РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СЛУХА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Автор: Алина Денисовна Остапчук

Предмет: Музыка

Класс: Педагоги

Тип материала: Исследовательская работа

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СЛУХА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Краткое описание работы: Рассмотрена проблема развития эмоционального слуха у старших дошкольников, охарактеризована музыкальная деятельность в дошкольной образовательной организации, выявлены возможности музыкальной деятельности в развитии эмоционального слуха у старших дошкольников, изучен уровень развития эмоционального слуха у старших дошкольников, разработан педагогический проект по развитию эмоционального слуха у старших дошкольников в музыкальной деятельности.

Министерство просвещения Российской Федерации

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

 

Факультет психолого-педагогического образования

Кафедра психологии и педагогики дошкольного и начального образования

 

 

 

 

Курсовая работа

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СЛУХА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 Направление подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование,

профиль «Психология и педагогика дошкольного образования»

 

 

 

 

Исполнитель:

студентка группы

Нт-402 ПСДО

 

    ___________________

                 /подпись/

Остапчук Алина Денисовна

 

Руководитель: декан ФППО

 

 

    ___________________

                  /подпись/

 

 

Трофимова Е.Д., кандидат педагогических наук, доцент

 

 

 

 

 

Нижний Тагил

2023

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

Глава 1.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СЛУХА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

6

1.1.

Сущность и содержание понятия «эмоциональный слух»

6

1.2.

Развитие эмоционального слуха у старших дошкольников как психолого-педагогическая проблема

 

10

1.3.

Возможности музыкальной деятельности в развитии эмоционального слуха у старших дошкольников

 

17

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1

25

Глава 2.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СЛУХА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

26

2.1.

Изучение уровня развития эмоционального слуха у старших дошкольников

 

26

2.2.

Педагогический проект по развитию эмоционального слуха у старших дошкольников в музыкальной деятельности

 

32

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2

38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

39

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

42

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Результаты диагностики уровня развития эмоционального слуха у старших дошкольников

 

45

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире проблема развития эмоционального слуха у детей старшего дошкольного возраста становится все более актуальной, так как нормативные акты системы образования определяют необходимость формирования у них коммуникативных компетенций и умения налаживать конструктивное общение с окружающими людьми, для которого необходимо понимание эмоционального состояния других.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования среди целевых ориентиров педагогической деятельности перечислены следующие качества выпускника детского сада: ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, способен учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства [1].

Умение понимать и адекватно воспринимать эмоциональное состояние другого человека, основываясь на интонациях голоса, как одна из характеристик слухового восприятия была определена В. П. Морозовым как «эмоциональный слух» [16].

Изучением проблемы развития эмоционального слуха занимались многие отечественные ученые: В. В. Медушевский, А. А. Мелик-Пашаев, В. Г. Ражников, Г. С. Тарасов, Б. М. Теплов, В. Н. Холопова и другие, рассмотрев различные аспекты и сущность данного понятия.

В настоящее время изучению понятия и методов развития эмоционального слуха у дошкольников уделяют внимание Л. В. Ясинских, Е. В. Латушкина и другие исследователи, рассматривая возможности развития эмоционального слуха у детей дошкольного возраста, в частности, при организации музыкальной деятельности [24, 13].

В ходе изучения литературы и практики в детском саду было обнаружено противоречие в том, что, несмотря на актуальность проблемы развития эмоционального слуха у старших дошкольников, в настоящее время педагоги не обеспечены достаточным количеством методических рекомендаций, позволяющих систематизировано организовать этот процесс.

Исходя из противоречия, мы определяем проблему исследования, как поиск возможностей музыкальной деятельности в развитии эмоционального слуха у старших дошкольников.

Актуальность, выделенное противоречие и проблема исследования позволили сформулировать тему исследования: «Развитие эмоционального слуха у старших дошкольников в музыкальной деятельности».

Цель исследования: выявить и теоретически обосновать возможности музыкальной деятельности в развитии эмоционального слуха у старших дошкольников.

Объект исследования: развитие эмоционального слуха у старших дошкольников.

Предмет исследования: возможности музыкальной деятельности в развитии эмоционального слуха у старших дошкольников.

Гипотеза исследования: предполагаем, что музыкальная деятельность будет способствовать развитию эмоционального слуха детей старшего дошкольного возраста, так как:

— способствует развитию пассивного эмоционального слуха на основе формирования умения воспринимать (слушать) музыкальные произведения и анализировать их эмоциональное содержание;

— способствует развитию активного эмоционального слуха на основе овладения певческой деятельностью и пластическими движениями под музыку.

В соответствии с проблемой и целью определены задачи:

1. Охарактеризовать понятие эмоционального слуха, определить его сущность и содержание.

2. Рассмотреть проблему развития эмоционального слуха у старших дошкольников.

3. Выявить возможности музыкальной деятельности в развитии эмоционального слуха у старших дошкольников.

4. Изучить уровень развития эмоционального слуха у старших дошкольников.

5. Разработать педагогический проект по развитию эмоционального слуха у старших дошкольников в музыкальной деятельности.

Для решения поставленных задач были использованы группы исследовательских методов:

―              теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, анализ, синтез, обобщение;

―              эмпирические: диагностика уровня развития эмоционального слуха, проектирование.

Практическая значимость исследования определяется тем, что разработанный проект может быть использован в практике педагогов дошкольной образовательной организации для развития эмоционального слуха у старших дошкольников в музыкальной деятельности.

База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение детский сад № 108 г. Нижний Тагил.

Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СЛУХА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Сущность и содержание понятия «эмоциональный слух»

Автором понятия «эмоциональный слух» является В. П. Морозов, который ввел данный термин в 1985 году и определил его как способность к распознаванию эмоциональной экспрессивности речи, пения. Теоретически эмоциональный слух определен как часть системы невербальной коммуникации, специализированной к адекватной оценке эмоциональной информации в звуковой форме (речь, пение, музыка) [16, с. 23].

Физиологический центр эмоционального слуха находится в правой височной области. В случаях органического нарушения этой зоны (например, при инсульте, умственной отсталости и др.), человек не способен к адекватному восприятию и узнаванию знакомых мелодий, голосов, эмоциональных и интонационных характеристик речи.

Существует несколько видов эмоционального слуха:

— интонационный;

— тембровый;

— пассивный;

— активный и др. [22, с. 63].

Пассивная форма эмоционального слуха является способностью к различать на слух эмоциональные оттенки звуков, а активная форма — способностью точно воспроизводить заданные эмоциональные интонации (состояния) собственным голосом или посредством инструментов.

К. А. Зайцева и В. Ю. Карманова рассматривают эмоциональный слух, как способность человека к выделению эмоциональной информации из текстового, графического или музыкального сообщения.

В. П. Морозов приводит определение эмоционального слуха как важнейшей сенсорно-перцептивной части системы невербальной коммуникации человека. Однако при рассмотрении возможности развития эмоционального слуха ученые научной школы В. П. Морозова обращают внимание только на адекватность или неадекватность определения эмоциональной информации высказывания [26].

Ю. М. Кузнецовым и А. Х. Пашиной выделены пять основных средств передачи невербальной информации:

— тембр;

— мелодика речи;

— энергетика;

— темпоритмика;

— смешение обертонов голоса по частотной шкале в зависимости от характера выражаемой эмоции, которые напрямую связаны со средствами музыкальной выразительности [18, с. 77].

Л. В. Ясинских рассматривает понятие «эмоциональный слух» со следующих позиций:

— эмоциональный слух как способность человека при прослушивании речевых или музыкальных сообщений воспринимать информацию об эмоциональном контексте сообщения;

— эмоциональный слух как сенсорно-перцептивная часть невербальной коммуникации;

— эмоциональный слух как единство эмоциональной и слуховой составляющих, позволяющих воспринимать информацию через ряд спектральных, временных и динамических характеристик акустического сигнала голоса человека (тембр, интонация, ударение, мелодика, темпоритмика и т.п.), идентичных музыкальным средствам выразительности [24, с. 11].

В многочисленных исследованиях Б. М. Теплова понятие «эмоциональный слух» связано с понятием «музыкальный слух», и является его компонентом. В структуре музыкального слуха Б. М. Теплов выделяет ладовое чувство (эмоциональный компонент) и музыкально-слуховые представления (слуховой компонент). Б. М. Теплов отмечает, что «если музыка по самому существу своему является выражением эмоционального содержания, то и музыкальный слух должен быть, очевидно, эмоциональным слухом», таким образом, эмоциональный слух, по мнению ученого, является пониманием эмоционального содержания музыки [28].

