"Навыки разбора и чтения нот. Слуховое развитие в начальном периоде обучения игре на фортепиано"


Автор: Анисимова Ирина Семёновна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методическое сообщение

"Навыки разбора и чтения нот. Слуховое развитие в начальном периоде обучения игре на фортепиано"

Краткое описание работы: В работе представлен разбор выработки навыков разбора музыкальных произведений и их заучивания.

 

Важным в обучении музицированию является выработка навыка разбора музыкального произведения и его заучивания. Это первый этап, первое знакомство с автором, первое впечатление. Именно разбор нотного текста пробуждает интерес к его дальнейшему исполнению и разучиванию.

Недостаточное же отношение к разбору замедляет и осложняет дальнейшую работу как для педагога, так и для учащегося. На уроках начинается «черновая работа», когда отрабатываются ошибки в исполнении, постепенно переносящаяся в домашнюю работу. Уроки становятся напряженными, неинтересными, что впоследствии приводит к утрате контакта между двумя участниками образовательного процесса – учителем и учеником. Вот почему мы должны учить разбору с первых шагов, занимаясь этим систематически.

Начинать процесс обучения игре на фортепиано нужно с отдельных звуков, как можно быстрее перейдя к слитному процессу исполнения хотя бы небольшого произведения. Достижение связанности без ошибок и остановок должно стать целью первого этапа в разучивании произведения.

Здесь немаловажную роль играет процесс мышления учащегося. Эффективнее будет работа с теми учениками, которые воспринимают нотный текст сразу группами по 3-4 ноты. Например, ученик знает клавиатуру и нотный стан, приобрел элементарные навыки звукоизвлечения. Он разбирает самостоятельно небольшую пьесу «Василек». Процесс ее разучивания будет выглядеть следующим образом: опознавание нот – поиски клавиш – извлечение звуков. Такой цикл будет повторяться для каждой ноты вне мелодической связи и ритмической пульсации. Ученик быстро теряет терпение и интерес к пьесе, даже быстрее, чем добьется связанного исполнения. Совершенно по-иному будет происходить разучивание  той же пьесы с помощью педагога. Например, методом чтения текста при помощи групп нот.  Сравнивая эти 2 приема разучивания маленькой и простой пьесы, мы убедились, что в первом случае недостаточно осмысленности, внимания и слухового восприятия; во втором случае – в разборе произведения появилось больше систематичности, концентрация внимания стала длительной, повысился слуховой контроль, а ученик быстрее добился мелодичного и связного исполнения. Самое главное – сократилось время на «черновую» отработку пьесы, которое было направлено на художественно-музыкальные задачи. Интерес ученика к заучиваемому произведению не только не пропал, но и усилился. А сам процесс разучивания позволяет концентрировать на одном уроке изучение нескольких небольших музыкальных произведений, например, песенок «Дождик» и «Петушок». Первую пьесу нужно группировать сразу по четыре такта, а вторую, из-за ее простого строения, сыграть целиком с первого раза.

Разбор группами начинается задолго до того,  как ученик разучит ноты. Уже первые встречи позволяют знакомиться с маленькими пьесами способом «показа с рук» (подбирания по слуху). Это позволяет в процессе последующего разбора сократить число промежуточных звеньев и, в конечном результате, разучить музыку достаточно легко и с большим желанием.

Однако, это только одна сторона работы – внести смысл в процесс разучивания, сократить время и повысить интерес. Параллельно следует развивать навыки непрерывного чтения нот в преодолении детской инертности и скачкообразности мышления. Добиваться длительной концентрации внимания у ученика и плавности мышления, тем самым, цельности игрового процесса. Для этой цели уже в начальном периоде рекомендуется играть легкие пьесы в четыре руки вместе с педагогом. Здесь немаловажен подбор материала. На первых порах партия ученика должна быть предельно простой как мелодически, так и ритмически, располагаться в удобной позиции. Примером могут стать используемые нами пьесы из сборника Агафонникова В.Г. «Музыкальные игры. 7 пьес для начинающего пианиста» или «Чтение с листа в классе фортепиано» Рябова И.М. Переходить к более трудным пьесам следует не раньше, чем будет основательно закреплен предыдущий уровень трудности. Нами используются также такие пособия, как Майкапар  С. «Первые шаги. Детский сборник мелких пьес для фортепиано», а также пьесы из сборников под редакцией Л.И. Ройзлова и В.Н. Натансона для 1-2 классов ДМШ.

