РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СЛУХА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Автор: Алина Денисовна Остапчук

Предмет: Музыка

Класс: Педагоги

Тип материала: Методическое сообщение

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СЛУХА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Краткое описание работы: Рассмотрена проблема развития эмоционального слуха у старших дошкольников, охарактеризована музыкальная деятельность в дошкольной образовательной организации, выявлены возможности музыкальной деятельности в развитии эмоционального слуха у старших дошкольников, изучен уровень развития эмоционального слуха у старших дошкольников, разработан педагогический проект по развитию эмоционального слуха у старших дошкольников в музыкальной деятельности.

УДК 373.2

 

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СЛУХА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

А. Д. Остапчук

 

студент факультета психолого-педагогического образования

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) РГППУ,

г. Нижний Тагил, Россия

Alinaustinova512@gmail.com

 

Е. Д. Трофимова

 

кандидат педагогических наук, доцент факультета психолого-педагогического образования

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) РГППУ,

г. Нижний Тагил, Россия

akselen7025@yandex.ru

 

Аннотация: статьяпосвящена проблеме развития эмоционального слуха детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования среди целевых ориентиров педагогической деятельности перечислены следующие качества выпускника детского сада: ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, способен учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства.

Умение понимать и адекватно воспринимать эмоциональное состояние другого человека, основываясь на интонациях голоса, как одна из характеристик слухового восприятия была определена В. П. Морозовым как «эмоциональный слух».

Методика развития эмоционального слуха у старших дошкольников включает эмоционально-ориентационный, интонационно-практический и перцептивно-смысловой этапы. Проблема развития эмоционального слуха актуальна в связи с его значимостью для коммуникативного и художественно-творческого развития ребенка.

Диагностика уровня развития эмоционального слуха у детей старшего дошкольного возраста проводилась с использованием метода эмоционально-семантической дивергенции (расхождение смысла слова и его эмоциональной интонации), разработанного В. П. Морозовым.

Согласно полученным данным, у 5% детей эмоциональный слух развит на высоком уровне, то есть, у ребенка были высокие показатели как по передаче интонации и эмоций, так и по их пониманию и определению. У 75% детей эмоциональный слух развит на среднем уровне и у 20% детей — на низком.

В исследовательских работах Л. В. Ясинских представлена методика развития эмоционального слуха у старших дошкольников, в основе которой лежит принцип поэтапного усложнения заданий и расширения умений от простых к более сложным.

Музыкальная деятельность способствует развитию эмоционального слуха детей старшего дошкольного возраста, так как: способствует развитию пассивного эмоционального слуха на основе формирования умения воспринимать (слушать) музыкальные произведения и анализировать их эмоциональное содержание; способствует развитию активного эмоционального слуха на основе овладения певческой деятельностью и пластическими движениями под музыку.

Ключевые слова:дети старшего дошкольного возраста, развитие эмоционального слуха, музыкальная деятельность в детском саду.

  1. 1.                Введение

В современном мире проблема развития эмоционального слуха у детей старшего дошкольного возраста становится все более актуальной, так как нормативные акты системы образования определяют необходимость формирования у них коммуникативных компетенций и умения налаживать конструктивное общение с окружающими людьми, для которого необходимо понимание эмоционального состояния других.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования среди целевых ориентиров педагогической деятельности перечислены следующие качества выпускника детского сада: ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, способен учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства [ФГОС ДО, 2013].

Умение понимать и адекватно воспринимать эмоциональное состояние другого человека, основываясь на интонациях голоса, как одна из характеристик слухового восприятия была определена В. П. Морозовым как «эмоциональный слух» [Морозов, 2017, с. 23].

Цель данной статьи заключается в обосновании актуальности развития эмоционального слуха у детей старшего дошкольного возраста и возможностей  музыкальной деятельности в этом процессе.

2. Материалы и методы

Автором понятия «эмоциональный слух» является В. П. Морозов, который ввел данный термин в 1985 году и определил его как способность к распознаванию эмоциональной экспрессивности речи, пения. Теоретически эмоциональный слух определен как часть системы невербальной коммуникации, специализированной к адекватной оценке эмоциональной информации в звуковой форме (речь, пение, музыка) [Морозов, 2021, с. 321].

Физиологический центр эмоционального слуха находится в правой височной области. В случаях органического нарушения этой зоны (например, при инсульте, умственной отсталости и др.), человек не способен к адекватному восприятию и узнаванию знакомых мелодий, голосов, эмоциональных и интонационных характеристик речи.

Существует несколько видов эмоционального слуха: интонационный, тембровый, пассивный, активный и другие [Цилинко, 2018, с. 63].

