Методическая разработка «Средства музыкальной выразительности как элемент художественно-результативной стороны исполнительского процесса.»


Автор: Ольга Вячеславовна Зорина

Предмет: Инструментальное исполнительство

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

Методическая разработка «Средства музыкальной выразительности как элемент художественно-результативной стороны исполнительского процесса.»

Краткое описание работы: Методическая разработка «Средства музыкальной выразительности как элемент художественно-результативной стороны исполнительского процесса.»

 

 

 

 

Методическая разработка

Тема: «Средства музыкальной выразительности

как элемент художественно-результативной стороны исполнительского процесса.»

 

 

 

 

 

 

 

 

выполнила

преподаватель:

Зорина О.В.

                                                                                                                     

 

 

 

 

Новокузнецк 2024г.

 

 

 

Введение

Слайд-1Средства музыкальной выразительности как элемент художественно-результативной

стороны исполнительского процесса.

 

«О, музыка –язык всемирного общенья!..
Как звуки вечные твои нас призывают к пробужденью…»

 

«Музыка…Ее звуки трогают, проникают в душу, завораживают и очищают.» 

Музыка способна проникать в сердце и разум человека, наполнять его сильными эмоциональными впечатлениями.

    Тайна музыки и ее воздействие на человека и все живое, возможно, никогда не будет до конца разгадана. В ней есть что-то непостижимое и, наверное, оттого, еще более прекрасное. Согласитесь, без Музыки этот Мир был бы совсем другим...

    Музыка – это своеобразный язык, возникший, как и словесная речь, в результате стремления людей к общению между собой, стремления человека передать свои мысли и чувства на языке искусства.

Важнейшее средство общения – слово. И ближе всех других видов искусства к нему стоит музыка, обладающая звучащим языком. Этим языком овладевают с детства все люди. В этом заключается важная роль музыки в общественной жизни людей.

 

Слайд-2 Выразительные средства музыки и составляют тот особый язык, без знания которого нельзя по-настоящему постичь содержание музыки. Понимание музыки предполагает умение различать те выразительные средства, которыми пользовался композитор – то есть, слышать музыкальную речь. Средства музыкальной выразительности помогают нашему восприятию

не только понимать язык музыки, но и говорить на нем!

 

Выразительные средства музыки и составляют тот особый язык, без знания которого нельзя по-настоящему постичь содержание музыки. Понимание музыки предполагает умение различать те выразительные средства, которыми пользовался композитор – то есть, слышать музыкальную речь.

    Средства музыкальной выразительности помогают нашему восприятию

не только понимать язык музыки, но и говорить на нем!

    Рассмотрим средства музыкальной выразительности в качестве элементов художественно-результативной стороны исполнительского процесса.   

     

Классическая музыка имеет определенные каноны, позволяющие создавать удивительные шифры. Эти музыкальные приемы формировались столетиями, менялись в зависимости от эпохи. Начало формирования собственного языка символов, а именно средств музыкальной выразительности было положено в 16-ом веке. Но за дальнейшие века эмоциональная палитра наполнилась всеми оттенками и цветами, создающими особый колорит произведения.

    Так, создание художественных образов в музыке реализуется при помощи средств музыкальной выразительности. Средства выразительности музыкального искусства весьма разнообразны по своей природе и представляют собой достаточно широкий спектр. Особенность музыкальных средств выразительности заключается в том, что содержательную составляющую музыки сложно интерпретировать словами.

В этой связи от слушателя требуется не только эмоциональный отклик, но и интеллектуальное мышление.

 

Слайд-3 ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВАМУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ: МЕЛОДИЯ, ЛАД, ГАРМОНИЯ, ИНТОНАЦИЯ,РИТМ, МЕТРΤΕΜΠ, ТЕМБР, РЕГИСТР, ДИНАМИКА, АРТИКУЛЯЦИЯ , ФАКТУРА, ФОРМА, ЖАНР.


 

К средствам выразительности в музыкальном искусстве относят ритм, мелодию, гармонию, темп, тембр, динамические оттенки, артикуляцию, агогику и др. Среди указанных средств музыкальной выразительности теоретиками музыковедения выделяются главные и второстепенные. Большинство исследователей и ученых в области музыковедения к главным средствам музыкальной выразительности относят гармонию, ритм и мелодию. Именно данные средства, тесно взаимосвязанные в художественном содержании музыкального произведения, способствуют созданию художественных образов. В совокупности они создают определенную художественную образность или придают ей разнообразные оттенки.

Среди средств музыкальной выразительности (мелодия, лад, гармония, фактура, темп, метр, ритм, тембр, регистр, динамика, штрих, приём)

первичными являются четыре: высота, длительность, тембр, динамика.