Обращая внимание на то, что эмоциональный слух, несмотря на общность с музыкальным слухом, является самостоятельным феноменом, мы говорим о том, что музыкальный слух все же относится к специфическим музыкальным способностям и развивается через восприятие музыки, тогда как эмоциональный слух является общей способностью человека понимать смысл любого высказывания, как речевого, так и музыкального, определять его эмоциональный тон.

Подтверждение этому есть в работах по художественному воспитанию, где определяется, что именно через эмоцию ребенок получает целостное представление о произведении, верно представляя идею — «пафос» произведения. Пафос — это идея, чувство или гамма чувств, выраженных в произведении и являющаяся идейно-эмоциональным ядром его содержания (Н. Г. Кудина, З. Н. Новолянская) [11, с. 34].

Структура эмоционального слуха рассмотрена в исследовании О. А. Комаровской, которая выделила следующие его компоненты:

— умение распознавать эмоции, скрытые в звучании ряда музыкальных фрагментов, не только контрастных по образности (и по языковым средствам), что распознается довольно легко, но и достаточно близких, в которых испытуемым предстоит уловить «неуловимые» нюансы;

— умение распознавать эмоции в коротких вербальных текстах: одна и та же фраза повторяется с разным подтекстом; распознается эмоция, заложенная в каждом из вариантов;

— умение распознавать эмоции в вокальной фразе, исполняемой с некоторыми изменениями: сменой лада, темпа, регистра и фактуры аккомпанемента, агогики, динамики; распознаются эмоциональные нюансы, влияющие на общий смысл;

— умение распознавать эмоции в пластическом интонировании (по типу, своеобразной игры «за стеклом) [9, с. 205].

Вышеперечисленные умения относятся к пассивному эмоциональному слуху. К активному эмоциональному слуху относят умения точно и непринужденно, спонтанно и мгновенно передавать эмоции в исполнительской музыкальной деятельности, в пластических движениях, способность переводить «образы-восприятия» в «образы-результаты», применяя средства разных видов искусства, основанную на развитии психомоторных качеств через упражнения в воспроизведении интонационных характеристик высказываний [9, с. 207].

Более развитые способности преобразовывать образы-восприятия в образы-результаты характерны для детей с высокими показателями развития пассивного эмоционального слуха. При этом высокий уровень развития пассивного эмоционального слуха может быть у ребенка с низким уровнем развития активного эмоционального слуха.

Пассивный эмоциональный слух является характеристикой общей «художественности» личности (способности переживать выразительные средства разнообразных искусств).

Способность к воплощению замысла, то есть к созданию художественного образа характерна для активного эмоционального слуха, и часто присуща людям, которых характеризуют как художественно одаренных в конкретных видах искусства [9, с. 209].

В исследовании И. Фан и Л. В. Ясинских выделены такие характеристики эмоционального слуха, как:

— зависимость от степени восприятия различных эмоций: наилучшим образом опознаются аудиторами эмоции горя, страха, гнева, нейтральные фразы и эмоция радости опознаются ими же заметно хуже;

— зависимость эмоционального слуха от характера эмоционального стимула (речь и музыка): восприятие эмоций в речи осуществляется лучше, чем в пении. Это отчасти объясняется тем, что эмоциональный слух постоянно развивается в процессе речевого общения людей, а также тем, что эмоции в музыке являются художественными, и требуют своего осмысления. Тем не менее, серия проведенных опытов показала, что, несмотря на то, что наличие слова в роле стимула эмоционального слуха дает определенные преимущества в восприятии эмоций, однако, отсутствие слова не лишает сигнал эмоционального содержания;

— помехоустойчивость эмоционального слуха при восприятии эмоциональной и вербальной информации: эмоциональная форма звуковой коммуникации является более стабильной при воздействии шумовых помех, чем лингвистическая;

— зависимость эмоционального слуха от возрастных различий: с возрастом разрешающие возможности мозга к восприятию эмоционально значимой информации закономерно возрастают [20, с. 14].

Таким образом, проанализировав психолого-педагогическую литературу и сопоставив позиции нескольких авторов, мы делаем вывод, что эмоциональный слух — это способность в процессе прослушивания речевых или музыкальных сообщений выделять эмоциональный контекст сообщений; а также — это общая сенсорная способность, обеспечивающая восприятие эмоциональной информации любых высказываний, как музыкальных, так и вербальных.

Различают пассивный (распознавание эмоций в музыкальных фрагментах, в коротких вербальных текстах, в вокальной фразе, в пластическом интонировании) и активный (передача эмоции в исполнительской музыкальной деятельности, в пластических движениях, перевод «образов-восприятий» в «образы-результаты») виды эмоционального слуха.

Характеристиками эмоционального слуха являются: зависимость от степени восприятия различных эмоций и от характера эмоционального стимула (речь и музыка); помехоустойчивость при восприятии эмоциональной и вербальной информации; зависимость от возрастных различий.

1.2. Развитие эмоционального слуха у старших дошкольников как психолого-педагогическая проблема

Формирование слуха, который является сенсорной основой общих перцептивных способностей, начинается в раннем возрасте, поэтому педагогическую деятельность по развитию эмоционального слуха необходимо начинать как можно раньше, способствуя эти всему последующему развитию ребенка дошкольного возраста [8, с.31].

В теории и практике педагогики разработаны психолого-педагогические основы сенсорного развития детей (А. В. Запорожец, А. П. Усова). Изучены особенности развития звуковысотной чувствительности (А. В. Запорожец, Т. В. Ендовицкая, Т. А. Репина, В. С. Мухина), тембрового слуха (Л. А. Гарбер), установлена роль вокальной моторики в развитии способности звуковысотного слуха (А. Н. Леонтьев, Ю. Б. Гипенрейтер, О. В. Овчинникова), выявлена связь между развитием голоса и слуха (Р. И. Зинич, М. С. Осеннева, В. А. Самарин, Г. П. Стулова).

Установлены особенности проявления слуха у детей раннего возраста (Л. Багирова, К. Козырева). Рассмотрено взаимодействие между накоплением детьми чувственно-слухового опыта и пояснениями педагога, направленными на анализ музыкальных явлений (Э. Б. Абдуллин, Ю. Б. Алиев, Н. А. Ветлугина, Д. Б. Кабалевский, О. П. Радынова и др.).

Все исследования посвящены либо отдельным компонентам музыкального слуха, либо анализируют взаимодействие слуха с той или иной музыкальной деятельностью. Несмотря на такое внимание оказываемое вопросам изучения слуха, разработка направлений, касающихся развития собственно эмоционального слуха как способности распознавания музыкальной эмоции, значимой для понимания идеи, замысла произведения и осознания коммуникативной направленности музыкального искусства в работах разных авторов не получили еще должного внимания [20, с. 57].

Сенсорные свойства у детей развиваются в процессе усвоения общественного сенсорного опыта, в ходе специальной практической деятельности, упражнений и организованного обучения. Стихийное и неорганизованное протекание процесса сенсорного развития ребенка приводит к его малой продуктивности и незначительным результатам. Гораздо более эффективно специальное обучение дошкольников способам обследования предметов и явлений, в частности анализу звуковых явлений: речи, звуков природы, рукотворного мира и музыки, основанному на применении системы соответствующих сенсорных эталонов.

Период дошкольного возраста является наиболее сензитивным для сенсорного развития, в том числе музыкального и эмоционального слуха. Развитие слуха ребенка не должно ограничиваться развитием лишь способности к звуковысотному определению интервалов, тембров, гармоний. У ребенка необходимо развивать особую слуховую восприимчивость к эмоциям музыкального произведения, как ответную реакцию на воздействие музыки, необходимо развивать «эмоциональное ухо, чтобы дифференцировать эмоции, адекватно распознавать их, устанавливать взаимосвязь музыкальных эмоций и собственных переживаний, находить способы музыкального выражения эмоций-переживаний, переводить их в разряд музыкальных образов.

Приоритет эмоционально-образного познания детьми окружающего мира подтвержден авторами большинства программ музыкального развития и воспитания, где они подчеркивают значимость развития эмоциональной сферы, эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста.

