Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему: «Великий мастер русской драмы», посвященного 200-летию со дня рождения А.Н. Островского


Автор: Томас Ольга Вячеславовна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Сценарий мероприятия

Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему: «Великий мастер русской драмы», посвященного 200-летию со дня рождения А.Н. Островского

Краткое описание работы: В данной методической разработке предложен сценарий концерта, посвященный 200-летию со дня рождения русского литературного деятеля, драматурга и писателя Александра Николаевича Островского. Автором методической разработки предложены концертные номера и текст концерта. Данное внеклассное мероприятие нацелено на ознакомление учащихся и их родителей с личностью А. Островского и его творчеством через призму музыкального материала.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

12 апреля 2023 года в России отпразднуют 200-летие со дня рождения русского литературного деятеля, драматурга и писателя Александра Николаевича Островского, на произведениях которого строится классический репертуар театров России. Его жизнь была полна интересных событий, а литературное наследие исчисляется десятками пьес. Его роль в истории сценического искусства и всей отечественной культуры трудно переоценить. Творчество Островского стало важнейшим этапом развития русского национального театра. В его пьесах нет экстремальных ситуаций: герои — обычные люди, драмы которых корнями уходят в быт и человеческую психологию. Конфликт построен на теме социального и имущественного неравенства, показано, как власть и деньги уродуют духовную природу человека, искажают его нравственный облик

В связи с этим возрастает необходимость в раскрытии личности А. Островского и его творчества через призму музыкального материала, тем самым приобщая учащихся и их родителей к музыкальному и литературному искусству.

Участники внеклассного мероприятия: учащиеся и преподаватели

Цели, задачи, результаты и ожидаемые показатели мероприятия:

Цели:

  1. Познакомить с литературным творчеством Островского;
  2.  Познакомить с музыкальным произведениями, представленными русскими народными и цыганскими песнями, романсами, произведениями Смирнова А., Грибоедова А., Римского-Корсакова Н.;
  3. Развить интеллект, внимание, творческие и музыкальные способности детей.

Задачи:

  1. Определение темы и названия концерта;
  2. Составление программы;
  3. Подготовка сценария;
  4. Проведение концерта.

Ожидаемые результаты и показатели от реализации мероприятия:

  1. Расширение исполнительского репертуара обучающихся;
  2. Увеличение количества родителей и обучающихся, посещающих концертные мероприятия школы;
  3. Увеличение количества учащихся, задействованных во внешкольном мероприятии;
  4. Повышение профессиональной исполнительской и исследовательской компетентности обучающихся;
  5. Повышение качества и уровня внеклассных мероприятий.

Оборудование: музыкальные инструменты, компьютер, проектор

Место проведения: детская музыкальная школа

Музыкальная программа:

  1. Русская народная песня «Среди долины ровныя»;
  2. Романс «Матушка, голубушка»;
  3. Смирнов Ю. «Романс»;
  4. Цыганская таборная песня «Ехали цыгане» (обработка О. Копенкова);
  5. Грибоедов А. С. «Вальс»;
  6. Русская народная песня «Заиграй, моя волынка»;
  7. Русская народная песня «Перевоз Дуня держала»;
  8. Римский -Корсаков Н.А. Опера «Снегурочка» - Песня птиц;
  9. Римский -Корсаков. Н.А. Опера «Снегурочка» - хор «Проводы масленицы».

 

 

 

 

 

СЦЕНАРИЙ

Ведущая: Добрый вечер, уважаемые слушатели! В этом году,12 апреля исполняется 200 лет со дня рождения великого драматурга Александра Николаевича Островского. Наша музыкально- литературная гостиная посвящена его творчеству, а именно роли музыки в его пьесах.

Александр Николаевич Островский — выдающийся русский драматург 19-го века, а его произведения, пьесы стали основой для создания отечественного театра. Самого же литератора заслуженно называют отцом русской сцены.

 Островский не имел литературного, филологического образования. Однако он был человеком внимательным и обладал каким-то природным чутьем на слово, язык, сюжеты и характеры. Во многом это связано с его службой. За годы работы на мелких чиновничьих постах он повидал немало людей, которые легли в основу его типажей.

Островский благодаря природной одаренности и упорному труду сумел реформировать русский театр. Ввел простые правила, которые повышали качество постановок.

В конечном итоге задачей драматурга было привлечь и удержать интерес зрителя. И это ему блестяще удавалось. За свою жизнь писатель создал около 50 пьес. Многие из них прочно вошли в русскую культуру, стали частью золотого фонда классики. Сейчас их изучают в рамках школьной программы. Таким произведением является пьеса «Гроза».