Л. В. Ясинских рассматривает понятие «эмоциональный слух» со следующих позиций:

– эмоциональный слух как способность человека при прослушивании речевых или музыкальных сообщений воспринимать информацию об эмоциональном контексте сообщения;

– эмоциональный слух как сенсорно-перцептивная часть невербальной коммуникации;

– эмоциональный слух как единство эмоциональной и слуховой составляющих, позволяющих воспринимать информацию через ряд спектральных, временных и динамических характеристик акустического сигнала голоса человека (тембр, интонация, ударение, мелодика, темпоритмика и т.п.), идентичных музыкальным средствам выразительности [Ясинских, 2017, с. 11].

Структура эмоционального слуха рассмотрена в исследовании О. А. Комаровской, которая выделила следующие его компоненты:

– умение распознавать эмоции, скрытые в звучании ряда музыкальных фрагментов, не только контрастных по образности (и по языковым средствам), что распознается довольно легко, но и достаточно близких, в которых испытуемым предстоит уловить «неуловимые» нюансы;

– умение распознавать эмоции в коротких вербальных текстах: одна и та же фраза повторяется с разным подтекстом; распознается эмоция, заложенная в каждом из вариантов;

– умение распознавать эмоции в вокальной фразе, исполняемой с некоторыми изменениями: сменой лада, темпа, регистра и фактуры аккомпанемента, агогики, динамики; распознаются эмоциональные нюансы, влияющие на общий смысл;

– умение распознавать эмоции в пластическом интонировании (по типу, своеобразной игры «за стеклом) [Комаровская, 2013, с. 205].

Вышеперечисленные умения относятся к пассивному эмоциональному слуху. К активному эмоциональному слуху относят умения точно и непринужденно, спонтанно и мгновенно передавать эмоции в исполнительской музыкальной деятельности, в пластических движениях, способность переводить «образы-восприятия» в «образы-результаты», применяя средства разных видов искусства, основанную на развитии психомоторных качеств через упражнения в воспроизведении интонационных характеристик высказываний [Комаровская, 2013, с. 207].

Методика развития эмоционального слуха у старших дошкольников включает эмоционально-ориентационный, интонационно-практический и перцептивно-смысловой этапы. Проблема развития эмоционального слуха актуальна в связи с его значимостью для коммуникативного и художественно-творческого развития ребенка.

  1. 3.     Результаты исследования

Диагностика эмоционального слуха у детей старшего дошкольного возраста проводилась на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения детский сад № 108 г. Нижний Тагил. В исследовании приняли участие 20 детей в возрасте 5–6 лет.

Диагностика уровня развития эмоционального слуха у детей старшего дошкольного возраста проводилась с использованием метода эмоционально-семантической дивергенции (расхождение смысла слова и его эмоциональной интонации), разработанного В. П. Морозовым [Морозов, 2021, с. 250].

Согласно полученным данным, у 5% детей эмоциональный слух развит на высоком уровне, то есть, у ребенка были высокие показатели как по передаче интонации и эмоций, так и по их пониманию и определению. У 75% детей эмоциональный слух развит на среднем уровне и у 20% детей – на низком.

Обобщив результаты диагностики, можно отметить, что показатели развития пассивного эмоционального слуха в целом выше, чем активного. Детям легче определять эмоции и интонации, чем передавать их. Владение голосом дается сложнее. При этом много ошибок, связанных с характеристиками голоса по силе и высоте, вместо интонационных характеристик. Высокий уровень развития эмоционального слуха зафиксирован только у одного ребенка, тогда как у остальных — средний и низкий. Поэтому мы делаем вывод о необходимости поведения специально организованной работы по развитию эмоционального слуха у детей старшего дошкольного возраста.

  1. 4.                Обсуждение результатов

В исследовательских работах Л. В. Ясинских представлена методика развития эмоционального слуха у старших дошкольников, в основе которой лежит принцип поэтапного усложнения заданий и расширения умений от простых к более сложным.

Первым этапом является эмоционально-ориентационный. На данном этапе педагоги обращают внимание на развитие способности детей к адекватному восприятию и определению основной эмоции произведения, обобщение амбивалентных эмоций, дифференциацию эмоциональных оттенков произведения, его частей, отдельных высказываний или фрагментов.

Далее следует интонационно-практический этап. Это этап развития умения выражать эмоциональный тон музыки путем переинтонирования с помощью вокала, инструментов или пластики, умения устанавливать взаимосвязь эмоций и интонации, развития способности к адекватному переинтонированию.

На перцептивно-смысловом этапе происходит развитие способности детей к пониманию идеи – «пафоса» музыкальных произведений, путем выявления основного эмоционального тона музыкального произведения, вербального определения смыслового содержания музыкального произведения и установления связи основной эмоции и содержания музыкального произведения [Ясинских, 2017, с. 13].

