Как добиться активности детей на музыкальном занятии


Автор: Макеева Анастасия Денисовна

Предмет: Иное

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические рекомендации

Как добиться активности детей на музыкальном занятии

Краткое описание работы: Добиваемся активности детей на музыкальном занятии

В работе мы ищем наиболее эффективные методы и приемы, которые способствуют повышению активности детей на занятиях. Заботимся о том, чтобы дети в течении всего занятия сохранили внимание и были дисциплинированы.

Стараемся разнообразить методические приемы, при этом учитываем, что детям быстро надоедают одна и та же деятельность, внимание их рассеивается, активность восприятия снижается.

Наглядный материал, различные дидактические пособия, музыкальные инструменты, используемые на занятия, способствуют формированию у детей активного восприятия музыки.

Как правило, на музыкальном занятии используем в сочетании несколько методов наглядные и словесные практически игровой. Делаем это в зависимости от степени музыкального развития детей и от содержания материала.

Наглядно - слуховой метод был главным методом в нашей работе. Выразительное исполнение песен инструментальной музыки, помогала детям более глубоко воспринимать музыкальное произведение, воспитывала у них художественный вкус, вырабатывала оценочное отношение к тому, что они слушали, вызывала у ребят эмоциональную отзывчивость.

Я не только сама знакомить детей с программными вокальными произведениями, но и привлекла к воспитатели к показу новой песни. Стремилась к тому, чтобы исполнение было ярким волновало детей не оставляла их равнодушными. Например, в начале года песни А. Пахмутовой «Про нашу Советскую Родину» прозвучало в исполнении воспитателя. Это вызвало активные слуховое внимание неожиданные для детей ситуация и художественно исполнение песни способствовали лучшему ее запоминанию. Учитывая, что звучание музыкального произведения в оркестровом исполнении помогает более ярко почувствовать тембровой динамической богатство красок, услышать «голоса» различных инструментов,  мы широко используем на музыкальном занятии грамзаписи. Например, прослушав «Море» выступления к опере Н.А. Римского - Корсакова «Садко» в оркестровом исполнении, Надя сказала:  «В оркестре все звучит по другому», «Как?» - спросила я. Ответ был односложным «Сильно».

 На следующем занятии дети попытались самостоятельно определить динамическое развитие произведения «В начале, музыка тихая, медленная, потому что море было спокойное, а потом все громче и страшнее становилось музыка, это буря разыгралась» - сказала Юля.

Для лучшего восприятия формы музыкального произведения наглядно слуховое метод использовали в сочетании с наглядно зрительным, с этой целью мы демонстрировали детям репродукции картин Айвазовского «Черное море» и «Девятый вал». Наглядность позволяла ребятам определить кульминационный момент в музыке лучше запомнить музыкальное произведение.

Большое значение придавали применения технических средств обучения на занятии предоставлением песни, «Внуки Ленина» (музыка, В. Витлина), показали цветные слайды из серии «На родине вождя», яркие слайды, привлеки, внимание, детей, красочность вызвали у них живой интерес.

С волнением ребята рассматривали дом, в котором прошли детские годы, годы В.И. Ленина, и гимназия, в которой учился Владимир Ильич, его похвальный лист.

Цель этой демонстрации заключалась в том, чтобы подготовить детей к восприятию музыки, вызвать у них эмоциональный отклик и подготовить более выразительным исполнению песни. Ребята слушали песни с большим вниманием, активно высказывались ее содержании и характере. «Очень торжественная песня» - сказал Саша. «Я буду учиться в школе как Ленин»- заявила Наташа.

Перед разучивание песен «Май шумит, смеется» (музыка Т.Ломовой), и «Дружат дети всей земли» (музыка Д. Львова – Компанейца), показали сюжет на иллюстрации, которые помогли донести до детей основную идею песен, дружбу народов, раскрыть характер музыки, веселый и задорный. Послушав песню «Дружат дети всей земли», Андрюша спросил,  «Мы будем танцевать в кругу как эти ребята на картинке? Мы тоже дружные?»

Накануне празднования Дня Советской Армии и Военно - морского флота мы показали на музыкальном занятии фрагменты спектакля теневого театра «На страже Родины», под музыку на экране прошли пехотинцы, танки самоходные орудия, проплыли военные суда, в небе пронеслись реактивные самолеты.