Звучит русская народная песня «Среди долины ровныя»

 

Ведущая: Именно с этой песни начинается пьеса «Гроза». Ее поет главный герой Кулигин. (песня стала народной, хотя написана она на стихи поэта Алексея Мерзлякова). Она является как бы эпиграфом к пьесе.

В песне много сюжетных перекличек с образом Катерины. Одиночество, ее мечты о любви, семье остаются только мечтами, как и у лирического героя песни.  Музыка с первых страниц входит в «Грозу» и сразу же выносит конфликты и характеры трагедии на общенародный песенный простор».

Еще одним из самых известных произведений Островского является пьеса «Бесприданница». Эта драма о судьбе, как тогда выражались, «девушки на выданье». В основе драмы — социальная тема: главная героиня Лариса Огудалова бедна, она бесприданница, и этим определяется ее трагическая судьба.

 «Бесприданница» -  пьеса, занимающая особое место в мире драматургии А.Н. Островского. Мастерство психологического анализа, лиризм, музыкальность – всё это, вкупе с постановкой социально значимых проблем, определяет феномен «Бесприданницы».

      То, что музыкальной стихии в пьесе отведена драматургом значительная, если не сказать ведущая роль, отмечалось многими исследователями. Безусловно, музыка не просто составляет фон для развития действия, она пронизывает всю образную структуру произведения, высвечивая сущность конфликта в драме, проясняя психологический рисунок человеческих характеров.

 Лариса – натура талантливая, артистическая. Музыка для нее – это и спасение от серости и пошлости провинциального существования. Она живет в мире, где все продается и покупается. Но поэтическая натура Ларисы летит над миром на крыльях музыки (не случайно Островский выбирает это имя для своей героини, так как Лариса значимое имя: в переводе с греческого это — чайка): она прекрасно поет, играет на фортепиано, на гитаре, глубоко переживает исполняемое, так что приводит в трепет и восторг своих слушателей.

 Первый романс, который она исполняет за разговором со своей матушкой Харитой Игнатьевной - романс «Матушка, голубушка» на стихи Ниркомского, музыку Александра Гурилёва. Этот романс показывает одиночество души Ларисы, так как ее матушка-голубушка не поддерживает мнение дочери и выдает замуж за первого попавшегося мужчину, который берет такую «бесприданницу».

Звучит романс «Матушка, голубушка»

 

Ведущая: Гитара – культурный феномен в русской прозе и музыкальной культуре, которая рассматривается и как инструмент, пробуждающий разные эмоции, и как визуальный образ. С конца 18-го века гитара воспринимается как любимый инструмент русского офицерства, а в рамках салонной культур, ориентированной на индивидуальное музицирование и пение, начинает соперничать с фортепиано.

Впервые образ гитары появляется у Островского в очерках «Записки замоскворецкого жителя», в которых он открыл «страну, никому до сего времени в подробности неизвестную» и до этого момента не привлекавшую интерес русских писателей. Речь идет о Замоскворечье, чей быт, среду и жителей – купцов и чиновников – он описал настолько подробно.

  Под гитару поются народные песни, она служит аккомпанементом к народным танцам.

В ряде пьес Островского гитара является характерной деталью домашнего интерьера его персонажей. Выступая как часть целого, она присутствует в интерьерных ремарках драматурга, концентрируя в себе суть мирообраза, демонстрируя то важное место, которое она заняла в русской культуре второй половины 19 века.

Звучит Ю. Смирнов «Романс»

 

Ведущая: Во второй половине 19 века большой популярностью пользовалась цыганская музыка. Объяснить, что такое цыганская музыка, невозможно. Причина в том, что музыка для цыган всегда была средством выживания. Им всегда приходилось приспосабливаться к местным вкусам. Есть даже миф о том, что, когда Бог решал, чем разные народы будут зарабатывать свой хлеб, святой Петр посоветовал: пусть они играют. 

Если вы заглянете в историю, сложно найти композитора или писателя, который хотя бы вскользь не упомянул о цыганской культуре. Островский также не остался в стороне от влияния цыганских напевов. Цыганская стихия служит в «Бесприданнице» олицетворением вольницы и простора, освобожденности личности от оков «цивилизованного» бытия. Это стихия чувств, не замутненных рассудочностью и расчетливостью, это, так сказать, романтика в чистом виде как противопоставление мещанской ограниченности, меркантильности.

Надо сказать, что русский слушатель, будь то купец, чиновник, аристократ или интеллигент, одинаково находил утешение и порой забвение в цыганской музыке.

