть, что ознакомление с жанрами и формами музыки не является самоцелью. Теоретические сведения о музыке прямо связаны с содержанием и формой музыкального произведения.

Создаются презентации, видеофильмы, подбираются иллюстрации, репродукции, соответствующие сюжету, чтобы помочь детям лучше представить и понять музыку. Зрительная наглядность, без сомнения, усиливает впечатления от музыки, вызывает в их воображении зрительные образы и побуждает выразить свое восприятие в творческом движении, пластике, танце.

Правильно организованное слушание музыки, разнообразные приемы активизации восприятия способствует развитию интересов и вкусов детей, формированию их музыкальных потребностей.

Форма занятия не позволяет включать в себя развёрнутые беседы о музыке и продолжительное слушание музыкальных произведений. Поэтому музыку можно слушать и в процессе иной деятельности. Это могут быть музыкальные встречи и беседы, тематические концерты, музыкально-литературные вечера.

Таким образом, восприятие музыки требует различных методических приемов, активизирующих переживания детей и развивающих понимание особенностей музыкального языка.