"Полифоническая фактура"


Автор: Ольга Николаевна Баканова

Предмет: Музыка

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

"Полифоническая фактура"

Краткое описание работы: Разработка урока по предмету "Музыка" в 6 классе по программе В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

  • Цель урока: формировать представление о понятиях полифония, фактура, фуга, познакомить с органным звучанием, научить вслушиваться в музыкальную ткань и находить особенности музыкальной фактуры.

Задачи:

  • Обучающая: сформировать представление о полифонической фактуре  в музыке
  • Развивающая: на основе эмоционально восприятия и ассоциативного мышления научить отличать многоголосное звучание произведения
  • Воспитательная: возбудить интерес к органной музыке И.С. Баха.

Ход урока

СЛАЙД (1)

1. Оргмомент.

Музыкальное приветствие.

2. Актуализация знаний.

Учитель: Музыкальные произведения.... Как их много, и как они разнообразны! Но все они «живут» по одним законам. Как можно воплотить музыкальное произведение в жизнь, что нужно и можно сделать?

Дети: Сыграть, спеть, сочинить, записать, нарисовать.

Учитель: А сегодня мы воплотим музыку весьма необычным способом - мы её будем вязать, создадим музыкальную ткань.

Для начала проведём небольшой эксперимент, вспомним, какие ткани бывают. СЛАЙД (2)

 

Вызывается ученик (№1), которому завязывают глаза и дают в руки ткань, ученик описывает материал и свои ощущения.

 

Ученик 1: Ткань лёгкая, воздушная, тонкая.

Ученик 2: описывает ткань плотную, жёсткую, объёмную, многослойную.

3. Новый материал

Учитель: Если бы звучание могло материализоваться - оно могло бы стать вот такой тканью - лёгкой, прозрачной, или мягкой, объёмной, либо воплотиться в плотную, многослойную, непрозрачную ткань?

Предлагаю вам прослушать музыкальный фрагмент и определить, к какому типу ткани оно более подходит, и отметить в рабочей таблице нужные характеристики.  Приложение 1

 

 СЛАЙД (3)   Звучит фрагмент «Фуга ре минор» И.С.Баха.

 

Учитель: Какое настроение вы услышали?

Дети: серьёзное, тяжёлое, задумчивое, строгое.

Учитель: если бы это звучание могло воплотиться, какой бы тканью оно стало?

Дети: плотной, тяжелой, непрозрачной, грубой.

 

Учитель спрашивает, знает ли кто-нибудь из учеников, музыку какого композитора услышали и какой инструмент прозвучал

 (Иоганн Себастьян Бах и орган)

 

СЛАЙД (4)

 

УчительСЛАЙД (5)

 И. С. Бах был удивительным человеком  он жил и творил в эпоху «барокко», этот художественный стиль означает «причудливый».

СЛАЙД (6)

 Родился И.С.Бах  в небольшом немецком городке Эйзенахе. Мальчик имел превосходный голос (сопрано) и пел в хоре городской школы. Первым его инструментом была скрипка,  навыки игры на скрипке он получил от отца, скрипача и городского музыканта. Позже он освоил орган и клавесин и был лучшим исполнителем музыки на этих инструментах среди современников. Музыка Баха при его жизни не получила признания. Современники считали ее слишком яркой, красочной и человечной. И действительно, музыка Баха не отвечала, а скорее противоречила строгой церковной обстановке, настроению отрешенности от всего земного. Интерес к музыке Баха возник почти 100 лет спустя после его смерти, благодаря немецкому композитору Феликсу Мендельсону - Бартольди, который начал публично исполнять произведения Баха. Прошло уже более 250 лет со дня смерти Баха, а музыканты всего мира до сих пор поражаются красоте и вдохновению, мастерству и совершенству его органной  музыки.

 

СЛАЙД (7,   3 изображения)

 

Учитель: Иоганн Себастьян Бах работал в церкви органистом и к каждой службе писал новое сочинение. В этой музыке была  ярко выраженная  жизненная сила, желание сделать человека благородным, свободным, гордым. Вспомним о том, как церковные власти были недовольны музыкой И.С. Баха: она была для церкви слишком «человечной», в ней было слишком много обыкновенных, живых человеческих чувств.

  Люди, приходя в церковь и слыша такую величественную музыку, размышляли, думали.  Как вы считаете, о чём?

Дети: о вере, о жизни, о себе.

Учитель: такая серьёзная тема размышлений может быть выражена в одном предложении, единственной мыслью?

Конечно, нет. Много мыслей, голосов звучат в душе человека. Соответственно, и в музыке, которая побуждает к  серьезным жизненным  размышлениям, звучит много музыкальных тем, много голосов.

Многоголосие - как многослойная плотная ткань-особенность музыки барокко и творчества Баха. Такой тип музыкальной ткани, многоголосного звучания называется СЛАЙД (8)  -  полифония.