В начальном периоде обучения игре на фортепиано процесс знакомства с произведением идет медленно, потому что внимание ученика перегружено в силу неопытности (нужно найти ноту, узнать ее и нажать на клавиатуре). Ухо также еще не натренировано (у начинающего пианиста пассивный слух – звук определяется после его извлечения). Спустя некоторое время зрительное восприятие становится звуковысотным, то есть учащийся видит ноту и начинает ее «слышать» еще до звукоизвлечения. Нотный же знак сопоставляет с соответствующей клавишей. От этого процесс разучивания произведения проходит быстро.

Чтение с листа не прекращается в начальном периоде обучения.

Рассмотренны два направления – разбор пьесы группами и непрерывная читка – дополняют друг друга, способствуя ликвидации остановок между группами, а также формируя навыки видеть и слышать не одну ноту, а групп их. Приобретение навыков комплексного восприятия текста и тренировка в непрерывной читке нот параллельны и систематически с первых шагов обучения. Для этого мы, например, используем пьесы или этюды на разложенных аккордах (Шитте Л. № 50, 51), работу над которыми необходимо разделить на два этапа. Сначала сыграть аккордами поочередно каждой рукой, а потом двумя руками одновременно. Исполнять аккорды нужно медленно, не допуская остановок. Затем начинается второй этап: играть этюд восьмыми. Теперь представление групп, уже знакомых по первому этапу разучивания, будет складываться в процессе непрерывного движения. Таким образом, будет достигнут процесс мышления, предшествующий движениям, и закладываются основные координации. Уже впоследствии не нужно делить работу на два этапа. Так, при разучивании украинской народной песни «Ой ти, дивчино…» навыки группового представления позволяют ученику объединять сразу 3 ноты по такту.

Навыки непрерывной читки помогут готовить каждый следующий такт в процессе непрерывного движения, тем самым в короткий промежуток времени ученик достигнет связного исполнения. Это является главным условием для успешной работы над звуковой выразительностью пьесы.

Начальный период обучения игре на фортепиано закладывает азы для дальнейшего обучения. Именно в первом этапе происходит собирание нот в аккорды, или «аккордовое мышление». Оно помогает усвоению гармонической структуры произведения и облегчает разучивание сложных музыкальных конструкций, установлению правильного соотношения звучности между главными и второстепенными элементами музыки, достижению цельности музыкальной фразы.

Переходя к разучиванию пьес двумя руками одновременно, рекомендуется выбирать нотный материал, где партия одной из рук простая. Например, русская народная песня «Я на горку шла…», Гедике А.Ф. «Песня», Левидова Д. «Песня». За основу нами берется хрестоматия для 1 класса ДМШ «125 новых пьес для фортепиано».

Позже следует играть пьесы, в структуре которых задействованы поочередно обе руки. Например, белорусская народная песня «Перепёлочка» в обработке А. Эшпая, К. Черни «Этюд», И. Гайдн «Анданте», Ж. Арман «Пьеса».

Простота мелодии и ясное сопровождение позволяет ребенку после знакомства с партией обеих рук довольно легко соединить их вместе. Можно мелодию петь голосом, а сопровождение играть двумя руками. Это очень хорошо активизирует слух, заставляет осмыслить все элементы музыкального произведения, сконцентрировать внимание и скоординировать движения.

Исполнение мелодии под воздействием слуха способствует развитию сопровождения. Ведь мелодии не всегда будут простыми, понятными с первого раза и знакомыми. При систематическом и непрерывном развитии ученика он научится осмысливать незнакомые и сложные структуры с закономерными, а не случайными музыкальными тканями. К таким можно отнести пьесы А.Т. Гречанинова «В разлуке», П.И. Чайковского «Сладкой грёзе».

Следующим этапом развития ученика является формирование способности держать под контролем слуха и внимания одновременно несколько элементов музыки – работу над полифонией, в том числе над произведениями с элементами полифонии. Например, «Старинная французская песенка» П.И. Чайковского, «Первая утрата» Р. Шумана.