Остальные производны, так как относятся либо к области высоты, длительности, тембра, динамики; либо представляют собой синтез из двух-четырёх вышеперечисленных характеристик звука.

 

Слайд-4 Выразительные средства музыки-сложноорганизованная многосторонняя система, и каждый элемент системы взаимодействует с другими её составляющими.

 

Выразительные средства музыки-сложноорганизованная многосторонняя система, и каждый элемент системы взаимодействует с другими её составляющими.

   Важен вопрос развития восприятия и осмысления содержания музыкальных произведений посредством обращения к смысловым особенностям средств музыкальной выразительности, ибо каждое средство обладает своим кругом художественно-выразительных возможностей, находится в зависимости от конкретного контекста, в котором оно выступает.

 

Средства музыкальной выразительности помогают передать образное содержание и замысел композитора. Важно учитывать все особенности используемого комплекса средств выразительности. Все зависит от драматургии и от взаимодействия образов.

Поэтому при исполнении важно учитывать каждый нюанс.

 

Слайд-5 Музыка – искусство создания художественного образа путём организации средств музыкальной выразительности во времени.

 

Музыка — искусство создания художественного образа путём организации средств музыкальной выразительности во времени.

Искусство всегда оперирует художественными образами.

Особенностью музыкального искусства является то, что оно отражает жизненные явления в музыкальных образах.

 

Слайд-6 Музыкальный образ произведенияэто комплекс выразительных средств,

воздействующих на слушателя своим конкретным звучанием.

 

Музыкальный образ произведенияэто комплекс выразительных средств, воздействующих на слушателя своим конкретным звучанием.

   Художественный образ как неотъемлемая часть музыкальной речи является одной из важных составляющих в работе над музыкальным произведением.

Главное в музыке – это уметь при помощи звуков подарить слушателю эмоцию и образ.

Особо важную роль играет мелодия, потому что она наиболее ярко передаёт основную мысль, чувства.

Образ обогащается и другими элементами музыкальной речи — ладогармоническим складом произведения, его темповыми и

динамическими нюансами, приёмами изложения музыкальной мысли,

структурой самого произведения.

Понимание художественного образа музыкального произведения невозможно без понимания совокупности выразительных средств–приемов, которыми пользуются композиторы при построении смысловых элементов произведения и которые способствуют созданию в нашем сознании определенных представлений и ассоциаций, углубляют понимание сути произведения и вызывают личностное отношение к нему.

       Сочетание выразительных средств в музыке с сюжетом (в программной пьесе), с поэтическим словом (например, в песне, опере), с действием (в спектаклях) делает музыкальный образ более конкретным, понятным.

 

 

 

Заключение

Музыкальный язык воссоздаёт художественные образы, вызывает определённые психологические состояния с помощью специфических выразительных средств, которые в системе логико-смысловых взаимосвязей интонированных звуков объединяются в малые и большие структурные построения и получают организационно-функциональное и выразительное значение, и путём взаимодействия этих построений во временном изложении музыкальной мысли, создании внутренней согласованности и напряжённости и т.д., выполняют важную роль в воспроизведении идейно-художественного содержания и художественного качества произведения.

 

Слайд-7 Освоение средств музыкальной выразительности — это вычленение в музыке наиболее характерных для неё характеристик: громкости, звуковысотности, темпоритма, тембра, характера звукоизвлечения, формы, жанра и др и определение их роли в создании музыкального образа.

 

Таким образом, освоение средств музыкальной выразительности —

это вычленение в музыке наиболее характерных для неё характеристик:

·       громкости,

·       звуковысотности,

·       темпоритма,

·       тембра,

·       характера звукоизвлечения,

·       формы,

·       жанра и др.,

и определение их роли в создании музыкального образа, иными словами, это освоение музыкального языка!

 

Список использованной литературы

1. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1-2 изд. Ленинград: Музыка, 1971. 376с.

2. Мазель Л.А, Цуккерман В. Анализ музыкальных произведений. – М., 1967. – 527 с

3. Интонации и музыкальный образ: статьи и исследования музыковедов СССР. Москва: Музыка, 1965. 354 с.

4. Нотация в музыке XX века: учеб.-метод. пособие / А. Р. Кузьмин; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Изд. 2. - Челябинск, 2010. 100 с.

5. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. – М.: Музыка, 1976. – 253 с.

6. Корто, А. «О фортепианном искусстве». - М.: Саттва, 2000.

 

7. Ландовска, В. «О музыке». - М.: Наука, 1991.

 

8.Алексеев А. «История фортепианного искусства». Часть 1 и 2., «Музыка», 1988г.