речевые игры для детей


Автор: Илюшина Надежда Вадимовна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Дети

Тип материала: Методическое сообщение

речевые игры для детей

Краткое описание работы: для детей доу

Сообщение на тему :

«Использование речевых игр на музыкальных занятиях»

 

Цель: создание атмосферы радости.

Задачи:

 Развивать музыкальные и творческие способности детей, в том числе:

- эмоциональную отзывчивость; активный образно-мыслящий слух; музыкальную память; ладовое чувство; тембровый, звуковысотный и динамический слух; чувство ритма.

 Развивать у детей звуковую культуру речи, связную речь и ее грамматический строй;улучшать дикцию детей; укреплять голосовой аппарат.

Формировать умение  детей выразительно передавать настроение, характер персонажей речевой игры через интонацию, жесты, движения, мимику.

Тренировать мелкую моторику пальцев и крупных рычагов руки, координацию движений, мышечные и тактильные ощущения.

 

 

Речевые игры – одна из форм творческой работы в музыкальном воспитании с детьми. Что же такое «речевая игра»? Это стихи, с которыми и в которые можно играть. Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым. Средства музыкальной выразительности – ритм, темп, тембр, динамика, артикуляция, форма –являются характерными и для речи. Таким образом, использование речевых игр на музыкальных занятиях позволяет детям с самого раннего возраста овладевать всем комплексом выразительных средств музыки.

Впервые идея использовать речь в музыкальном воспитании появилась в середине XX века и принадлежит известному немецкому композитору и педагогу Карлу Орфу (1895 – 1982 гг.).

Впоследствии речевые упражнения, наряду с элементарным музицированием, стали широко применяться педагогами разных стран, в том числе и России. Тексты, подбираемые для речевых игр, должны быть простыми, соответствующими возрасту дошкольника, легко запоминаемыми. Речевые игры и упражнения нужно проводить не только на музыкальных и театрализованных занятиях, но и в свободной самостоятельной деятельности детей и на прогулке. Детям очень нравятся игры со звуками, звучащими жестами, с палочками, орешками. Они с удовольствием включаются в игру, открывая новые способы извлечения звуков на собственном теле, оживляя декламируемые стихи.

В своей работе я применяю речевые игры; игры с палочками; игры со звучащими жестами, используя методическое пособие для специалистов ДОО И.Г. Галянт; парциальную программу «Ладушки»; игры О.Н. Арсеневской.

Предлагаю картотеку пальчиковых и речевых игр для детей младшего и старшего дошкольного возраста.

Младшая группа

Сентябрь

 «Прилетели гули»

Прилетели гули,

Гули – голубочки.                 Махать руками, как крыльями.

Сели на головку,

На головку дочке.                 Положить руки на голову.

Ты, моя дочка,

Помаши ладошкой!              Махать кистями, «прогоняя гулю».

Кыш-кыш-кыш!

 

 

 Раз, два, три, четыре, пять!   Ритмично хлопать в ладоши.

Негде зайчикам гулять!          Прыгать на двух ногах.

Всюду ходит волк-волк!         Выполнять полусогнутыми в локтях руками

 

                                                   характерные движения перед собой.

 

Он зубами щёлк-щёлк!            Энергично сжимать и разжимать пальцы.

 

Октябрь

«Очки»

 

Бабушка очки надела

И на деток поглядела.

 

(Соединить большой и указательный пальцы каждой руки отдельно в «колесико», приложить к глазам и посмотреть в «очки». Встряхнуть кисти рук, сделать «очки» из большого и среднего пальцев. Выполнить упражнение несколько раз, делая «очки» из разных пальцев. Посмотреть друг на друга, на воспитателя. Спросить детей, хорошо ли им видно в очках).

Обязательно встряхивать кисти рук, сбрасывая мышечное напряжение.

 

Речевая игра «Тигрёнок»

 

Эй, не стойте слишком близко:

Я тигрёнок, а не киска.

                                  С. Маршак

(Все ходят врассыпную по залу. Пальчики рук широко раздвинуты- «когти». В конце стихотворения сказать «А-ам!» или зарычать и сделать страшную позу.)

 

Вариант:

Педагог стоит в одном углу зала, дети, чётко маршируя и ритмично проговаривая слова, идут к нему из противоположного угла, «пугая когтями». Педагог пятится-испугался.

 

  «Тики-так»

Все пальцы собраны в кулачок. Педагог начинает упражнение:

(произносит высоким голосом):

 

Тики-так, тики-так,

Так ходики стучат.

(Указательные пальцы поднять вверх и ритмично покачивать ими вправо – влево).

(произносит в среднем регистре):

Туки-так, туки-так,

Так колесики стучат.

(Пальцы обеих рук широко раздвинуть, ладони прижать друг к другу, выполнять скользящие движения пальцами от себя к себе, не отрывая ладоней друг от друга)

(произносит низким голосом):

Туки-ток, туки-ток,

Так стучит молоток.

(Сжать пальцы в кулаки и стучать кулачком по кулачку)

 

 игра «Коза»  

Идёт коза рогатая                     Ритмично топать ногами.

За малыми ребятами.

Кто маму не слушает?              грозить указательным пальцем попеременно

Кто кашу не кушает?

 Кто отцу не помогает?

                                                     правой рукой и левой рукой.

 

Забодает! Забодает!                  Сделать рожки; приставить к голове

Забодает!                                    указательные пальцы правой и левой руки.

 

 

                                                  

Ноябрь

 «Мы платочки постираем"

 

Мы платочки постираем, крепко, крепко их потрем,

(Пальцы сжать в кулачки, тереть кулачком по кулачку)

А потом повыжимаем,

Мы платочки отожмем.

(Выполнять движение «выжимаем белье»)

А теперь мы все платочки

Так встряхнем, так встряхнем.

(Выполнять легкие движения кистями вверх – вниз)

А теперь платки погладим, мы погладим утюгом.

(Выполнять движение «гладим белье»)

А теперь платочки сложим

И в шкаф скорей положим.

(Хлопки одной ладошкой по другой и положить руки на колени)

 

Речевая игра «Нил-река»

Крокодил вчера спросил:                       Шлёпать ладонями по коленям.

-Где, найти, скажите, Нил?            

И ответили мартышки:                          Хлопать в ладоши.

-Почитайте лучше книжки.

Это знают даже дети,                             Подпрыгивать на месте.

Нил-река и течёт издалека.                    В воздухе показать волнообразные                               

 

                                                                  движения руками.

 

Декабрь

 «Наша бабушка идет»

 

Наша бабушка идет

(Хлопать ладонями по коленям поочередно левой и правой руками)

И корзиночку несет.

(Пальцы слегка расставить и соединить их с пальцами другой руки)

Села тихо в уголочек

(Положить руки на колени)

Вяжет деточкам чулочек.

(Выполнять движение, имитирующее вязание на спицах)

Вдруг котята прибежали

И клубочки подобрали.

(Мягкими кистями выполнять движение «кошечка»)

Где же, где ж мои клубочки?

(Развести руки в стороны)

Как же мне вязать чулочки?

(Выполнять движение «вязание на спицах»)

 

Речевая игра «Кошка и шарик»

Надувала шарик кошка

(Иллюстрировать движениями текст)

И потрогала немножко.

