ДЕТСКАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ СТУДИЯ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ


Автор: Диана Олеговна Якорнова

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методическое сообщение

ДЕТСКАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ СТУДИЯ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Краткое описание работы: Статья посвящена проблеме социально-личностного развития детей дошкольного возраста. Существует множество научных подходов в исследовании теории личности, которые рассматриваются в таких направлениях, как психоанализ, неофрейдизм, когнитивно-бихевиоральный подход, психосоциальный подход, гуманистическая психология, аналитическая психология и др. Обобщая трактовки понятия личности, можно определить, что традиционное понимание личности как педагогической категории сводится к синтезу всех характеристик, свойственных индивиду, в одной уникальной структуре, формирующейся под воздействием реакции окружающего социума на поступки и стиль поведения данного индивида. Эта структура формируется в дошкольном детстве и в дальнейшем постоянно меняется, дополняется, трансформируется в связи с адаптацией человека к возникающим новым условиям среды.

УДК 373.2

 

ДЕТСКАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ СТУДИЯ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Д. О. Якорнова

 

студент факультета психолого-педагогического образования Российского государственного профессионально-педагогического университета, филиал в городе Нижнем Тагиле,

г. Нижний Тагил, Россия

yakornova26@yandex.ru

 

Е. Д. Трофимова

 

кандидат педагогических наук, доцент факультета психолого-педагогического образования

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) РГППУ,

г. Нижний Тагил, Россия

akselen7025@yandex.ru

 

Аннотация: статья посвящена проблеме социально-личностного развития детей дошкольного возраста. Существует множество научных подходов в исследовании теории личности, которые рассматриваются в таких направлениях, как психоанализ, неофрейдизм, когнитивно-бихевиоральный подход, психосоциальный подход, гуманистическая психология, аналитическая психология и др. Обобщая трактовки понятия личности, можно определить, что традиционное понимание личности как педагогической категории сводится к синтезу всех характеристик, свойственных индивиду, в одной уникальной структуре, формирующейся под воздействием реакции окружающего социума на поступки и стиль поведения данного индивида. Эта структура формируется в дошкольном детстве и в дальнейшем постоянно меняется, дополняется, трансформируется в связи с адаптацией человека к возникающим новым условиям среды.

Движущими силами, благодаря которым развивается личность, являются потребности, которые человек не всегда может удовлетворить, вследствие чего возникает противоречие, требующее усилий для его разрешения. В результате развития человек входит в новый социум, становится членом новой социальной общности. В период дошкольного детства происходит развитие социализированного уровня психофизиологических функций, формируются новые свойства индивида, новые психические образования. Основой этих новообразований психики является включение в новую социальную реальность, в новые виды деятельности (игра, труд).

Одним из эффективных средств личностного развития дошкольников является их участие в различных видах деятельности. Такую возможность в условиях системы дошкольного образования представляет дошкольникам детская театральная студия, которая синтезирует различные виды искусств, приобщая их к миру культуры, способствуя их творческому развитию.

Театральная студия выступает одним из факторов социально-личностного развития дошкольников. Это подтверждается особенностями театрального искусства, представляющего собой комплексную систему всех выразительных средств искусства. Театральные занятия улучшают психологическую атмосферу в коллективе, помогают найти новый, более высокий уровень взаимоотношений между детьми и взрослыми. Занятия в театральной студии способствуют формированию социальной компетентности: приобщению детей к человеческим ценностям, таким как добро, честность и справедливость, дружба и милосердие. Деятельность дошкольников в театральной студии способствует развитию положительного отношения ребенка к себе, к другим людям, окружающему миру и коммуникативной компетентности через формирование этических ценностей путем осмысления действий героев (сочувствие, сорадование) и освоение процесса передачи информации вербальным и невербальным способами.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, социально-личностное развитие, театр, детская театральная студия, занятия в театральной студии.

  1. 1.                Введение

Проблема социально-личностного развития детей дошкольного возраста является сегодня одной из самых важных и обсуждаемой среди педагогов. Жизненный опыт подтверждает, что успешность человека в различных сферах жизнедеятельности во многом зависит от его способности плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми. Социальный заказ на воспитание и развитие подрастающего поколения заложен на государственном уровне. Согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации», воспитание рассматривается как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для социализации и самоопределения обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства [Федеральный закон Российской Федерации № 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»].