Во многих программах дошкольного образования эмоциональное развитие дошкольников осуществляется с помощью музыки, развития у детей способности воспринимать ее эмоциональное содержание, различать эмоциональные оттенки, осознавать интонационный язык музыки, находить средства выразительности, как в музыкальных, так и в речевых интонациях. Авторы не выделяют понятия эмоциональный слух, однако в эмоциональное развитие они включают элементы его развития: ознакомление с эмоциональными переживаниями людей и эмоциональными состояниями, определение настроения и нюансов, выраженных в музыке, подбор и музицирование на музыкальном инструменте, сочинение стихотворений, отражающих отношение и впечатление, эмоции от услышанного музыкального произведения.

В программах выделяются такие приемы, как озвучивание интонации на детских музыкальных инструментах или голосом, для проникновения в эмоциональное состояние художественного образа и общения с ним используется эмпатия[Безбородова, 2014, с. 21].

Данные приемы можно использовать для целенаправленного развития эмоционального слуха. В программы включены музыкальные произведения с преобладанием эмоциональной выразительности, что также можно использовать для «расширения багажа музыкальных эмоций ребенка», как одного из элементов развития эмоционального слуха[Фан, 2022, с. 43].

Данный вывод позволяет рассмотреть возможности музыкальной деятельности, позволяющие развивать эмоциональный слух у старших дошкольников.

Своеобразие музыкального искусства заключается в том, что оно раскрывается слушателю только посредством эмоций. Музыка способна вызывать эмоциональный отклик у слушателя репродуктивным путем, путем ассоциативного напоминания о тех настроениях, эмоциях, которые некогда сопутствовали музыкальному прослушиванию, с другой стороны, музыка может воссоздать выразительные качества некогда испытанных человеком эмоций.

Среди психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста можно выделить «особенную чувствительность к эмоциональному тону непосредственных чувственных впечатлений – ценнейшее качество для восприятия подлинного произведения искусства» (А. А. Мелик-Пашаев), что и должно стать основой развития эмоционального слуха дошкольника в музыкальной деятельности [Мелик-Пашаев, 2013, с. 34].

Восприятие музыки способствует развитию умения распознавать эмоции, скрытые в звучании ряда музыкальных фрагментов, как контрастных по образности и по языковым средствам, так и достаточно близких, в которых различаются только небольшие аспекты.

Музыкальная деятельность в виде восприятия и анализа музыкальных произведений способствует развитию способности к распознаванию эмоций, скрытых в звучании музыкального фрагмента, распознаванию эмоций в коротких вербальных текстах, в вокальных фразах, исполняемых со сменой лада, темпа, регистра и фактуры аккомпанемента, агогики, динамики. Все это способствует развитию пассивного эмоционального слуха в целом.

Музыкальная исполнительская деятельность предполагает пение, интонирование, озвучивание, аккомпанемент и пластические движения под музыку, что позволяет развивать активный эмоциональный слух.

Исполнительская музыкальная деятельность способствует развитию активного эмоционального слуха, так как при обучении пению, интонированию голосом, музицированию на простейших инструментах и пластических движениях дети выполняют активную деятельность по преобразованию образов восприятия в «образы-результаты».

  1. 5.                Заключение

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что музыкальная деятельность способствует развитию эмоционального слуха детей старшего дошкольного возраста. Музыкальная деятельность способствует развитию пассивного эмоционального слуха на основе формирования умения воспринимать (слушать) музыкальные произведения и анализировать их эмоциональное содержание и способствует развитию активного эмоционального слуха на основе овладения певческой деятельностью и пластическими движениями под музыку.

 

Список литературы:

 

  1. Безбородова, Л. А. Теория и методика музыкального образования / Л. А. Безбородова. – М.: Флинта, 2014. – 235 с. – Текст: непосредственный.
  2. Комаровская, О. А. Эмоциональный слух в идентификации художественной одаренности детей / О. А. Комаровская. – Текст: непосредственный // Сибирский педагогический журнал. – 2013.– № 2. – С. 204–209.
  3. Мелик-Пашаев, А. А. Ради чего берутся за перо? Пробуждение чуткости ребенка к «эмоциональному тону» художественного произведения / А. А. Мелик-Пашаев. – Текст: непосредственный // Музыкальное искусство и образование. – 2013. – № 3. – С. 34–41.
  4. Морозов, В. П. Эмоциональный слух как новое психологическое понятие / В. П. Морозов. – Текст: непосредственный // Статья в сборнике «Разработка понятий современной психологии». – М.: Институт психологии РАН, 2021. – С. 321–358.
  5. Морозов, В. П. Язык эмоций и эмоциональный слух / В. П. Морозов. – М.: Институт психологии РАН, 2017. – 397 с. – Текст: непосредственный.
  6. Фан, И. Развитие эмоционального слуха в музыкальном воспитании детей: теория и практика / И. Фан, Л. В. Ясинских. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2022. – 240 с. – Текст: непосредственный.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155). – М.: Центр педагогического образования, 2014. – 32 с. – Текст: непосредственный.
  8. Цилинко, А. П. Развитие эмоционального слуха как условие формирования профессиональных компетенций вокалиста / А. П. Цилинко. – Текст: непосредственный // Культура и искусство. – 2018. – № 1. – С. 62–67.
  9. Ясинских, Л. В. Развитие эмоционального слуха как педагогическая проблема / Л. В. Ясинских. – Текст: непосредственный // Статья в сборнике«Лучшая научная статья 2017». – Пенза: Наука и Просвещение, 2017. – С. 192–195.

