Знакомство с Шульверком на музыкальных занятиях в детском саду


Автор: Кирсанова Татьяна Геннадьевна

Руководитель: Кынскун Зинаида Владимировна

Должность руководителя: заведующий ДОУ

Место работы руководителя: МБДОУ ДС № 25 "Рябинка"

Предмет: Инструментальное музицирование

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

Знакомство с Шульверком на музыкальных занятиях в детском саду

Краткое описание работы: Изложение планов занятий по элементарному музицированию для детей от трех лет и старшего дошкольного возраста. Занятия основаны на программе Татьяны Эдуардовны Тютюнниковой "Элементарное музицирование с дошкольниками""

Знакомство с Шульверком на музыкальных занятиях ДОУ

По материалам Т.Э. Тютюнниковой

 

Занятия в младшей группе

 

Изложение плана одного занятия для малышей-трехлеток, конечно, надо начать с того, какие цели и задачи будут стоят перед педагогом в течение всего года работы. Это необходимо, чтобы постоянно видеть перспективу и цель, поскольку в текущей момент педагог всегда занимается, как кажется, сущей незначительной мелочью.

Цели и задачи года:

·       формирование у детей эмоционально-радостных ощущений от активного участия в совместном коллективном музицировании.

·       знакомство детей с различными шумовыми инструментами, доступными им для игры: колокольчиками, бубенцами, маракасами, сделанными из различных коробочек, деревянными коробочками, пальчиковыми тарелочками, маленькими бубнами, музыкальными молоточками;

·       развитие слуховых и телесных ощущений равномерной метрической пульсации (в музыке умеренного темпа);

·       формирование слуховых и телесных ощущений основных выразительных средств музыки: музыкальных темпов (быстро-медленно), контрастной динамики (громко-тихо), контрастных ладов (мажор-минор) через движение, деятельность и игру;

·       развитие основ интонационного слуха в звукоподражательных играх со словом, инструментами и звучащими предметами; озвучивание стихов и сказок.

«Начинаем играть». Приветливо пригласите детей в зал, покажите им красивый бубен и предложите побегать врассыпную, когда он будет весело звенеть, но, когда бубен остановится, всем надо будет присесть на корточки. Малыши не способны быстро переключаться и себя контролировать, поэтому далеко не сразу все научатся останавливаться и присаживаться. Когда дети сядут, педагог должен тоже присесть и, равномерно ударяя в бубен, рассказать стихи: «Дзинь-бум, дзинь-бум, бубен нам устроил шум! Постучим, пошумим и все снова побежим!» Дети должны услышать два разных способа игры на бубне: звон и равномерные удары. Игра повторяется 2-3 раза. К концу года ведущим в этой игре может стать ребенок.

«Идем гуськом». Напевая песенку, предложите ребятам построиться за вами гуськом, а затем выполнять движения по сигналу барабана: идти гуськом и бежать гуськом. В завершении игры сядьте с ними в кружок на полу. Многое упускают те педагоги, которые не уделяют должного внимания общению с малышами на полу. Ведь пол — это место, где маленькие дети живут и играют! Конечно, для такой целенаправленной работы придется расстаться с туфлями на шпильках и миниатюрной одеждой, но психологи советуют быть ближе к детям, быть на одном физическом уровне с ними. Просто сядьте с детьми спокойно на пол — и вы получите необыкновенную атмосферу доверия и понимания. Она того стоит!

«Играем на своих музыкальных инструментах. Ритмическая зарядка. «Тюшки-тютюшки». Это речевая игра с речевой поддержкой и звучащими жестами, цель которой — развитие ритмического чувства детей. Звучащие жесты (телесные музыкальные инструменты) являются самым эффективным для этого средством не только в работе с детьми, но и со взрослыми. Объяснение такой потрясающей эффективности очень простое: ритмические импульсы, проходящие через тело, запоминаются им навсегда, т.к. ритмическое чувство развивается через движение и мышечные ощущения человека. Играйте ритмы в звучащих жестах с детьми на каждом занятии — и вы совсем скоро увидите волшебный результат! И это не фокус или инновационный прием, а один из природных, биологических законов развития музыкальности. Его надо знать и последовательно использовать. Если закон игнорировать, все получается хуже и дольше.