Понятие «социально-личностное развитие» относительно предмета нашего исследования включает в себя близкие по содержанию понятия: «развитие личности», «воспитание», «социальное воспитание», «адаптация». Проанализируем данные понятия.

Развитие понимается как процесс продвижения объекта вперед, путем изменения количественных и качественных составляющих. Результатом развития личности является ее новообразование, т. е.  новые качества личности.

Развитие ребёнка сложный процесс превращения из биологического индивида в социальное существо — личность. На развитие ребёнка влияют различные факторы: биологические, социальные, педагогические. Любая личность представляет собой своеобразный синтез биологического и социального в человеке.

Биологические факторы заключены в передаче от родителей к детям определенных качеств и особенностей, заложенных в генетическую программу. По наследству ребёнок получает различные особенности организма, тип нервной системы, природные задатки, которые нуждаются в дополнительном развитии.

Та генетическая программа ребёнка, что заложена с рождения, подвергается огромному влиянию социальных факторов. Социальные факторы заключаются в особенностях культуры данного общества, принадлежности личности к тому или иному социальному классу, накладывают отпечаток на влияние социальных факторов, людям присущи индивидуально-психологические различия.

Личность – с одной стороны, обозначает конкретного индивида как субъекта жизнедеятельности, в единстве его индивидуальных свойств и социальных ролей. С другой стороны, личность понимается как социальные свойства индивида, интегрированных в ней социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия с другими людьми, становясь субъектом труда, познания и общения. Структуру личности составляет ряд систем, мы выделим те, которые характерны для дошкольного возраста: потребности, социальные установки, роли и нормы; качества личности; индивидуальные способности.

Суть социального развития личности заключается в усвоении социального опыта, норм и правил, в умении выстраивать взаимоотношения в социуме, а отправной точкой этого понятия являются сформированные качества личности ребенка, без которых невозможно усвоение социальных ролей.

Термин «воспитание» употребляется в двух значениях:

– в узком смысле это процесс целенаправленного воздействия на человека со стороны субъекта воспитательного процесса с целью передачи, привития ему определенной системы представлений, понятий, норм и ценностей, где в качестве субъекта воздействия понимается социальный институт;

– в широком смысле слова под воспитанием понимается воздействие на человека всей системы общественных связей с целью усвоения им социального опыта. Субъектом воспитательного процесса может выступать и все общество [Андреев, 1988, с. 34].

Социальное воспитание – составная часть социализации (одновременно с семейным воспитанием, религиозным воспитанием и др.), а значит, является составной частью воспитания в целом.

Социальное воспитание основывается на социальной адаптации, которая, по мнению А. В. Петровского, является одним из основных этапов социально-личностного развития и содержит в себе три фазы: собственно адаптация (усвоение культурных ценностей, норм и правил поведения, которые приняты в данном обществе, и заставляющие делать индивида «как все» и быть похожими на других); индивидуализация (возникает в результате желания индивида выделиться из общества и максимально персонализироваться); интериоризация(возникает в стремлении индивида быть принятым в обществе и потребностью общества в принятии индивида лишь с теми личностными качествами, которые будут способствовать развитию общества и самой личности) [Петровский, 1984, с. 69]

С самого раннего детства закладываются основы социально-личностного развития ребенка. Формируемый опыт социальных отношений с дошкольного возраста определяет особенности самосознания ребенка, его отношения к миру, его поведения, самочувствия среди людей и откладывает отпечаток в дальнейшем личностном развитии. Современным обществом усвоен тезис, что дошкольный период является самым благоприятным для активной социализации ребенка, вхождения в культуру, развития общения с взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических чувств [Бридько, 2018, с. 68].

Одним из средств социально-личностного развития дошкольников является организация детских театральных студий на базе дошкольных образовательных организаций. С помощью разнообразных видов организации театральных представлений современные педагоги дошкольных образовательных организаций могут решать задачи социально-личностного развития дошкольников, органично сочетая программное содержание образовательного процесса и инновационные интерактивные формы детской деятельности.

