Теоретические основы музыкально-дидактических игр как формы деятельности.


Автор: Апанаева Лилия Маратовна

Предмет: Вокал

Класс: Педагоги

Тип материала: Методическое сообщение

Теоретические основы музыкально-дидактических игр как формы деятельности.

Краткое описание работы: В современной теории и практике музыкального образования является актуальной проблема развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста. Причины этого явления различны, но главная из них, на наш взгляд, кроется в негативном влиянии на ребенка современной музыкальной среды. Объясняется это тем, что в информационном пространстве имеется свободный доступ к большому разнообразию музыки, но дети, как правило, выбирают не те произведения, которые являются высокохудожественным достоянием мировой культуры, а более простые и доступные в их окружении. Следовательно, очень часто для этого возраста характерно слушание легкой музыки, и те её качества и свойства, которые позволяют пережить и понять музыку соответственно полученному опыту для детского возраста.

Введение

 

В современной теории и практике музыкального образования является актуальной проблема развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста. Причины этого явления различны, но главная из них, на наш взгляд, кроется в негативном влиянии на ребенка современной музыкальной среды. Объясняется это тем, что в информационном пространстве имеется свободный доступ к большому разнообразию музыки, но дети, как правило, выбирают не те произведения, которые являются высокохудожественным достоянием мировой культуры, а более простые и доступные в их окружении. Следовательно, очень часто для этого возраста характерно слушание легкой музыки, и те её качества и свойства, которые позволяют пережить и понять музыку соответственно полученному опыту для детского возраста.

Между тем, высокохудожественная эстетическая музыка ценна тем, что может оказывать на детскую психику благотворное влияние при определенных условиях, так как именно дети младшего школьного возраста чутко реагируют на развитие всех основных психических процессов и творческих способностей ребёнка.

Важную роль в восприятии художественного материала несёт достаточный уровень развития музыкальных способностей учащихся, поэтому сегодня главным условием приобщения детей к реальным художественным ценностям становятся стремление педагога к становлению, формированию, развитию и воспитанию в них творческих личностей. Таким образом, сегодня условие развития музыкальных способностей детей должно стать одним из приоритетных направлений педагогической деятельности в теории и практике музыкального воспитания, являясь актуальной проблемой в индивидуальном развитии каждого ребенка.

 

 

Основная часть.

Младший школьный возраст-это возраст, когда ребенок подрастает, у него появляются новые требования к себе и окружающему миру. Приобретаются новые знания, навыки и социальный статус, появляются новые интересы, на которые очень важно обратить внимание в этот период его развития.

Одним из важных направлений в музыкальной педагогике является не просто развитие культурной личности ребёнка, а развитие его музыкальных способностей, так как именно этот возраст является наиболее благоприятным для формирования музыкального таланта. Музыкальные способности определяют успешность восприятия, сочинения, исполнения музыки ребёнком, а также его обучения. Любая способность основана на задатках. Музыкальные способности – это особые способности, которые развиваются из общих способностей под влиянием требований музыкальной деятельности.

Российский психолог Б. М. Теплов подчеркивает, что каждый человек обладает уникальным сочетанием способностей, общих и специальных: «каждая способность изменяется, приобретает качественно иной характер в зависимости от степени развития других способностей.» [1, с. 57].

Он утверждает: «....врожденные некоторые особенности склонности человека к наклонностям. Те же способности всегда являются результатом развития. Способности зависят от врожденных задатков, но развиваются в процессе музыкальной деятельности» [1, с. 121].

Б. М. Теплов выделяет три основные музыкальные способности, составляющие ядро музыкальности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма.

Н. А Ветлугина называет в качестве основных музыкальных способностей две: ладово-высотный слух и чувство ритма. Объединение двух этих компонентов в одну способность (ладово-высотный слух), по ее мнению, указывает на необходимость развития музыкального слуха во взаимосвязи его эмоциональной и слуховой основ [5, с. 30].

Она считает, что: «развитие музыкальных способностей возможно практически во всех видах детской музыкальной практики. Но каждый из них, обладая спецификой, является более благоприятной средой для определенных способностей. Нам также нужна среда, в которой ребенок мог бы углублять усвоенные способы действий, осваивать их самостоятельно, нужны специальные дидактические игры» [5, с.93].

Л. В. Абрамушкин считает, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры должно начинаться с раннего возраста. "Музыкальное развитие оказывает незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление. Ребенок становится восприимчивым к красоте в искусстве и жизни. Хорошо развитые музыкальные способности стимулируют и стимулируют развитие как художественно-эстетических, так и интеллектуальных способностей, то есть талантливый ребенок одним способом творчески проявит себя во многом другом» [4, с 36-37].

А. Н. Зимина в структуре музыкальности выделяет общие и специальные музыкальные и эстетические способности. Под общими музыкально-эстетическими способностями она понимает «эстетическое отношение к музыкальным произведениям и музыкальной деятельности, проявляющееся в восприятии, воспроизведении, представлении и творчестве» [3, c 304].

Педагог Д. Е. огородников считает, что к концу младшего школьного возраста ребенок способен более сосредоточенно слушать музыкальные и литературные произведения, рассматривать произведения изобразительного искусства, а также более глубоко их воспринимать, сопереживать, сочувствовать положительному, благому и осуждать зло. У ребенка развивается музыкально-поэтический слух. Он не только замечает выразительные и изобразительные средства в различных произведениях искусства, но и умеет объяснить необходимость их применения в данном жанре, осознанно воспринимет жанровое своеобразие различных видов искусства. У детей развиваются сильные предпочтения к определенным жанрам музыки, литературы и визуальных произведений. Активно развивая художественные и творческие способности, дети придумывают пазлы, пишут стихи, сказки, песни, танцы, создают приложения, рисуют. У них оценочное отношение к творческим проявлениям, как своих сверстников, так и самостоятельно. [2, с. 13].

У них сформировался интерес как к прекрасному в окружающей жизни, так и к искусству, к различным видам искусства и игровой деятельности. У детей наблюдается яркое выражение эмоциональной восприимчивости к поведению литературного героя, хотя скрытые мотивы его поведения детьми еще не понял. Художественное творчество продолжает развиваться, но детские идеи по-прежнему характеризуются недостаточной устойчивостью и ясностью. [2, с. 13].

Исходя из вышеизложенного, мы предполагаем, что развитие музыкальных способностей детей включают в себя такие области, как музыкальный слух, музыкальная память, музыкальный ритм, музыкальные координационные способности и др. Развитие музыкальных способностей основывается на музыкальной культуре, где в младшем школьном возрасте осуществляются все виды музыкальной деятельности.  Конечная цель музыкального образования и воспитания – научить слышать, любить и понимать музыку, чувствовать ее красоту. 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Теплов Б.М Психология музыкальных способностей.-/М.:- изд. Академия педагогических наук РСФСР. 1947. с 57, с 121.
  2. Огородников И.Т Педагогика: учеб. для учит. ин-тов. – Изд. 2-е, 1950. с 13.
  3. Зимина А.Н.  Основы музыкального воспитания и развития детей младшего школьного возраста / А.Н. Зимина – М.: Владос, 2012.- 304с.
  4. Абрамушкина Л.В. Образовательная область «Музыка»: интегративные связи активизация познавательного развития дошкольников / Л.В. Абрамушкина // Дошкольная педагогика: Научно-практический журнал. -2013. – N 8 (окт)с 36-37.
  5. Ветлугина Н.А.  Музыкальное развитие ребенка. М.: Владос, 2013. -30с, 93с.