 Звучит Цыганская таборная песня «Ехали цыгане» (обработка О. Копенкова)

 

Ведущая: Александр Николаевич Островский получил домашнее музыкальное образование. Блестящим музыкантом он не стал, но легко читал ноты, мог подбирать мелодию на фортепиано и записывать музыку. Поэтому впоследствии с ним очень любили работать композиторы. Пётр Ильич Чайковский писал музыку для пьес Островского, в том числе увертюру для драмы «Гроза».

 Музицирование во второй половине 19 века делается массовым культурным образом жизни, любимым времяпрепровождением, неотъемлемым атрибутом бытия не только в высшем аристократическом обществе, но и в семьях образованных купцов, в семьях среднего класса.

Звучит А. С. Грибоедов «Вальс»

 

Ведущая: «Бедность не порок» -особый тип пьесы, передающее праздничное, святочное представление. Исследователи отмечают, что в этом произведении больше песен, чем в любой другой пьесе Островского (а именно – 19). Объясняется эта особенность очень легко. Няня Александра Николаевича любила рассказывать ему сказки, петь песни. Будучи студентом, драматург бывал в Трактире Турина в Москве, где посетители также любили вести беседы, оживляя его фольклором, в том числе и песнями.

Однако дело не в количестве песен в пьесе. Включение народной музыки имеет идейный смысл у Островского. Они придают произведению народный колорит, создают соответствующую атмосферу, позволяют точно воспроизвести обычаи предков. 

Звучит русская народная песня «Заиграй, моя волынка»

 

Ведущая: Вот и в доме Гордея Карпыча Торцова придерживаются старинных обычаев. Его супруга Пелагея Егоровна так и говорит о себе: «Я, матушка, люблю по-старому, по-нашему по-русскому». Пелагея Егоровна решает потешить-развеселить свою дочку в святочный вечер, посылает за гостями и устраивает посиделки.  В пьесе возникает атмосфера святочного праздника, веселья, в ней много поют, пляшут, так как «на улице праздник, и у всякого в доме праздник.

Звучит русская народная песня «Перевоз Дуня держала»

 

Ведущая: Особое место занимает в творчестве Островского пьеса «Снегурочка». Главное в сюжете пьесы и оперы Николая Андреевича Римского-Корсакова — идея гармонии человека и природы, преклонение перед красотой окружающего мира и целесообразностью законов естественной жизни (так, например, в пьесе нет трагического конца, Снегурочка не умирает растаяв, она лишь возвращается туда, откуда пришла, обратно в природу). Все это, по мысли многих представителей русской интеллигенции XIX в., когда-то было свойственно человеческому обществу и потеряно с приходом цивилизации.

Среди фольклорных источников «Снегурочки» следует отметить народные сказки, обрядовую поэзию, народные заговоры, народные песни. Так, например, хор птиц в прологе заимствован из известной народной песни «Каково птицам жить на море», Островский внес лишь частные изменения.  

Звучит Н.А. Римский -Корсаков Опера «Снегурочка» Песня птиц

 

Ведущая: Работая над пьесой, Островский внимательно изучал многочисленные фольклорные, исторические, этнографические источники. Сюжет «Снегурочки» давал возможность воспеть жизнь народа, простую, бесхитростную, в согласии с природой, отобразить обряды, быт, вплетающиеся в развитие действия. Поэтому в пьесе так много обрядовых и игровых песен. События длятся от последних зимних дней – проводов масленицы – до первого летнего дня.

Звучит Н.А. Римский -Корсаков. Отрывок из оперы «Снегурочка» -хор «Проводы масленицы»

 

Ведущая: Новаторство в драматургии Островского сказалось не только в том, что он круто повернул драматургию и театр к жизни, к её актуальным социально-нравственным проблемам, но и в том, что он писал свои пьесы во имя народа и для народа.

Автор не только ввел в свои произведения людей труда и нужды, но и поставил их в центр пьес как положительных героев.

Трудно переоценить влияние Островского на отечественную драму и сцену. У него учились драматическому искусству Лев Николаевич Толстой, Антон Павлович Чехов и Максим Горький. Его теоретические положения о театральном деле продолжаются и осуществляются в традициях современного театра, в частности в системе Станиславского.

Закрыть нашу музыкально- поэтическую гостиную хочется словами известного русского писателя и литературного критика Ивана Гончарова, обращенными к Островскому: «Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: "У нас есть свой русский, национальный театр". Он, по справедливости, должен называться: "Театр Островского"».

 Мы благодарим вас, что в этот вечер вы были с нами. До новых встреч!