«Развитие музыкально-творческих навыков у начинающего пианиста на уроке фортепиано»


Автор: Семенюк Наталья Александровна

Предмет: Фортепиано

Класс: Педагоги

Тип материала: Открытый урок

«Развитие музыкально-творческих навыков у начинающего пианиста на уроке фортепиано»

Краткое описание работы: Открытый урок с ученицей 1 класса фортепиано

План-конспект открытого урока по фортепиано

Тема: «Развитие музыкально-творческих навыков у начинающего пианиста на уроке фортепиано»

Преподаватель фортепиано Семенюк Наталья Александровна, обучающаяся 1 класса Ящуковская Эмилия.

Цели урока:
Обучающие:
-Формирование исполнительских навыков при игре на фортепиано.
Развивающие:
-Развитие творческих способностей во время занятия в классе фортепиано.
Воспитательные:
-Воспитание устойчивого интереса и чуткого отношения к исполняемой музыке.

Задачи урока:
-Освоение приемов исполнительской техники.
- Приобретение навыков позиционной игры. Подворот первого пальца в гамме.
-Слуховой контроль. Работа над интонацией.
-Совершенствование навыков игры legato, nonlegato.
-Активация музыкального мышления и воображения ученицы посредством ансамблевого музицирования.
-Развитие творческих способностей. Подбор мелодии и аккомпанемента по слуху.

Тип урока:

- комбинированный
Оборудование:

-Фортепиано

-Нотный материал

-Наглядный материал: карточки с длительностями

Методы и приемы:
-наблюдение;
-прослушивание музыкального произведения;
-нескучные способы разучивания;
-практический;
-наглядный.

Применение игровых технологий на уроках укрепляет мотивацию к изучению предмета, помогает вызвать положительные эмоции.


Ожидаемые результаты:
-Уверенное исполнение штрихов legato, nonlegato в пьесах;

-Развитие чувства метро-ритма
-Развитие творческих навыков.

План урока
1.Организационный момент.

Сообщение темы урока, постановка задачи. Представление обучающейся.
2.Основная часть. Развитие музыкально-творческих навыков игры на фортепиано.
2.1 Приведение рук в рабочее состояние. Посадка.
- Повторение игры- упражнения «Колечки», «Косичка».
-Упражнение «Крабик» по 2, 3 и 4 пальчика от клавиши до на две октавы
2.2 Повторение выученных произведений:

  • «Вальс собачек» А. Артоболевская
  • «Где ты, Лека?» А. Артоболевская
  • Р.н.п. «Петушок», польская нар. пес.«Два кота», А.Филиппенко «Цыплята»
  • Чешская нар. пес. «Мой конек»


2.3 Работа над произведением «Танец утят» Н.Смирнова

2.4 Музыкальная пауза

2.5 Разучивание новой пьесы. Укр.нар.пес. «Птичка»
2.5 Творческое задание: подбор по слуху песенки «Едет, едет паровоз»; подбор аккомпанемента к мелодии. Игра пьесы с изменением жанра, характера, лада.
3. Подведение итогов урока. Информация о домашнем задании. Рефлексия.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Урок начался с представления обучающейся 1 класса Ящуковской Элины и темы: «Развитие музыкально-творческих навыков у начинающего пианиста на уроке фортепиано».

Основной задачей этого урока является максимальное раскрытие творческих способностей ученицы, воспитание настойчивости в работе над произведением, умения воплощения на фортепиано музыкального образа с помощью средств музыкальной выразительности.

2.Основная часть. Развитие музыкально-творческих навыков игры на фортепиано.

2.1 Приведение рук в рабочее состояние. Посадка.

Начнем наш урок с небольшой разминки для рук. Вспомним упражнение «Колечки» -все пальцы поочередно соединяются с первым; «Косичка» - первый палец соединяется со вторым на другой руке (затем с третьим, четвертым и пятым), пальчики как бы шагают или заплетают косичку.

 Для хорошей работы за инструментом необходима правильная посадка. У пианиста при правильной посадке три точки опоры: ноги, стул и подушечки пальцев. Ученица садится за инструмент: спина прямая, свободные и расслабленные плечи, ноги стоят на специальной подставке.