Предложите детям поиграть в игру: педагог декламирует речевой зачин, а затем исполняет ритмы с одновременным их слоговым проговариванием на всех телесных инструментах по очереди: в хлопках, шлепках, притопах, на грудной косточке. Темп игры должен быть таким, чтобы дети могли следить за Вами глазами.

«Речевая игра. «Мячик» или «Лисица». Возьмите резиновый мяч и, рассказывая стихи, ритмично ударяйте им об пол. Затем предложите детям попрыгать, как мячики, под звуки барабана. После такой разминки снова сядьте с ними в круг на полу.

Продекламируйте детям стихотворение про мячик, сопровождая его равномерными шлепками по коленям, и предложите им подключиться: «ладошки будут прыгать как мячики». На следующих занятиях для исполнения метрического пульса дайте детям в руки маленькие маракасы из киндеров. Ими надо стучать по коленям, потому что манипулировать маракасами равномерно в воздухе малыши еще не могут. Конечно, эта речевая игра должна закончиться веселым движением: дети снова прыгают, как мячики, под звуки бубна или барабана. Речевая игра должна присутствовать на 3-4 занятиях, она способствует развитию ощущений у детей чувства метроритмической пульсации через телесное чувство, слух, зрение.

«Распеваемся. «Джон-зайчик». После мячиков переместитесь с детьми в другую часть вашего зала, например, сядьте с ними в кружок на стульчики. Для этой песенки Вам понадобится игрушечный заяц, который «приехал из Англии, поэтому его зовут Джон». Предложите детям Вам отвечать и подтверждать все проделки зайца в огороде. Предложите детям слова «Да-да-да!» сопровождать двумя хлопками и шлепком по коленям — так будет моделироваться звуковысотная интонация этой фразы. Воспитатель может ритмично подыгрывать во время ответа на каком-нибудь шумовом инструменте, а затем на металлофоне.

«Поем. «У кого какая песня». Песня предназначена для пения в кругу с голоса педагога, без аккомпанемента ф-но. Украшающими пение инструментами могут быть треугольник, барабан, на котором педагог может негромко играть импровизированный ритмический аккомпанемент.

Простейшее звукоподражание, которое содержится в этой песенке, имеет глубокий смысл: помогает детям интуитивно понять очень важные вещи:

·       звук несет смысл и содержание;

·       звуки можно попытаться понять, расшифровать;

·       музыка содержится во всем, что нас окружает и обо всем рассказывает;

В песенке могут быть разные персонажи: дождик, ветер, щенок, гуси. Педагогу желательно называть следующего героя, например: «А сейчас споем про корову!» Закончить песенку надо словами: «А у нас какая песня? — Ля-ля-ля». Желательно, чтобы пение дети сопровождали пантомимическими движениями по тексту: капали, как дождик по ладошке, крякали клювиками и т.д. Такое изобразительное движение во время пения не только конкретизирует и обогащает понимание детьми содержание песни, но и способствует «оживлению» персональных эмоций детей, большему их вовлечению в музицирование.

«Музыкальная карусель. Играем на инструментах».  Любое учение для дошкольников должно быть не только легким, приятным времяпровождением, но и интересным. Когда-то я думала, что простого использования детских шумовых инструментов на музыкальном занятии достаточно, чтобы детям было интересно. Действительно, инструмент — чудодейственный предмет, завораживающе действующий на детей. Но, подержав бубен в руках 5 минут, ребенок тут же захочет обменяться с соседом на маракас, маракас поменять на барабан и т.д. И если интерес будет отсутствовать в самой работе с инструментом, то даже при наличии различных «шумелок» скука в глазах детей неизбежно появится.

Раздайте каждому малышу небольшие шумовые инструменты: маракасы, бубенцы, бубны, барабанчики. На первую часть любой польки дети играют все вместе, кто как хочет и может. Затем по сигналу барабана, в который ударяет воспитатель, все кладут инструмент на стул и бегут внутри круга во время второй части музыки. В конце второй части каждый ребенок берет другой инструмент. Игра повторяется 3-4 раза. Она позволяет детям познакомиться и поиграть на разных музыкальных инструментах, приучает их к мысли, что каждый может сыграть «свою музыку», т.е. является начальной стадией детской импровизации, позволяет испытать радость от совместного музицирования.

