«Использование на музыкальных занятиях с дошкольниками логоритмических игр, разминок и упражнений и их влияние на коррекцию и лечение различных патологий, связанных с речью».


Автор: Бутакова Александра Анатольевна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Мастер-класс

«Использование на музыкальных занятиях с дошкольниками логоритмических игр, разминок и упражнений и их влияние на коррекцию и лечение различных патологий, связанных с речью».

Краткое описание работы: педагог показывает, как на музыкальных занятиях она использует дифференцированный подход к средствам логоритмики с применением комплексных музыкально – ритмических заданий и упражнений.

                                       «Возможно, самое лучшее, самое радостное, что есть в жизни - это красивая речь и свободное движение под музыку. И ребенка можно этому научить.» ( А. И. Буренина.)

  Организация последовательной, систематической работы на музыкальных занятиях в детском саду над решением задач музыкального воспитания в сочетании с решением коррекционных, является в наше время актуальной проблемой. Внедрение новых педагогических и здоровьесберегающих технологий в процесс музыкального образования в детском саду – является одной из основных целей нашей работы. 

  В результате проведенного мною мониторинга по развитию музыкальных способностей воспитанников в нашем детском саду выявлено много детей с нарушением речи, поэтому тема « Логоритмика на музыкальных занятиях» представляется для меня весьма актуальной. Доступность логоритмики, увлекательная игровая форма, интересный по содержанию музыкально-речевой материал создают на музыкальном занятии положительный эмоциональный настрой и стимулируют потребность детей в общении, развивая не только основные музыкально-ритмические навыки, но нарушения общей моторики и речевого недоразвития детей.

   Хочется отметить, что дифференцированное использование на музыкальных занятиях в детском саду элементов логоритмики, развивает у дошкольников музыкальность, обеспечивает формирование двигательной сферы в целом, а также повышает эффективность коррекционного воздействия на восприятие ими ритмической структуры речи.

  Основными задачами логоритмического воздействия являются:

  1. Развитие слухового внимания и фонематического слуха;
  2. Развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса;
  3. Развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики, пространственных организаций движений;
  4. Воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями;
  5. Воспитание переключаемости с одного вида деятельности на другое;
  6. Развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания;
  7. Формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;
  8. Формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной сферы ребёнка.

ЛОГОРИТМИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ВКЛЮЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ:

Пальчиковая гимнастика, песни и

стихи, сопровождаемые

движением рук.

 

Развитие мелкой моторики, плавности и

выразительности речи, речевого слуха и

речевой памяти.

Музыкальные и музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами.

 

Развитие речи, внимания, умения

ориентироваться в пространстве.

Развитие чувства ритма.

Логопедическая (артикуляционная)

гимнастика, вокально-артикуляционные упражнения.

 

Укрепление мышц органов артикуляции,

развитие их подвижности.

Развитие певческих данных.

Чистоговорки для автоматизации и

дифференциации звуков,

фонопедические упражнения.

 

Коррекция звукопроизношения,

укрепление гортани и привитие

навыков речевого дыхания.

Упражнения на развитие мимических мышц. Коммуникативные игры и танцы.

 

 

Развитие эмоциональной сферы,

ассоциативно-образного мышления,

выразительности невербальных средств

общения, позитивного самоощущения.

Упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям.

 

Развитие мышечно-двигательной и

координационной сферы.

Упражнение на развитие словотворчества.

 

Расширение активного запаса детей.

   

   На музыкальных занятиях я использую дифференцированный подход к средствам логоритмики. Мной были выбраны комплексные музыкально – ритмические задания и упражнения, так как осознание выразительного значения музыкального ритма имеет большой развивающий эффект.

   Я приглашаю Вас на одно из моих музыкальных занятий с элементами логоритмики. Занятие разработано для детей средней группы. (Конспект НОД «У каждого свой мир»)

  Логоритмические занятия программы включают в себя здоровьесберегающие технологии (оптимальная продолжительность образовательной деятельности, частая смена деятельности детей, дыхательная гимнастика, двигательная активность), что не только благотворно влияет на весь организм ребенка, но и способствует максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса, развитию слухового внимания и чувства ритма детей дошкольного возраста. А также инновационная направленность заключается в активном участии музыкального руководителя в профилактической и коррекционной работе, направленной на развитие речи детей.