Эмоции в музыкальном искусстве, вызывая у человека, воспринимающего музыку, переживание, способствуют пониманию музыкальных мыслей выраженных через эмоции. Так, например, в произведениях музыки венских классиков широко представлены четыре вида базовых эмоций:

— радость — активная положительная эмоция, для которой характерно хорошее настроение и ощущение удовольствия;

— печаль — преходящее эмоциональное состояние, для которого характерно негативное настроение и чувства, не располагающие к обретению счастья;

— гнев — отрицательно окрашенная эмоция, выражающаяся в недовольстве каким-либо явлением, негодованием или возмущением;

— страх — отрицательно окрашенная эмоция, которая возникает как ответная реакция на внешний или внутренний раздражитель, представляющий опасность, и помогает настроить организм на дальнейшие действия [21, с. 11].

В исследовательских работах Л. В. Ясинских представлена методика развития эмоционального слуха у старших дошкольников, в основе которой лежит принцип поэтапного усложнения заданий и расширения умений от простых к более сложным.

Первым этапом является эмоционально-ориентационный. На данном этапе педагоги обращают внимание на развитие способности детей к адекватному восприятию и определению основной эмоции произведения, обобщение амбивалентных эмоций, дифференциацию эмоциональных оттенков произведения, его частей, отдельных высказываний или фрагментов.

Далее следует интонационно-практический этап. На данном этапе развивается способность ребенка к выражению эмоционального тона произведения разными способами переинтонирования (вокальным, инструментальным, пластическим), к установлению взаимосвязи между эмоцией и интонацией, развивается способность к адекватности переинтонирования.

На перцептивно-смысловом этапе развивается способность ребенка понимать идею — «пафос» произведения через выявленный основной эмоциональный тон произведения, определять смысловое содержание произведения вербально, устанавливать взаимосвязи между основной эмоцией и содержанием произведения [24, с. 13].

Как было сказано, начальным этапом развития эмоционального слуха у старших дошкольников является развитие у ребенка способности к определению основного эмоционального тона высказывания, в том числе и музыкального.

Слушая музыку, большинство детей проявляют эмоциональную отзывчивость через невербальные признаки: покачивание головой, туловищем, руками и т. д. Однако выделить и осмыслить основную музыкальную идею им бывает трудно. Поэтому ряд авторов (А. А. Пиличяускас, Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, А. Ф. Лобова и др.) отмечают, что необходимо помочь ребенку осознать свои переживания, вызванные музыкой и выразить их каким-либо способом. Для этого надо, чтобы дети осознавали свою эмоцию, появившуюся в ответ на музыкальное произведение. Однако подчас восприятие дошкольниками эмоционального тона произведения происходит поверхностно обобщенно (О. П. Радынова, Г. П. Новикова, Н. Г. Тагильцева). В связи с этим появляется необходимость развивать способность определения эмоционального тона произведения через «словарь эмоций» (В. Г. Ражников, О. П. Радынова, Г. П. Сергеева и др.).

Следующим, основным этапом развития эмоционального слуха становится осознание детьми интонационной природы музыкального искусства, в которой заключено единство чувства и мысли.

Развитие «интонационного словаря» (Б. В. Асафьев) возможно через освоение детьми приемов переинтонирования, когда «рождение» музыкального звука является следствием выражения ребенком своего эмоционального переживания воплощенного в художественно-творческом продукте деятельности.

Переинтонирование — это способность ребенка передать выявленный им эмоциональный тон произведения в вокальном, инструментальном звучании и даже в невербальном выражении.

Таким образом, условием определения эмоционального тона произведения и осознания его идеи — «пафоса» является сама деятельность ребенка, которая помогает ему реализовать природную активность и в то же время ощутить эмоционально-смысловую природу интонации. Однако, если ребенок способен, переинтонируя эмоциональный тон произведения, выражать свою мысль и эмоцию, очевидно, он может понять смысл интонации другого человека — автора и исполнителя (Н. Г. Тагильцева).

Ряд авторов (Г. Гарднер, А. А. Мелик-Пашаев, Г. Н. Кудина, З. Н. Новлянская, Е. М. Торшилова, Л. В. Школяр и др.) в ходе экспериментальных исследований доказали, что первые ассоциации, возникающие на основе выявления эмоционального тона произведения, уже позволяют воспринимающему произведение прогнозировать его художественную идею. Следовательно, развивая способность определения эмоционального тона произведения и выражение его приемом переинтонирования, мы развиваем эмоциональный слух старшего дошкольника как способность понимать смысл произведения или его основную идею, кроме того, мы развиваем способность, понимать смысл высказывания другого человека через его интонацию.

В исследовании Л. В. Ясинской определены показатели развития эмоционального слуха:

— способность определения эмоционального тона высказывания, в том числе и музыкального;

— способность выражения эмоционального тона высказывания, воспринятого ребенком через самостоятельное нахождение им интонации в слове или музыке, а иногда и в пластике;

— способность через выявленную ребенком эмоцию определять основную идею — «пафос» произведения, в том числе и музыкального [23, с. 194].

В настоящее время имеются исследования, доказывающие актуальность проблемы развития эмоционального слуха у старших дошкольников.

Например, К. В. Куцай рассматривает развитие эмоционального слуха как необходимое условие развития коммуникативных навыков дошкольников. Объясняется это тем, что коммуникация изначально построена на эмпатии, на понимании эмоций и чувств человека, а эмоциональный слух позволяет идентифицировать невербальные сигналы, транслируемые другими людьми, правильно их понимать и разделять эмоции, высказываться и быть услышанным и понятым.

Автором было проведено исследование, подтверждающее значимость эмоционального слуха в развитии коммуникативных навыков человека:

— в ходе исследований была установлена корреляция между эмоциональным слухом и эмпатией, являющейся важнейшей способностью, которая раскрывает человеческую природу;

— за счет восприятия эмоциональной информации в речи слова коммуникативного партнера перестают быть формальным текстом, они являются источником, передающим психологическое состояние, личностное отношение к чему-либо;

— правильная интерпретация невербальных эмоциональных посылов является залогом понимания, исключающего домысливание и смысловое искажение при восприятии слов собеседника;

— развитый эмоциональный слух поможет выявлять несоответствие и противоречие между словами говорящего и тем эмоциональным оттенком, с которым они были сказаны. В большинстве случаев, смысл слов и эмоциональный компонент, с которым человек их говорит, совпадают, то есть не противоречат друг другу. Но бывают ситуации, в которых говорящий старается скрыть свое истинное отношение к предмету разговора, при чем это может происходить даже неосознанно. В таком случае именно эмоциональный слух способен уловить получившийся диссонанс [12, с. 455].

О. А. Комаровская исследует значение эмоционального слуха в художественно-эстетическом развитии детей. По мнению автора эмоциональный слух необходим для развития художественно-творческих способностей детей прежде всего, в исполнительских искусствах, предполагающих непосредственное общение исполнителя (как интерпретатора первоначального художественного текста в сценическом выступлении) и реципиента как лакмус интонации.

Это связано с природой исполнительских искусств: музыки как искусства интонируемого смысла в звуках, хореографии как пластического интонирования в единстве с музыкальной составляю щей хореографического образа, воплощаемого особым «инструментом» — человеческим телом, актерства, синтезирующего речевую и пластическую интонацию, а в музыкальном театре — и музыкальную (музыкально-речевую и музыкально-пластическую) [9, с. 204].

Таким образом, анализ и обобщение литературы по проблеме развития эмоционального слуха позволяет сделать вывод, что методика развития эмоционального слуха у старших дошкольников включает эмоционально-ориентационный, интонационно-практический и перцептивно-смысловой этапы. Проблема развития эмоционального слуха актуальна в связи с его значимостью для коммуникативного и художественно-творческого развития ребенка.

1.3. Возможности музыкальной деятельности в развитии эмоционального слуха у старших дошкольников

Музыка — самое эмоциональное из всех искусств. В теории трех сторон музыкального содержания — эмоциональная, изобразительная, символическая — эмоция стоит на первом месте. При этом содержание музыки сложно перевести на язык слов, «оно пребывает в своем собственном мире художественного выражения. Музыка способна передавать тончайшие оттенки эмоций, их неуловимый переход, для которых очень сложно найти вербальный эквивалент [21, с. 5].

Своеобразие музыкального искусства заключается в том, что оно раскрывается слушателю только посредством эмоций. Музыка способна вызывать эмоциональный отклик у слушателя репродуктивным путем, путем ассоциативного напоминания о тех настроениях, эмоциях, которые некогда сопутствовали музыкальному прослушиванию, с другой стороны музыка может воссоздать выразительные качества некогда испытанных человеком эмоций.