(Поцарапать ручками перед собой)

Шарик лопнул-бах,бах!

(Топнуть)

И сказала кошка: «Ах!»

(Хлопнуть)

 

Игра «Козочка»

 

Ходит козочка по лугу     Сделать указательными пальцами правой и левой

Вокруг колышка по кругу.                                   руки  «рожки»

 

Глазками хлоп-хлоп!       Расставить ладошки и ритмично прижимать пальцы

 

                                            к середине ладошки.

 

Ножками топ-топ!            Ритмично и энергично притопывать ногами.

Хвостиком –то машет,     Покрутить бёдрами.

И поёт и пляшет.              Выполнить «пружинку»

Малых деток веселит,

маму слушаться велит!    Погрозить пальчиком.

 

Январь

 «Кот Мурлыка»

 

Вот кот Мурлыка ходит,

Он все за мышкой бродит.

(Легкими, свободными кистями рук выполнять движение «кошечка»)

Мышка, мышка, берегись,

Смотри, коту не попадись!

(Погрозить пальчиком левой руки, затем правой)

«А-а-а-ам!»

(Сделать резкое движение пальцами обеих («кошечка) и сжать пальцы в кулаки)

 

Речевая игра «Считалка»

На заборе три тетери,

(Хлопать)

Три сороки прилетели.

(Топать)

Три отважных воробья,

(Пошлёпать по коленям)

Выходи и ты и я. (Посчитаться в парах)

 

 «Сорока»

 

Сорока – белобока

Кашку варила,

Детушек кормила.

(Скрестить кисти рук и помахать ими, широко разведя пальцы. Указательным пальцем правой руки выполнять круговые движения по ладони левой руки. Перевернуть ладошку левой руки, пальцы широко разведены. По очереди загибать пальчики).

Этому дала – загнуть большой палец,

Этому дала – загнуть указательный палец,

Этому дала – загнуть средний палец,

Этому дала – загнуть безымянный палец,

Этому дала – загнуть мизинец.

 

Другой вариант потешки:

А этому не дала!   (При этом мизинец не загибается)

«Ты воды не носил, дров не рубил!

(Указательный палец грозит мизинцу)

 

Речевая игра «  Мы идём»

Мы идём пешком, пешком, (Шагать ритмично по залу)

А потом идём гуськом, (Идти на согнутых ногах)

А потом бежим бегом, (Ускорить движение)

Остановка: бом,            (Хлопнуть в ладоши на слово «бом».

бом!                               (Топнуть ногой)

 

Февраль

 «Семья»

 

Этот пальчик – бабушка,

(Указательным пальцем левой руки дотронуться до большого пальца правой руки)

Этот пальчик – дедушка,

(Дотронуться до указательного пальца)

Это пальчик – мамочка,

(Дотронуться до среднего пальца)

Этот мальчик – папочка,

(Дотронуться до безымянного пальца)

Этот пальчик – я!

(Дотронуться до мизинца)

А это вся моя семья! (Положить ладонь правой руки на ладонь левой и пожать ее. Выполнить это же упражнение, поменяв руки)

  

Речевая игра «Дом»

На опушке дом стоит, (сложить ладони домиком над головой)

На дверях замок висит, (сомкнуть ладони в замок).

За дверями стоит стол, (накрыть правой ладонью кулачок левой руки)

Вокруг дома частокол. (ладони поставить вертикально перед собой, пальцы растопырить)

-Тук,тук,тук,                   (постучать кулачком по ладони.

Дверь открой!

-Заходите, я не злой!      (развести руки в стороны)

 

Игра «Машина»                    

Би-би-би- гудит машина.            Стучать кулачком одной руки по ладошке

                                                       другой руки.

Тук-тук-тук-мотор стучит.         Хлопать в ладоши.

Едем, едем, едем, едем,-              Топать ногами.

Шины трутся о дорогу.                Потирать ладошками.

Шу-шу-шу- они шуршат.

Быстро крутятся колёса.              Выполнять «моталочку»

Та-та-та- они спешат.

 

Март

 «Две тетери»

Как на нашем на лугу

(Пальцы широко расставлены, легкие движения вверх – вниз кистями рук ладонями вниз)

Стоит чашка творогу.

(Помахать кистями рук, как крыльями)

Прилетели две тетери,

(Помахать кистями рук, как крыльями)

Поклевали,

(Соединить большой и указательный пальцы на обеих руках («клюв))

Улетели! (Помахать руками)

 

Речевая игра «Ладушки»

Едем, едем к бабе, к деду.

(Хлоп-топ, хлоп-топ).

Ладушки, ладушки!

(Хлопки).

В гости едем мы к обеду.

(Хлоп-топ, хлоп-топ,)

К дедушке, к бабушке!

(Хлопки).

Будет чай с пирогом,

(Стряпать пирожки руками.)

Будет крынка с молоком.

(Хлоп-топ, хлоп-топ.)

Вся семья вместе

(Погладить себя по голове).

И душа на месте!

(Показать большой палец).

 

Речевая игра «Птички»

Птички в гнёздышке сидели

(Сложить руки в замок.)

И на улицу глядели.

(Вращать по кругу большими пальцами.)

Песенку пропели

(Раскрывать и закрывать «клювики».)

И тихо улетели.

(Размахивать руками, как крылышками.)

 

Апрель

  «Коза»

 

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая.

(Средние и безымянные пальцы обеих рук согнуты, большие их придерживают. Указательные пальцы и мизинцы выставлены вперед. Покачивать кистями рук (если у ребенка не получается, он может выполнять упражнение одной рукой)

Ножками топ - топ.

(Пальцы сжать в кулаки. Постучать кулачком по кулачку)

Глазками хлоп – хлоп.

(Большой палец внизу, остальные пальцы прижаты друг к другу. Резким движением соединить большой палец с остальными пальцами)

Кто кашу не ест,

(Погрозить указательным пальцем правой руки)

Кто молоко не пьет –

(Погрозить указательным пальцем левой руки)

Того забодаю, забодаю, забодаю!

(Выполнять первое движение «коза»)

 

Речевая игра «Дождик»

Дождик бегает по крыше,     Говорить ритмично текст.

Кап, кап, кап!                          Хлопки в парах.

То сильней идёт, то тише,      Говорить ритмично текст.

Кап, кап, кап!                          Топать.

Лучше дома посидим,             Говорить ритмично текст.

Кап, кап, кап!                           Хлопки в парах.

И в окошко поглядим,            Погрозить пальцем друг другу.

Кап, кап, кап!                           Шлёпать по плечикам друг друга.

Дождь пройдёт и мы опять    Покружиться вокруг, держась за руки.

Побежим с тобой гулять!       Выполнять «пружинку».

 

Игра «Зайка»

 

Зайка по лесу скакал,            Согнутые в локтях руки держать перед грудью.

Зайка корм себе искал.         Выполнять подскоки на двух ногах.

Вдруг у зайки на макушке

Поднялись, как стрелки, ушки. Приставить кисти обеих рук к голове.

 

Май

«Овечки»

 

На лугу стоят овечки

(Указательные пальчики приложить к голове в области виска, сделать маленькие ушки и покачать слегка головой)

Шерсть закручена в колечки,

(Поочередно соединять с большим пальчиком указательный, безымянный и мизинец – выполнять сразу двумя руками)

А играет для овечек на свирели человечек!

