"Информационно-коммуникативная компетентность педагога"


Автор: Ирина Юрьевна Шарипова

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Доклад

"Информационно-коммуникативная компетентность педагога"

Краткое описание работы: Средства новых информационных технологий я включаю во все виды музыкальной деятельности: Слушание музыки, пение, Музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах

Федеральная  образовательная программа дошкольного образования предусматривает такие компетенции современного педагога как умение владеть информационно-коммуникативными технологиями и способность применять их в воспитательно-образовательном процессе. Новые подходы к музыкальному воспитанию требуют использования наиболее эффективных современных технологий в музыкальном развитии дошкольника. Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую. Музыка – источник особой детской радости, и применение на музыкальных занятиях различных педагогических методов решает важнейшую задачу раннего музыкального воспитания детей – формирование развития эмоциональной отзывчивости на музыку. Чтобы решить основную задачу развития музыкального воспитания дошкольников, я использую в своей работе новые программы и технологии в различных видах музыкальной деятельности.

Что такое педагогическая технология? Это инструмент, позволяющий педагогу, музыкальному руководителю детского сада эффективно решать задачи своей профессиональной деятельности.

Функции, которые выполняет компьютер в педагогической деятельности музыкального руководителя:

1. Подбор музыкального материла, написание фонограмм к занятиям и утренникам.

2. Подготовка выступлений, докладов, отчётов, презентаций.

3. Компьютерные технологии являются источником учебной и музыкальной информации.

4. Создание наглядных пособий, демонстрационных материалов.

5. С помощью компьютера создаются тексты, таблицы, вся документация педагога.

6. Хранение и обработка музыкального материала (изменение тональности, темпа музыки). А так же в обработке и хранении музыкального материала.

7. Обмен опытом (форум, интернет).

Использование компьютера в дошкольном учреждении позволило мне значительно оживить совместную образовательную деятельность с детьми. Компьютерные технологии расширяют возможности музыкального руководителя в преподнесении музыкального и дидактического материала, предусмотренного образовательной программой дошкольного учреждения. Очень важно, что музыкальный руководитель, используя ИКТ, имеет дополнительную возможность передачи детям визуальной информации. Музыкальные занятия с применением ИКТ усиливают познавательный интерес дошкольников к музыке, активизируют детское внимание, так как появляются новые мотивы к усвоению предложенного материала. На таких занятиях дети более активны в совместном обсуждении музыкального произведения. Музыкальное занятие становится более содержательным, гармоничным и результативным.

Задачи музыкального воспитания осуществляются посредством нескольких видов музыкальной деятельности: слушания музыки, пения, музыкально-ритмических движений, музыкально-дидактических игр, игры на детских музыкальных инструментах.

Средства новых информационных технологий я включаю во все виды музыкальной деятельности:

1. «Слушание музыки»: я использую компьютерные презентации, которые или создаю сама или нахожу в интернете. Они позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение. Подбираю соответствующие произведению картинки. Презентации незаменимы при знакомстве детей с творчеством композиторов, в этом случае яркие портреты, фотографии привлекают внимание детей, развивают познавательную деятельность, разнообразят впечатления детей.

2. Пение: этот вид деятельности тоже предполагает использование новых информационных технологий. Так, условием хорошей дикции, выразительного пения является понимание смысла слов, музыкального образа песни, поэтому электронные иллюстрации к различным песням, помогают детям уяснить значения непонятных слов, помогают запомнить слова в песнях, способствуют развитию музыкальной памяти.

3. Музыкально-ритмические движения, игры, танцы: Применение ИКТ при выполнении музыкально-ритмических упражнений, различных танцев помогает детям точно выполнять указания педагога, выразительно исполнять движения, схемы движения танца помогают закрепить очередность движений в танце.

4. Обучении игре на детских музыкальных инструментах: использую картинки музыкальных инструментов, видеозаписи концертов симфонического оркестра, оркестра русских народных инструментов, сольное звучание различных инструментов; объясняю, что такое оркестр, группа инструментов. Посмотрев видеозаписи, у детей появляется интерес к слаженному исполнению музыки на детских музыкальных инструментах, правильному звукоизвлечению.( Развивающий мультфильм «Видеть музыку», симфоническая сказка «Петя и волк»муз. С.С.Прокофьева).

Видеоролики позволяют интересно, ярко и понятно познакомить дошкольников с разными видами искусства, такими, как театр, балет, опера.

5. Музыкально-дидактические игры: также провожу с применением красочных озвученных презентаций, таких, как «Угадай звучание музыкального инструмента»на развитие тембрового слуха, «Три медведя?» на развитие звуковысотного слуха и голоса, «Новогодняя полечка» на развитие чувства ритма, «Три кита в музыке» на восприятие музыкальных жанров  «Угадай мелодию» на развитие музыкальной памяти и т. д.

В нашем дошкольном образовательном учреждении созданы условия для повышения ИКТ – компетентности педагогов и организации различного рода деятельности с использованием современного компьютерного оборудования. Музыкальный зал детского сада оснащен нетбуком, музыкальным центром портативной колонкой микрофоном имеется проектор, экран. Указанное оснащение в полной мере используется не только в работе  с детьми, но и с педагогами, и родителями наших воспитанников. Например, широко применяем ИКТ для музыкального оформления праздников и развлечений («День Победы», «День театра», «День города Уфы», «День матери»),на родительских собраниях, для подготовки материалов по проблемам музыкального образования детей в родительские уголки( «Афиша детям» консультации, рекомендации, памятки)

Практика работы с дошкольниками в ДОУ показывает, что использование компьютерных технологий способствует раскрытию, развитию и реализации музыкальных способностей ребенка-дошкольника.