Среди психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста можно выделить «особенную чувствительность к эмоциональному тону непосредственных чувственных впечатлений — ценнейшее качество для восприятия подлинного произведения искусства» (А. А. Мелик-Пашаев), что и должно стать основой развития эмоционального слуха дошкольника в музыкальной деятельности [14, с. 34].

В комплексных и парциальных программах дошкольного образования восприятие музыки рассматривается с позиции формирования способности воспринимать эмоции музыкального произведения, характеризовать и различать их оттенки.

Например, в программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса отмечается, что на музыкальных занятиях у детей необходимо развивать способность понимать содержание музыкальных произведений и эмоционально откликаться на выраженные в них чувства и настроения, развивать звуковысотный слух [7].

В программе «Детство» Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой выдвигается девиз «Чувствовать — Познавать — Творить», как линии развития ребенка [5].

Авторы не выделяют понятия эмоциональный слух, однако в эмоциональное развитие они включают элементы его развития: ознакомление с эмоциональными переживаниями людей и эмоциональными состояниями, определение настроения и нюансов, выраженных в музыке, подбор и музицирование на музыкальном инструменте, сочинение стихотворений, отражающих отношение и впечатление, эмоции от услышанного музыкального произведения.

Таким образом, через активное восприятие музыки ребенок превращает свои музыкальные переживания в творческий продукт (оригинальные мелодические фразы и песенки на предлагаемые тексты, сочинение сюжетов музыкальных игр, музыкальных образов и т. д.). Детское музыкальное творчество, в процессе которого ребенок опирается на эмоциональные комплексы интонации, может быть использовано для развития эмоционального слуха ребенка. Однако авторы программы не уделяют достаточного внимание данной проблеме и не определяют направления ее решения. Подчеркивая образность и эмоциональность музыкального языка, авторы программы стремятся развивать в детях общение по поводу своих впечатлений.

В программе «Истоки» Л. А. Парамоновой и др. музыкальное воспитание осуществляется через основные виды музыкальной деятельности: слушание музыки, музыкальное движение, пение, игру на детских музыкальных инструментах и музыкальную игру-драматизацию.

Среди задач раздела «слушание музыки» есть задачи, способствующие развитию эмоционального слуха: побуждение детей к определению настроения, характера музыкального произведения, развитие интонационно-мелодического слушания музыки, предпочтение пьес с преобладанием выразительного начала, содержащих контрастные настроения и их оттенки, развернутых и сложных по форме музыкальных образов, музыкального материала, включающего эталонные мелодические построения, небольшие, но выразительные, яркие мелодии, что также способствует развитию эмоционального слуха.

В программе отмечается, что дети должны уметь подбирать инструменты, соответствующие характеру музыкальной пьесы, озвучивать на них переклички, отдельные реплики. Среди задач по музыкальной драматизации можно выделить умение «входить в образ», находить для него интонационные характеристики [17].

В парциальной программе «В мире музыкальной драматургии» Т. Ф. Кореневой предпосылки к развитию эмоционального слуха можно выделить в таких видах музыкальной деятельности как слушание музыки и пение. Автор программы отмечает важность осознания ребенком интонационного языка музыкального искусства. В певческой деятельности детям предлагается импровизировать, «стараясь найти соответствие литературного текста выразительным интонациям, они подстраивают голос, его звучание к определенной мелодии» [10, с. 9].

В процессе слушания музыкального произведения обращается внимание на осознание общего характера произведения и выразительности интонации, на эмоциональную выразительность речи педагога при раскрытии эстетического содержания музыкального произведения. Данное замечание автора очень важно для развития у детей способности выражать свое эмоциональное отношение при ответе, так как у детей развит подражательный момент.

Таким образом, во многих программах дошкольного образования эмоциональное развитие дошкольников осуществляется с помощью музыки, развития у детей способности воспринимать ее эмоциональное содержание, различать эмоциональные оттенки, осознавать интонационный язык музыки, находить средства выразительности как в музыкальных, так и в речевых интонациях.

В программах выделяются такие приемы, как озвучивание интонации на детских музыкальных инструментах или голосом, для проникновения в эмоциональное состояние художественного образа и общения с ним используется эмпатия.

Данные приемы можно использовать для целенаправленного развития эмоционального слуха. В программы включены музыкальные произведения с преобладанием эмоциональной выразительности, что также можно использовать для «расширения багажа музыкальных эмоций ребенка», как одного из элементов развития эмоционального слуха.

Данный вывод позволяет рассмотреть возможности музыкальной деятельности, позволяющие развивать эмоциональный слух у старших дошкольников.

Первое положение нашей гипотезы связано с тем, что музыкальная деятельность позволяет развивать пассивный эмоциональный слух на основе восприятия (слушания) музыки и через анализ ее эмоционального содержания.

Учеными установлена идентичность механизмов передачи эмоциональных переживаний в музыкальной и в разговорной речи:

— тембр голоса, его физический эквивалент — спектр звука, т. е. графическое отображение амплитудно-частотного (обертонового) состава голоса (тембр в музыке);

— мелодика речи: изменение высоты голоса во времени (мелодия);

— энергетические характеристики: сила голоса и ее изменение (динамика);

— темпоритмические средства речи (темп, метр, ритм в музыке);

— атипичные индивидуальные особенности произношения: смех, покашливание, заикание и т.д. (штрихи, пассажи и т.д.);

— смещение обертонов голоса по частотной шкале в зависимости от характера выражаемой эмоции (музыкальные регистры) [20, с. 11].

На основе данной общности фонационных невербальных средств кодирования эмоциональной информации в речи и музыке можно использовать восприятие музыки для развития эмоционального слуха.

Восприятие музыки способствует развитию умения распознавать эмоции, скрытые в звучании ряда музыкальных фрагментов, как контрастных по образности и по языковым средствам, так и достаточно близких, в которых различаются только небольшие аспекты.

Например, с помощью дидактических музыкальных игр «Угадай настроение» дети учатся понимать настроение, которое передает композитор. Для таких игр можно использовать музыкальные произведения «Колыбельная» В. А. Моцарта, «Песня жаворонка» П. И. Чайковского, «Болезнь куклы» П. И. Чайковского, «Камаринская» П. И. Чайковского. Дети вербально обозначают эмоции, которые поняли, обращают внимание на содержание музыки, соотносят эти эмоции с собственными, учатся анализировать музыку с учетом собственных ощущений, определять свое эмоциональное состояние.

Понимание и определение эмоций требует предварительной работы по знакомству с «эталонами» эмоций, как сложившимися образами эмоций, представляемыми на визуальном уровне (мимика, позы), на двигательном уровне (скорости, резкости, плавности, широты движений), на уровне цветовосприятия (темные, тусклые цвета ассоциируются с печалью, красный с тревогой, и так далее). В музыкальной деятельности эти представления дополняются звуковыми характеристиками (темп, ритм, лад, высота звуков, сила звучания), что приводит к соотнесению существующих образов эмоций с музыкой, и формированию музыкальных образов.

Таким образом, можно говорить о том, что музыкальная деятельность в виде восприятия и анализа музыкальных произведений способствует развитию способности к распознаванию эмоций, скрытых в звучании музыкального фрагмента, распознаванию эмоций в коротких вербальных текстах, в вокальных фразах, исполняемых со сменой лада, темпа, регистра и фактуры аккомпанемента, агогики, динамики. Все это способствует развитию пассивного эмоционального слуха в целом.

Второе положение гипотезы связано с возможностями музыкальной деятельности в развитии активного эмоционального слуха как умения точно и непринужденно, спонтанно и мгновенно воплощать эмоции в музыке, в пластике.

Музыкальная исполнительская деятельность предполагает пение, интонирование, озвучивание, аккомпанемент и пластические движения под музыку, что позволяет развивать активный эмоциональный слух.

Как было определено активный эмоциональный слух заключается в преобразовании образов восприятия в образы воспроизведения, являющиеся творческим результатом «проживания» содержания музыкальных произведений, идентификации себя с их героями, прочувствования того настроения, которое передавал композитор.

Средствами музыки (голоса, ин6струментов, движений) дети воплощают в творчестве те образы, которые воспринимали при прослушивании произведений с помощью психомоторных действий и специальных заданий по воспроизведению интонации.

Передача интонации является основой развития активного эмоционального слуха. Доказано, что собственный голос человек слышит иначе, чем остальные звуки, в совокупности реагирования на внешние и внутренние раздражители, поэтому важно научить ребенка управлять своим голосом, передавая те эмоции и настроения, которые необходимо.