(Имитация игры на дудочке)

 

Речевая игра «Красота»

Тра-та-та, тра-та-та!          Ритмично хлопать.

Вот какая красота!            Ритмично топать.

Солнце в гости к нам идёт, Поднять руки вверх.

 

С нами водит хоровод.       Размахивать руками над головой.

 

Веселится и играет,              Взяться за руки друг с другом.

Всех собою согревает!         Похлопать в ладоши в парах.

Обнять друг друга.

 

 

 

 

 

Средняя группа

Сентябрь

        «Побежали вдоль реки»

 

Побежали вдоль реки

Дети наперегонки.

(Движение указательного и среднего пальцев обеих рук по бедру и коленям (пальчики бегут))

Педагог произносит слова четко, постоянно ускоряя темп. Дети только выполняют движения.

 

   Речевая игра «Барабанщик»

На парад идет отряд.                             Дети ритмично идут по залу в разных

Барабанщик очень рад:                         направлениях.

Барабанит, барабанит                           Шлёпают ладошками по коленям   

Полтора часа подряд.                           Восьмыми длительностями

 

«Кот Мурлыка»

 

Вот кот Мурлыка ходит,

Он все за мышкой бродит.

(Легкими, свободными кистями рук выполнять движение «кошечка»)

Мышка, мышка, берегись,

Смотри, коту не попадись!

(Погрозить пальчиком левой руки, затем правой)

«А-а-а-ам!»

(Сделать резкое движение пальцами обеих («кошечка) и сжать пальцы в кулаки)

Речевая игра «Зайчик»

Зайчик ты, зайчик,
Коротеньки ножки,
На этих ножках
Красные сапожки.

(Дети проговаривают стих и прыгают на двух ногах, затем вместе с педагогом выставляют вперёд ноги поочерёдно;

Проговаривают и прохлопывают по показу педагога сильную долю, метр, ритм.

Проговаривают и прохлопывают стих, придумывая различные двигательные комбинации.)

 

Октябрь

«Бабушка»

 

Бабушка очки надела

И внучаток разглядела.

(Соединить большой и указательный пальцы каждой руки отдельно в «колесико», приложить к глазам и посмотреть в «очки». Встряхнуть кисти рук, сделать «очки» из большого и среднего пальцев. Выполнить упражнение несколько раз, делая «очки» из разных пальцев. Посмотреть друг на друга, на воспитателя. Спросить детей, хорошо ли им видно в очках).

Обязательно встряхивать кисти рук, сбрасывая мышечное напряжение.

 

«Тики - так»

 Педагог начинает упражнение:

(произносит высоким голосом):

 

Тики-так, тики-так,

Так ходики стучат.

(Указательные пальцы поднять вверх и ритмично покачивать ими вправо – влево).

(произносит в среднем регистре):

Туки-так, туки-так,

Так колесики стучат.

(Пальцы обеих рук широко раздвинуть, ладони прижать друг к другу, выполнять скользящие движения пальцами от себя к себе, не отрывая ладоней друг от друга)

(произносит низким голосом):

Туки-ток, туки-ток,

Так стучит молоток.

(Сжать пальцы в кулаки и стучать кулачком по кулачку)

 

 

«Раз, два, три, четыре, пять»

 

Раз, два, три, четыре, пять.

(Сжимать и   разжимать пальцы)

Вышли пальчики гулять.

(Движение «фонарик»)

Раз, два, три, четыре, пять.

(Сжимать и   разжимать пальцы)

В домик спрятались опять.

(Сжать руки в кулачки)

 

Речевая игра « Колобок»

Колобок, колобок,        Дети маршируют врассыпную по залу(четвертными)

У тебя румяный бок.

Ты от бабушки ушёл,  Притопывают ногами(восьмыми), делая акцент на

                                            последнюю четверть каждой фразы слегка               

                                             поворачиваясь влево, вправо;  руки на поясе.\

Ты от дедушки ушёл.

                                                                       

 

(Проговаривать и прохлопывать стих, придумывая различные двигательные комбинации).

 

Ноябрь

«Капуста»

 

Что за скрип? Что за хруст?

(Сжимать и разжимать пальцы)

Это что еще за куст?

(Соединить основания ладоней, пальцы – «бутоном», покружить ими)

Как же быть без хруста?

Если я – капуста!

(Сделать из пальцев «шар)

 

Мы капусту рубим,

(Резкие движения прямыми кистями вверх, вниз)

Мы морковку трем,

(Пальцы обеих рук сжаты в кулаки, тереть кулачки друг о друга)

Мы капусту солим,

(Имитация посыпания солью)

Мы капусту жмем!

(Интенсивно сжимать пальцы обеих рук в кулаки)

 

 Речевая игра «Наша Таня»

Наша Таня громко плачет.  Маршировать четвертными длительностями.

Уронила в речку мячик.      Топать ногами восьмыми длительностями.

Тише, Танечка не плачь,     Маршировать четвертными длительностями.

Не утонет в речке мяч.        Топать восьмыми длительностями.

 

«Наша бабушка идет»

 

Наша бабушка идет

(Хлопать ладонями по коленям поочередно левой и правой руками)

И корзиночку несет.

(Пальцы слегка расставить и соединить их с пальцами другой руки)

Села тихо в уголочек

(Положить руки на колени)

Вяжет деточкам чулочек.

(Выполнять движение, имитирующее вязание на спицах)

Вдруг котята прибежали

И клубочки подобрали.

(Мягкими кистями выполнять движение «кошечка»)

Где же, где ж мои клубочки?

(Развести руки в стороны)

Как же мне вязать чулочки?

(Выполнять движение «вязание на спицах»)

 

Декабрь

 «Снежок»

Белый снег пушистый

(Плавно опускать руки вниз)

В воздухе кружится.

(Круговые движения кистями рук)

И на землю тихо

Падает, ложится.

(Ритмично, плавно опускать руки вниз)

А потом, а потом

(Имитация сгребания снега)

Мы из снега слепим дом!

(движение «пирожки»)

Ух!    (Бросить снежок вперед)

     

Речевая игра «Настали стужи»

 

 Наконец настали стужи.             4 хлопка

 Во дворе замёрзли лужи.              (будто шлёпают ладошками по льду)

 И, чирикая, детей                        («клювики»)

 Поджидает воробей.                (повороты головы вправо-влево  с кивком на 4 счёта)

 

 

Январь

 

«Овечка»

Вот кудрявая овечка,

(Играть растопыренными пальчиками)

Шерстка белая в колечках,

(Поочередно соединять все пальцы в «колечки»)

Шерстка мягкая, густая –

Шубка у овцы такая!

(выполнять плавные движения кистями с широко раздвинутыми пальцами, как «кошечка»)

Речевая игра «Волк»

Задание: читать текст в ритме, сопровождая движением.

Через речку, через мост              приставной шаг с пружинкой

Серый грозный волк идёт.     

