Непосредственно образовательная деятельность


Автор: Бушковская Юлия Владимировна

Предмет: Музыка

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

Непосредственно образовательная деятельность

Краткое описание работы: В страну чудес и волшебства двери отворили. Мир музыки и танца для себя открыли.

Цель:  Приобщение детей к музыкальной культуре.

Задачи:

 = Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать художественный  и эстетический вкус;
  2. Воспитывать культуру игры на детских музыкальных инструментах в процессе элементарного музицирования;

= Развивающие задачи:

  1. Способствовать развитию мышления, фантазии, памяти, слуха;
  2. Развивать навыки танцевальных движений, умение выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, передавая в танце эмоционально – образное содержание.

= Обучающие задачи:

  1. Научить двигаться с различными предметами в соответствии с характером музыкальных произведений.

Оборудование: стол, волшебная палочка, корона для феи музыки,  физкультурные мячи и воздушные шары по количеству детей, музыкальные инструменты: бубенцы, трещетка, треугольник, дудочка, маракасы, султанчики, металлофон, клавесы, стукалка, куклы, ноутбук, колонки, музыкальный молоточек, музыка в записи для слушания.

Предполагаемый результат:

  1. Воспитание художественного и эстетического вкуса.
  2. Умение выполнять танцевальные движения в соответствии с разнообразным характером музыки, передавая эмоционально-образное содержание.

Условия реализации НОД:

  1. Музыкальный зал образовательной организации;
  2. Наличие знакомых предметов, используемых детьми в игровой среде;
  3. Наличие технического оборудования.

  

ЭТАПЫ

СОДЕРЖАНИЕ

ВРЕМЯ

1.Процесс вовлечения.

Музыкальный руководитель здоровается с детьми и сообщает, что работает в детском саду «Солнышко» музыкальным руководителем.

- Ребята, а кто такой музыкальный руководитель? Что он делает в детском саду? (ответы детей : учит петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах).

 

1 мин.

2.Процесс целеполагания.

- Я сегодня  пришла не с пустыми руками. Посмотрите, что у меня есть… Это волшебная палочка. Для чего она нужна. Творить волшебство. И сегодня она поможет нам открыть дверь в волшебный мир музыки и танца. А меня превратить в Фею музыки и танца. (превращаю себя в Фею музыки при помощи волшебной палочки и одеваю на голову корону.)

- А вы хотите отправиться со мной в этот удивительный мир, стать моими учениками и научиться слушать музыку, слышать музыку и красиво под нее двигаться?  - Тогда я вас приглашаю в путешествие по волшебному миру музыки и танца.

- Палочку волшебную в руки я возьму и вас в своих учеников превращаю.

- Волшебство уже начинается. (показываю светящийся мешочек , в котором находятся неоновые палочки)

- Вы хотите в мешочек заглянуть? (заглядывают)

- Палочки разноцветные, но обладают одинаковой волшебной силой. Предлагаю достать любую.

- Ребята, все готовы?

- Что же нас ждет за этой удивительной дверью?

- Сейчас мы все узнаем…

- Путь  наш будет длинным. Готовы?

-Тогда в путь.

 

2 мин.

3.Процесс планирования.

(открывается дверь в музыкальный зал, играет музыка «Выставление ноги на пятку»)

Педагог поочерёдно показывает направления движений детей по залу, а дети под словесное сопровождение и под музыку выполняют упражнения.

                         Название упражнений:                                Действия детей:

1. «Идём по дороге»

2. «Забираемся на горку»

 

3.«Спускаемся с горки»

 

4. «Под мостом»

Бодрый шаг (идем по кругу)

Ходьба на носочках (идем по

 диагонали)

Лёгкий бег (бежит на полупальцах

змейкой)

Ходьба в приседе (заканчивают,

 перестраиваясь в круг)

-Вот мы и пришли.

 

1 мин.

4.Процесс осуществления действий.

Музыкальный руководитель обращает внимание детей на предметы, расположенные в зале. (мячи, шары, музыкальные инструменты, шляпа)

- Сколько разных знакомых вам предметов находится в этом мире музыки. Что вы здесь видите? (ответы детей)

- В мире музыки сейчас зазвучит две мелодии, предлагаю  их прослушать и решить, какая из этих мелодий является музыкой для мячика, а какая музыкой для воздушного шарика. И почему?

