Начальный этап обучения баяниста аккордеониста: дидактические принципы


Автор: Ващенко Лариса Александровна

Предмет: Инструментальное исполнительство

Класс: Дети

Тип материала: Исследовательская работа

Начальный этап обучения баяниста аккордеониста: дидактические принципы

Краткое описание работы: Освоение инструмента через дидактические принципы на начальном обучения

                                                                      Содержание:

Вступление    ------------------------------------------

 

Цели и приоритеты обучения, проблемы  музыкального образования -----------

 

Основные дидактические принципы_----------------------------

 

Заключение----------------------------------------------

 

Список используемой  литературы-------------------------------------------

 

 

Данная работа посвящена теме начального музыкального образования,  требующей углубления и переосмысления. Особый интерес к дидактике в данном контексте не случаен, поскольку дидактика является определяющим и  систематизирующем звеном на любом этапе обучения. Будучи самым массовым звеном начального обучения музыкальной школы и школы искусств на первый взгляд, обладают достаточно разработанной методикой. Однако на деле видны не только достижения, но и упущения и недоработки, как со стороны отдельных преподавателей, так и со стороны различных программ и методических пособий.  Сами преподаватели чаще всего, в связи с отставанием учащихся, ссылаются на плохие музыкальные данные ,слабую заинтересованность и отсутствие инструментов, а так же на завышенные программные требования.

  Дидактика   ( от греческого didakticos – поучительный) – это раздел педагогики , излагающий общую теорию образования и обучения, обосновывающих содержание образования, методы и организационные формы обучения.

     Нас дидактика интересует, прежде всего, как система правил и принципов, которые необходимо соблюдать для успешной разработки методов и форм обучения.  При работе с учащимся принципиально важным оказывается наличие системы продуманной и выстроенной в соответствии с конечной целью. Если  конечная цель – это профессиональное воспитание учащегося, то очевидно, и система должна состоять из несколько иных , нежели при ориентации на любительское музицирование, компонентов.

   Основные принципы дидактики , на которые будем ссылаться в ходе работы : научность, проблемность,, наглядность, активность и сознательность,  доступность, систематичность и последовательность, единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения .

 

 

 

 

 

Цели и приоритеты обучения. Проблемы музыкального образования.

Переходя к основной части работы, есть вопросы, которые необходимо рассмотреть:

- действительно ли нужна профессиональная ориентация обучения в ДШИ?

- какими способностями должны обладать преподаватель и ученик при работе в рамках данной системы

  В дополнение к этому пересню вопросов вспомним причины плохой подготовки учащихся, на которые ссылаются преподаватели ДМШ:

- отсутствие качественных инструментов

- плохие музыкальные данные учеников

Рассмотрим последовательно каждый пункт.

Отвечая на вопрос « Действительно ли нужна профессиональная ориентация обучения  на баяне и аккордеоне в ДМШ?», многие преподаватели дают положительный ответ, но на практике сетуют  именно на необходимость профориентации как на основную помеху в работе. Аргументы в оправдание такой позиции могут быть самыми  различными -  от ссылок на народное происхождение наших инструментов, определяющих его бытовой статус , до сетования на слабые музыкальные данные и малое количество обучающихся, которым не под силу , да и не интересно  играть «классику». При справедливости каждого отдельно взятого аргумента принципиально не верным оказывается вывод . всем преподавателям нужно взять за основу, что в системе детских музыкальных школ и школ искусств, обучение на баяне и аккордеоне должно быть на профессиональном уровне, а не на любительском. Это не подлежит обсуждению. Стремление облегчить процесс обучения связано с отказом от принципиальных для профессионального исполнительства требований к умениям и навыкам играющего. Это приводит к той форме исполнительства, которую принято называть любительской. Для освоения последней существует система обучения в клубах, Дворцах культуры, Центрах эстетического развития детей. Стремление преподавателей ДМШ прировнять программные требования, а следовательно и уровень преподавания к «клубному варианту» чревато к закрытием отделений народных инструментов в музыкальных школах. Нужно помнить, что без низшего звена все система профессионального обучения музыканта ( школа-училище- вуз) не сможет функционировать, и большинство преподавателей просто потеряют работу. Очевидно, что дидактический принцип последовательности не только на содержательном и организационном уровне требует соблюдения.

  Итак, если нельзя упрощать программные требования, необходимо искать другие  варианты, иные пути решения проблемы подготовки контингента в нашей , столь непростой ситуации. Возможно выбор какой либо иной, принципиально новой системы обучения позволит преподавателям преодолеть период кризиса.

   Перейдем к рассмотрению другого вопроса.

   Какой системой правил должен руководствоваться педагог ДМШ?

  Формальный свод правил содержится в существующих программах, оговаривающих содержание, темпы и направленность обучения, форм организации учебного процесса. Поскольку известно, что преподаватели не имеют права упрощать программные требования, то новации возможны лишь в содержательной части процесса обучения. Что же можно изменить?

