Различные приемы работы с ритмом на начальном этапе обучения.


Автор: Тимофеева Наталья Борисовна

Предмет: Музыка

Класс: Дети

Тип материала: Методические разработки

Различные приемы работы с ритмом на начальном этапе обучения.

Краткое описание работы: Работа над ритмом является одной из главных на начальном этапе обучения. Чтобы ребенку было интересно, полезно в течение урока менять виды заданий, отрабатывая один и тот же ритмический рисунок. Для работы используется наглядный материал в виде ритмических шаров, карточек, стихов, шумовые музыкальные инструменты. Обязательным является выполнение ребенком посильного домашнего задания для закрепления материала, изученного в классе

 

    Работа над ритмом является  одной из главных на начальном этапе обучения. Чтобы ребенку было интересно, полезно в течение урока менять виды заданий,  отрабатывая один и тот же ритмический рисунок.

 Для работы используется наглядный материал в виде ритмических шаров, карточек, стихов, шумовые музыкальные инструменты.

  Обязательным является выполнение ребенком посильного  домашнего задания для закрепления материала, изученного в классе.

1. Понятие метр и ритм.

    Дается на первых уроках на примерах известных детям песен.  На первом этапе отдельно прорабатывается метр, затем ритм. На втором этапе можно совместить одновременное исполнение метра и ритма, разделив детей на две группы. Одним из более сложных вариантов является смена заданий по указанию педагога: дети под музыку должны переключиться  на метр или на ритм по требованию педагога. Полезно использовать шумовые инструменты, для выделения сильной и слабых долей в разных размерах.

 2. Подбор слов на заданный ритм.

 Этот вид работы очень нравится детям, так как здесь им могут помочь родители, не имеющие музыкального образования. На уроке педагог показывает ритмическую карточку (один такт в размере две четверти) и приводит пример простых слов, которые укладываются в данный ритм. Например, II – парта, дети продолжают игру в слова. На данном этапе используются четвертные, восьмые и четвертная пауза.

3. Ритмическое эхо.

   Можно использовать несколько вариантов. Первый – простое повторение ритма за педагогом ритмическими слогами в заданном темпе. Второй, более сложный. Дети повторяют ритм за педагогом первый раз молча,  второй раз - ритмическими слогами. Более подвинутые группы повторяют ритмическими слогами с первого раза. Третий вариант- нужно повторить такт (один или два) наоборот, слева направо.

4. Ритмические карточки.

   На начальном этапе желательно, чтобы у каждого ребенка были свои ритмические карточки. Во–первых, дети любят работать с подручным материалом, во-вторых, это удобно для работы на уроке и дома. Варианты работ самые разные:  для закрепления материала можно выложить ритм выученной песни на уроке и дома, выложить ритм, прохлопанный педагогом, сочинить ритм самостоятельно, потом записать его в тетрадь.

5.  Работа с ритмическими шарами.

  Надоске прикрепить 4-8 ритмических шаров в нужном размере. Задание: прохлопать ритм ритмическими слогами один раз, далее один шар(такт) переворачивается, дети снова хлопают ритм, вспоминая пропущенный. Так пока все шары не закроются, ритм выучивается наизусть. Хорошо тренируется память, есть элемент соревнования, что очень нравится детям. Итог – кто быстрее запишет или выложит правильно ритм.

6. Метр и ритм на более сложном уровне.

     Следующим этапом в работе полезно совмещать метр и ритм одновременно каждому ученику. Это можно делать на простых стихотворениях, используя уже шестнадцатые длительности, а также на всех выученных песенках (смотри приложение). Здесь тоже есть варианты: можно совмещать метр в правой, а ритм в   левой руке. Далее более сложный - совмещать метр в ногах, ритм в руках и наоборот. Можно использовать ритмическую карточку (смотри приложение).

7. Ритмическое остинато.

Очень удобный вид работы, но достаточно сложный на начальном этапе. К выученным песням педагог подбирает один – два такта ритма, различного с ритмом выученной песни. Ритм заучивается наизусть и исполняется одновременно с пением песни. Если сразу  не получается, то можно разделить детей на две группы: одна поет, другая хлопает. Для домашнего задания можно давать  детям творческое задание: сочинить свое остинато и исполнить его на различных шумовых инструментах. Еще вариант - придумать на каждую ритмическую фигуру свои движения: присесть, хлопнуть, топнуть, прикоснуться к носу или уху.   

8. Контрритм к песням.

   Задание аналогично предыдущему. Ритм на восемь тактов записывается как ритмический диктант, дома или на уроке выучивается наизусть. Далее исполняется одновременно с выученной песней. 

9. Ритмический канон.

  Исполняется группой или парами(с педагогом или учеником).  Один из вариантов – это стихотворение. Второй – исполнение канона по таблице, используя первую колонку ритма (смотри приложение).

    Данные виды работ с ритмом дают хорошие результаты. Ребенок наглядно знакомится с разнообразными ритмическими формулами, закрепляя материал дома и на уроках, используя различные виды работ. Хорошо развиваются разные виды  памяти, моторика, координация.

 

Учебная литература.

 1.Баева Н., Зебряк Т. Сольфеджио 1 -2 класс. «Кифара», 2006

2.Калинина Г. Рабочие тетради по сольфеджио 1-7 классы. М. 2000¬2005

3.Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио. Часть 1. Одноголосие. М. Музыка,  1971

4. Металлиди Ж. Сольфеджио. Мы играем, сочиняем и поем. Для 1-7 классов детской музыкальной школы. СПб: "Композитор», 2008

5. Стоклицкая Т. 100 уроков сольфеджио для маленьких. Приложение для детей, ч.1 и 2. М.: «Музыка», 1999

6. Фролова Ю. Сольфеджио 1 класс Ростов-на-Дону ,2003

                                     Методическая литература.

  1. . Стоклицкая Т. 100 уроков сольфеджио для маленьких, ч.1 и 2. М.: «Музыка», 1999
  2.  Фролова Ю. Пособие по сольфеджированию и музыкальному диктанту. Подготовительный и первый класс.  Ростов-на-Дон,  2008