Чтобы проверить, насколько ученик развит и работает ли он под контролем слуха, нужно попросить его в многоплановой пьесе сыграть наизусть одну мелодию и мелодию с басом. В большинстве случае ученики не справляются с этим заданием в полной мере из-за недостаточной выразительности исполнения. Развивая у ученика «групповое восприятие», нельзя забывать, что группы формируются в соответствии с мелодической и гармонической структурой музыки. Ученик растет, совершенствуется, испытывая способность слышать исполняемую музыку во всем ее многообразии, координировать сочетание всех составляющих ее элементов. Мы направляем ребенка к развитию техники.

На педагога ложится важная задача увлечь учащегося с помощью музыкальных впечатлений, заложить основы для подлинной любви и глубокого интереса к музыке.

Очень часто ребенок начинает учиться музыке по инициативе родителей. Первого урока ждет с нетерпением. Поэтому учитель должен сделать первый урок ученика и весь последующий процесс обучения интересным, познавательным.

Существует два пути, по которым ведется работа с начинающими пианистами. Первый путь, когда обучение начинается со знакомства с клавиатурой и нотной грамотой. Ребенок изучает название клавиш, сведения теоретического характера. Его мышление перегружено целым рядом абстрактных понятий. И это отчасти правильно, потому что сначала изучается теория, а потом она применяется на практике. В течение первых двух-трех лет обучения педагогу удается добиться выразительного исполнения с помощью своего педагогического воздействия (через свой показ, через требования нюансов, указанных в тексте музыкального произведения). Однако первый путь не способствует развитию музыкального мышления ученика, не стимулирует его к исполняемой музыке.

Мы свою работу с учениками ведем вторым путем, который четко и ясно охарактеризовал Нейгауз: «Я считаю, что начинать надо с главного, с музыки. Ребенок может без души сыграть несколько нот, но можно научить с самого начала его играть выразительно. Взяв какую-нибудь мелодию, и, если она веселая, научить его играть ее весело, а если печальная, - то печально» [Нейгауз 1982, 34]. Задача педагога – создать вокруг ученика атмосферу музыки, дать ему возможность ее слышать, развивать в нем способность воспринимать музыку, проникать в ее содержание.

С самого начала очень важно увлечь ученика, вызвать в нем интерес к изучаемым произведениям. Этому как раз и способствует второй путь, являющийся стимулом для развития слухового восприятия музыки, развития общего внимания.

Учащийся пришел учиться музыке, поэтому на каждом уроке должна звучать музыка – яркая, интересная, разнообразная, эмоциональная. Для занятий подбираю характерные пьесы с яркими образами, например, из «Детского альбома» П.И. Чайковского.

Первые два урока провожу полностью звучащими; музыка легкая, образная, способствует созданию вокруг ученика так называемой «атмосферы музыки», о которой упоминал Г. Нейгауз. Эти первые музыкальные впечатления должны стать основой для всего последующего обучения, потому что исполнение педагога привлекает внимание ученика, помогает понять, насколько важно слушать то, что исполняется.

Выработка учения у ученика активно вслушиваться в музыку помогает научить его разбираться в получаемых музыкальных впечатлениях.

 На первом этапе следует развивать способность определять общий характер музыки и различать образы. Необходимо также наладить диалог с учеником с помощью вопросов, что понравилось в пьесе, что кажется красивым. Это позволяет выявить музыкальные склонности у учеников, их эмоциональные предпочтения. Если ученику ближе музыка волевого, решительного характера, то учителю нужно знакомить такого ученика с музыкой плавной и ласковой. Материалом могут послужить, например, пьесы из «Детского альбома» П.И. Чайковского, пьесы А. Гедике,                 Д. Кабалевского, Р. Шумана и др. В данных произведениях передается жизнь в ярких образах, находящая отклик в детских сердцах, способная пробудить их восприятие и воображение – слушая, чувствовать музыку.

Наряду с процессом накопления различных музыкальных впечатлений у учащихся происходит обогащение слухового опыта. Педагог уже в начальном периоде вводит игру и пение простых песенок вначале знакомых ученику, а затем новых. Действенно пропевать песни со словами, определяя характер мелодии и раскрыть ее содержание, ведь пение – единственно доступная форма музыкального исполнительства, лучшая форма для осознания эмоционального характера мелодии.