Этот прием помог не только активизировать внимание всех детей группы, но и добиться на праздничном утреннике большей выразительности в исполнении песен «Ленин на параде» (музыка А. Фатахха), «Наша родина сильна», (музыка А. Филиппенко), и другие. Ведь картина парада прошла перед глазами детей.

Сочетание зрительных слуховых представлений способствовало более глубокому и активному освоению детьми новых знаний.

Показ на занятии картин слайдов иллюстрации и других наглядных средств требовал пояснений, поэтому для активизации внимания детей мы используем и словесный метод. Наши объяснения помогали глубже вникнуть в содержание музыкального произведения. Перед слушанием музыки в доступны детям форме мы познакомили их с биографии композитора. При этом стремились, чтобы рассказ был содержательным, лаконичным и эмоциональным преподнесенным, иначе ведь снизились заинтересованность ребят. Перед тем как познакомить со вступлением к опере Н. Римского -Корсакова «Садко» -  «Море»,  рассказали о том, что композитор очень любил сказки и писал к ним музык. Называли оперы: «сказка о царе Салтане», «Золотой петушок», «Снегурочка». Н.А. Римский – Корсаков, продолжали мы - очень любил море, он был морским офицером, много плавал по морям, океанам. Любовь композитора к морю, выражалась в музыке.

После короткого рассказа, который заметно активизировала внимание детей, особенно мальчиков, мечтающих стать моряками, ребята слушали море, затаив дыхание.

Музыкальные впечатления детей нашли отражение в самостоятельной художественной деятельности и мальчики и девочки с одинаковым значением рисовали море в ясную погоду и в бур.ю.

 Мы предлагали детям вопросы «Какой композитор написал это произведение», «В каком исполнении слушали произведения», «В исполнении одного музыкального инструмента или в исполнении оркестра», «Если в исполнении оркестра, то звучание каких музыкальных инструментов услышали», и так далее.

Вопросы, заданные всей группе активизировать познавательную деятельность детей помогали нам педагогам, выявить их знания.  Полных ответов не требовали напротив, поощряли лаконичность,  после вопроса требующего однозначного ответа не торопились сказать правильно «Денис Море написал композитор Римский – кКорсаков», а спрашивали -  «Ира, как ты думаешь, прав ли Денис?»,таким образом предоставляли возможность подумать и ответить каждому ребенку.

Особое значение придавали художественному слову в прозе и поэзии, как довольно сильному фактор воздействия на ребенка. Слушанию фрагменты из оперы «Сказка о царе Салтане», предшествовали слова из сказки А.С. Пушкина

…ель в лесу, под елью белка,

 Белка песенки поет

И орешки все грызет,

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

 Ядра чистый изумруд

Вот что чудом то зовут.

Для создания у детей лирического настроения перед тем как познакомить песни «Жаворонка» музыка П.И. Чайковского прочитали отрывок из стихотворения Е. Баратынского

Весна, весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурью живой

Слепит мне очи он…

 Под солнце самое взвился

И в яркой вышине

Незримый жаворонок поет

Заздравный гимн весне.

На каждом музыкальном занятии работали над обогащением словарного запаса детей, объясняли значение новых слов, целых фраз так при определении содержания «Зимней песенки» (музыки М.Карасева),  уясняя значение отдельных слов и выражений, спросили детей, как они понимают слова «и на утренней заре лес проснулся в серебре», Наташа ответила – «зимой деревья покрыты снегом, а утром когда солнце засветит, снег на ветках искрится и серебрится».

 Работая над песней «Журавли» (музыка А.Лившица),  рассказывали детям о том, что журавли летят клином, во главе которого вожак.

Яркая музыка Н. Римского - Корсакова и П. Чайковского, образные и выразительные стихи, А.С. Пушкина и Е. Баратынского помогли мне в разрешении одной из самых сложных задач - в развитии детского песенного творчества.

Словесный метод использовали и при обучении детей музыкально - ритмическим движением объясняли, как надо выполнять упражнения, напоминали об осанке положении рук.

Широко использовали так называемый практический метод. Особое значение придавали упражнениям во всех видах музыкальной деятельности как бы хорошо мы не объясняли и не показали как надо петь, танцевать, слушать музыку или играть на каком либо детском музыкальном инструменте, дети не смогут всему этому научиться, если не будут упражняться в подобных действиях. То есть, не будут сами петь, сами танцевать, слушать музыку, играть на детских музыкальных инструментах.

Почти на каждом музыкальном занятии мы давали детям упражнения для распевания, по определенной системе, сначала пели попевки на одном звуке, затем на двух звуках.