«Играем в оркестре. Ягодный компот».

 Полька А. Филиппенко.

Однажды летом я купила в магазине мороженое в коробочке в виде клубнички. Коробочка была с плотной крышкой и дома сразу превратилась в детский маракас. Когда в сентябре начались занятия, дети мне принесли малину, ежевику, лимон, апельсин — целую корзину замечательных предметов, ставших потом любимыми инструментами малышей. Шуточный оркестр, который мы с ними исполняли, стал называться «Ягодный компот». Это был не просто оркестр, а настоящее музыкально-театральное действо с комментариями педагога: под музыку первой части мы «бросали в компот красные ягоды», во второй части воспитатель играла на круговом (балийском) ксилофоне, который у нас изображал «музыкальную кастрюлю». Дети во время первой части музыки играли метрический пульс маракасами по коленям. Все действия выполняются ритмично под музыку и сопровождаются комментариями педагога.

При повторении музыки ребята «кидали в компот» синие ягоды, желтые и т.п. В завершение пьесы в кастрюлю насыпали «сахар» (большой маракас или бутылка с рисом), компот «кипел» (маракасы шуршали вне метра), кастрюля звучала — восторгу детей не было предала. Этот оркестр был для меня важнейшим опытом, который показал, что даже самая простая музыка малышам должна быть пояснена детально через понятный сюжет, историю, комментарий. Малыши — очень конкретные человечки, поэтому такая прямая связь музыки с их жизнью и опытом в данном возрасте очень важна для становления понимания музыки.

Обычный бытовой опыт, связанный с первыми музыкальными впечатлениями, становится основой музыкального восприятия. Помните об этом всегда: успех музыкального воспитания дошкольников спрятан в очень простом и доступном. Высокая взрослая эстетика шедевров здесь почти никогда не работает. У детства есть своя эстетика — эстетика игры, деятельности и удовольствия. Главный ее смысл — прикладной, она помогает детям изучать и исследовать мир, а также свое к нему отношение через музыкально-творческую игру.

Можно с детьми сыграть «Польку М. Глинки».

Самый простой вариант может быть исполнен детьми младшей группы спустя 2-3 месяца систематических занятий, например на новогоднем празднике. Первая часть польки украшается звучанием маракасов, сделанных из разноцветных «киндеров», которые можно для малышей называть «музыкальные яички». Трехлетки чаще всего не способны выполнять равномерные метричные движения руками в воздухе с маракасами, поэтому инструментами они могут ударять по коленям или двумя маракасами друг о друга.

Во второй части польки мы обычно включаем другой инструмент — бубенчики, бубны, колокольчики, которыми дети просто звенят. Очень полезно предварительно вторую часть сыграть также на маракасах, но при этом поменять прием: просто ими шуметь. Детям можно сказать, что инструменты после «работы» так веселятся и смеются. Данный прием важен сам по себе, т.к. в контрастном сопоставлении представляет детям два различных способа игры на маракасах и два различных по характеру звучания: равномерный метрический пульс и простое свободное шуршание.

Придя работать в детский сад много лет назад, я подумала: «Как должна быть организована работа по обучению игре в шумовом оркестре, чтобы она удовлетворяла четырем важным для меня условиям:

1.     быть легкой для детей и педагога;

2.     быть интересной для них;

3.     быть систематической формой обучения;

4.     быть групповой формой обучения;

5.     стать формой активного СЛУШАНИЯ музыки».

Эти условия, заданные самой себе много лет назад, не потеряли для меня своей актуальности и сейчас. Музыка, которую вы собираетесь играть с детьми в оркестре, должна быть не только яркой, но и доступной: не длинной, не очень быстрой, понятной по структуре, лучше, если жанровой или образной, позволяющей ее достаточно свободно «толковать».

Шумовой оркестр в детском саду и начальной школе должен быть формой работы, в которую могут быть включены все дети: ВСЕ ХОТЯТ! Чаще, к сожалению, бывает по-другому. Педагог выбирает для игры в оркестре 8-10 человек способных детей и занимается с ними индивидуально пару месяцев, после чего они победно выступают на каком-нибудь концерте. Когда я пришла работать в детский сад, то первым моим педагогическим правилом стало следующее: «Играют все!» Дети в группе знают все партии и могут друг друга заменить. Для этого партии инструментов должны быть легкими. Во время занятий дети меняются инструментами, а, следовательно, играют разные партии. У меня нет никакого разделения на способных и остальных, которым «ничего доверить нельзя». Конечно, иногда бывает необходимость выбрать ребенка, которому можно поручить более сложную «сольную» партию, но это исключение, а не правило.