(звучит  этюд «Мячики», муз. Л.Шитте.-10-12 сек., Вальс. Осень. Шопен- 10 – 12 сек.)

После слушания ответы детей.

- Первая музыка для мячика.

- Почему? Какая была эта музыка? Бойкая, звонкая, задорная, мелодия как будто прыгает, так же, как мячик.

- Какие движения с мячами вам хотелось бы делать под эту музыку? (прыгать, скакать, чеканить.)

- Для того, чтобы показать какой мячик звонкий, прыгучий, нужна ваша помощь, ну и, конечно, наши волшебная палочки.

(Музыкальный руководитель предлагает детям дотронуться волшебной палочкой до мячей.)

 Наши волшебные  палочки сделали эти мячи волшебными, а если вы возьмете их в руки, они станут еще и музыкальными.

- Сейчас зазвучит музыка, и мне очень хочется посмотреть, как мячи в ваших руках оживут.

(звучит  музыка, дети выполняют движения с мячом.)

- Как весело и задорно стало в нашем мире, вы верно придумали движения под музыку с мячом. Они были  бодрые, веселые, озорные, как и звучащая музыка.

- А теперь наши мячи отдохнут. (положить мячи на место)

- А мы волшебные палочки в ручки возьмем и по миру музыки дружно пойдем.

- Звучало две мелодии.

- Предлагаю вам послушать другую мелодию еще раз и ответить на вопрос: как звучала эта мелодия: быстро или плавно, задорно или печально, торжественно или спокойно?

(Звучит Вальс.Осень. Шопен)

Ответы детей.

- Для чего подходит больше эта музыка? Для мячей или для шаров?

Ответы детей.

- Почему? (ответы детей)

- Правильно, потому что эта музыка легкая, воздушная, плавная, такая же, как и воздушные шары.

- Для того, чтобы показать какие шары легкие и воздушные, мне снова нужна ваша помощь, ну, и помощь наших волшебных палочек.

дотрагиваемя  волшебной палочкой до шаров.

- Наши волшебные палочки сделали шары волшебными, а  в ваших руках они станут еще и музыкальными.

Волшебные палочки сейчас отдохнут, а я

предлагаю вам взять в руки шары, встать в рассыпную и в свободном творчестве  выполнить упражнения с шарами под музыку.

- Какие движения под эту музыку вы бы придумали? Пока музыка звучит, вы можете двигаться, подкидывать шары и ловить их, кружиться.

(Звучит Вальс.Осень. Шопен, дети делают упражнения с шарами).

- А теперь мы вернем воздушные шары туда, откуда взяли и посмотрим, что же еще скрывает этот удивительный музыкальный мир.

-Палочки волшебные в руки мы возьмем  и по миру музыки дальше мы пойдем.

(Обращаю внимание детей на музыкальные инструменты)

- Что это? Да, это музыкальные инструменты.

- Я вас сегодня приглашаю послушать мелодию и звуки весеннего леса.

- А все, что мы увидим и услышим изобразим с помощью этих музыкальных инструментов. Хотите их сделать волшебными? *(предлагаю дотронуться волшебной палочкой). Предлагаю выбрать понравившийся муз.инструмент и расположиться на ковре по кругу и повторять все за мной.

(Дети вместе с муз.руководителем рассаживаются на полу по кругу, поджав под себя ноги)

- Ребята, сегодня мы отправимся в весенний лес на лошадке .

 (Дети вместе с муз.руководителем поочередно ладошками по коленочкам отбивают ритм)

 

 

Едем, едем на лошадке

По лесной дорожке гладкой

Скок, скок, скок,

Скок, скок, скок.

 Копытца стучат. (стукалка)

Бубенчики звенят.(дать бубенцы)

Повторить:

Копытца стучат. (стукалка)

Бубенчики звенят.(дать бубенцы)

- А мы

Едем, едем на лошадке

по лесной дорожке гладкой

 скок-скок-скок (стуколка) (отбиваем ритм ладошками и озвучиваем лошадку)

Весна наступила, ручеек журчит (маракас)

Дятел стучит.(дать стукалку)

Повторить:

Весна наступила, ручеек журчит

Дятел стучит.

-А мы….

Едем, едем на лошадке

По лесной дорожке гладкой

Скок, скок, скок,

Скок, скок, скок.