В танцевальных движениях шли от простых к более сложным. Начинали в медленном темпе, с полу присядке или шаг с притопом, а заканчивали ковырялочкой и веревочкой в быстром темпе.

При обучении игре на детских музыкальных инструментах применяли такой прием: обучив, двух - трех детей, поручали научить всех остальных, например на металлофоне.

Благодаря разнообразию упражнений, которые мы использовали во всех видах музыкальной деятельности, дети стали петь чисто, лучше двигаться, активнее проявлять себя самостоятельным музыкальной деятельности.

 У ребят появилось желание сочинять песенки, создавать композиции плясок. Мы стали пробуждать детей сочинять песенки на данный заданы текст. Предлагаю в основном короткие стихотворения Агнии Барто или четверостишие собственного сочинения. Поскольку мы уделяли большое внимание развитию ладового чувства , сочиняли в миноре или в мажоре исходя из содержания стихотворение. Предварительно выясняли какая по характеру должна быть песенка. С большим желанием и заинтересованность  дети сочиняли песенки про бычка , про зайчика, про мишку.

Однако не все дети запоминает свои ранние сочиненные песенки, часто при повторении возникают новые варианты.

Детское творчество широко использовали как прием закрепления полученных навыков в таком виде музыкальной деятельности как музыкально ритмические движения, учили детей чувствовать себя раскованно, свободной пляски создавать свои композиции плясок, танцев. Исполнять их ярко, выразительно, эмоционально.

Музыку давали в грамм записи, в исполнении симфонического, духового оркестра или оркестра народных инструментов.

Поскольку игра для дошкольников - основная деятельность, то естественно, что среди других методов, применяемых для активизации внимания детей, большое место мы уделяли методу игровому. Использование на музыкальном занятии игровых приемов, игровых ситуаций и наконец музыкально дидактических игр дало возможность увлечь, заинтересовать детей и обеспечить хорошую организацию занятий.

Опыт подсказал что игровой метод целесообразен не только в младших группах. У детей старшего дошкольного возраста интерес к игре достаточно велик, они с увлечением играют в музыкально дидактические игры, как на музыкальном занятии так и в группе в вечернее время.

 Фронтальное использованием музыкально дидактических игр на музыкальном занятии это еще один прием активизации внимания детей. Приемы используемые на занятиях мы стремились разнообразить, так как повторение одних и тех же приемов могло привести к снижению эмоционального интереса к занятию. Практика подсказала что в основе воспитания внимание активности лежит не воздействия на детей призывами быть внимательными и активными, а продуманная организация занятия.  Суть ее состоит в том, что сначала задание выполнять нужно всей группой детей и оценивалась работа музыкальным руководителем, затем то же самое задание мы предлагали выполнить детям второго ряда , а третьему проверить правильность выполнения. Задания выполняли девочки , оценивали его мальчики и наоборот так мы поступали работая над песней разучивая плясовые движения. Возникла игровая ситуация, соревнования,  которая позволяла повысить качество исполнения, включить всю группу в активную деятельность. Этот прием помогал детям научиться оценивать исполнительную деятельность товарищей.

В ходе занятия следили за тем, чтобы все дети активно участвовали в работе и задания выполняли в достаточно быстром темпе. Мы стремились к тому, чтобы занятия были плотными и динамичными.

При обучении детей игре на детских музыкальных инструментах на занятии использовали большое количество инструментом, в островном ударные румба, треугольник, бубен, музыкальные молоточки, маракасы, металлофон. Предлагали играть по одному и небольшими группами.

С удовлетворением стали отмечать, как заметно активизировалась театральный и художественный речевая деятельность детей. Дети активно воспринимают, запоминают в первую очередь то, что действует на их чувства. Вот к такому выводу мы пришли. Поэтому наиболее эффективными принципами активизации детей на музыкальном занятии считаем следующие:

ü насыщенность занятия материалом: учебным и наглядным и музыкальным дидактическим;

ü  динамичны занятия;

ü  Заинтересованность детей в занятии;

ü  фронтальный опрос детей;

ü  эмоциональное преподнесении материала;

ü  дифференцированный подход к каждому ребенку.

Опираясь на эти принципы, используя раскрытые выше методы и приемы, мы готовим своих воспитанников к учебной деятельности в школе. Учим детей быть организованными и дисциплинированными, инициативными, творческими и активными.