   Каждый преподаватель за многие годы работы выработал свою собственную методику преподавания. Методы обучения, выбираемые преподавателем, зависят от многих факторов, в том числе от особенностей характера, темперамента и способности ученика. Но следует помнить, что общее положения дидактики универсальны и требуют неукоснительного соблюдения при любых обстоятельствах. От преподавателя требуется. Прежде всего, соблюдения общих принципов дидактики и владения конкретными методами преподнесения материала. Новации могут, например, коснуться лишь конкретного выбора репертуара при строгом следовании общей теории обучения.

 

 

 

 

 

 

                          Основные дидактические принципы

Конечно, принципы дидактик имеют свою специфику при применении в музыкально-педагогической деятельности. От преподавателя требуется понимание этой специфики, которые зависят от его интереса к научным и методическим разработкам, от вдумчивости и нацеленности на поиск новых средств обучения. К примеру, принцип наглядности, в общей системе образования,  подразумевающий использование визуально воспринимаемой обучающей информации, в сфере музыкального обучения перемещается в область, прежде всего слуховых впечатлений.

  Принцип прочности в общей системе образования предполагает многократное закрепление материала при работе со сходными по общим правилам, но различными в деталях упражнениями. В музыкально же практике прочность освоения конкретного произведения определяется не только умением решать сходные  по техническим сложностям  задачи, но и стабильностью исполнения именно этого произведения, достигаемой многократными его повторениями в процессе разучивания.

Для успешной преподавательской работы необходим целый комплекс педагогических способностей, которые объединяются в пять групп:

 - дидактические, дающие возможность успешно разрабатывать методы передачи учащимся знаний и навыков на основе понимания общих закономерностей обучения. Эти способности позволяют преподавателю планировать и реконструировать материал, делать его доступным, проводить уроки творчески, развивая мышления детей, приучая их работать самостоятельно.

 -конструктивные , являющиеся условием успешного проектирования и формирования личности ребенка, умения предвидеть результаты работы преподавателя, предугадать поведения учеников в различных ситуациях;

- экспрессивные, состоящие в способности к внешнему выражению своих мыслей, знаний , убеждений и чувств, прежде всего посредством речи, а также мимики и пантомимики.

- коммуникативные, помогающие установлению правильных взаимоотношений с детьми.

Что касается способностей ученика, то их необходимо рассматривать в комплексе  с целым рядом характеристик, влияющих на формирование его личности: притязаний, самооценки, требований к себе. Преподаватель должен четко и ясно представить себе, что притязания могут быть обусловлены разными   мотивами, адекватность самооценки может изменяться, высокая требовательность к себе не всегда дает положительный результат, а реальные возможности включают в себя не только общие и музыкальные способности, но и уровень и прочность полученных знаний, умение учиться, целеустремленность и организованность. Знание всех этих особенностей поможет преподавателю избежать многих ошибок и просчетов.

  Конечно, в центре педагога-музыканта неизбежно оказываются музыкальные способности учащихся, которые различные методисты и музыканты классифицируют как музыкальный слух, музыкальный ритм и музыкальную память. Не вдаваясь в подробности анализа этих трех способностей, отметим лишь, что такой специфической способности как музыкальная память не существует. Согласно классификации Б. Теплова, музыкальные способности таковы:

- ладовое чувство( способность различить ладовые функции звуков мелодии или чувствовать эмоциональную выразительность) ;

- способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими  звуковысотное  движение ( произведение по слуху, пение);

-музыкально-ритмическое чувство ( способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его).

Очень часто сетования преподавателей  на плохие музыкальные данные учащихся справедливы. Однако при систематической, продуманной работе по их развитию, даже самые слабые ученики показывают удивительные результаты. Очевидно, что нельзя плохую успеваемость учащихся списывать только на их «неодаренность».Взаимодействие преподавателя и ученика будет наиболее успешным только при наличии педагогических способностей у первого и музыкального у второго.

Еще одной важной стороной педагогического процесса является стиль взаимоотношений преподавателя и ученика. При полноправном сосуществований в современной педагогике трех основных её типов (авторитарного, свободного, и индивидуального), в музыкальной практике следует отдавать предпочтение последнему, ориентированному на учет личности особенностей характера, психики, наклонностей, интересов, общеинтеллектуального и эмоционального развития ребенка, его музыкальных способностей . Именно индивидуальный подход к ученику дает  возможность учитывать все факторы, которые могут  влиять  на его развитие.

 Подводя вывод рассуждениям по третьему пункту, и вновь пытаясь ответить на вопрос, каким образом, возможно, улучшить результаты обучения в классе баяна, аккордеона в ДМШ, становится ясным, что успешное фунционирование всей педагогической системы возможно только при соблюдении следующих условий:

 - использование  современной программы, определяющей пути и методы обучения;

-непременное следование всем без исключения положениям дидактики и владения методами преподнесения материала;