 

THE DEVELOPMENT OF EMOTIONAL HEARING IN OLDER PRESCHOOLERS IN MUSICAL ACTIVITIES

 

A. D. Ostapchuk

 

 

student of the Faculty of Psychological and Pedagogical Education

Nizhny Tagil State Socio-Pedagogical Institute (branch) RGPPU,

Nizhny Tagil, Russia

Alinaustinova512@gmail.com

 

E. D. Trofimova

 

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Faculty of Psychological and Pedagogical Education

Nizhny Tagil State Socio–Pedagogical Institute (branch) of RGPPU,

Nizhny Tagil, Russia

akselen7025@yandex.ru

 

Abstract: the article is devoted to the problem of the development of emotional hearing of older preschool children in musical activity.

The Federal State Educational Standard of Preschool Education lists the following qualities of a kindergarten graduate among the targets of pedagogical activity: a child has a positive attitude towards the world, other people and himself, actively interacts with peers and adults, is able to take into account the interests and feelings of others, empathize with failures and rejoice in the successes of others, adequately shows his feelings.

The ability to understand and adequately perceive the emotional state of another person, based on the intonation of the voice, as one of the characteristics of auditory perception was defined by V. P. Morozov as «emotional hearing».

The methodology of developing emotional hearing in older preschoolers includes emotional orientation, intonation-practical and perceptual-semantic stages. The problem of developing emotional hearing is relevant due to its importance for the communicative and artistic and creative development of the child.

The diagnosis of the level of development of emotional hearing in older preschool children was carried out using the method of emotional-semantic divergence (divergence of the meaning of a word and its emotional intonation), developed by V. P. Morozov.

According to the data obtained, 5% of children have emotional hearing developed at a high level, that is, the child had high indicators both in the transmission of intonation and emotions, and in their understanding and definition. In 75% of children, emotional hearing is developed at an average level and in 20% of children — at a low level.

L. V. Yasinskikh's research papers present a methodology for the development of emotional hearing in older preschoolers, which is based on the principle of step-by-step complication of tasks and expansion of skills from simple to more complex.

Musical activity contributes to the development of emotional hearing in older preschool children, as: it promotes the development of passive emotional hearing based on the formation of the ability to perceive (listen to) musical works and analyze their emotional content; it promotes the development of active emotional hearing based on mastering singing activities and plastic movements to music.

Key words:older preschool children, development of emotional hearing, musical activity in kindergarten.

References

1. Bezborodova, L. A. (2014). Theory and methodology of musical education, M.: Flint.

2. Komarovskaya, O. A. (2013). Emotional hearing in the identification of artistic giftedness of children.Siberian Pedagogical Journal, 2, 204–209.

3. Melik-Pashaev, A. A. (2013). Why do they take up the pen? Awakening of a child's sensitivity to the «emotional tone» of a work of art.Musical art and education, 3, 34–41.

4. Morozov, V. P. (2021). Emotional hearing as a new psychological concept.Article in the collection «Development of concepts of modern psychology», M.: Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences, 321–358.

5. Morozov, V. P. (2017).Language of emotions and emotional hearing. M.: Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences.

6. Fan, I. (2022).The development of emotional hearing in the musical education of children: theory and practice. Yekaterinburg: Ural State Pedagogical University.

7. Federal State educational standard of preschool education (Approved by Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 1155 dated October 17, 2013). (2014). Moscow: Center for Pedagogical Education.

8. Tsilinko, A. P. (2018). The development of emotional hearing as a condition for the formation of professional competencies of a vocalist.Culture and Art, 1, 62–67.

9. Yasinskikh, L. V. (2017). Development of emotional hearing as a pedagogical problem.Article in the collection «The best scientific article of 2017». Penza: Science and Education, 192–195.