СЛАЙД (9)   Фуга, Тема

 

4. Закрепление знаний.

А теперь мы с вами разберем, как ведут себя голоса, что с ними происходит, как они разговаривают между собой в полифоническом (или многоголосном)  произведении. Для этого мы послушаем три фрагмента из фуги И.С. Баха.  Звучит тема

(Слушаем 1 фрагмент, проходит анализ фрагмента, и учитель просит открыть конверт №1 в котором дети находят изображение одного человечка)

СЛАЙД (10)  Перед вами - ноты произведения, фуги Баха. Приклейте это изображение в ноты там, где мы видим  голос, одну музыкальную тему.  

(Слушание 2 фрагмента, анализ и достаем человечков из второго конверта). Человечки спорят, говорят одновременно. В фуге мы можем услышать, как темы звучат одновременно, переплетаются, ведут разговор-спор.

Конверт №2- изображение СЛАЙД (11)  

 

(Слушание 3 фрагмента, анализ и достаем человечков из второго конверта). Конверт №3 - изображение  (СЛАЙД 12)  

Человечки держатся за руки, значит, они дружат и разговаривают уважительно, скорей всего ведут диалог. Темы звучат поочерёдно.

 

Учитель: Сколько голосов мы здесь услышали и увидели?

Дети: несколько, три.

Учитель: чем они отличаются?

Дети: Своим характером - более мягкий в высоком регистре, уверенный в среднем регистре, низкий голос звучал серьёзно, настойчиво.

Учитель: это одноголосное произведение или многоголосное?

Дети: многоголосное.

Учитель: Как называется многоголосная музыкальная ткань?

Дети: полифония.

СЛАЙД (13)

Звучит фуга Баха,  до минор, дети становятся в круг.

Учитель:

Звучанье Баха снова первозданно,
Его дыханье рвётся в тишину.
И мы у этой пленницы органа,
У музыки, у музыки в плену!

Сейчас совершится таинство создания музыкальной ткани. Как я говорила в начале урока, мы её свяжем, сплетём из клубка нити.

Клубок нити передаётся от ребёнка к ребёнку, нитки удерживаются в руках, таким образом, создаётся переплетение. Чтобы клубок ниток не передавался только соседу (как правило, друг или подруга) - учитель регулирует передачу клубка вопросами типа: «С кем бы ты успешно провёл диалог?»,  «С кем ты иногда можешь поспорить?», «Кто любит размышлять в одиночестве?», «Кто в вашем классе любит уединение?», «Кто  в вашем классе самый веселый».

Учитель: теперь посмотрим на ткань, которая у нас получилась. Что можно о ней сказать?

Нити переплелись, получилась определённая фактура ткани - не ровная, не гладкая, а состоящая из нескольких слоёв, разные цвета нити то соединяются, то идут параллельно, то расходятся.

Вот так и выглядит полифоническая фактура, музыкальная ткань многоголосия.

 

СЛАЙД (14)   Полифония, монофония (гомофония)

Подведение итогов, рефлексия.

Ребята, у Баха была большая дружная семья. Можно сказать, что его семья полифоническая, т.е. многоголосная. А чтобы в семье был мир и лад, необходимо уметь слушать и слышать друг друга, вести диалог. Вы сейчас оказались сплетены узами музыки и, надеюсь, станете большой семьёй друзей и одноклассников. И, собираясь вместе, вы всегда сможете сказать: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»

 

СЛАЙД (15)  Учитель приглашает детей к инструменту и исполняется песня «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!» О.Митяева.

 

Повторение

1. В каком городе родился И. С. Бах? (Эйзенах)

2. Как переводится на русский язык фамилия великого композитора? (ручей)

3. Кем служил в церкви  И.С. Бах?  (органистом)

4. «Король музыкальных инструментов»  (орган)

5. «Многоголосие» (полифония)

6. Многоголосное полифоническое произведение, сочиненное по особым,  строгим законам (фуга)

7. В переводе «фуга» означает? (бег)

8. Музыкальная мысль, фраза, мелодия, лежащая в основе сочинения. (тема)

9.Строение музыкальной ткани (фактура)

 

Дом.  Задание – составить кроссворд по тв-ву И.С.Баха

 

 

СЛАЙД (16) Благодарит детей за урок, отмечает детей, наиболее активных на уроке.

Приложение 1.

Таблица характеристик.

Найдите подходящие характеристики для прозвучавшего произведения

Характер  звучания

Отметка (+ или -)

Гордый

 

Мягкий

 

Мощный

 

Лёгкий

 

Величественный

 

Объёмный

 

Уверенный

 

Грозный

 

Воздушный

 

Ласковый

 

строгий

 

Властный

 

Суровый

 

таинственный

 

Нежный

 

Угрюмый

 

хрупкий

 

Задорный

 

добродушный