 

Занятия в старшей группе

 

«Начинаем играть! Тра-та-та». Это игровая песня, которая сочинена на слова Д. Хармса. Цель игры — раскрепощение детей и создание психологически комфортной атмосферы. Она воспитывает у детей навыки двигательной импровизации, воображение, фантазию, чувство юмора, способность наблюдать, сравнивать и учиться у других.

Дети поют зачин песни (без аккомпанемента) в хороводе с простейшими движениями: хлопками, шлепками, приставными шагами и т.п. Затем двое детей образуют ворота, в которые артистично заходят и замирают в образе четверо стоящих подряд детей — это герои. Для первых двух проведений игры героями обычно бывают бабка и дедка. Затем могут появиться кошка, козлик, мишка, рыбка, птичка, робот. Каждый из четырех детей старается быть не похожим на предшественника и сделать свой образ особенным. Например, бабка может быть сердитой, хромой, задумчивой, веселой и т.д. При повторении игры ворота образуют двое последних детей из бывших солистов.

 «Ритмическая игра с палочками. «Сапожник». Вступлением к пению может быть речевая игра «Молоток», в которой дети играют аккомпанемент к ней в звучащих жестах. Заодно расскажите немного детям, как работает сапожник, сейчас они это знают совсем редко.

Хотя песня и имеет инструментальный аккомпанемент, я всегда обхожусь без него, поскольку при пении с голоса дошкольники гораздо раньше начинают чисто петь. Объяснение этого феномена очень простое. Улучшение точности интонирования происходит потому, что партия фортепиано не мешает детям услышать свой собственный голос, и они начинают пользоваться ухом как органом контроля! К сожалению, традиционный праздничный репертуар и его разучивание с аккомпанементом не способствует хорошему пению детей-дошкольников. Ситуацию можно значительно улучшить, если разучивать песни без аккомпанемента, с голоса педагога и только накануне праздника, на репетиции петь с инструментом.

Сядьте с детьми полукругом, каждому ребенку дайте по две деревянные палочки. Во время пения куплета дети на палочках играют метрический пульс, затем в припеве исполняют ритм слов. После припева педагог задает детям различные ритмы с речевой поддержкой  для повторения. Задания могут следовать по 2-3 подряд.

«Хлоп-хлоп». Зарядка в звучащих жестах». Эту песню можно использовать на занятии вместо предыдущей для ритмической зарядки.

«Поем и играем на инструментах. «Кузнечик». Песенка предназначена для пения с аккомпанементом орфовских инструментов, но если их у вас нет, используйте обычные, лишь бы они не были расстроены. Начать разучивать песенку можно с ритмическим аккомпанементом и сначала исполнять его не на бубне, а в звучащих жестах. Партию ксилофона я часто предлагаю двум детям играть на ф-но. Это для детей тоже необыкновенно интересно! И не бойтесь, что испортите им «постановку рук», что часто можно слышать от педагогов. Кроме пользы, такое музицирование ничего не приносит.

«Легким шагом. Прогулка». Для игры дети образуют змейки с ведущим по 5-6 человек, который задает характерное, импровизированное движение для своей группы детей. Все двигаются до конца музыки так, как показал ведущий. Т.о., каждая змейка в зале двигается по-своему. По окончании музыки происходит смена ведущих: первый становится последним.

Дети обязательно нуждаются в движении на музыкальном занятии, и оно выполняет здесь не просто функцию эмоциональной и физической разрядки. Движение вместе с речью являются двумя корнями, из которых выросла музыка. Ведь сама музыка — это движение. Ребенок, который не двигался под музыку, не слышит в ней не только легкого полета, тяжелой поступи, резких взмахов, — он не слышит часто даже простой пульсации метра. И это значит, что музыки как таковой он не слышит СОВСЕМ! Не случайно известная ритмика Жак-Далькроза была предметом, который учил слушать и понимать музыку через импровизированное движение. Во время движения происходит «оживление» эмоций детей на спихо-физическом уровне, т.к. эмоции теснейшим образом связаны с мышечным состоянием тела.

