Автор: Паббо Надежда Алексеевна
Предмет: Инструментальное исполнительство
Класс: Педагоги
Тип материала: Открытый урок
Краткое описание работы: Работа над музыкальным произведением "Баба Яга"П.Чайковского
Тип занятия: Урок систематизации и обобщения знаний .
Класс: 7 класс
Тема: «Освоение музыкального произведения» .
Дата проведения:
февраль 2020 г.
Цель урока: Систематизация знаний по заявленной теме.
Задачи урока для преподавателя:
Образовательные(обучающие):
1.Обозначить 3 этапа работы над произведением, определить цели каждого этапа,
показать способы работы.
2.Обеспечить в ходе урока усвоение, повторение и закрепление основных понятий,
3.Закрепить навыки исполнения всего произведения в характере, с кульминацией и развитием. Соблюдение динамики ,темпа ,артикуляции, аппликатуры.
4 .Закрепить умение работать с нотным текстом.
Воспитательные:
2.Содействовать эстетическому воспитанию обучающегося.
3.Воспитывать творческое отношение к работе над музыкальным произведением.
4.Воспитывать трудолюбие, настойчивость ,волю, выдержку, уверенность в себе.
Развивающие:
1.Развивать умение выделять существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли.
2.Развивать внимание, память, мышление, воображение.
3.Развивать эмоции обучающегося ,создавая на уроке эмоциональные ситуации удивления, радости, занимательности, используя демонстрацию изучаемого произведения( аудио и видео записи).
Задачи урока для обучающегося:
Образовательные(обучающие):
1.Закрепить основные понятия, термины ,используемые для изучения данной темы.
2.Закрепить общие понятия, термины ( темп, динамика, аппликатура ,фразировка).
3.Закрепить умение работать с нотным текстом.
4.Добиться создания музыкального образа заданного произведения.
Воспитательные:
1.Развить настойчивость, уверенность в себе, желание показать плод своего труда широкой аудитории (публичные выступления).
Развивающие:
1.Правильное прочтение нотного текста.
2.Работа над средствами выразительности.
3.Работа над художественным образом.
4. Эмоциональная передача содержания музыки
Методы обучения:
-наглядный (слуховой и зрительный);
-словесный (рассказ, объяснение, диалог);
-иллюстративный в сочетании с репродуктивным (показ учителем и воспроизведение
услышанного обучающимся)
Материально-техническая база:
-просторное светлое помещение
-фортепиано
- Нотный материал
План урока:
1. Приветствие. Обьявление темы урока. Беседа об истории создания изучаемого
произведения.Несколько фактов из биографии композитора.(5 мин.)
2.Работа над нотным текстом.(15 мин.)
3.Работа над созданием характера произведения .(15 мин.)
4.Подведение итогов урока. Постановка домашнего задания.(5 мин.)
Ход урока:
Добрый день, уважаемые коллеги. Мы проводим открытое занятие с учащейся 7 класса Алиёй Султановой. Алия обучается по общеразвивающей программе «Фортепиано».
Тема занятия: «Освоение музыкального произведения».
Цель занятия: Систематизация и обобщение знаний по заявленной теме и их
закрепление в исполнительской деятельности.
1. Вступительная часть
Любое произведение – это дверь, открытая в мир захватывающих переживаний.
Но чтобы попасть в этот мир, нужно много потрудиться. Главное при этом
поставить цель, тогда появится желание преодолеть все трудности на пути.
А целью музыканта-исполнителя является стремление к техническому совершенству
для создания музыкального образа.
Для достижения данной цели нужно сознательно пройти три этапа работы над
произведением. У К.Черни эти этапы именуются «разбором, техническим
освоением, художественной отделкой». Г.Гинзбург называет их так: «зарождение
образа, элементарная работа, приспособление».
Для музыканта этот путь не прост. Надо сложное сделать простым, трудное
– лёгким, неудобное – удобным, а после этого нужно верное сделать привычным,
а затем прекрасным.
2. Первый этап работы. Первое знакомство с произведением.Просмотр.
Первый этап можно разделить на две ступени
Первая ступень:Знакомство с произведением.С историей создания.С прослу-
шивания.
Изучать пьесу начнём с названия. «Название - это начало познания».
Название подсказывает многое – образ, жанр, форму.Для начала нам следует
понять «душу» произведения. Представить музыкальный образ, который помо-
жет нарисовать эскиз исполнительского замысла.И ты сможешь почуствовать ,
какие пианистические движения помогут создать музыкальный образ.
Итак, изучаемое произведение называется «Баба-яга».Композитор
П.И.Чайковский.В какой цикл произведений оно входит?
Ученик:- «Детский альбом».
Учитель:- «Это уже вторая пьеса из детского альбома, которую ты изучаешь.
Для кого П.И.Чайковский написал «Детский альбом»
Ученик:- «Для своих племянников.В частности для своего любимого племянника
Володи Давыдова .
Учитель:- «Перед разучиванием произведения,ты несколько раз прослушала его.
Скажи,какая по характеру пьеса?»
