Роль фортепианного ансамбля в музыкальном воспитании учащихся


Автор: Кадырова Алия Ильшатовна

Предмет: Фортепиано

Класс: Педагоги

Тип материала: Доклад

Роль фортепианного ансамбля в музыкальном воспитании учащихся

Краткое описание работы: Фортепианный ансамбль в музыкальной школе — одна из самых доступных форм знакомства учащихся с миром музыки. Совместное исполнение доставляет массу приятных эмоций и развивает полезные качества. Возьмём, к примеру, такое качество, как ответственность друг за друга.

Фортепианный ансамбль в музыкальной школе — одна из самых доступных форм знакомства учащихся с миром музыки. Совместное исполнение доставляет массу приятных эмоций и развивает полезные качества. Возьмѐм, к примеру, такое качество, как ответственность друг за друга. Ведь если ты не доучил свою партию, то твой напарник тоже пострадает, поскольку оценка ставится одна на двоих. Это хорошо мотивирует к занятиям, кроме того репертуар для совместного исполенения пианистов необыкновенно интересный, яркий, образный. И при этом его много, есть из чего выбрать и по стилю, и по форме, и по жанру.

Ещѐ один плюс: в четыре руки можно извлечь гораздо больше звуков, и даже не очень взрослые музыканты могут звучать вполне прилично. А это радует, добавляет уверенности в своих силах.

Очень часто юные пианисты, имеющие средние способности, а таких, к сожалению большинство, заканчивают школу так и не сыграв на фортепиано достаточно серьезных, ярких, концертных произведений. Ведь они им просто не доступны, так как многие имеют проблемы в разборе текста, с трудом разбираются в фортепианной фактуре, а выучить концертное произведение, в котором технические трудности, сложные гармонии, большой объем многим просто трудно. Поэтому ансамбль – это предмет, который помогает нам удерживать детей в школе, заинтересовать их игрой на фортепиано, ведь мы знаем, как нелегко детям осваивать этот инструмент.

Подготовка к игре в полноценном фортепианном ансамбле начинается с первых уроков обучения игре на фортепиано. Ансамблевое исполнение способствует развитию способностей учащегося-музыканта: музыкального слуха, ритмического чувства, памяти, технических навыков.

Занятия фортепианным ансамблем в ДМШ начинаются с составления дуэта. Поэтому каждый ансамбль комплектуется из учащихся, близко стоящих друг к другу по характеру, вкусам, интересам, уровню развития и, конечно, по степени овладения инструментом.

Часто бывает так, что учащиеся 1 класса не могут играть друг с другом, в силу психологических и технических моментов. В таких случаях в ансамбль к первокласснику можно рекомендовать второклассника, который уже имеет достаточный исполнительский опыт, и поручить ему исполнение «второй» партии в ансамбле. Практика показывает, что объединение в дуэт таких исполнителей, с небольшой разницей в возрасте, чрезвычайно полезно для обоих партнеров: первоклассник начинает осознанно развивать свои игровые возможности, чтобы не отставать от своего старшего товарища, а второклассник в таком дуэте повышает свою самооценку и ощущает себя более опытным для младшего партнера. Он даже берет на себя некоторые организационные моменты в исполнении, например – показ вступления. Из личного опыта, могу сказать, что в таком дуэте участники заинтересованы друг в друге, поэтому результативность их работы выше. Фортепианный ансамбль, помимо всего прочего – прекрасная школа общения. Здесь дети вынуждены учиться понимать друг друга, общаясь вежливо, учитывая взаимные интересы, находя компромиссы.

Ценным в работе над фортепианным ансамблем является то, что учащиеся получают удовольствия от совместно выполненной художественной работы, чувствуют радость общего порыва, взаимной поддержки, начинают понимать своеобразие совместного исполнительства.

Ансамблевая игра является неотъемлемой частью учебного процесса в ДМШ, делает его более интересным и увлекательным, помогая учащимся приобрести важные, разнообразные и полезные умения и навыки.