Упражнение «Крабик» по два, а затем по три пальчика: играем гаму До мажор с аппликатурой 1-2 и 1-2-3 палец. Следим, чтобы подкладывания первого пальца происходило при помощи кисти, а не всей руки. Если не получается, то упражнение «Мышка спряталась в норку». Кладем руку на стол куполом (делаем домик), первый пальчик гуляет на полянке (мышка), потом пугается кошки и быстро прячется в домик.

2.2 Повторение выученных произведений

- А теперь давай повторим произведения, которые мы уже выучили:

  • «Вальс собачек» А. Артоболевская – играет ученица одна и вместе с педагогом. Следим за тем, чтобы мелодия звучала ярче, чем аккомпанемент.
  • «Где ты, Лека?» А. Артоболевская – характер, левая рука звонкая, правая тихая, приглушенная.

- Элина, о чем это произведение? На что похожа мелодия левой руки? (О собачке, которая грустит о своем хозяине, как будто капают слезы). А какой лад использовал композитор? (Минор). Скажи, а ты больше любишь минорные или мажорные пьесы? А давай сделаем эту пьесу мажорной, какая ступень отвечает за мажор  и минор? (Третья). Играем «Где ты, Лека?» с фа диезом (в мажоре). Итак, мы пришли к выводу, что меняя лад, мы меняем и характер произведения.

  • Р.н.п. «Петушок», польская нар. пес.«Два кота», А.Филиппенко «Цыплята»
  • Чешская нар. пес. «Мой конек» - работа над стаккато

 

2.3 Работа над произведением «Танец утят» Н.Смирнова

- Играет сама

- Работа над яркостью звука

- Ученица играет на металлофоне, а педагог играет вторую партию

- Играем в ансамбле

 

2.4 Музыкальная пауза

Поем песенку «Винни Пух»

- Поем с хлопками

- Хлопаем ритмический рисунок

- Выкладываем ритмический рисунок карточками

- Шагаем и приседаем

2.5Разучивание новой пьесы.

- укр.нар.пес. «Птичка»

После определения размера, длительностей, движения мелодии, штрихов, тональности, последовал разбор, называя ноты и хлопая основные доли.

 

2.5 Творческое задание: подбор по слуху песенки «Едет, едет паровоз»

-Я сыграю тебе песенку, а ты попробуй спеть ее, показывая движение мелодии рукой, определяя высоту звуков, затем прохлопать, чтобы определить длительности (длинные и короткие звуки).
Проанализировав ступени данной мелодии (самая низкая –I, самая высокая – V), ученица подбирает песенку от ноты «до» , напевая ее вслух.
-Хорошо! А сейчас подбери эту песенку от нот: «соль» «ре» (не забывай использовать и черные клавиши).
-Молодец! А теперь усложним нашу задачу: сыграем эту песенку в жанре «вальса». Подумай, с помощью каких средств музыкальной выразительности можно этого достичь? (ритм; размер)
С помощью преподавателя Элина справляется с заданием.
-Молодец! С заданием справилась.

3. Подведение итогов урока. Информация о домашнем задании. Рефлексия.
-Молодец, Элина! Ты сегодня активно, творчески работала на уроке.
Оценка за урок – «5»
Домашнее задание: «Едет, едет паровоз» - подобрать от нот: «соль», «ля», «си», изменяя лад, ритм, характер.

 

 


Рефлексия.
-Какое задание для тебя было самым трудным?

-Что было самым интересным на уроке? (подбор по слуху, работа по карточкам)
На этом наш урок окончен.


Литература:

  • Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. Музгиз, 1961
  • Сиротина Т. Ритмическая азбука.- Москва.: Музыка, 2007.
  • Финкельштейн Э. Музыка от А до Я. Занимательное чтение с картинками и фантазиями.- СПб.: Композитор, 1993.
  • Грач Б.Я. Основные методические положения начального обучения игре на фортепиано. Издательство «Музыка», Москва, 1965
  • Голованова С.И. Первые шаги. Часть 2. Ансамбли.  Москва, «Крипто Логос», 2006