   Уважаемые коллеги, воспитатели, логопеды, музыкальные руководители! Настоятельно советую, в своей практике использовать средства логоритмики и результат не заставит себя долго ждать!

 

 

 

 

 

Конспект НОД для детей средней группы

«У каждого свой мир».

  Дети под музыку заходят в зал и встают врассыпную.

Муз.руководитель: - Пришла весна, весна-красна! Всё пробудилось ото сна.

Весенний наряд надевает земля, и рады весне и ты, и я!

Фонопедическое упражнение «Весенняя песенка» М. Картушиной (приложение 1) трек №1

М.Р.: - Вся природа рада весне, рада солнышку. Смотрите, ребята, неподалёку виден лес. Эх, нам бы туда попасть! В путь-дорогу отправляемся и в круг все собираемся!

Динамическое упражнение «Мы идём» (приложение 2) трек № 2

М.Р.: - В лесу у каждого мир свой - необычный и большой!

И расскажем мы сейчас, что же в лесу происходит у нас!

Игра с движением на развитие речи «Звуки леса» (приложение 3)

трек № 3

М.Р.: - Спит лиса на тёплой кочке, собирает ёж грибочки,

Только вот с пути он сбился, так домой он торопился!

  Воспитатель одевает на ребёнка шапочку Ёжика. Дети встают в круг, ёжик в центре.

Музыкальная игра «Ёжик» И. Понаморёвой (приложение 4)

М.Р.: - Утром, выбежав из норки, села мышка на пригорке,

Хорошо в траве сидеть и на мир большой смотреть.

Пальчиковая игра «Мышата» (приложение 5) трек № 4

М.Р.: - Шалунишки-мышки в Ежа бросали шишки!

Игра-массаж  «Мышки и шишки» М. Картушиной (приложение 6)

трек № 5

  Дети наряжаются в маски Лягушат. Один ребёнок Аист.

М.Р.: - Для лягушек мир – болото, в тине плавать им охота.

Из болота целый день громко квакать им не лень.

Но их аист поджидает. Может с нами поиграет?

Игра «Лягушки и аист» М. Картушиной (приложение 7) трек № 6

  Под музыку за ширмой появляется Сорока (кукла бибабо).

М.Р.:- Сорока день-деньской стрекочет, про всё нам рассказать так хочет.

С дерева на кустик перелетает и с ребятами играет.

Игра на внимание «Сорока» (приложение 8) трек № 7

Сорока: - Если поселюсь под крышей, все я новости услышу.

Всё увижу, подгляжу и всем людям расскажу.

Палочки могу вам дать, вместе можем поиграть.

Ритмическая игра с палочками «Как красиво всё вокруг»

(приложение 9) трек № 8

Сорока: - Ещё мои сороки-дочки любят поиграть в платочки!

   Дети берут разноцветные платочки.

Игра на мимику и пантомимику «Ты платочек закружи»

(приложение 10) трек № 9

М.Р.: - Мишка потянулся, а потом проснулся.

Захотел ребят он догонять. Но понял, что не выспался и опять стал спать.

  Один ребёнок надевает шапочку Медведя. Садится на стульчик-пенёк. Засыпает. Дети встают в круг.

Подвижная игра «Догонялки с Мишкой» (приложение 11) трек № 10

М.Р.: - А вот лесные неженки, первые подснежники.

Они о солнышке мечтали – из-под снега вырастали!

Динамическая пауза «Подснежники» (приложение 12) трек № 11

М.Р.: - Мир для бабочек - цветы небывалой красоты.

Бабочка крылом махнёт, над цветочками вспорхнёт.

Рядом жук блестящий и усатый жужжит весёленький мотив,

Как он на солнышке красив!

  Мальчики превращаются в Жуков, надевая бейсболки.  Девочки-бабочки берут в руки по два цветочка. Двигаются произвольно каждый под свою музыку, выдерживая свой образ.

