Методическая разработка урока музыки в 5 классе "Жанры кубанских песен"


Автор: Некрасова Ольга Анатольевна

Предмет: Иное

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

Методическая разработка урока музыки в 5 классе "Жанры кубанских песен"

Краткое описание работы: урок построен на региональном компоненте и самобытности культуры Краснодарского края

 

Урок музыки в 5 клacce, 1 четверть 

Тема урока: Жанры кубанских песен.  

Тип урока: комбинированный.

Цели урока:

обучающая: познакомить учащихся с жанрами кубанской песни, разучить новую песню;

развивающая: развивать интерес к кубанскому фольклору;

мотивационная: пробудить интерес к изучению песен своей малой родины.

Задачи урока:

  • развивать общую музыкальность и эмоциональность, восприимчивость, творческий потенциал, вокально-хоровые навыки, общие музыкальные способности;
  • освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
  • овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки, пении, импровизации и т.д.).

Результаты усвоения предмета:

личностные:  ответственное отношение к учению, готовность  и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

метапредметные: умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов, умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать и делать выводы;

предметные: сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность, овладение основами музыкальной грамотности, способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство. Сформировать условия для углубления патриотических чувств у учащихся.

Оборудование:

  • Видеофрагменты:

 

Аудиозаписи песен:

  • «Мы с тобой казаки»,  (муз. В. Г. Захарченко);
  • «На Кубани мы живём" музыка - В. Захарченко, стихи - А. Костарева из репертуара ККХ
  • «Не Для Меня Придет Весна» (автор А. Молчанов)
  • «Казачье веселье» (казачья народная песня);

                        

                                     ХОД УРОКА

1. Инициализация урока:

1.) Беседа

У.: Ребята, какая песня прозвучала, при входе в класс? Определите основную мысль этой песни.
Тема нашего урока «Жанры казачьих песен».

-А что такое «жанр»? (Род музыки,  музыкальных произведений, характеризующийся определёнными сюжетными, композиционными, стилистическими и другими  признаками, иначе говоря, о чём пели наши предки.

 –  А как называли жителей Кубани? (казаки)

 -А что же означает слово казак? (Вольный человек).
– Да, конечно, казаки были вольными людьми. В 18 веке по велению императрицы Екатерины II, казаки расселились для охраны рубежей государства Российского. На Кубани для казаков была «ширь и простор», где каждый из них – казак, т.е. сам себе господин.

- Чем занимались казаки в свободное от службы и работы время?(Плели из лозы шляпы, строили хаты и пели песни)
–– А когда же звучали песни? (Праздники, труд, война, гулянья, посиделки и т.д.)
– А какие по характеру были эти песни? (Весёлые и  грустные)

2. Введение новых понятий

– Грустные песни у казаков были не такие, от которых хотелось плакать, а песни – думы, раздумье. Послушайте песнь «Казачьи песни — Не Для Меня Придет Весна» и попробуйте определить характер, содержание  песни.

а) Слушание: «Не Для Меня Придет Весна»  (к. н. песня)

Ответы учащихся: темп – медленный, характер – сдержанный (показать жестом). Содержание – поход на войну.

– Что это за жанр? (Песня-дума)
– Да, казаки идут  на войну защищать своё Отечество. Они не знают, останутся ли  живы, размышляют о своих семьях, оставшихся без кормильцев.
– Проводили мы казаков, а какими мы их  видим на войне, было ли у них  время печалиться? (На войне они были смелыми, ловкими,, сильными, не боящимися  никаких трудностей)
– Так появились строевые военные песни.

– Посмотрите запись концерта кубанского казачьего хора. Кто является руководителем этого хора? (В.Г.Захарченко). Определите характер песни.

.
– Почему её называют строевой?
характер – бравый, смелый, задорный; (шли строем – строевые).

 б) Просмотр и слушание вокально - хореографической композиции «Встреча кубанских казаков».

Учащиеся:  характер – бравый, смелый, задорный; шли строем – строевая.

в) Беседа.

У. В какой стороне не находились казаки они всегда прославляли свой край, свою Родину.

На прошлом уроке мы разучивали песню в которой идет любование и прославление своего края. Как она называется?

( На Кубани мы живем!)

– Кто написал эту песню? музыка - В. Захарченко, стихи -Софья Бовтун и Марина Ищенко - Кубанский казачий хор


– Эта песня написана в наше время (современная, но композитор сохранил традиции кубанской песенной культуры)

г) Работа над песней «На Кубани мы живем» (в сопровождении  инструмента).

– Вот какую прекрасную задорную песню написали наши современники.

14 октября 1974 года художественным руководителем Государственного Кубанского казачьего хора назначен коренной кубанец, талантливый хормейстер и учёный-фольклорист, композитор Виктор Гаврилович Захарченко . Продолжая традицию Войскового певческого хора, Кубанский казачий хор все эти годы визитной карточкой нашей страны.

– Ребята,  а когда наступало время праздников, какие звучали песни: строевые, лирические, песни – думы?
– Существует ещё один жанр казачьей песни. О каких песнях идёт речь? (О плясовых)
– Каков, как вы думаете,  каков был характер   этих песен? (весёлые, танцевальные,  заводные, ноги так и неслись в пляс)
– Давайте  исполним  плясовую песню «Кубанские казаки» и постараемся поднять настроение нашим гостям.

е) Исполнение песни «Кубанские казаки».

3. Закрепление новых понятий и навыков

– Мы увидели, насколько разнообразны казачьи песни. Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? С какими жанрами казачьих песен мы сегодня познакомились? (Песни-думы, строевые, песни о Родине, плясовые).
– Казаки  умели и воевать, и отдыхать, но самое главное – они чтили традиции и уважали предков, были истинными сынами своего Отечества.
– А как называют человека, который любит свою Родину, готов отдать жизнь за Отечество? (Патриот)
– А как же будет называться жанр песни, если в ней говориться о любви к Родине? (Патриотическими)
– У каждой страны есть самая главная патриотическая песня, которая вместе с флагом и гербом является символом страны. Где и когда исполняется Гимн?

б) Просмотр видеофрагмента

 Исполнение Гимна Кубани.

4.Рефлексия. О каких жанрах кубанских песен мы говорили?

Обозначьте с помощью смайликов ваше настроение о проведенном уроке.

Спасибо за урок!!!