Страшный волк-волчи-ще,         выбрасывание пальцев рук вперёд,

                                                                  раскрывая кулачки

Щёлк-щёлк, щёлк-щёлк.            4 хлопка

 Острые зуби-щи,                         выбрасывание пальцев рук вперёд,

                                                                   раскрывая кулачки

Щёлк-щёлк, щёлк-щёлк.            4 хлопка

 

 

Февраль

«Шарик»

Надувают шарик быстро,

(Пальцы обеих рук собраны в одну щепотку, постепенно раздвигать их, не отрывая друг от друга)

Он становится большой.

(медленно развести руки в стороны)

Вдруг шар лопнул,

(Хлопок в ладоши)

Воздух вышел,

(Подуть на сложенные ладони)

Стал он тонкий и худой.

(Собрать пальцы снова в щепотку)

 

Речевая игра «Что ты, ёж?»

развивать координацию (движение и слово). Учиться выполнять боковой приставной шаг, сужать и расширять круг.

 

Что ты, ёж, такой колючий?       (2 приставных шага с «незнайкой»)

Это я на всякий случай.                  (4 раза грозят пальчиком)

Ведь в лесу мои соседи                    (сужение круга, 4 шага)

Лисы, волки да медведи.                (расширение круга, 4 шага)

Дети выполняют движения, стоя в кругу, произнося чётко текст.

Март

 

«Два ежа»

 

Шли по лесу два ежа,

Шли спокойно, не спеша.

(Поочередно шлепать ладонями по коленям)

На спине иголки

Длинные и колкие.

(Резкими движениями растопыривать пальцы и прятать их в кулак)

Чуть шуршали листьями,

(Круговые движения ладошкой о ладошку)

И травкой зубки чистили!

(Указательным пальцем одной руки имитировать чистку зубов)

 

Речевая игра «Утята»

 освоить равномерный ритм на барабане и глиссандо на металлофоне; выполнять ритмизацию текста с движением.

 

1) дети выполняют ритмизацию текста с хлопками, затем с движением.

2) добавляются барабан и металлофон, задания распределяются между группами детей.

Вышли с мамой налегке    шаг  + игра на барабане

 Малые ребята.

 И поплыли по реке     «плывут» + глиссандо на металлофоне

 Жёлтые утята.

 

Апрель

«Замок»

На двери висит замок,

Кто его открыть бы мог?

(Ритмичные быстрые соединения пальцев двух рук в замок)

Потянули,

(Пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)

Покрутили,

(Движения сцепленными пальцами от себя к себе)

Постучали.

(Пальцы сцеплены, основания ладоней стучат друг о друга)

И открыли!

(Пальцы расцепляются, ладони разводятся в стороны)

 

Речевая игра «Солнышко

Солнышко, солнышко, (Ритмичные хлопки)

Выгляни в оконышко.

Твои детки плачут, (Притопы)

По камушкам скачут. (Лёгкие прыжки с хлопками)

 

Варианты выполнения упражнения:

1 дети воспроизводят ритм стиха в хлопках и на кубиках;

2 декламация с движением;

 

Май

 

«Пекарь»

Пекарь, пекарь из муки

Испеки нам колобки.

(Движение «печем пирожки»)

Да сушки – Ванюшке,

(Соединить большой и указательный пальцы на каждой руке отдельно)

Да баранки – Танюшке,

(Присоединить средний палец)

Да бублики – Гришке,

(Присоединить безымянный)
Да крендель – Маришке.

(Все кончики пальцев соединить вместе, локти развести в стороны)

 

 

                                Старшая группа

Сентябрь

«Поросята»

Две свинки

(Сжать пальцы обеих рук в кулачки, большой палец поднять)

В загоне у фермера жили,

(Сделать из пальцев «плетень»)

И между собою дружили.

(Сложить руки в замочек)

У каждой росло по четыре ребенка –

Четыре веселых смешных поросенка.

(Большой палец прижать к ладони, шевелить остальными пальцами)

И вместе все восемь любили играть,

Плескаться в воде, кувыркаться, плясать.

(выполнять произвольные движения руками)

А вечер настанет – и к маме бегут,

(Большой палец прижать к ладони и шевелить остальными пальцами)

Лягут в загоне и вместе заснут!

(Сделать из пальчиков «плетень»)

 

Речевая игра «Сенокос».

 

 читать стихотворение в ритме и сопровождать его ритмичными движениями.

Старый заяц сено косит,          

А лиса сгребает.                     

Муха сено к возу носит,

А комар кидает.

Довезли до сеновала.

С воза муха закричала:

На чердак я не пойду,

Я оттуда упаду,

Ноженьку сломаю,

Буду я хромая.  

 

(«косит»

«сгребает»

«носит»

«кидает»

вращение колёс

 

движение головы вправо-влево

притопы

4 прыжка на одной ноге

«хромает»)

Речевая игра «Помидоры».

чувствовать и воспроизводить в хлопках ритм стихов.

 

В огороде за забором

Созревают помидоры.

Держатся за колышки,

Греются на солнышке.

 

Октябрь

 

«Дружат в нашей группе»

 

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

(Пальцы обеих рук соединить в замок)

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

(Ритмичные касания пальцев обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять

(Поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца)

Начинай считать опять:

(Руки опустить вниз, встряхнуть кистями)

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы закончили считать!

 

Речевая игра ««Яблонька».

 декламация текста с движением. Развитие внимания, координации, выразительности и ритмичности  движений.

 

Веточки на яблоньке

Висли от печали.

Яблочки на веточках

Висели и скучали.

 

Девочки и мальчики

Ветки раскачали,

Яблоки о землю

Громко застучали.      

 

Качание рук над головой вправо-влево, постепенно опуская вниз

Качание опущенных рук вправо-влево.

Качание рук вперёд-назад

Хлопки по коленкам

Ноябрь

«Зайка»

Скачет зайка косой

(Выпрямить указательный и средний пальцы правой руки, остальные соединить и наклонять их вперед)

Под высокой сосной.

(Ладонь правой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставить)

Под другою сосной

(Ладонь левой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставить)

Скачет зайка второй.

(Выпрямить указательный и средний пальцы правой руки, остальные соединить и наклонять их вперед)

Речевая игра «Аист»

Аист, аист длинноногий,  дети стоят на месте.
 Покажи домой дорогу.
 Топай правою ногой,      делают шаг правой ногой,
 Топай левою ногой,        делают шаг левой ногой.
 Снова — правою ногой, шаг правой ногой,
 Снова — левою ногой,   шаг левой ногой.
 После — правою ногой, шаг правой.
 После — левою ногой,   шаг левой.
 Вот тогда придешь домой! Быстрый топающий шаг.

(выполнять движения по тексту и читать стих одновременно)

 

Речевая игра «Ай, дуду».

 

читать текст в ритме, сопровождая движением. Развитие ритмичности, координации движений и слова.

Ай, дуду, дуду, дуду,

Сидит ворон на дубу.

Он играет во трубу,

Во трубу серебряну.

Через мышкин, мышкин дом

Идёт дым столбом, столбом.

Кошка с мышкой подрались,

В одной ямке собрались.     

 

(Пружинка с разворотом

 

Имитация игры на трубе

Изображают дым

Выброс пальцев кистей рук («брызги»)

Сужение круга в центре, присесть)

 

 

Декабрь

 

 «Мы делим апельсин»

Мы делили апельсин

(Пальцы обеих рук широко расставлены, соприкасаются только кончики одноименных пальцев)

Апельсин всего один.