Было бы все очень просто, если объектом необходимого воздействия на музыкальном занятии являлся только слух. Тогда знай-тренируй музыкальное ухо. Однако услышать в музыке горечь и надежду — значит вспомнить из опыта собственных ощущений, что жалость сжимает сердце, ненависть леденит, а слезы смягчают его. Сосредоточенность размышления и восторг полета на качелях, напряженность конфликта и радость освобождения от него — тот, кто знает эти чувства, узнает их в и музыке. Понятно, что здесь речь идет об эмоциях. Но они не ощущаются слухом! Даже слова, используемые для передачи эмоций, неизменно связаны с чувственными метафорами: мы дрожим от страха, раздавлены горем, сияем от счастья, задыхаемся от гнева.

Именно телесные ощущения в самом широком смысле этого выражения, напрямую соединенные с музыкальными впечатлениями через интересную для детей музыкально-двигательную деятельность, способствуют развитию эмоциональной отзывчивости на музыку. Они помогают ребенку ИНТУИТИВНО понять субъективную музыкальную эмоцию. Так что давайте детям возможность импровизированно двигаться, не ограничиваясь только разучиванием номеров для утренников.

«Упражняемся в ритмической импровизации. «Весенняя телеграмма». Стихи В. Суслова. Вначале игра может проводиться как ритмическое «эхо»: дети повторяют за педагогом ритмический рисунок каждой второй строки на палочках с речевой поддержкой. Затем постепенно надо предлагать детям «послать свою телеграмму», т.е. импровизировать ритмический рисунок. Не каждый ребенок сразу будет укладываться в структуру ритмической фразы, но все варианты детей принимаются без критики и даже комментариев. Педагогу, если он хочет, чтобы дети научились и не боялись импровизировать, об оценке и критике надо забыть навсегда, потому что нельзя оценивать детское творчество. Остается только работать и ждать, когда это будет получаться у них лучше и точнее.

 

Дятел сел на толстый сук

            Тук да тук.

Всем друзьям своим на юг

            Тук да тук.

Телеграммы срочно шлет

            Туки-туки-тук,

Что весна уже идет

            Туки-туки-тук,

Что растаял снег вокруг

            Туки-тук, туки-тук,

Что подснежники вокруг

            Туки-тук, туки-тук.

Дятел зиму зимовал

            Тук да тук,

В жарких странах не бывал

            Тук да тук.

Все: И понятно, почему —

Скучно дятлу одному.

 

Импровизируем. «Веселые инструменты». Датская народная песня. Хорошим продолжением предыдущей игры будет эта песенка, в которой после куплета ребенок на соответствующем инструменте может сыграть импровизацию. Импровизацию на флейте или свирели играет педагог.

 «Поем и учимся. «Песенка про ноты». Музыка Ж. Метеллиди. Эту веселую песенку мы поем по очереди: мальчики и девочки. Гамму дети «играют» на бумажной клавиатуре и поют, называя ноты. Повторив полный звукоряд, обычно переходим к маленьким песенкам на 2-3-х звуках или разучиваем партии для оркестра.

«Играем в оркестре. «Швейцарская народная мелодия». При разучивании партий металлофона детям понадобятся бумажные клавиатуры, на которых они будут нажимать нужные клавиши и петь их. По мере выучивания детьми партии металлофона им дают инструмент.

Итак, оглянемся назад на только что прочитанное занятие. Каких успехов мы можем ожидать от детей в старшей группе? Мы можем надеяться, что дети:

·       почти все продемонстрируют ритмическую компетенцию, умение слышать, различать и исполнять несложные ритмы и удерживать метрический пульс;

·       уверенно могут участвовать в групповых формах музицирования, требующего вступления по очереди, по партиям;

·       уверенно играют на металлофоне мотивы из 2-3 звуков как партии в оркестре;

·       с радостью откликаются на возможность сыграть импровизацию, которые становятся структурно оформленными; умеют участвовать в музицировании по типу рондо, где могут исполнить импровизированный эпизод;

·       умеют самостоятельно подобрать инструменты для фантазийного озвучивания стихов;

·       могут сами придумать простейшие движения к танцу или игре.