Речевое развитие и музыка


Автор: Колга Алёна Александровна

Предмет: Музыка

Класс: Педагоги

Тип материала: Методическое сообщение

Речевое развитие и музыка

Краткое описание работы: статья - рекомендации

Речевое развитие и музыка

 

Автор: Колган  Алёна Александровна, музыкальный руководитель

Учреждение:МБДОУ№116
Населенный пункт: г.Иркутск

 

    Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи детей. Основополагающим принципом проведения музыкальных занятий является взаимосвязь музыки, движения и речи. Поэтому мы используем все виды  музыкальной деятельности: пение,  слушание, музыкально - ритмические движения, музыкально  - дидактические игры, игры на детских музыкальных инструментах, пальчиковую  гимнастику. 

  Основная задача музыкального воспитания: воспитывать любовь и интерес к музыке. Эта задача решается путем развития музыкального восприятия и слуха, основной вид музыкальной деятельности - пение, наиболее тесно связан с развитием речи, так как способствует развитию речевого слуха и речевого дыхания. Пение дает так же возможность вырабатывать у детей протяжное произнесение гласных звуков и четкое, внятное, но не утрированное произнесение согласных звуков, приучает детей ясно и четко, без лишнего напряжения произносить слова песни, т.е. помогает вырабатывать хорошую дикцию. Пение требует четкой работы артикуляционного аппарата (губы, язык), это, конечно, помогает развитию четкой дикции ребенка. Дети овладевают ритмическим строем языка, ведь им приходится пропевать каждый слог. При пении дети неосознанно рифмуют определенные слоги.

     В ходе работы над текстом, разучиваемой песни, проводим работу по коррекции устной речи. В этом нам помогает артикуляционная гимнастика. В неё включаем упражнения для языка, щёк, губ, а также мимические упражнения, направленные на развитие подвижности речевых органов. Такие упражнения вызывают положительные эмоции у детей, а также развивают мимику.

     Так же, детям очень нравятся развивающие игры с голосом. Это подражающие игры со звуками мира (кашель, чихание, голоса животных и птиц, неживой природы: часики, дождик, скрип дверей, звук автомашины)

Очень важное значение, в процессе развития ребёнка, имеет развитие мелкой моторики рук – это пальчиковые игры, игры – манипуляции, сюжетно – пальчиковые упражнения, пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»)

С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребёнка внимания, сосредоточенности.

Например: «Кулак-ребро-ладонь» – это упражнение хорошо выполнять под бодрую маршевую музыку, например под всем известную песенку «Гуси у бабуси». Ребёнку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости стола; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром на плоскости стола. (Можно эти жесты условно назвать «камень», «нож», «бумага» или как угодно по-другому.) Сначала учимся выполнять эти движения отдельными руками, затем вместе, затем с переходом от левой руки к правой.

Одной из предпосылок  условий реализации речевой деятельности является развитие чувства ритма. Ритм присутствует во всех моментах музыкальных занятий: в пении, слушании музыки, музыкально- ритмических движениях, в игре на детских музыкальных инструментах. Часто к этому добавляется звучащий жест. Это - хлопки, щелчки, притопы – целый ансамбль ударных мы носим всегда с собой.

Конечно же, в каждом детском саду есть детские  музыкальные инструменты, которые мы используем в работе с детьми  и в зале, и в группах. Но также можно использовать различные материалы, предметы: шары, ткани, палочки, стаканы, веревки. Практически любой предмет может быть использован на занятии: либо в качестве музыкального инструмента, либо для дополнительной организации движения.