(слегка раздвинуть руки и выполнять легкие повороты кистями в противоположные стороны. На слово «один» большие пальцы обеих рук прижать к ладоням, остальные пальцы поднять вверх)

Эта долька – для кота,

(загнуть указательные пальцы)

Эта долька – для ежа,

(Загнуть средние пальцы)

Эта долька – для улитки,

(Загнуть безымянные пальцы)

Эта долька – для чижа,

(загнуть мизинцы)

Ну, а волку – кожура!

(Поднять руки вверх и, быстро выполняя движение «фонарики», опустить кисти рук вниз)

Он сердит на нас, беда!

(Погрозить пальцем)

Разбегайтесь кто куда!

(спрятать руки за спину)

Речевая игра  «Волк».

 читать текст в ритме, сопровождая движением. Развитие ритмичности, координации движений и слова.

 

Через речку, через мост            приставной шаг с пружинкой

 

Серый грозный волк идёт.     

 

Страшный волк-волчи-ще,        выбрасывание пальцев рук вперёд, 

 

                                                      раскрывая кулачки

 

Щёлк-щёлк, щёлк-щёлк.             4 хлопка

 

Острые зуби-щи,                        выбрасывание пальцев рук вперёд,

 

                                                     раскрывая кулачки

 

Щёлк-щёлк, щёлк-щёлк.              4 хлопка

 

 

 

Речевая игра «Ты, мороз!»

 

 развитие слухового внимания, ритмичности.

Ты, мороз, мороз, мороз,                      Сужение круга

 

Не показывай свой нос!                        Расширение круга

 

Уходи скорей домой,                         Сужение круга

   

Стужу уноси с собой.                         Расширение круга

 

А мы саночки возьмём  Лёгкий бег по кругу на носочках, держась за руки

 

И на улицу пойдём.

Сядем в саночки-самокаточки,

 

С горки –Ух!     

 

Январь

«Коза и козленок»

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая,

(Указательный палец и мизинец поднять вверх, остальные пальцы прижать к ладони большим пальцем)

К ней козленочек спешит,

Колокольчиком звенит.

(пальцы соединить в «щепотку», опустить кисти рук вниз и потрясти ими)

За козленком бежит волк

(Одновременно резко сжимать и разжимать пальцы рук)

И зубами щелк да щелк!

(Соединить запястья рук, одна кисть сверху. Пальцы расставлены и полусогнуты. Ритмично соединять и разъединять одноименные пальцы

Рассердилась тут коза:

(Указательный палец и мизинец поднять вверх, остальные прижать к ладони большим пальцем)

«Волку выколю глаза!»

 

Речевая игра «Как на горке снег».

 развивать внимание, чувство ритма, координацию.

 

Как на горке снег, снег,

И под горкой снег, снег.

А под снегом спит медведь,

Тише, тише, не шуметь.       

 

4 хлопка

4 шлепка по коленкам

7 притопов

«тс» - показать 4 раза

 

 

Речевая игра «Тили-бом!»

 

 развивать внимание, чувство ритма, координацию.

Тили-тили, тили-бом!

Сбил сосну зайчишка лбом!

 

Жалко мне зайчишку –

Носит зайка шишку.

 

Поскорее сбегай в лес,

Сделай заиньке компресс!   

 

 

(Прист. шаг, пружинка (2 раза)

3 хлопка, «ударить» ладонями по лбу

наклоны головы вправо-влево

лёгкий бег по кругу

на последнее слово – присесть)

 

Февраль

 

«Кулачки»

Кулачки мы вместе сложим,

Нашим пальчикам поможем.

(Поочередно прижать пальчики, собирая их в кулачок, начиная с большого пальца сначала на правой, затем на левой руке)

Разогнуться и подняться,

(Ритмично и энергично сжимать и разжимать пальчики, широко их расставляя)

Пальчик к пальчику прижаться.

(Ритмично прижимать одноименные пальцы)

 

Речевая игра «Тук-тук».

 

развивать ритмичность, координацию, умение воспроизводить ритм стиха в звучащих жестах и на деревянных палочках.

 

Тук-тук-тук-тук-

Это что за стук?

Деревянный это звук:

Тук-тук-тук-тук.

Тук-тук-тук-тук-

Это что за стук?

Дятел жил в дупле пустом,

Дуб долбил, как долотом.                 

 

Кулачок о кулачок

Хлопки

Шлепки

Кулачок о кулачок

Кулачок о кулачок

Хлопки

Шлепки

Кулачок о кулачок

 

Март

«Птички прилетели»

 

Птички прилетели,

(соединить пальчики обеих рук в «клювики»)

Крыльями махали,

(Махи ладонями с широко расставленными пальцами)

На деревья сели,

(Руки вверх, все пальцы широко расставить)

Вместе отдыхали.

(Соединить пальчики обеих рук в «клювики)

 

Речевая игра «Дворник»

Дворник дверь два дня держал      Качать руками вперёд-назад.

Деревянный дом дрожал.               Топать ногами.

Ветер дёргал эту дверь,                   Стучать по коленям поочерёдно. На слово

                                                           «дверь» хлопнуть в ладоши.

 

Дворник думал : это зверь.              Стучать по коленям. На слово «зверь»-      

 

                                                            хлопок в ладоши.

 

Вариант выполнения: Дети стоят в большом кругу, взявшись за руки:

1-я и 2-я строчки- выполнять боковые шаги.

3-я строчка- повернувшись вправо, осторожно хлопать поочерёдно обеими руками по спинке впереди стоящего ребёнка; на слово «Дверь» хлопнуть в ладоши и повернуться в противоположную сторону.

4-я строчка- осторожно хлопать поочерёдно обеими руками по спинке впереди стоящего ребёнка; на слово «зверь» хлопнуть в свои ладоши и повернуться лицом в круг.

 

Речевая игра «Пых»

Солнце село на сосну,  поднять руки вверх и опустить через стороны вниз

Пых, пых, пых.             Сделать три любые фигуры.

Я немножко отдохну,   Руки положить под щёку.

Пых, пых, пых.             Сделать три любые фигуры.

Я окошко отворю,       Развести руки в стороны.

Пых, пых, пых.             Сделать три фигуры.

Жёлтый лучик подарю   Вытянуть одну руку вперёд ладонью вверх,затем

                                         Другую.

Пых, пых, пых.               Сделать три фигуры.

Я веснушки принесу,    Легко постучать по своим щекам.

Пых, пых, пых.              Сделать три фигуры.

Засверкают на носу,     Легко постучать по своему носу.

Пых, пых, пых.             Сделать три фигуры.

 

Вариант исполнения: Педагог читает стихотворение, на слова «пых, пых, пых» дети хлопают в ладоши и в дальнейшем придумывают различные звучащие жесты);

Одна команда детей произносит фразу, играя на музыкальных инструментах четвертными длительностями, другая отвечает определённой ритмической формулой. Поменяться, придумать другую формулу.

Апрель

 

«Вышла кошечка»

 

Вышла кошечка вперед

(Указательный палец и мизинецправой руки согнуты вверху (как ушки), остальные пальцы прижаты к ладони: большой палец придерживает средний и безымянный)

К нам идет, хвостом играет.