Пластический этюд «Жуки и бабочки» трек № 12

Сорока: - Я хочу сказать вам по секрету, что даже если обойти всю планету – лучше наших девочек и мальчиков не найти! А я вам желаю доброго пути!

М.Р.: - С лесом надо нам проститься! Было приятно со всеми подружиться!

             Хороши мы были все! Домой вернёмся с песней о весне!

Песня «Пришла весна» З. Б. Качаевой («Музыкальная палитра», № 3,

2010 г.)

 

 

 

Приложение 1.

Фонопедическое упражнение «Весенняя песенка».

Снег теперь уже не тот,  почернел он в поле.         

(Произносят на связках скрипучий звук «а», делая мягкие взмахи кистями рук.)

 

На озёрах треснул лёд, будто раскололи.                          

(Произносят «Ба-бах!», первый слог в нижнем регистре

, второй в верхнем, резко поднимая руки на второй слог.)

Облака бегут быстрей, небо стало выше.

(Пропевают звук «а», глиссандируя в верхнем регистре.)

Зачирикал воробей веселей на крыше.

(Произносят словосочетание «чик-чирик» в разных регистрах, показывая высоту звука рукой.)

 

Приложение 2.

Музыкально-ритмическое упражнение «Мы идём».

Раз-два! Мы идём. Путь-дорожка не легка. Раз-два! Мы найдём обязательно дружка!

Дети шагают за ведущим по кругу.

Руки вытянем вперёд, скачем на лошадках. Пусть никто не отстаёт на дорожке гладкой!

Бегут прямым галопом, прищёлкивая язычком.

Тише, дети! Не шуметь! Рядом может спать медведь. Чтоб его не разбудить, на носочках здесь ходить!

Идут на носочках.

Надоело нам шагать, будем лучше мы плясать!

Пляшут.

 

 

 

 

 

 

Приложение 3.

Игра с движением на развитие речи «Звуки леса»

Здравствуй, лес, весенний лес!

Мы хотим твоих чудес!

Будем слушать леса звуки?

Да, да, да.

Помогать нам будут руки?

Иногда. (Хлопают в ладоши)

Помогать нам будут ножки?

Топ-топ-топ. (Притопы ногами.)

Что ходили по дорожке…

Шлёп-шлёп-шлёп! (Ладошками шлёпают по бёдрам.)

Филин с дерева кричит…

(Дети поднимают руки через стороны вверх.) Ух-ух-ух! (опускают руки вниз – 3 раза.)

Шишки с ёлочки упали…

Бух-бух-бух! (Прыгают 3 раза на двух ногах.)

Хрустнет ветка под ногами…

Щёлк-щёлк-щёлк. (Поочерёдно отрывают пятки от пола.)

В своё логово идёт…

Волк, волк, волк. (Изображают двумя руками пасть волка.)

Птичка с дерева вспорхнула…

Чик-чирик. (Изображают маленькие крылышки у плеч.)

Ёжик в листиках шуршит…

Шик-шик-шик. (Сжимают и разжимают кисти рук.)

 

Приложение 4.

Музыкальная игра «Ёжик»

1. Это что ещё за плач? Заревел колючий мяч.  (Дети идут по кругу.)

     Заблудился и ревёт. Ну-ка, кто его найдёт?

2. А мы ёжика найдём и к ребятам приведём. (Дети идут к центру круга, подают руку Ёжику, вместе с ним отходят в круг.)

    Будет с нами песни петь и тихонечко пыхтеть! (Ёжик  пыхтит и пляшет. Дети хлопают в ладоши.)

Приложение 5.

Пальчиковая игра «Мышата» (С. Волков)

Посмотрите-ка, ребята:

В гости к нам пришли мышата!  Сжимают и разжимают пальцы.

Раз! – мышонок озорник,             Сжимают пальцы в кулачок и по очереди

Он по травке прыг да прыг.          разжимают три пальца другой руки.

Два! – мышонок очень смирный,

У него характер мирный.