2. Материалы и методы

Существует множество теорий личности, которые рассматриваются в таких направлениях, как психоанализ, неофрейдизм, когнитивно-бихевиоральный подход, психосоциальный подход, гуманистическая психология, аналитическая психология и другие. Обобщая трактовки понятия личности, можно определить, что традиционное понимание личности как педагогической категории сводится к синтезу всех характеристик, свойственных индивиду, в одной уникальной структуре, формирующейся под воздействием реакции окружающего социума на поступки и стиль поведения данного индивида. Эта структура формируется в дошкольном детстве и в дальнейшем постоянно меняется, дополняется, трансформируется в связи с адаптацией человека к возникающим новым условиям среды [Иваненко, 2012, с. 67].

В работах И. С. Кона при характеристике личности используются термины социальной позиции, как места человека в социуме, социальной роли, как социально значимой функции человека, социальных интересов, как единства деятельности человека и правил окружающего мира и ценностных ориентаций [Кон, 1999, с. 83].

Движущими силами, благодаря которым развивается личность, являются потребности, которые человек не всегда может удовлетворить, вследствие чего возникает противоречие, требующее усилий для его разрешения. В результате развития человек входит в новый социум, становится членом новой социальной общности. В период дошкольного детства происходит развитие социализированного уровня психофизиологических функций, формируются новые свойства индивида, новые психические образования. Основой этих новообразований психики является включение в новую социальную реальность, в новые виды деятельности (игра, труд). Качественно изменяется поведение: изначально непосредственное оно начинает подчиняться нормам и правилам нового социума. Таким образом, процесс развития личности является закономерным изменением характеристик человека, спровоцированных социализацией, взаимодействием с окружающим миром и овладением человеческими достижениями [Божович, 2008, с. 137].

Развитие личности неотделимо от социализации. Социализация — тот процесс, в котором набор психофизиологических задатков, имеющихся у ребенка, становится совокупностью социально значимых личностных свойств. Путем социализации личность становится носителем общественной мораль, нравственности, ценностей, отношений. Учеными выделены три стадии социализации: имитация — механическое повторение наблюдаемых действий; игра — переход из роли в роль; групповое членство — освоение своей роли, но глазами группы [Ильин, 2009, с. 218].

Период от пяти до семи лет является одним из наиболее важных в развитии личности, так как в это время происходит формирование начальных звеньев самосознания, овладение нормами поведения, алгоритмами деятельности и возникновение первых этических понятий. Идет интенсивное формирование нравственной направленности человека. Для детей старшего дошкольного возраста характерно обостренное восприятие нравственно-психологических норм и правил, формирование определенной нравственной позиции, возникновение желания быть к принятым, чувствовать одобрение взрослого и сверстников, возникновение целеустремленности, потребности в успешности, в самоуверенности и в самостоятельности. В ходе социализации у старшего дошкольника появляются личностные новообразования, составляющие готовность к обучению в школе: изменяются характеристики психических познавательных процессов (память, внимание, восприятие, представление), развивается способность регулировать эмоции и произвольность психических процессов [Кущева, 2019, с. 143].

В. С. Русанова, изучая влияние театральной деятельности, на развитие личности ребёнка подчеркивает, что данная деятельность раскрывает богатые возможности воспитания и развития человека средствами искусства: личностное развитие происходит одновременно с раскрытием его творческого потенциала [Русанова, 2004].

Театральная деятельность содержит в себе синтез различных видов деятельности, относящихся к искусству:

– в работе над ролью ребёнок включается в исполнительскую (актерскую) деятельность, хореографическую деятельность, отрабатывая позы, пластику движения и мизансцены спектакля;

– для музыкального оформления спектакля ребёнок включается в музыкальную деятельность (исполнение песен, музыкальных произведений на музыкальных инструментах);

– создание сценария подразумевает участие ребёнка в литературной деятельности;

– в оформление спектакля и сцены необходимо включение в изобразительную деятельность;

– изготавливая декорации и реквизит к спектаклю, реализуется в технической деятельности.

