Методическая компетентность педагога, как средство повышения уровня музыкальных занятий


Автор: Кулакова Ольга Николаевна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методическое сообщение

Методическая компетентность педагога, как средство повышения уровня музыкальных занятий

Краткое описание работы: В статье рассматривается вопрос о повышении уровня методических компетенций в работе педагога дополнительного образования

Аннотация:  В статье рассматривается вопрос о том, что методическая компетентность педагога -это интегративная характеристика деятельности педагога, отражающая реальный  уровень владения методическими знаниями и умениями формировать у обучающихся планируемые результаты, разрабатывать программные, методические и дидактические материалы по предмету, проводить мониторинг результатов обучения обучающихся и качества собственной образовательной деятельности.

Ключевые слова: методическая компетентность, педагогическое мастерство, самообразование, творческий рост педагога, педагогические технологии.

Текст статьи: Методические компетенции в области профессиональной компетенции являются одной из ключевых, ввиду того, что ее формирование позволяет решать в первую очередь, профессиональные задачи в области образования, воспитания и развития учащихся.

            Современная система образования требует от педагога постоянного совершенствования знаний. Наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов - это самообразование. Постоянное самообразование - вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не «отстать от поезда современности».      Педагогика не стоит на месте, она развивается. Появляются новые программы и технологии.

Чтобы не отстать от времени, необходимо постоянно повышать профессиональную компетентность, т. е. развиваться, самосовершенствоваться. Основными критериями самообразования педагогов являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса, воспитанности дошкольников), творческий рост педагогов, внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс.

                          Условия профессионального роста:

1.Чтение методической, педагогической и предметной литературы.

2.Посещение   семинаров,   конференций,   мастер-классов, методических объединений по обмену опытом

3.Систематическое прохождение курсов повышения квалификации.

4.Изучение информационно-компьютерных технологий

5.Участие в дистанционных конкурсах различного уровня, в сети Интернет.

6. Размещение своих разработок на различных сайтах в Интернете.

              Профессионализм в работе педагога не мыслим без самообразования, постоянного повышения исполнительского мастерства, приобретения новых знаний, творческого поиска, аналитического восприятия собственной деятельности. Я работаю по теме самообразования «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально – дидактической игры». Мною создана картотека электронных презентаций и музыкально-дидактических игр на развитие ритмических способностей, музыкально-слуховых представлений, тембрового слуха у детей дошкольного возраста. Над данной темой по самообразованию я работаю 2ой год, и уже вижу первые результаты своей деятельности. На занятиях учащиеся стали активней, у них повысился уровень заитересованности.

           Музыкально-дидактические игры  являются важным средством развития музыкальной деятельности детей. Основное их назначение – в доступной форме привить детям любовь к музыке. Ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них.  В ходе музыкальных игр дети учатся различать музыкальные звуки по высоте, продолжительности, громкости и тембру, звучание разных музыкальных инструментов (барабана, бубна, ксилофона и др.), это способствует развитию у них музыкального слуха, внимания и памяти. В результате дети получают не только необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и учатся любить, ценить и понимать музыку.

        Музыкально - дидактическая игра - это игра, целью которой является

развитие музыкальных способностей и углубление представления детей о средствах музыкальной выразительности.

          Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра - основной вид деятельности детей.

Таким образом, дидактическая игра имеет две цели:

- одна из них - обучающая, которую преследует взрослый,

- другая - игровая, ради которой действует ребенок.

Обучающие задачи музыкально-дидактических игр:

- формировать у детей музыкальные способности,

- в доступной игровой форме помочь детям разобраться в соотношении звуков по высоте,

- развить чувство ритма, тембровый и динамический слух,

- побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.

           Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, и в первую очередь чувство товарищества, ответственности.

            Использование музыкально-дидактических игр во время слушания музыки, способствует лучшему восприятию, его осмыслению и запоминанию.

             Во время слушания музыки с детьми старшего дошкольного возраста используются такие игры «Кого встретил колобок», «Три подружки», «Песня-танец -марш», «Узнай композитора», «Сложи песенку».

              Как показала практика, систематическое применение музыкально- дидактических игр вызывает у детей активный интерес к музыке, и способствует быстрому овладению детьми музыкальным репертуаром.

              Перед педагогом стоит сложная задача организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался на музыкальном занятии. А для этого педагог должен постоянно овладевать новыми методами и средствами, повышать свою методическую компетентность.