Три! – а этот любит спать,

Он с подушкой шёл гулять.

Приложение 6.

Игра-массаж «Мышки и шишки»

Мы с мышатами гуляем,                Дети бегают на носочках врассыпную.

Шишки с ёлки поднимаем.           Дети поднимают мячики с пола.

В ручках шишечки катаем.            Катают мячики между ладонями.

И друг в друга их бросаем.            Бросают мячики друг в друга.

Приложение 7.

Игра «Лягушки и аист»

Ква-ква,ква-ква-ква!              Дети прыгают на двух ногах по залу. Руки –Прыгают лягушки.                 «лягушачьи лапки»

Ква-ква, ква-ква-ква!

Зелёные квакушки.

Ква-ква, ква-ква-ква!            Выполняют полуприседания и качают головой Головой кивают.                    вправо и влево.

Ква-ква, ква-ква-ква!

Глазками моргают.

Ква-ква, ква-ква-ква!             Качают согнутыми руками вправо и влево.

Лапками качают.

Ква-ква, ква-ква-ква!             Хлопают в ладоши.

Комара поймают.

Лягушата, тише-тише!           Грозят пальцем.

На охоту аист вышел!

Проигрыш.                            Дети-«лягушата» прячутся под большим куском ткани зелёного цвета. Аист ходит вокруг и ищет лягушат.

Приложение 8.

Игра на внимание «Сорока»

Летела Сорока, Сорока-Белобока.

Быстро летела, на дерево (кустик, травку) села. (Руками показать «верх», «середина», «низ»).

Села, посидела, дальше полетела.

Приложение 9.

Ритмическая игра с палочками «Как красиво всё вокруг»

 

Сорока. Как красиво всё вокруг – тук, тук, тук.

Повтори скорее друг.

Дети: - Тук, тук, тук! (Стучат палочками.)

Сорока. Птицы по небу летят – чик да чи-рик.

Дети: - В тёплые края хотят - чик да чи-рик.

Сорока. Ищет птичка червячка – ту-ки тук, тук.

Дети: - Не нашла его пока - ту-ки тук, тук.

Сорока. Как красиво всё вокруг – тук, тук, тук.

Повтори скорее друг.

Дети: - Тук, тук, тук! (Стучат палочками.)

 

 

Приложение 10.

 

Игра на мимику и пантомимику «Ты, платочек, закружи!»

 

Ты, платочек, закружи  (дети машут над головой платочком)

И зайчишку покажи. (Зайчик ест морковку, сложенную из платка.)

Ты, платочек, закружи  (дети машут над головой платочком)

Злого волка пока! (Изображают злого волка.)

Ты, платочек, закружи  (дети машут над головой платочком)

И лисичку покажи! (Платочек приставляют как лисий хвост, виляют им.)

Ты, платочек, закружи  (дети машут над головой платочком)

И мишутку покажи! (Ложится на ковёр, постелив платочек под голову, отдыхают.)

 

 

 

 

Приложение 11.

 

Подвижная игра «Догонялки с Мишкой»

 

Сел Мишутка на пенёк, и заснул он на часок.

Дети, взявшись за руки, идут по кругу. В центре круга сидит «мишка» и «спит».

Ну-ка, мишка, хватит спать, лучше будем мы играть.

Грозят ему пальцем.

Ты вставай и не зевай!

Хлопают в ладоши, «мишка» встаёт и потягивается.

Нас скорее догоняй!

Дети убегают на места, «мишка» старается их поймать.

 

 

Приложение 12.

Динамическая пауза «Подснежник».

 

Видим мы подснежники –

Маленькие, нежные.

Из-под снега вырастают, (Приседают)

Нам головками кивают. (Кивают головой)

Задрожали лепесточки,

Очень холодно цветочкам. (Потряхивают руками)

Вы, цветочки, не дрожите, (Грозят пальцем)

Выше голову держите. (Поднимают голову вверх)

Из-за тучки солнце выйдет –

Вас согреет, не обидит! (Поднимают руки вверх)

Завтра мы пойдём гулять (Шагают)

И увидимся опять! (Разводят руки)