А. П. Ершова, исследуя драматизацию дошкольников, отмечает, что дети испытывают большие затруднения в диалоге со взрослыми, особенно, если диалог носит черты официального общения. Постановка и проигрывание драматических сценок будут благоприятной средой для неформального общения со взрослыми. Включение драматургических методик не должно быть рассмотрено как процесс, который сводится к подготовке публичных выступлений. Методы и формы театральных игр, которые педагог может предложить дошкольникам реализуют одновременно три цели:

– погружают дошкольника в присущую им стихию игры;

– развивают в детях полезные психологические структуры (внимание, воображение, волю, память);

– формируют в ребёнке социально-нравственные качества личности [Ершова, 1995].

Игровая методика театральных занятий должна опираться на четкие критерии художественной целесообразности, на освоение в процессе выполнения заданий новых умений и навыков. На театральных занятиях одновременно с непосредственностью игры формируется представление ребёнка об ответственности творческой работы.

Анализируя понятие «театральная деятельность» мы выявили ее общие характерные особенности, которые заключаются в следующем:

– театральная деятельность включает в себя разнообразные виды творческой деятельности, освоение которых способствует гармонизации процесса развития;

– театральная деятельность способствует творческому самовыражению;

– в основе театральной деятельности лежит исполнительское искусство актера перед зрителем;

– театральная деятельность способствует успешному усвоению социальных ролей;

– театральная деятельность способствует успешному социально-личностному развитию дошкольников.

  1. 3.     Результаты исследования

Особенности социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста были исследованы с помощью методики М. И. Шиловой на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Детство» СП № 181 г. Нижний Тагил.

По результатам проведенной диагностики было определено, что только 33% детей имеют сформированные представления о ценности труда, его значении в жизни человека и социума, проявляют инициативу в трудовой деятельности. Достаточно широкий круг общения имеют только 34% обследуемых дошкольников, которые назвали имена товарищи в детском саду, любимые совместные игры с ними, а также показали, что имеют понимание понятий дружбы и совместной деятельности. Представления о патриотизме и его проявлениях сформированы у 36% детей, для которых характерно наличие интереса к истории страны, гордость ее достижениями. Самый маленький процент результатов высокого уровня получен по критерию дисциплинированности и осознанного отношения к обязанностям – только 14% детей. У многих дошкольников (57%) зафиксировано высокое развитие любознательности и стремления к познанию мира.

Характерно, что в ходе проведения исследования, у многих детей было обнаружено непонимание значения слов, связанных с патриотизмом, дети не могут привести примеров общепринятых ценностей. Познания детей в основном ограничены представлениями о добре и зле, тогда как рассматривая дружбу, товарищество, отношения с родителями, дети не воспринимают эти определения как ценностные. В отношении природных объектов дети чаще всего приводили положительные примеры заботы о природе и сохранения ее богатств, однако никакой инициативы и собственной причастности к природосбережению дети не показывали.

Очень сильно выражено у детей неумение выстраивать коммуникацию и взаимодействие с группой при возникновении разногласий. Большинство детей прибегают не к конструктивному диалогу, а к жалобам, повышению голоса, пытаются всеми силами доказать собственную правоту, но не воспринимают позицию сверстника и не готовы ее обсуждать.

Интересные данные получены в области самидентификации детей. Большинство детей назвали свои социальные роли сына или дочери, некоторые из них говорили о своих увлечениях, тем самым относя себя к группам людей, интересующихся рисованием, спортом. Однако, только 12% детей причислили себя к группе детского сада, тогда как остальные оставили это без внимания. Только 8% детей обозначили себя как хозяина животного (собаки, кошки), тогда как животные дома есть у большей части детей в группе. Роль внука или внучки была обозначена у 24% детей, что также не соответствует реальности. Таким образом, можно обозначить, что в аспекте социально-личностной идентификации и понимания собственных ролей в социуме у большинства детей очень низкий уровень понимания.

Общий вывод по диагностике заключается в том, что имеется большинство средних показателей по всем критериям, поэтому необходимо создавать условия для социально-личностного развития детей дошкольного возраста.

  1. 4.                Обсуждение результатов

Детская театральная студия, может являться средством социально-личностного развития старших дошкольников, поскольку способствует формированию социальной компетентности: приобщению детей к человеческим ценностям, таким как добро, честность и справедливость, дружба и милосердие [Васильева, 2023, с. 331].