На первых этапах для передачи эмоций используется простое интонирование голосом без текста, или с применением простейших для произнесения комбинаций «ла-ла-ла» или «на-на-на», что позволяет сконцентрировать внимание не на воспроизведении текста, не на дикции, а именно на интонации, на звучании голоса, чтобы передать нужный ритм, темп и высоту звуков. Такие простые напевы позволяют постепенно развивать умение контролировать вдох и выдох, развивать певческое дыхание, и умение контролировать протяженность звучания гласных.

Также интонирование возможно при использовании музыкальных инструментов. Детям старшего дошкольного возраста доступно исполнение простейших мелодий и игра в детском оркестре.

Одним из интересных приемов также является звуковое сопровождение на инструментах театрализаций. Например, музыкальное сопровождение появления героев на сцене: Бабы Яги, Злой или Доброй волшебницы, маленького зайчика или огромного грузного медведя, задорного клоуна и так далее.

С помощью звуков музыкальных инструментов можно передать эмоции страха, печали, радости, удивления, интереса и так далее, музыкальные звуки помогают привлечь внимание зрителей к важным моментам спектакля, подсказывают настроение героев.

Игра на музыкальных инструментах дает возможность расширить представления об эмоциях и их звуковых характеристиках, научиться различать оттенки эмоций, проводить связи звуковых интонаций с речевыми и визуальными признаками эмоциональных состояний.

Движения под музыку — один из видов исполнительской музыкальной деятельности, который наиболее доступен для дошкольников. В пластических движениях дети воплощают существующие образы представления эмоциональных состояний, превращают их в результат: характерные позы и выражения лиц, движения такт.

Музыкально-пластические движения чаще всего являются частью музыкальных игр, в которых дети играют роли, «проживают» эмоции персонажей как свои. Умение детей входить в образ определяет успешность выполнения пластических действий.

Важно обучить пантомимике, которая также важна для понимания эмоционального состояния, таких его аспектов как резкость или плавность движений, частота движений, широта жестов, или их скованность.

Развиваются мимически-пантомимические умения часто при организации пантомимических этюдов, где педагог читает определенный текст, а дети изображают движения, как будто они находятся в новых условиях. Часто используется музыкальное сопровождение, соответствующее семантике речевых высказываний, благодаря которому устанавливаются более прочные и обширные ассоциативные связи.

Таким образом, можно заключить, что музыкальная деятельность способствует развитию активного эмоционального слуха, так как при обучении пению, интонированию голосом, музицированию на простейших инструментах и пластических движениях дети выполняют активную деятельность по преобразованию образов восприятия в «образы-результаты».

Можно сделать вывод, что музыкальная деятельность способствует развитию эмоционального слуха детей старшего дошкольного возраста, так как: способствует развитию пассивного эмоционального слуха на основе формирования умения воспринимать (слушать) музыкальные произведения и анализировать их эмоциональное содержание; способствует развитию активного эмоционального слуха на основе овладения певческой деятельностью и пластическими движениями под музыку.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1

Эмоциональный слух — это способность в процессе прослушивания речевых или музыкальных сообщений выделять эмоциональный контекст сообщений; а также — это общая сенсорная способность, обеспечивающая восприятие эмоциональной информации любых высказываний, как музыкальных, так и вербальных. Различают пассивный (распознавание эмоций в музыкальных фрагментах, в коротких вербальных текстах, в вокальной фразе, в пластическом интонировании) и активный (передача эмоции в исполнительской музыкальной деятельности, в пластических движениях, перевод «образов-восприятий» в «образы-результаты») виды эмоционального слуха. Характеристиками эмоционального слуха являются: зависимость от степени восприятия различных эмоций и от характера эмоционального стимула (речь и музыка); помехоустойчивость при восприятии эмоциональной и вербальной информации; зависимость от возрастных различий.

Анализ и обобщение литературы по проблеме развития эмоционального слуха позволяет сделать вывод, что методика развития эмоционального слуха у старших дошкольников включает эмоционально-ориентационный, интонационно-практический и перцептивно-смысловой этапы. Проблема развития эмоционального слуха актуальна в связи с его значимостью для коммуникативного и художественно-творческого развития ребенка.

Музыкальная деятельность способствует развитию эмоционального слуха детей старшего дошкольного возраста, так как: способствует развитию пассивного эмоционального слуха на основе формирования умения воспринимать (слушать) музыкальные произведения и анализировать их эмоциональное содержание; способствует развитию активного эмоционального слуха на основе овладения певческой деятельностью и пластическими движениями под музыку.

 

ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СЛУХА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Изучение уровня развития эмоционального слуха у старших дошкольников

Диагностика эмоционального слуха у детей старшего дошкольного возраста проводилась на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения детский сад № 108 г. Нижний Тагил. В исследовании приняли участие 20 детей в возрасте 5–6 лет.

Диагностика уровня развития эмоционального слуха у детей старшего дошкольного возраста проводилась с использованием метода эмоционально-семантической дивергенции (расхождение смысла слова и его эмоциональной интонации), разработанного В. П. Морозовым [15].

Цель диагностического исследования: определение уровня развития эмоционального слуха у детей старшего дошкольного возраста.

Описание диагностической методики: оценивание активного эмоционального слуха происходит в процессе произнесения детьми одной и той же фразы, которой нужно придать различные эмоционально-интонационные характеристики.

Ребенок произносит три фразы: «Прости, я сам все расскажу», «Они сейчас придут сюда», «Так вот кто громко плакал здесь». Произносить каждую фразу необходимо, выражая голосом эмоциональное состояние (радостное, печальное, гневное, испуганное, нейтральное) (15 заданий).

Оценивание пассивного эмоционального слуха происходит в процессе определения эмоций на записи эмоциональных фраз, звучащих с интервалом 8–10 секунд. Прослушивание каждой фразы ребенок сопровождает определением эмоции из числа воспроизводимых и дает вербальный ответ (15 заданий).

Обработка и интерпретация результатов, полученных при проведении диагностики: определение уровня развития эмоционального слуха происходит по числу правильных ответов (в процентах) по отношению к числу заданий по формуле:

ЭС= , где:

— Ax — число правильно определенных эмоций;

— AΣ — число предъявленных эмоциональных фраз.

Всего тест состоит из тридцати заданий.

Характеристика уровней развития активного эмоционального слуха:

— от 100% до 80% — высокий уровень: правильное произнесение нужной интонации, преобразование высказывания в радостное, печальное, гневное, произнесение фразы с интонацией страха или нейтрально, подключение мимики и жестов, владение голосом настолько, что окружающим понятны передаваемые эмоции;

— от 79% до 50% — средний уровень: преобладающее большинство правильной передачи интонации, возможны ошибки при использовании мимики и жестов, соотнесении их с интонацией;

— 49% и менее — низкий уровень: множественные ошибки при выражении голосом интонации, интонационная схожесть фраз, неумение использовать мимику и жесты.

Характеристика уровней развития пассивного эмоционального слуха:

— от 100% до 80% — высокий уровень: правильное определение интонации на записи, умение предположить контекст произнесения фразы или ситуацию, в которой она могла звучать, героя, который произносит ее, отсутствие ошибок при определении интонации разных голосов;

— от 79% до 50% — средний уровень: большинство правильных ответов при определении интонации, возможны ошибки в определении интонации, передаваемой разными голосами, неразличение интонации и тона, тембра, высоты голоса;

— 49% и менее — низкий уровень: малое количество правильных ответов, называние характеристик силы или высоты голоса вместо интонационных, неумение предположить обстоятельства произнесения, настроение говорящего.

Уровни развития эмоционального слуха (после перевода в проценты):

— от 100% до 80% — высокий уровень: правильное определение интонации на записи и верная передача интонации;

— от 79% до 51% — средний уровень: большинство случаев верного определения интонации, передачи интонации, допуск ошибок при вербальном обозначении эмоций, сопровождении их жестами и мимикой;

— 50% и менее — низкий уровень: мало правильных ответов при определении интонации, понятной передаче эмоций голосом, замена интонационных характеристик на характеристики силы голоса, его высоты, допуск ошибок в вербальном обозначении эмоций.

Результаты проведенной диагностики представлены в Приложении 1.