Учитель проигрывает несложную мелодию с ярким ритмическим рисунком, ученик простукивает ритм мелодии. Далее ученик «поет» мелодию, обращая внимание на плавность начала и закругленность конца фразы. Осознать строение и развитие музыкальной фразы, обозначив опорный звук в мелодии, ученик помогает сравнение с разговорной речью. В последней есть смысловые точки и ударения, позволяющие определить интонационную и ритмическую структуры. Анализ данных структур сводится к следующему: уточняется, что музыка красивая и выразительная, потому что она движется то вверх, то вниз, что она состоит из звуков – высоких и низких. С работе с 6-7 летними детьми мы пользуемся следующим материалом: О. Бахмацкая «Здравствуй, малыш», В. Агафонников «Музыкальные игры», Л. Баренбойм, Н. Перунова «Путь к музыке», «Малыш за роялем» (авторы и составители И. Лещинская и В. Полоцкий), «Веселая музыкальная гимнастика» под ред. С. Барсуковой, «Музыкальный альманах для самых маленьких» (выпуск 1). Здесь же знакомимся с названием звуков и их расположением на клавиатуре. Ученик на первом этапе знакомится с временными соотношениями звуков, с различными по длине звуками (длинными и короткими), с соотношением длительностей и их влиянием на характер мелодии. Например, чередование ровных долей с остановками на более длинных обычно встречаются в мелодиях спокойного, напевного и плавного характера. Это способствует внутреннему представлению о ритме.

С первого прикосновения к клавиатуре перед учеником ставится задача слушать себя, слушать протяжные звуки, различая их качество. Учащийся должен понимать, что правильными движениями, плавной игрой, вслушиваясь в свое исполнение, инструмент зазвучит достаточно певуче.  Педагог показывает на своем примере значение ритма в музыке.

Существует способ обучения и он достаточно распространен, что ритм объясняется как некое абстрактное арифмитическое начало. Поясняя ученику тактовое чтение, заостряем внимание на сильной доле в такте. Поясняя же ученику тактовое членение, важно, чтобы он понимал, что музыка состоит не из тактов, а из музыкальных мотивов и фраз.

В последнее время стало распространено метро-ритмическое воспитание при помощи счета вслух. Среди минусов – возможность слушать себя, направлять и контролировать свое исполнение. Счет вслух не обеспечивает ритмическую стройность исполнения, так как ученик часто приравнивает счет к своему ритмически неправильному исполнению. Счет вслух разрывает музыкальную ткань. Он расставляет акценты на сильных долях, заменяя ими опорные и смысловые точки в мелодии. Постоянный счет вслух является дополнительной затратой энергии ученика и его внимания, утомляет его и понижает интерес к занятиям. Мы можем считать во время игры ученика, либо прохлопывая ритм на плече ученика, что помогает последнему ощутить ритмическую пульсацию. В особо сложных случаях предлагаем просчитать отдельные места на уроке в моем присутствии. Впоследствии, овладев основами нотной грамоты и перейдя к игре по нотам, перед нами встает задача развить в ученике способность внимательно относиться к нотному тексту.

Нужно воспитывать внимание к различным штрихам, не формально выполняя штрихи, указанные в тексте, а проникать в их выразительный смысл. Особо следует остановиться на игре legato, которое имеет для пианистов особое значение. С лигой ученик встречается на первых уроках, обозначая небольшой мотив или его часть. Игра legato требует от начинающих еще большего слухового внимания, чем игра non legato, с которой обычно начинают обучение. Нужно вырабатывать способность вслушиваться в плавный переход одного звука в другой, что приведет к слитности исполнения. Полезно пропевать то, что ученик будет играть, чтобы выработать певучий звук и хорошее legato.

Созданию правильного слухового представления помогает и предварительный разбор на уроке изучаемого материала. Разъясняются характер мелодии и соответствующие ему приемы исполнения. Воспитание способности слушать, слухового внимания проходит без затруднений только при условии заинтересованности педагога в процессе обучения. Творческое состояние педагога – эмоциональное восприятие – способствует созданию и поддержанию нужного контакта с учеником.      

 

 

 

Список литературы

 

Майкапар С.М. Музыкальный слух, его значение, природа, особенности и метод правильного развития. – М.: ЛКИ, 2013.

Милич Б. Воспитание ученика-пианиста в 1-2 классах ДМШ. – Киев, 1977.

Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. – М.: Музыка, 1982.

Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей: учебное пособие. – СПб.: Планета музыки, 2020.