Театр способствует формированию нравственной модели поведения в современном обществе и приобщению к духовным ценностям. Это происходит благодаря тому, что кукольный театр является элементом народной культуры. В театре дети могут стать героями народных сказок, которые являются важнейшим воспитательным средством. Расширить образовательные возможности сказочных произведений, дать ребенку возможность осознать и почувствовать его нравственную глубину, раскрыть воспитательный потенциал произведения позволяет театральная студия, которая благодаря идентификации ребенка с персонажем, которым он играет, или эмпатии к персонажу, с которым общается, способствует не только ознакомлению с нравственными нормами и ценностями, но и присвоению их, пониманию и принятию в собственном мировоззрении ребенка.

В настоящее время дети часто нарушают общественные нормы и правила, иногда просто не знают их. Театр – один из способов привить детям нравственное поведение, соответствующее этическим нормам, принятым в социуме. Примеряя на себя разные роли, ребенок вживается в них, перенимает характерные черты поведения, жесты, которые затем пробует проявлять в реальной жизни. Благодаря приобретению такого опыта, дети создают совершенно новые, откорректированные модели поведения и следуют им [Голышева, 2016, с. 659].

С помощью театра дети осваивают игры и малые фольклорные формы: частушки, песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки, в которых заложена народная мудрость и которые транслируют этические ценности, выработанные народом на протяжении многих веков. Малые фольклорные формы имеют огромный познавательный и воспитательный потенциал. В них представлены особенности русского характера, менталитета, нравственных ценностей, представлений о прекрасном, в них пропаганда доброты, храбрости, трудолюбия, правды, верности.

Пласт народных музыкальных игр также очень ценен для формирования нравственных представлений. Прежде, чем играть педагоги рассказывают о культурных традициях, о времени использования и значении игры.

Ценность кукольного театра в данном случае в том, что ребенок сначала слышит, как и в каких ситуациях употребляются малые фольклорные формы, видит героев, которые их произносят, слышит интонацию в контексте театрализованного действия. Именно в играх в театральных постановках дети могут понять происхождение традиций своего народа, проигрывая сюжеты и разговаривая репликами, которые использовались в старину [Жучаева, 2019, с. 29].

Дети инсценируют стихотворения, тем самым осваивая литературные традиции своего народа. Учатся передавать интонацию, жесты во время декламации стихотворений. Учатся вникать в смысл малых литературных жанров, понимать художественные образы, скрытые в них.

В музыкальных играх и песенках, с которыми дети знакомятся при разыгрывании сценок дети осваивают музыкальный колорит родного фольклора, знакомятся с народными инструментами, со структурой народных песен.

Вовлекая детей в деятельность театральной студии, педагоги формируют у дошкольников опыт социально приемлемого поведения. Обеспечивается это нравственной направленностью литературных произведений, детских сказок. Дети осваивают классификацию поведенческих особенностей, дифференцируют их как приемлемые и неприемлемые, как позитивные и негативные, дружелюбные, располагающие к продолжению общения и провоцирующие на конфликтные реакции. Постановки имеют сценарии: нельзя перепутать реплики, нельзя кардинально менять смысл высказываний, чтобы постановка была проиграна до конца. Поэтому ребенок внимательно следит за тем, что говорят другие герои, отслеживает ход событий, определяет время собственной реплики.

Одним из преимуществ театрализованной деятельности является возможность использовать музыкальные интонации. В определенные моменты музыкальное сопровождение настраивает слушателя и зрителя на настроение героев, на важность событий и т.д. Музыка помогает детям настроиться на передачу определенного состояния персонажа.

Проектируя деятельность детской театральной студии в детском саду, педагогам нужно опираться на программное содержание в области чтения художественной литературы и музыкального воспитания. В этих программах указаны произведения, которые подлежат изучению в каждой возрастной группе. Дополняя прочтение и анализ этих произведений в рамках занятий театрализованными представлениями, педагоги смогут существенно расширить понимание детьми тех норм и ценностей, о которых идет речь, помочь детям прочувствовать сюжеты произведений, примерить на себя роли, сформировать личное мнение о героях и событиях, основанное на собственном игровом опыте.