Ученик:- « Пьеса по характеру лёгкая, стремительная, полётная.»
Учитель:- «А ещё ,наверное чувствуется волнение, даже какая-то зловещность.
Ведь Баба-Яга отрицательный персонаж».
Ученик:- «Согласна»
Учитель: Для того, чтобы создать такой характер, какие средства вырази-
тельности использовал композитор?
Ученик:- Во первых, минорную тональность.А ещё быстрый темп,
размер6/8;однообразный ритм; диссонирующие созвучия, хроматизмы,
резкая смена динамики.
Учитель:-Да,правильно. Все эти гармонические, мелодические, ритмические
средства,а также форма произведения придают музыке необычность и
сказочность.
На сколько частей можно разделить пьесу?
Ученик:- « На 3 части»
Учитель:- «Расскажи, какие ассоциации возникают. Какие картинки ты образно рисуешь?
Ученик:- « В 1части, Баба-Яга как-будто говорит какое-то заклинание ,
садится в ступу и отрывается от земли.Во 2-ой части она летит над лесом,
поднимается выше и выше.В 3-ей части летит очень высоко, постепенно
спускается вниз.»
Учитель:- «Это ты мысленно нарисовала себе картинку.Теперь нужно добиться,
чтобы похожую картинку нарисовал слушатель после исполнения тобой
произведения.
Следующая ступень первого этапа – это «просмотр произведения».
Разбирать произведение следует двумя руками, при этом на частностях
сосредотачиваться не нужно. Главное – уловить смысл и характер музыки.
Воображение и фантазия должны нести за собой сырой материал.
Даже если ты неважно читаешь с листа, ты всё равно должна проигрывать
произведение целиком,скорее не проигрывать,а прощупывать.
Пусть на первых порах представления будут смутными, всё равно возникает
эскиз исполнительского замысла.Но долго на этой ступени засиживаться нельзя,
чтобы не закрепились ошибки. (Демонстрация просмотра).
3.Второй этап работы. Исполнительский анализ. Техническое освоение.
Самый сложный и кропотливый этап. Рассмотрим технические трудности пьесы.
Это пьеса виртуозного, токкатного плана, она обогащает музыкальное мышление.
Сложность составляет сплошной поток быстрого движения с однотипной пуль-
сацией восьмыми нотами на staccato. Пьеса требует цепких пальцев, пластичных
кистевых движений, хорошей координации, умения быстро переключаться на
различные пианистические движения. Облегчить пианистическую задачу
поможет ясное осознание мотивной группировки.
Учитель:- «Проиграй пожалуйста мотивную группировку». С какой доли
начинается мотивная группировка?
Ученик:- « Начинается со слабой доли и заканчивается на сильной.
Учитель:-«Ясное представление о звучании таких мотивов диктует способ
исполнения.(Показ мотивных группировок).
Далее следует тщательно работать над нотным текстом. Не упускаем ни
одного ньюанса.
Необходимо увидеть, понять и услышать каждую деталь нотного текста.
Нотный текст - это письмо композитора, в котором он делится сокровенными
мыслями о музыкальном образе.
Осваивая текст, нужно останавливаться при каждом сомнении, анализировать и
исправлять. Также необходимо делать предупредительные остановки там, где ты
заранее чувствуешь, что не успеешь охватить группу нот. Осваивать все
элементы музыкальной ткани лучше, работая по кускам. Каждый кусок можно
проучить отдельно каждой рукой, отдельно какие-то мелодические ходы, голоса,
такты. При этом необходимо соблюдать точность в аппликатуре, штрихах,
голосоведении, динамике. Очерёдность кусков может быть самая разная. Работая
по кускам, нужно всегда помнить, что каждый из них – это часть целого и
понимать, какую роль он выполняет в целом произведении.
4. Третий этап работы. Художественная отделка.
Задача этого этапа – художественное воспроизведение произведения. Теперь ты должна донести произведение до слушателя. Подготовить его к сценическому исполнению. Показать свою интерпретацию произведения. Этот этап ставит перед тобой следующие задачи:
-представить результат своего действия еще до его осуществления;
-добиться ровного и незатрудненного исполнения (и по нотам, и на память);
- исполнять пьесу выразительно, с уточнением динамики, ритмики, единства
темпа, распределения звука
-умение исполнить пьесу в любой обстановке, на любом инструменте,
перед любыми слушателями;
Учитель: Настало время проиграть произведение целиком.
(исполняется произведение)
Итак, домашнее задание, повторять материал. Использовать «метод раздвинутых проигрываний», как всей пьесы в целом, так и отдельных эпизодов частей.
Что это значит?
Ученик: Это значит, что проигрывания следуют одно за другим не сразу, а через некоторый промежуток времени.
Учитель: Да, что бы следующее проигрывание происходило как бы «заново», т.е. носило характер «первого», а не «второго» проигрывания. В промежутках можно проигрывать другие эпизоды пьесы или же производить текущую работу над другими пьесами.
Наш урок подошёл к концу. Спасибо, уважаемые коллеги. Спасибо, Алия.