В таблице 1 представлены результаты диагностики активного эмоционального слуха у старших дошкольников:

Таблица 1

Результаты диагностики уровня развития активного эмоционального слуха у старших дошкольников

Уровень

Кол-во (чел)

Кол-во (%)

высокий

1

5%

средний

12

60%

низкий

7

35%

 

Графически результаты диагностики активного эмоционального слуха у старших дошкольников представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Результаты диагностики уровня развития активного эмоционального слуха у старших дошкольников

 

Согласно полученным данным, только у 5% детей (1 человек) зафиксирован высокий уровень развития активного эмоционального слуха. Ребенок смог верно исполнить большинство нужных фраз, передавал интонации голосом, а также активно использовал мимику. Ребенок хорошо владеет не только интонационными характеристиками, но и может регулировать силу голоса, изменять тон, передавать эмоции, входя в образ. У большинства детей (60%) зафиксирован средний уровень развития активного эмоционального слуха: дети чаще всего допускали ошибки при передаче интонации страха, интонационное звучание при передаче эмоции печали и при произнесении без эмоций часто не отличались. У 35% детей, у которых был зафиксирован низкий уровень развития эмоционального слуха, были частые ошибки в передаче эмоций, характеризующиеся тем, что дети изменяли только силу голоса, то есть произносили фразы громче или тише, при этом эмоции никак не передавались.

В таблице 2 представлены результаты диагностики пассивного эмоционального слуха у старших дошкольников:

Таблица 2

Результаты диагностики уровня развития пассивного эмоционального слуха у старших дошкольников

Уровень

Кол-во (чел)

Кол-во (%)

высокий

4

20%

средний

16

80%

низкий

0

0%

 

Графически результаты диагностики пассивного эмоционального слуха у старших дошкольников представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Результаты диагностики уровня развития пассивного эмоционального слуха у старших дошкольников

 

Согласно полученным данным, высокий уровень развития пассивного эмоционального слуха получен в трех случаях (20% детей). Эти дети смогли верно назвать большинство эмоций на аудио, смогли дать характеристику этих эмоций, описать варианты их проявления. У 80% детей зафиксирован средний уровень развития пассивного эмоционального слуха. Дети допустили много ошибок, среди которых были неверные определения интонации, неверная трактовка эмоций и их возможного проявления, смешивание интонаций при их произнесении голосом одного героя. Низкого уровня развития пассивного эмоционального слуха не обнаружено.

Объединение данных позволило определить общий уровень развития эмоционального слуха у дошкольников, распределение которого представлено в таблице 3.

Таблица 3

Результаты диагностики уровня развития эмоционального слуха у старших дошкольников

Уровень

Кол-во (чел)

Кол-во (%)

высокий

1

5%

средний

15

75%

низкий

4

20%

 

Графически результаты диагностики эмоционального слуха у старших дошкольников представлены на рисунке 3.

Рис. 3. Результаты диагностики уровня развития эмоционального слуха у старших дошкольников

 

Согласно полученным данным, у 5% детей эмоциональный слух развит на высоком уровне, то есть, у ребенка были высокие показатели как по передаче интонации и эмоций, так и по их пониманию и определению. У 75% детей эмоциональный слух развит на среднем уровне и у 20% детей — на низком.

Обобщив результаты диагностики, можно отметить, что показатели развития пассивного эмоционального слуха в целом выше, чем активного. Детям легче определять эмоции и интонации, чем передавать их. Владение голосом дается сложнее. При этом много ошибок, связанных с характеристиками голоса по силе и высоте, вместо интонационных характеристик. Высокий уровень развития эмоционального слуха зафиксирован только у одного ребенка, тогда как у остальных — средний и низкий. Поэтому мы делаем вывод о необходимости поведения специально организованной работы по развитию эмоционального слуха у детей старшего дошкольного возраста.

2.2. Педагогический проект по развитию эмоционального слуха у старших дошкольников в музыкальной деятельности

В ходе диагностики было установлено, что у большинства детей эмоциональный слух развит на среднем и низком уровнях. Поэтому в практической части исследования представлен педагогический проект по развитию эмоционального слуха.

Проект основан на положениях В. П. Морозова, Л. В. Ясинских, которые рассматривали структуру эмоционального слуха и выделили его активный и пассивный виды. В проекте развитие эмоционального слуха предлагается организовать в ходе музыкальной деятельности, поскольку она дает возможность развивать понимание эмоций и способности их передавать.

Цель проекта: развитие эмоционального слуха у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

— развивать пассивный эмоциональный слух, используя восприятие (слушание) музыки и анализ ее эмоционального содержания;

— развивать активный эмоциональный слух, организуя певческую деятельность, музицирование и пластические движения под музыку;

— формировать интерес к эмоциональной составляющей музыкального искусства.

Участники проекта: педагоги дошкольных образовательных организаций, дети старшего дошкольного возраста.

Проект представляет собой комплекс музыкальных произведений, которые могут быть использованы воспитателями в ходе организованной образовательной деятельности в интеграции музыкальной деятельности с другими видами детской активности, в режимных моментах, в качестве сопровождения игровой деятельности детей.

Произведения отобраны согласно репертуару, изучаемому старшими дошкольниками по парциальной программе музыкального образования «В мире музыкальной деятельности» Т. Ф. Корнеевой.

К каждому из произведений дана инструкция по его применению с целью развития эмоционального слуха у старших дошкольников.

В комплексе предложены 22 произведения, использование каждого из которых один раз в день позволит реализовать проект в течение одного месяца с учетом будних дней.

Описание комплекса представлено в Таблице 4.

Таблица 4

Тематический план занятий проекта

п/п

Название музыкального произведения

Задачи использования

1

«Погладь птичку», муз. Т. Ломовой

 

Развивать умение выражать эмоции в пластических движениях под музыку, активный эмоциональный слух

2

«Бабочки», муз. К. Черни

Развивать понимание того, что одни и те же герои могут испытывать разные эмоции, создавать образы с разными эмоциональными характеристиками

3

«Танец Буратино»

Развивать у детей внимание к эмоциональному состоянию собеседника и тону его речи.

4

«Ну и до свидания», муз. И. Штрауса (парный танец)

Формировать умение применять мимику и жесты, общаться с собеседником невербально и понимать эмоции по внешним признакам

5

«Заводные игрушки», муз. Т. Ломовой

Развивать мимические способности; умение определять характер эмоционального настроя вокального произведения, умение копировать интонацию услышанного фрагмента

6

«Храбрые утята» С. Колодуб.

Развивать умение анализировать эмоциональное состояние в песне, передавать эмоции в пении.

7

Фортепианная пьеса Д. Б. Кабалевского «Упрямый братишка»

 

Развивать фонационные умения, эмоциональную отзывчивость, умение использовать для передачи интонации тембр и темп, варьировать высоту голоса

8

Интонирование голосов животных на музыкальных инструментах.

Формировать умение комбинировать разные характеристики голоса для передачи интонации

9

«Передача платочка», рус. нар. мелодия, обр. Т. Ломовой

Развивать способность понимать содержание музыкальных произведений и эмоционально откликаться на выраженные в них чувства и настроения

10

«Большие крылья», армян. нар. песня «Ласточка»

Развивать звуковысотный слух; способность к переведению «образа-восприятия» в «образ-результат».

11

«Прощаться — здороваться», чешская нар. песенка

Формировать умение выражать эмоции в бытовых ситуациях

12

«Смелый наездник», «Казачок», муз. М. Блантера («Катюша»), «Пастушок», муз. С. Майкапара, «Лошадки», муз. М. Красева

Развивать умение выявлять эмоциональный тон произведения, выделять эмоциональную информацию в сообщении

13

«Пассакалия» Г. Генделя.

Развивать дикционную четкость, активизацию речевого дыхания, интонационное разнообразие речи

14

«Здравствуй, солнце золотое», рус. нар.

Развивать способность к выражению эмоционального тона произведения разными способами переинтонирования (вокальным, инструментальным, пластическим)

15

«Пошла млада за водой», рус. нар. Мелодия

Развивать различные голосовые регистры и расширять звуко-высотный диапазон, с интонациями сочувствия и сопереживания

16

«Заплетися плетень», рус. нар. мелодия, обработка Н. Римского-Корсакова

Формировать умение передавать эмоции в играх, в общении, соотносить фон эмоций и визуальные и голосовые проявления

17

«Эхо» А. Попляновой.

Развивать внимание, оперативность реакции и умения детей воспроизводить интонации вопроса, ответа, утверждения, удивления

18

«Добрый жук», пропевание фрагментов песни с разной интонацией, минор, мажор

Развивать способность ребенка, адекватно определять основную эмоцию произведения, обобщать амбивалентные эмоции, дифференцировать эмоциональные оттенки в произведении

19

Танец гномов «Швейцарская полька» (народная мелодия).