(Левой ладонью махать у основания правой кисти)

Ей навстречу из ворот

(Соединить перед собой кончики средних пальцев («воротики»), ладони – перед собой, большие пальцы выпрямить)

Две собаки выбегают.

(Указательные пальцы и мизинцы обеих рук поднять вверх, остальные прямые пальцы соединить вместе)

 

Речевая игра «Маляр».

 развивать плавность движений, чувство ритма, координацию движения и речи.

 

Есть у мастера сноровка:

Водит кистью очень ловко,

Тянет следом за собой

Ленту краски голубой.

Удивлялась птичья стая,

Мимо дома пролетая:

«Вот так крыша! Чудеса!

Голубей, чем небеса».

 

(Плавные движения рук, будто красим кистью)

Май

«Цветок»

 

Вырос цветок на поляне,

(Руки в вертикальном положении, ладони прижаты друг к другу, развести пальцы и слегка их округлить, как «бутон»)

Утром весенним раскрыл лепестки.

(развести пальцы рук)

Все лепесткам красоту и питанье

(Выполнять ритмичные движения пальцами вместе – врозь)

Дружно дают корешки под землей.

(Ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, развести пальчики и пошевелить ими_

 

Речевая игра «Едет мышка на ежах».

 

развивать внимание, координацию, чувство ритма.

Трах-трах-тарарах!

Едет мышка на ежах.

 - Подожди, колючий ёж!

Больше ехать невтерпёж!

Больше ехать невтерпёж!

Очень колешься ты, ёж!       

 

Хлопки

Шлепки по коленкам

Щелчки-клювики

Притопы

Хлопки – «тарелочки»

Хлопки

 

Речевая игра «Котенька-коток».

 

Задача: развивать внимание, чувство ритма, координацию.

Ах ты, котенька-коток,

Котя – серенький хвосток.

Приди, котик, ночевать,

Нашу деточку качать.

Я тебе коту, коту

За работу заплачу.

Дам кусочек пирога,

Полну миску молока. 

 

(Шаги по кругу, «вышагивать» ритм.

«Зовут» ручками

плавные движения качания

Шаги по кругу в другую сторону

Будто держат пирог и миску на ладошках, делают пружинки в это время)

 

 

 

 

Подготовительная группа

 

Сентябрь

 

«Мама»

- Мама, мама!

(Ладони сомкнуты, пальцы прижаты друг к другу. Мизинцы четыре раза энергично касаются друг друга).

- Что, что, что?

(Три раза касаются друг друга указательные пальцы)

- Гости едут.

(Снова касаются друг друга мизинцы)

- Ну и что?

(Соприкасаются указательные пальцы)

- Здрасьте, здрасте!

(Безымянный и средний пальцы дважды скрещиваются с теми же пальцами другой руки)

- Чмок, чмок, Чмок!

(Эти же пальцы «целуются» (легкое касание))

- Здрасьте, здрасьте!

(Безымянный и средний пальцы дважды скрещиваются с теми же пальцами другой руки)

- Чмок, чмок, чмок!

(Эти же пальцы «целуются» (легкое касание)).

Речевая игра: «Как назвать щенка?»

 

Есть у вас и у меня,    чётко маршируя, дети идут вперёд

                                      (три шага, на счёт «четыре»-чёткая остановка).

 

Есть у кошки и коня,   Те же движения назад(спиной)

У свиньи и поросёнка, Хлопки в ладоши восьмыми длительностями.

У коровы и телёнка…  Попеременные шлепки по коленям.

Лишь у нашего щенка  Приставить к голове одну руку, затем другую(ушки)

Нету имени пока.         Выполнить 2 хлопка в ладоши и развести руки в

                                       Стороны

 

Варианты:

А.

Есть у вас и у меня,    Выполняют приставные шаги вправо.

                                    

 

 

Есть у кошки и коня,   

У свиньи и поросёнка, Топают восьмыми длительностями.

У коровы и телёнка…  Повернувшись вправо, легко стучат по спинке впереди стоящего ребёнка восьмыми длительностями попеременно то правой, то левой рукой.

Лишь у нашего щенка  Приставить к голове одну руку, затем другую(ушки)

Нету имени пока.         Выполнить 2 хлопка в ладоши и развести руки в

                                       Стороны.

 

Б.

Есть у вас                     На «раз» сделать шаг вперёд, на «два» приставить           

 

                                      ногу.

 

и у меня,                        Хлопнуть в ладоши и шлёпнуть по коленям.

                                    

Есть у кошки                На «раз» сделать шаг назад, на «два» приставить ногу.

 

и коня,                            Хлопнуть в ладоши и шлёпнуть по коленям.

 

У свиньи и поросёнка, Повернувшись друг к другу лицом и взявшись за руки,

 

У коровы и телёнка…  выполнять движение «пилим дрова»

 

Лишь у нашего щенка  Приставить к голове партнёра одну руку, затем

                                        другую(ушки)

 

Нету имени пока.         Выполнить скользящее движение руками по плечам и

                                       рукам партнёра и взяться за руки.

                                     

Октябрь

1, 2, 3, 4, 5, 6 занятия:

«Замок – чудак»

 

На двери замок – чудак.

Не открыть его никак.

(Пальцы сцеплены в «замок»)

Я его и так, я его и сяк.

Я его туда, я его сюда.

(Несколько раз эмоционально и с ускорением выворачивать «замок» в разные стороны)

Ну никак не открывается!

(Выполнять потягивание, пытаясь открыть «замок»)

 

Вынул связку я ключей –

(Энергично встряхивать кистью одной руки)

Ну-ка, ключик, поскорей!

Этот ключик не подходит,

Этот ключик не выходит,

Этот ключ не открывает,

Этот ключ не вылезает.

Этот ключик – от сарая.

(Поочередно, начиная с мизинца, крутить пальцы одной руки в кулачке другой; безымянный и указательный пальцы «застревают в замке»)

 

Вынул связку я другую

(Те же движения выполнять другой рукой)

Этот ключик не подходит,

Этот ключик не выходит,

Этот ключ не открывает,

Этот ключ не вылезает.

Этот  ключик – от рояля – (Поднять большой палец вверх)

 

- Дверка, миленькая, откройся!

 - Входите, пожалуйста! – (Развести руки в стороны)

 

Речевая игра: «Фома и Тимошка».

 

Стучит, бренчит по улице,     Топающий шаг вперёд по кругу

Фома едет на курице.

 

Тимошка на кошке                    Лёгкий бег по кругу

Туда же по дорожке.

 

«Лиса по лесу ходила».

 

Лиса по лесу ходила,

Звонки песни заводила.

Лиса лычки драла,

Лиса лапотки сплела. 

Дробный шаг по кругу

 

На последний слог – разворот лицом в круг –

Хлопки-тарелки

Поочерёдное выставление ног на пятку

Ноябрь

«В гости»

В гости к пальчику большому

(Руки поднять вверх, пошевелить большими пальцами и прижать их к ладоням)

Прибегали прямо к дому
(Энергично пошевелить четырьмя остальными пальцами)

Указательный и средний,

Безымянный и последний -
(Прижимать к ладони те пальцы, о которых говорится)

Сам мизинчик – малышок

Постучался на порог.