(отбиваем ритм ладошками и озвучиваем лошадку)

Приехали в лес, а там снег тает, и капельки доносятся кап-кап-кап (металлофон)

-А мы….

Едем, едем на лошадке

По лесной дорожке гладкой

Скок, скок, скок,

Скок, скок, скок.(стукалка) (отбиваем ритм ладошками и озвучиваем лошадку)

Смотрим, белочка на дереве сидит.

Белочка на ветке

Орешки все грызет.(трещетка)

Рыжая лисичка

Зайчишку стережет.(пошуршать султанчиком)

- А мы…

Едем, едем на лошадке

По лесной дорожке гладкой

Скок, скок, скок,

Скок, скок, скок.

(отбиваем ритм ладошками и озвучиваем лошадку)

Ехали мы, ехали,

Наконец, доехали.

С горки -  ух! (глиссандо на металлофоне)

В ямку – бух! (тарелки)

Все!

- Какие звуки вы услышали в весеннем лесу? (ответы детей: звуки ветра, цоканье лошадки, белочка грызет орешки)

- С помощью чего мы услышали эти звуки? (с помощью музыкальных инструментов).

- Да, ребята, потому что у каждого музыкального инструмента свой звук.

- А теперь возвращаемся из леса обратно и посмотрим, что еще скрывает от нас волшебный мир музыки и танца.

(Повторяем игру сначала с озвучиванием все вместе)

- Вот мы и вернулись в наш музыкальный мир и музыкальные инструменты снова занимают свое место).

- А у нас снова в руках наша помощница – волшебная палочка.

- Ребята, что мы здесь видим? Что это? (обращаю внимание на шляпу)

- Для чего она нужна?

- Как вы думаете, может ли эта простая шляпа стать музыкальной?

- А как?

- Мы можем использовать ее для танца?

- Предлагаю послушать музыку, под которую эта шляпа станет музыкальной, а мы постараемся придумать для нее движения под музыку.

- А как мы будем это делать, я вам покажу.

Все с весною расцветает, и танцует, и играет.
В танце кружатся капели, успевая еле-еле.
Как же детям устоять?
Тоже надо танцевать!

И я вам предлагаю под веселую музыку сочинить движения, передавая шляпу друг другу.

(под руководством музыкального руководителя веселый танец "КУ-ЧИ-ЧИ!" 1 часть музыки: дети двигаются по всему залу , как покажет Ведущий ( марш, поскоки, прыжки на одной или двух ногах, изобразить как идёт медведь. лиса и т.д. вобщем свободное творчество). В конце маршевой музыки все успокаиваются, собираются вокруг Ведущего и громко выкрикивают:ку-ку-кучи-чи! В этот момент прежний Ведущий, передаёт атрибут( флажок,цветок, кепку...) следующему человеку. Танец продолжается с новым ведущим, который показывает свое движение, а дети копируют его. Ведущий показывает движения с продвижением, а не стоя на месте.

- Какой веселый танец у вас получился. Каждый из вас придумал свое движение и в ваших руках шляпа стала музыкальной. Танцевали весело, умело, красиво.

 

 

 

24 мин.

5.Рефлексия

- Но, к сожалению, настало время прощаться. Перед тем, как вы вернетесь в группу, мне хотелось бы у вас спросить:

- Где мы сегодня побывали?

- Кем вы сегодня стали?

Чему  научились? (ответы детей)

-Что сегодня мы делали в волшебном  мире музыки? (ответы детей)

-Почему он был волшебный?

-У вас получилось волшебство сегодня?

- Да, получилось. Вы сочинили красивые движения с шарами и мячами. Придумали танец со шляпой и, даже, побывали в весеннем лесу, где смогли услышать много разных звуков.

- Хотели бы еще раз побывать в мире музыки? (ответы детей)

- Мне было приятно с вами общаться, слушать музыку, танцевать, играть на музыкальных инструментах, потому что вы были очень прилежными учениками и даже волшебниками.

- И на память о нашей встрече я дарю вам эти волшебные палочки и воздушные шары.  Пусть они приносут вам много радости.

(включаю Вальс, дети берут воздушные шары)

 

- Сейчас с помощью моей волшебной палочки я превращаю вас в обычных ребят, а себя в Юлию Владимировну.

- Мне будет очень приятно проводить вас в группу.

(под музыку выходим из зала)

2 мин.