Формировать умение импровизировать при проявлении эмоций, использовать признаки эмоций по представлению

20

Хоровод «Выйду ль я на реченьку», рус. нар. мелодия

Формировать умение выражать эмоции, связанные с коллективным отношением народа к явлениям, передавать эмоциональный смысл событий

21

Песня «Сказочные сны»

Развивать интонационную выразительность речи посредством музыкальной деятельности через интонирование мелодии

22

«Крокодилы-бегемоты» из сказки «Красная шапочка»

Сформировать умение различать определенные ритмические и метрические соотношения посредством практической деятельности, распознавать эмоциональную экспрессивность речи, пения, музыки

 

Рекомендации по использованию музыкальных произведений:

Под музыку «Погладь птичку» дети выполняют пластические этюды, проявляют нежность, заботу, сострадание.

По музыку «Бабочки» дети представляют себя бабочками разного характера, пола, вида: большими или маленькими, нежными и плавными или яркими и подвижными, беспечными и так далее.

Под «Танец Буратино» дети танцуют флешмоб, повторяя движения из видео, копируя мимику и подпевая.

Парный танец «Ну и до свидания» исполняется с передачей визуальных признаков эмоций при прощании.

Под музыку «Заводные игрушки» дети выполняют пластические этюды, изображая разные игрушки.

Песенку «Храбрые утята» С. Колодуб дети прослушивают, анализируют ее содержание и разучивают.

Фортепианную пьесу Д. Б. Кабалевского «Упрямый братишка» дети прослушивают и обсуждают «Что такое упрямство? «Упрямый характер – это как?».

Интонирование на музыкальных инструментах голосов животных происходит после просмотра карточек с их изображением.

Музыкальная игра «Передача платочка»: дети выполняют вежливые жесты, выражают доброжелательность с помощью мимики и пантомимики, подпевают по тексту.

Произведение «Большие крылья», дети прослушивают, после чего проводится игра «Птенцы»: дети используют голос и движения для передачи образов птиц.

Песенке «Прощаться — здороваться» дети подпевают при звучании аудиозаписи.

Произведения «Смелый наездник» дети слушают, проводится беседа по прослушанному произведению. Дети изображают разнообразных наездников под музыку «Казачок», муз. М. Блантера («Катюша»), «Пастушок», муз. С. Майкапара, «Лошадки», муз. М. Красева.

Под музыку «Пассакалия» Г. Генделя проводятся пластические этюды и интонирование голосом.

Попевка «Здравствуй солнце золотое» разучивается с передачей интонации и используется на прогулках.

 «Пошла млада за водой», рус. нар. мелодия: пение и инсценировка песни.

Хороводная игра «Заплетися плетень» проводится на прогулках.

Попевка «Эхо» А. Попляновой используется в режимных моментах, дети передают интонационную окраску заданий.

Песню «Добрый жук» дети слушают и пропевают фрагменты песни с разной интонацией, минор, мажор.

Под шуточный танец гномов «Швейцарская полька» (народная мелодия) проводится интонационная импровизация.

Хоровод «Выйду ль я на реченьку» используется как игра малой подвижности или для настроя детей на интеллектуальную деятельность, дети передают спокойные эмоции.

Песню «Сказочные сны» В. Рукавишникова дети слушают, обсуждают эмоциональную окраску песни.

Песня «Крокодилы-бегемоты» из сказки «Красная шапочка» используется как физ минутка, дети в голосе и движениях передают радостные мажорные интонации.

Планируемый результат проекта:

— у детей развит пассивный эмоциональный слух, умения слушать музыку и анализировать ее эмоциональное содержание;

— у детей развит активный эмоциональный слух, певческая деятельность и пластические движения под музыку (интонирование, исполнение песен, озвучивание);

— дети проявляют интерес к анализу эмоционального содержания музыкальных произведений.

Литература по проекту:

1.                Веракса, Н. Е. «От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного образования.  [Текст] / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. —  336 с.
  1. Коренева, Т. Ф. Парциальная программа «В мире музыкальной драматургии»: музыкально-ритмическая деятельность с детьми дошкольного возраста [Текст] / Т. Ф. Коренева. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019. — 48 с.

Таким образом, можно сделать вывод, что в практической части исследования разработан педагогический проект по развитию эмоционального слуха, основанный на исследованиях В. П. Морозова, Л. В. Ясинских о структуре эмоционального слуха и разделении его на активный и пассивный.

Проект представляет собой комплекс музыкальных произведений, которые могут быть использованы воспитателями в ходе организованной образовательной деятельности в интеграции музыкальной деятельности с другими видами детской активности, в режимных моментах, в качестве сопровождения игровой деятельности детей.

Произведения отобраны согласно репертуару, изучаемому старшими дошкольниками по парциальной программе музыкального образования «В мире музыкальной деятельности» Т. Ф. Корнеевой. К каждому из произведений дана инструкция по его применению с целью развития эмоционального слуха у старших дошкольников.

В комплексе предложены 22 произведения, использование каждого из которых один раз в день позволит реализовать проект в течение одного месяца с учетом будних дней.

Представленный проект может быть использован в практической деятельности воспитателей дошкольных образовательных организаций с целью развития эмоционального слуха у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкальной деятельности.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2

Диагностика эмоционального слуха у детей старшего дошкольного возраста проводилась на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения детский сад № 108 г. Нижний Тагил. В исследовании приняли участие 20 детей в возрасте 5–6 лет.

Диагностика уровня развития эмоционального слуха у детей старшего дошкольного возраста проводилась с использованием метода эмоционально-семантической дивергенции (расхождение смысла слова и его эмоциональной интонации), разработанного В. П. Морозовым. Согласно полученным данным, у 5% детей эмоциональный слух развит на высоком уровне, то есть, у ребенка были высокие показатели как по передаче интонации и эмоций, так и по их пониманию и определению. У 75% детей эмоциональный слух развит на среднем уровне и у 20% детей — на низком.

Поэтому в практической части исследования разработан педагогический проект по развитию эмоционального слуха, основанный на исследованиях В. П. Морозова, Л. В. Ясинских о структуре эмоционального слуха и разделении его на активный и пассивный. Проект представляет собой комплекс музыкальных произведений, которые могут быть использованы воспитателями в ходе организованной образовательной деятельности в интеграции музыкальной деятельности с другими видами детской активности, в режимных моментах, в качестве сопровождения игровой деятельности детей. Произведения отобраны согласно репертуару, изучаемому старшими дошкольниками по парциальной программе музыкального образования «В мире музыкальной деятельности» Т. Ф. Корнеевой. В комплексе предложены 22 произведения, использование каждого из которых один раз в день позволит реализовать проект в течение одного месяца с учетом будних дней.

Представленный проект может быть использован в практической деятельности воспитателей дошкольных образовательных организаций с целью развития эмоционального слуха у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкальной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эмоциональный слух — это способность в процессе прослушивания речевых или музыкальных сообщений выделять эмоциональный контекст сообщений; а также — это общая сенсорная способность, обеспечивающая восприятие эмоциональной информации любых высказываний, как музыкальных, так и вербальных.

Различают пассивный (распознавание эмоций в музыкальных фрагментах, в коротких вербальных текстах, в вокальной фразе, в пластическом интонировании) и активный (передача эмоции в исполнительской музыкальной деятельности, в пластических движениях, перевод «образов-восприятий» в «образы-результаты») виды эмоционального слуха.

Характеристиками эмоционального слуха являются: зависимость от степени восприятия различных эмоций и от характера эмоционального стимула (речь и музыка); помехоустойчивость при восприятии эмоциональной и вербальной информации; зависимость от возрастных различий.

Анализ и обобщение литературы по проблеме развития эмоционального слуха позволяет сделать вывод, что методика развития эмоционального слуха у старших дошкольников включает эмоционально-ориентационный, интонационно-практический и перцептивно-смысловой этапы.

Проблема развития эмоционального слуха актуальна в связи с его значимостью для коммуникативного и художественно-творческого развития ребенка.

Музыкальная деятельность способствует развитию эмоционального слуха детей старшего дошкольного возраста, так как: способствует развитию пассивного эмоционального слуха на основе формирования умения воспринимать (слушать) музыкальные произведения и анализировать их эмоциональное содержание; способствует развитию активного эмоционального слуха на основе овладения певческой деятельностью и пластическими движениями под музыку.