(Постучать кулачком о кулачок)

Все пальчики – друзья,

(Пожать ладошкой ладошку)

Друг без друга нам нельзя!

(Пальцы одной руки соединить с соответствующими пальцами другой руки)

 

Речевая игра: «На стене часы висели».

На стене часы висели:      /Качание

 

«Тик-так, тик-так».            /Хлопки        

 

Тараканы стрелки съели,  /Качание

 

«Хрум-трак, хрум-трак»   /Хлопки-тарелки

 

Мыши гири оторвали,       /Качание

 

«Бом-бом, бом-бом».         /Шлепки

 

И часы ходить не стали:    /Качание

 

«Динь-стон, динь-стон».   /Притопы      

 

 

Деревянные палочки

 Рубель, ксилофон

Тарелка

Треугольник

 

Декабрь

«Гномы»

Стали гномы гостей приглашать.

(Указательным пальцем правой руки надавливать по очереди на подушечки пальцев левой руки)

Стали гномы гостей угощать.

(Указательным пальцем левой руки надавливать по очереди на подушечки правой руки)

Каждому гостю досталось варенье,

Пальчики склеило то угощенье.

(«Намазывать» варенье на кончик каждого пальца. Последовательно, начиная с большого пальца, соединить одноименные пальцы (подушечки) рук. Пальцы широко расставлены)).

Плотно прижались ладошка к ладошке,

Гости не могут взять даже ложки!

(Плечи приподнять, руки слегка развести в стороны, сделать удивленное лицо).

Речевая игра «Сторож»

Дети проговаривают текст с различной динамикой.

Тише, тише, не шумите!                    Тихо.

Сторожа не разбудите!

Только зайчики не спят,                    Громко.

Прыгать зайчики хотят!

Спит слонёнок, спят волчата,            Тихо.

Бегемотик и лисята.            

Только мишка спать не хочет,          Громко.

Мишка ножками топочет!

Мы тихонько подойдём                     Тихо.

И тихонько позовём:

«Сторож, сторож ты не спи,               Громко.

Нас скорее догони!»            

 

Речевая игра «Кот и мыши»

Один ребёнок надевает маску кота, ложится калачиком на ковёр, остальные-ходят вокруг него.

В синей ночи                                     Тихо крадутся.

Тишь, тишь.

В синей ночи

Мышь,мышь.

 

Только рыжий кот не спит,            Грозят пальцем, говорят громко.

Рыжик нотки сторожит.

 

Рыжик глазки открывает,              Дети говорят тихо.

Рыжик спинку выгибает.              Кот выполняет движения по тексту.

 

Кот проснулся! Вот беда!            Дети говорят громко, ритмично хлопают в

Разбегайтесь кто куда!                  ладоши.

 

Январь

 

«Утро настало»

 

Утро настало,

Солнышко встало.

(Кисти рук скрещены, пальцы растопырены, как «солнышко с лучиками»)

- Эй, братец Федя,

Разбуди соседей!
(Четыре пальца правой руки сжать в кулак. Большой палец поднять вверх и выполнить им круговые движения).

- Вставай, Большак!

(Большим и указательным пальцами правой руки щелкать по кончикам пальцев левой руки, начиная с большого пальца)

- Вставай, Указка!

- Вставай, Середка!

- Вставай, Сиротка!

- И Крошка – Митрошка!

- Привет, Ладошка! – (щелчок в центр ладошки)

 

Все потянулись…

И проснулись! – (Руки поднять вверх, пальцы растопырить и пошевелить ими).

 

Речевая игра «Фома»

Стучит, бренчит по улице:              Притопы с хлопками.

Фома едет на курице,                       Шлепки по бёдрам.

Тимошка-на кошке                           Щелчки.

По кривой дорожке.                         Показывают руками кривую дорожку.

Фома песенки поёт,                          Пружинка с хлопками.

Тимка семечки грызёт.                   

Ехали, ехали,                                     Кружатся дробным шагом.

В тёмный лес заехали.

В лесу мишка сидит                         Присаживаются на корточки.

И на нас рычит:

_Р-р-р-р!                                             Убегают от «мишки»

 

Февраль

«Мостик»

Вот мостик горбатый,

(Пальцы прижать друг к другу, одну ладонь положить поверх другой)

Вот козлик рогатый,

(Правой рукой сделать «козу»: согнуть средний и безымянный пальцы, прижать их большим пальцем к ладони. Указательный палец и мизинец выставит вперед)

На мостике встретил он

Серого братца.   (Сделать «козу» левой рукой).

Упрямцу с упрямцем

Опасно встречаться!

(Соединить указательные пальцы и мизинцы обеих рук)

И с козликом козлик

Стали бороться.

Бодались, бодались,

Сражались, сражались,

(Не отрывая пальцы друг от друга, поднимать кисти рук: то правую, то левую).

И в речке глубокой

Вдвоем оказались!

(Разъединить руки и резко опустить их пальцами вниз)

 

Речевая игра «Снеговик»

 

Раз- рука, два- рука:                          Дети вытягивают руки вперёд.

Лепим мы снеговика.                        «Лепят» руками.

Три-четыре, три-четыре-                   Идут по кругу.

Нарисуем нос пошире.

Пять-найдём морковь для носа,        Сужают круг.

Угольки найдём для глаз.                  Расширяют круг.

Шесть-наденем шляпу косо,             Выполняют «пружинку».

Пусть смеётся он у нас.

Семь и восемь, семь и восемь-         Выставляют ногу на пятку.

Мы сплясать его попросим.             

Девять-десять-снеговик                    Хлопают в ладоши.

Через голову-кувырк…                    Кружатся дробным шагом.

Ну и цирк!                                         Поднимают руки вверх.

 

 

Речевая игра «Стёпка-растёпка»

Первый куплет проговаривается медленно и тихо, каждое повторение идёт всё быстрее и громче.

1. Стёпка-растёпка по лесу гулял,       Идут вразвалочку.

Стёпка-растёпка шишки собирал.       «Собирают шишки».

Солнце высоко-о-о!                               Поднимают руки вверх

                                                                 и тянутся на носочках.

Стёпке нелегко-о-о!                              «Вытирают» пот рукой

На пенёк он сел,                                    Приседают на корточки.

Песенку запел:                                       Хлопают в ладоши.

 

2. «Стёка-растёпка по лесу гулял…»

 

Март

«Паук»

У тебя, скажи, паук,

Сколько ног и сколько рук?

(Соединить большой палец левой руки с мизинцем правой. Поворачивая кисти рук, соединить большой палец правой руки с мизинцем левой. Снова поворачивая кисти рук, соединить большой палец левой руки с мизинцем правой и т. д.)

Отвечай-ка, паучок,

Сколько рук и сколько ног?

(Поочередно соединять одноименные пальцы рук)

- Когда лапы по дорожке

Ходят – это мои ножки.

(Запястье одной руки положить на запястье другой, опустить пальцы вниз и пошевелить ими)

Лапы вяжут паутинку,

Будто руки ткут холстинку.

(Соединить четыре пальца на каждой руке в щепотку, мизинцы слегка отвести. Выполнять движения, имитирующее вязание)

Если я крадусь за мошкой,

Мои лапы – это ножки.

(Запястье одной руки положить на запястье другой и плавно пошевелить ими.