  1. 5.                Заключение

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что театральная студия, может являться средством социально-личностного развития старших дошкольников, поскольку способствует: формированию социальной компетентности: приобщению детей к человеческим ценностям, таким как добро, честность и справедливость, дружба и милосердие. Занятия в театральной студии активизируют развитие положительного отношения ребенка к себе, к другим людям, окружающему миру и воздействуют на становление коммуникативной компетентности через формирование этических ценностей у детей, путем осмысления действий героев (сочувствие, сорадование) и освоение процесса передачи информации вербальным и невербальным способами.

 

Список литературы:

 

  1. Андреев, В. И. Диалектика воспитания творческой личности: Основы педагогики творчества / В. И. Андреев. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1988. – 236 с. – Текст: непосредственный.
  2. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – СПб.: Питер, 2008. – 398 с. – Текст: непосредственный.
  3. Бридько, Г. Ф. Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста как педагогическая проблема / Г. Ф. Бридько. – Текст: непосредственный // Статья в сборнике конференции «Актуальные вопросы развития профессионализма педагогов в современных условиях» / Под ред. А. И. Чернышева, Т. В. Волобуевой. – Донецк: Истоки, 2018. – С. 68–74.
  4. Васильева, Е. Р. Принципы и методы организации любительской театральной студии / Е. Р. Васильева. – Текст: непосредственный // Научные исследования 21 века. – 2023. – № 2. – С. 331–334.
  5. Голышева, И. А. Театрализованная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников / И. А. Голышева. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2016. – № 27. – С. 659–662.
  6. Ершова, Л. В. Организационно-педагогические условия социализации ребенка во временном внешкольном объединении: дис. канд. пед. Наук / Л. В. Ершова. — Ярославль: [б. и.], 1995. – 172 с. – Текст: непосредственный.
  7. Жучаева, Е. С. Кукольный театр как форма реализации комплексного подхода в образовании / Е. С. Жучаева. – Текст: непосредственный // Вестник науки. – 2019. – № 2. – С. 29–33.
  8. Иваненко, М. А. Педагогическое сопровождение социально-личностного развития дошкольника / М. А. Иваненко. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2012. – 187 с. – Текст: непосредственный.
  9. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009. – 576 с. – Текст: непосредственный.
  10. Кон, И. С. Социологическая психология / И. С. Кон. – М.: Московский психолого-социальный университет, 1999. – 554 с. – Текст: непосредственный.
  11. Кущева, Е. Ю. Особенности организации занятий в театральной студии с группой детей разного возраста / Е. Ю. Кущева. – Текст: непосредственный // Статья в сборнике трудов конференции «Дополнительное образование – социокультурный институт самореализации детей и молодежи» / Под ред. Е. В. Манохина, Л. Н. Орловой, А. В. Михайлиной, М. В. Мартыновой. – Орел: Орловский государственный институт культуры, 2019. – С. 143–144.
  12. Петровский, А. В. Проблемы развития личности с позиции социальной психологии / А. В. Петровский. – Текст: непосредственный // Вопросы психологии. – 1984. – №4. – С. 69–72.
  13. Русанова, В. С. Роль театральной самодеятельности в эстетическом развитии детей / В. С. Русанова. – Челябинск: ЧГАКИ, 2004. – 189 с. – Текст: непосредственный.
  14. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». – М.: Эксмо, 2016. – 300 с.– Текст: непосредственный.

 

 

CHILDREN'S THEATER STUDIO AS A MEANS OF SOCIAL AND PERSONAL DEVELOPMENT OF PRESCHOOLERS

 

D. O. Yakornova

 

student of the Faculty of Psychological and Pedagogical Education of the Russian State Vocational Pedagogical University, branch in Nizhny Tagil,

Nizhny Tagil, Russia

yakornova26@yandex.ru

 

E. D. Trofimova

 

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Faculty of Psychological and Pedagogical Education

Nizhny Tagil State Socio–Pedagogical Institute (branch) of RGPPU,

Nizhny Tagil, Russia

akselen7025@yandex.ru

 