Диагностика эмоционального слуха у детей старшего дошкольного возраста проводилась на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения детский сад № 108 г. Нижний Тагил. В исследовании приняли участие 20 детей в возрасте 5–6 лет.

Диагностика уровня развития эмоционального слуха у детей старшего дошкольного возраста проводилась с использованием метода эмоционально-семантической дивергенции (расхождение смысла слова и его эмоциональной интонации), разработанного В. П. Морозовым.

Согласно полученным данным, у 5% детей эмоциональный слух развит на высоком уровне, то есть, у ребенка были высокие показатели как по передаче интонации и эмоций, так и по их пониманию и определению. У 75% детей эмоциональный слух развит на среднем уровне и у 20% детей — на низком.

Поэтому в практической части исследования разработан педагогический проект по развитию эмоционального слуха, основанный на исследованиях В. П. Морозова, Л. В. Ясинских о структуре эмоционального слуха и разделении его на активный и пассивный.

Проект представляет собой комплекс музыкальных произведений, которые могут быть использованы воспитателями в ходе организованной образовательной деятельности в интеграции музыкальной деятельности с другими видами детской активности, в режимных моментах, в качестве сопровождения игровой деятельности детей.

Произведения отобраны согласно репертуару, изучаемому старшими дошкольниками по парциальной программе музыкального образования «В мире музыкальной деятельности» Т. Ф. Корнеевой.

В комплексе предложены 22 произведения, использование каждого из которых один раз в день позволит реализовать проект в течение одного месяца с учетом будних дней.

Представленный проект может быть использован в практической деятельности воспитателей дошкольных образовательных организаций с целью развития эмоционального слуха у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкальной деятельности.

Таким образом, цель работы достигнута, задачи выполнены, гипотеза подтвердилась. Работа в данном направлении может быть продолжена.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

Законодательные и нормативные акты и документы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155) [Текст] / — М. : Центр педагогического образования, 2014. — 32 с.
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Текст] / — М. : Эксмо, 2016. — 300 с.

Литература:

  1. Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования [Текст] [Текст] / Э. Б. Абдуллин. — М.: Академия, 2004. — 336 с.
  2. Автушенко, И. А. Речь актера и эмоциональный слух [Текст] / И. А. Автушенко // Театр. Живопись. Кино. Музыка. — 2009. — № 2. — С. 9–21.
  3. Бабаева, Т. И. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» [Текст] / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019. — 352 с.
  4. Безбородова, Л. А. Теория и методика музыкального образования [Текст] / Л. А. Безбородова. — М.: Флинта, 2014. — 235 с.
  5. Веракса, Н. Е. «От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — 336 с.
  6. Кинарская, Д. К. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика [Текст] / Д. К. Кирнарская. — М.: Академия, 2003. — 368 с.
  7. Комаровская, О. А. Эмоциональный слух в идентификации художественной одаренности детей [Текст] / О. А. Комаровская // Сибирский педагогический журнал. — 2013 — № 2. — С. 204–209.
  8. Коренева, Т. Ф. Парциальная программа «В мире музыкальной драматургии»: музыкально-ритмическая деятельность с детьми дошкольного возраста [Текст] / Т. Ф. Коренева. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019. — 48 с.
  9. Кудина, Г. Н. Литература как предмет эстетического цикла [Текст] / Г. Н. Кудина, З. Н. Новолянская. — М.: ИНТОР, 1998. — 319 с.
  10. Куцай, К. В. Эмоциональный слух как средство повышения уровня коммуникативных навыков [Текст] / К. В. Куцай // Молодой ученый. — 2021. — № 51. — С. 455–458.
  11. Латушкина, Е. В. О развитии эмоционального слуха [Текст] / Е. В. Латушкина // Фундаментальные исследования. — 2005. — № 7. — С. 97–98.
  12. Мелик-Пашаев, А. А. Ради чего берутся за перо? Пробуждение чуткости ребенка к «эмоциональному тону» художественного произведения [Текст] / А. А. Мелик-Пашаев // Музыкальное искусство и образование. — 2013. — № 3. — С. 34–41.
  13. Морозов, В. П. Эмоциональный слух как новое психологическое понятие [Текст] / В. П. Морозов // Статья в сборнике «Разработка понятий современной психологии». — М.: Институт психологии РАН, 2021. — С. 321–358.
  14. Морозов, В. П. Язык эмоций и эмоциональный слух [Текст] / В. П. Морозов. — М.: Институт психологии РАН, 2017. — 397 с.
  15. Парамонова, Л. А. Истоки: Комплексная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Л. А. Парамонова. — М.: Сфера, 2018. — 192 с.
  16. Пашина, А. Х. О структуре эмоционального слуха [Текст] / А. Х. Пашина // Психологический журнал. — 1992. — № 3. — С. 76–83.
  17. Радынова, О. П.   Музыкальное развитие детей [Текст] / О. П. Радынова. ¾ М.: Владос, 2017. ¾ 608 с.
  18. Фан, И. Развитие эмоционального слуха в музыкальном воспитании детей: теория и практика [Текст] / И. Фан, Л. В. Ясинских. — Екатеринбург: УрГПУ, 2022. — 240 с.
  19. Холопова, В. Н. Методика анализа музыкальных эмоций [Текст] / В. Н. Холопова. — М.: Московская консерватория, 2018. — 36 с.
  20. Цилинко, А. П. Развитие эмоционального слуха как условие формирования профессиональных компетенций вокалиста [Текст] / А. П. Цилинко // Культура и искусство. — 2018. — № 1. — С. 62–67.
  21. Ясинских, Л. В. Развитие эмоционального слуха как педагогическая проблема [Текст] / Л. В. Ясинских // Ст. в Сб. Лучшая научная статья 2017. — Пенза: Наука и Просвещение, 2017. — С. 192–195.
  22. Ясинских, Л. В. Развитие эмоционального слуха у старших дошкольников на музыкальных занятиях в ДОУ: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук [Текст] / Л. В. Ясинских. — Екатеринбург: УрГПУ, 2004. — 22 с.

Источники из интернета:

  1. Ветлугина, Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду [Электронный ресурс] / Н. А. Ветлугина. ¾ Режим доступа: https://sheba.spb.ru/shkola/metmuz-detsad-1982.htm (дата обращения: 12.04.2023).
  2. Зайцева, К. А. Возрастные особенности восприятия человеком эмоций в речи и пении [Электронный ресурс] / К. А. Зайцева, В. Ю. Карманова, В. П. Морозов. — Режим доступа: https://lib.ipran.ru/paper/23158550 (дата обращения: 09.06.2023).
  3. Запорожец, А. В. Психология и педагогика игры дошкольника [Электронный ресурс] / А. В. Запорожец, А. П. Усова. — Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01006063686 (дата обращения: 4.06.2023).
  4. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей [Электронный ресурс] / Б. М. Теплов. ¾ Режим доступа: https://klex.ru/8nb (дата обращения: 22.03.2023).

ПРИЛОЖЕНИЕ

Результаты диагностики уровня развития эмоционального слуха у старших дошкольников

Таблица 5

Результаты диагностики уровня развития эмоционального слуха у старших дошкольников

№ п/п

Активный эмоциональный слух

Пассивный эмоциональный сух

Эмоциональный слух

Кол-во ответов

%

Уровень

Кол-во ответов

%

Уровень

Кол-во ответов

%

Уровень

1

7

47%

С

9

60%

С

16

53

С

2

10

67%

С

11

73%

С

21

70%

С

3

7

47%

С

11

73%

С

18

60%

С

4

12

80%

В

14

93%

В

26

87%

В

5

8

53%

С

10

67%

С

18

60%

С

6

6

40%

Н

11

73%

С

17

57%

С

7

8

53%

С

12

80%

В

20

67%

С

8

9

60%

С

13

87%

В

22

73%

С

9

6

40%

Н

11

73%

С

17

57%

С

10

6

40%

Н

9

60%

С

15

50%

Н

11

6

40%

Н

11

73%

С

17

57%

С

12

7

47%

С

11

73%

С

18

60%

С

13

8

53%

С

10

67%

С

18

60%

С

14

6

40%

Н

9

60%

С

15

50%

Н

15

6

40%

Н

9

60%

С

15

50%

Н

16

8

53%

С

10

67%

С

18

60%

С

17

6

40%

Н

9

60%

С

15

50%

Н

18

10

67%

С

11

73%

С

21

70%

С

19

10

67%

С

11

73%

С

21

70%

С

20

9

60%

С

13

87%

В

22

73%

С