Если попадутся мухи,

(Прижать основания ладоней друг к другу, пальцы слегка согнуть и растопырить)

Лапы цапнут их, как руки!

(Не отрывая основания ладоней, быстро прижать пальцы друг к другу, соединить икончики пальцев обеих рук – сделать «коробочку»)

 

Речевая игра « Обезьянки»

Чи-чи-чи! Чи-чи-чи!                                   Хлопки.

Обезьяна на печи.                                       Шлепки по коленям.

Чи-чи-чи! Чи-чи-чи!                                   Хлопки.

Грызёт с маком калачи.                             Щелчки пальцами.

Чу-чу-чу! Чу-чу-чу!                                    Хлопки.

Поиграть я с ней хочу.                                Притопы.

Чу-чу-чу! Чу-чу-чу!                                    Хлопки.

Я смеюсь и хохочу!                                    Дети весело смеются.

 

Речевая игра « Храбрый воробей»

Дети стоят в кругу.

 

Чики-рики, чик-чирик!                Хлопать в ладоши.

Воробьишка с ветки – прыг!      Хлопать в ладоши; на слово «прыг» высоко

 

                                                      подпрыгнуть на месте.

Воробей, воробей,                      Выполнить три притопа с поворотом сначала

 

                                          в одну сторону, затем три притопа в другую сторону.

Во дворе он всех храбрей!        Покружиться вокруг своей оси на топающем

 

                                                     шаге.

- Берегись, крадётся кошка!     Походить на месте, руками показывая

 

                                                   «коготки».

-Подразню её немножко,           Погрозить пальчиком воображаемой кошке.

А потом – на ветку вмиг…        Лёгкий бег на месте.

Прыг!                                           Прыжак на двух ногах.

 

 

Апрель

 «Ворота»

Тра-та-та,

Растворились ворота,

А оттуда из ворот,

Вышел маленький народ.

(Все стоят и ритмично хлопают в ладоши)

 

Одна тетя вот такая,

А другая вот такая,

Третья тетя вот такая,

А четвертая такая!

(Дети показывают разных теть: высокие, толстые, сердитые, воображули)

Ой - да, ой –да – да!

Выходи скорей сюда!

(Хлопают в ладоши)

 

Речевая игра « Енот и филин»

 

Енот,                                     Хлопать в ладоши.      

Он моет пищу,

Чтоб пища                            Маршировать на месте.

Стала чище.

Вымоет как следует,           Хлопать «тарелками»

А потом обедает.                 Хлопать по животу.

Это – филин.                        Махать «крыльями».

Днём он спит,                      Положить руки под щёку.

У него усталый вид.

Ночью спать не хочется:   Покачать руками.

Ночью он охотится.           Ходить врассыпную, сделав пальцами «очки»

 

Май

«Пять поросят»

(Пальцы обеих рук сжаты в кулачки)

 

Два пухлых поросенка

Купаются в пруду.

(Большие пальцы обеих рук опустить вниз и вращать)

Два ловких поросенка

Играют в чехарду.

(Указательными пальцами обеих рук поочередно стучать пальчик о пальчик)

Два сильных и высоких

Играют в баскетбол.

(Два средних пальца слегка поднимать и опускать («подбрасывать мяч»))

Два самых быстроногих

Бегут гонять в футбол.

(Шевелить безымянными пальцами)

Два маленьких, веселых

Танцуют и поют.

(Мизинчики «скачут» вместе или по очереди)

Потом все поросята

Обедать в дом идут.

(Пальчики «шагают» по коленям)

Два пухлых поросенка

Готовят винегрет.

(Большие пальцы обеих рук опустить вниз и вращать)

Два ловких и умелых

Готовят всем омлет.

(Выполнять «моталочку» указательными пальцами)

Два сильных и высоких

В столовой моют пол.

(Водить по столу вперед-назад кончиками средних пальцев)

Два аккуратных ставят

Еду на чистый стол.

(Подушечками безымянных пальцев нажимать в нескольких местах по коленям или по столу)

Два маленьких, веселых

Всем песенки поют.

(Мизинчики «скачут» вместе или по очереди)

И снова поросята

Гурьбой гулять идут.

(Все пальчики «бегут» по столу или коленям).

 

Речевая игра «Три фасольки, два боба»

Дети стоят в двух шеренгах, спинками друг к другу. !-я шеренга-фасольки, 2-я шеренга- бобы.

 

Ора-ора-ора-ра,     Произносят фасольки высоким голосом и поворачиваются

 

                                лицом к бобам.

 

Ора-ора-ора-ра,     Произносят бобы низким голосом и поворачиваются

 

                                лицом к фасолькам.

 

Три фасольки,       Произносят фасольки высоким голосом (кокетливо).

Два боба.               Произносят бобы низким голосом (хвастливо).

 

Побежал я в огород, Все дети, взявшись за руки, бегут в одну сторону по

 

                                     кругу.

 

Побежал я в огород,           Бегут в другую сторону по кругу.

Положил их прямо в рот,  Топающим шагом все сходятся к центру круга.

Положил их прямо в рот:  Топающим шагом расширяют круг.

А-а-а-м!                               Все делают один хлопок в ладоши, затем по

 

                                             животу.

 

Речевая игра « Прыг-скок»

 

Дети стоят в кругу.

 

 Прыг-                                 Все выполняют четыре прыжка на месте.

        

                     Скок!

Прыг-

 

                    Скок!

Сел кузнечик на листок!   Присесть, ладони тыльной стороной приложить к

 

                                             бёдрам – «стульчик»

 

Прыг-                                 Все выполняют четыре прыжка на месте.

        

                     Скок!

Прыг-

 

                    Скок!

Лягушонок-под мосток!  Присесть, ладони соединить над головой – «домик»

 

Прыг-                                      выполняют четыре прыжка на месте.

 

        

                     Скок!

Прыг-

 

                    Скок!

Скачет козлик по дорожке.  Прыгать с ноги на ногу, сделав пальцами

 

                                               «рожки».

 

Прыг-                                     выполняют четыре прыжка на месте.

 

        

                     Скок!

Прыг-

 

                    Скок!

 

Дети хлопают в ладошки!       Хлопки в ладоши.

 

 

 

Вариант 2.

 

Дети стоят в кругу.

 

 Прыг-                                 Все выполняют два приставных шага вправо.

        

                     Скок!

Прыг-

 

                    Скок!

Сел кузнечик на листок!   Присесть, ладони тыльной стороной приложить к

 

                                             бёдрам – «стульчик»

 

Прыг-                                 Все выполняют два приставных шага вправо.

        

                     Скок!

Прыг-

 

                    Скок!

Лягушонок-под мосток!  Присесть, ладони соединить над головой- «домик»

 

Прыг-                                      выполняют два приставных шага вправо.

       .

        

                     Скок!

Прыг-

 

                    Скок!

Скачет козлик по дорожке.  Прыгать с ноги на ногу, сделав пальцами

 

                                               «рожки».

 

Прыг-                                     выполняют два приставных шага вправо.

       .

        

                     Скок!

Прыг-

 

                    Скок!

 

Дети хлопают в ладошки!   Хлопки в ладоши.

Проиграть ритм стихотворения на музыкальных инструментах.