Abstract: the article is devoted to the problem of social and personal development of preschool children. There are many scientific approaches to the study of personality theory, which are considered in such areas as psychoanalysis, neo-Freudianism, cognitive-behavioral approach, psychosocial approach, humanistic psychology, analytical psychology, etc. Summarizing the interpretations of the concept of personality, it can be determined that the traditional understanding of personality as a pedagogical category is reduced to the synthesis of all the characteristics peculiar to an individual in one unique structure formed under the influence of the reaction of the surrounding society to the actions and style of behavior of this individual. This structure is formed in preschool childhood and in the future is constantly changing, supplemented, transformed in connection with the adaptation of a person to emerging new environmental conditions.

The driving forces through which personality develops are needs that a person cannot always satisfy, as a result of which a contradiction arises that requires efforts to resolve it. As a result of development, a person enters a new society, becomes a member of a new social community. During preschool childhood, the development of a socialized level of psychophysiological functions takes place, new properties of the individual, new mental formations are formed. The basis of these neoplasms of the psyche is the inclusion in a new social reality, in new types of activities (play, work).

One of the effective means of personal development of preschoolers is their participation in various activities. Such an opportunity in the conditions of the preschool education system is presented to preschoolers by a children's theater studio, which synthesizes various types of arts, introducing them to the world of culture, contributing to their creative development.

Theater studio is one of the factors of social and personal development of preschoolers. This is confirmed by the peculiarities of theatrical art, which is a complex system of all expressive means of art. Theater classes improve the psychological atmosphere in the team, help to find a new, higher level of relationships between children and adults. Classes in the theater studio contribute to the formation of social competence: introducing children to human values such as kindness, honesty and justice, friendship and mercy. The activities of preschoolers in the theater studio contribute to the development of a positive attitude of the child to himself, to other people, the world around him and communicative competence through the formation of ethical values by understanding the actions of the characters (sympathy, joy) and mastering the process of transmitting information in verbal and non-verbal ways.

Key words: preschool children, social and personal development, theater, children's theater studio, classes in a theater studio.

References

1. Andreev, V. I. (1988). Dialectics of education of creative personality: Fundamentals of pedagogy of creativity. Kazan: Publishing House of Kazan University.

2. Bozhovich, L. I. (2008). Personality and its formation in childhood. St. Petersburg: Peter.

3. Bridko, G. F. (2018). Socio-personal development of preschool children as a pedagogical problem Article in the collection of the conference «Topical issues of the development of teachers' professionalism in modern conditions». Donetsk: Istoki, 68–74.

4. Vasilyeva, E. R. (2023). Principles and methods of organizing an amateur theater studio.Scientific research of the 21st century, 2, 331–334.

5. Golysheva, I. A. (2016). Theatrical activity as a means of spiritual and moral education of younger schoolchildren.Young scientist, 27, 659–662.

6. Ershova, L. V. Organizational and pedagogical conditions of socialization of a child in a temporary extracurricular association: dis. Candidate of Pedagogical Sciences. Science. Yaroslavl: [B. I.].

7. Zhuchaeva, E. S. (2019). Puppet theater as a form of implementation of an integrated approach in education.Bulletin of Science, 2, 29–33.

8. Ivanenko, M. A. (2012). Pedagogical support of social and personal development of a preschooler. Yekaterinburg: Ural State Pedagogical University.

9. Ilyin, E. P. (2009). Psychology of communication and interpersonal relations. St. Petersburg: Peter.

10. Kon, I. S. (1999). Sociological psychology. M.: Moscow Psychological and Social University.

11. Kushcheva, E. Y. (2019). Features of the organization of classes in a theater studio with a group of children of different ages. Article in the proceedings of the conference «Additional education – socio-cultural institute of self-realization of children and youth». Orel: Orel State Institute of Culture, 143–144.

12. Petrovsky, A. V. (1984). Problems of personality development from the perspective of social psychology. Questions of psychology, 4, 69-72.

13. Rusanova, V. S. (2004). The role of amateur theater in the aesthetic development of children, Chelyabinsk: CHGAKI.

10. Federal Law of the Russian Federation No. 273–FZ of December 29, 2012 «On Education in the Russian Federation». (2016). Moscow: Eksmo.